Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
статья по литературе на тему

Мартынова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

10 класс

«Развитие парламентаризма в России»

                                                                             Составитель: учитель истории

                                                                             и    обществознания

                                                                             МОБУ СОШ с. Ломовка

                                                                             Петрова Е.А.

г. Белорецк 2011 г.

Цель: Показать учащимся развитие парламентаризма в России.

Задачи:

  1. Познакомить с историей парламента в России
  2. Показать эволюцию паламентаризма от государственной думы 1906 г. до современного этапа.
  3. Формировать осмысленное отношение к демократическим институтам современного общества.
  4. Воспитать старшеклассника как  достойного гражданина Российской Федерации.

План классного часа:

  1. Рассказ учителя о развитии парламентаризма. (Приложение №1)
  2. Беседа учащихся с депутатами поселкового совета с.Ломовка (Т.А. Масленникова, Зимина, С. А. Федоров)

27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. Что же предшествовало этому моменту? И как до и после этого события развивается парламентаризм в России нам  с вами предстоит разобраться сегодня.

Место и роль Государственной думы в дореволюционной россий ской истории целесообразно оценивать не столько с точки зрения ее соответствия существовавшим в то время в странах Западной Евро пы или в США парламентам, сколько с учетом того нового, что воз никло в общественно-политической жизни России после появления этого органа народного представительства. И с таких позиций само учреждение Манифестом императора Николая II от 17 октября 1905 г. Государственной думы как законодательного, а не как законосовеща тельного, органа стало важной вехой в тысячелетнем процессе раз вития российской государственности.

В различные исторические эпо хи в нашей стране существовали представительные и сословно-представительные органы, некоторые из которых принимали решения, имевшие силу законов. В их ряду – вечевые собрания в Киевской Руси, народные вече в Новгородской феодальной республике, зем ские соборы ХV-ХVII вв., Уложенная комиссия, созданная по Указу императрицы Екатерины II. Однако именно Государственная дума была провозглашена законодательным органом. К тому же при уч реждении Государственной думы в 1905 г. принципиально новым явилось проведение выборов депутатов Государственной думы «на всем пространстве Империи», согласно царскому манифесту.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.  Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). 8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т. н. Выборгское воззвание

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию). Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Секретарем — М. В. Челноков (кадет). 1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала: крайних правых депутатов — 50, умеренно-правых и националистов — 97,октябристов и примыкавших к ним — 154, «прогрессистов» — 28, кадетов — 54, трудовиков — 13, социал-демократов — 19, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, Польское коло — 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Председателями Думы 3-го созыва были: Н. А. Хомяков (октябрист) — с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г. Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три — на период Первой мировой войны. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко.

25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях.

Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: её членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, де-факто принявший на себя функции верховной власти, сформировав Временное правительство России.

Уникальность этих выборов для общественно-политической жиз ни России состояла и в том, что в них впервые приняли активное участие политические партии: кадеты, октябристы и некоторые дру гие, незадолго до этого узаконенные в Российской империи. Приме чательно, что в выборах в Государственную думу участвовали и не которые национально-региональные партии, которые поддерживали своих кандидатов, представлявших народы различных регионов им перии. Так было положено начало участию политических партий в российских парламентских выборах, что в наши дни стало важней шей составляющей всего избирательного процесса.

Говоря о партийном элементе начального этапа российского пар ламентаризма, нельзя не отметить, что именно тогда в процессе ра боты Государственной думы сформировался и стал полноценным такой важный атрибут парламентаризма, как объединение депутатов во фракции. Правда, не все из этих фракций были сугубо партийными. Однако само их наличие в Государственной думе свидетельство вало о новом уровне политической жизни в России. Процесс форми рования партийных фракций был жестко прерван в советские време на, когда сама фракционность как явление оказалась под запретом. И только в последние пятнадцать лет, начиная с эпохи перестройки всей советской политической системы, в законодательных и представи тельных органах нашей страны снова начали появляться партийные фракции.

Наверное, можно сказать, что если под «парламентом» понимать законодательную власть в строгом смысле слова, то в СССР его просто не было. Реальным властным органом, возможно, являлся разве что Президиум Верховного Совета, от имени которого издавалась огромная масса регламентирующих документов. Конечно, советские депутаты не были выдвиженцами территориальных общин, а назначались сверху. Но существование Верховного Совета СССР, а так же советов различных уровней не было таким уж абсурдным. Имелась у этой системы и внешнеполитическая функция, и репрезентативная, и пропагандистская, и функция структурирования элиты и т. д.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90- х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. 

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса. 

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ. 

На современном этапе развития России оказалось востребовано многое из практики и организации работы Государственной думы 1906-1917 гг. Так, в 1994 г., когда разрабатывался Регламент Государ ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пер вого созыва, депутаты обратились к историческому документу под названием «Наказ Государственной думы». В Наказе впервые в Рос сии регламентировались многие процедуры и нормы деятельности Государственной думы, которые уже тогда вполне соответствовали общепринятым принципам парламентаризма. В частности, Наказом регламентировались этапы рассмотрения законопроектов в Думе, порядок направления думских запросов министрам, правила выступ лений депутатов в ходе думских дебатов, полномочия председатель ствующего на пленарном заседании.

В настоящее время в политической системе Российской Федера ции действует конституционно закрепленный принцип разделения властей, и уже на новой правовой основе учреждена Государствен ная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Она обла дает целым рядом важных конституционных полномочий, значитель но превосходящих по своему объему полномочия Государственной думы России начала XX в. К тому же сегодня функционирует прин ципиально иная избирательная система, и депутаты Государствен ной Думы избираются на основе прямого, равного и всеобщего изби рательного права. В силу этого вряд ли можно проводить прямые параллели между Государственной думой Российской империи и Госу дарственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

  1. Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)

Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)

  1. Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)

Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной думы № 7-II ГД), фракция КПРФ

  1. Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)

Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат

  1. Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)

Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия»

  1. Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.)

Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной думы № 3-V ГД), фракция «Единая Россия»

Парламент любой страны – это сложное и своеобразное переплетение политических, региональных, индивидуальных устремлений. Парламент становится демократическим органом власти, если только общим знаменателем разных интересов становятся целостность страны и благополучие народа. В таких условиях законодательная (представительная) власть и институты гражданского общества выступают реальной сферой воплощения свободы личности, человека и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Сообщение «Формирование читательского интереса у школьников с ОВЗ»

В связи с тем, что у  детей с ОВЗ отмечается недостаточная познавательная активность, у них отсутствует интерес к чтению. Для его формирования приходится использовать различные приёмы работы. ...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...