Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».
Цели урока: познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение «Властителям и судиям».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.68 КБ |
![]() | 657.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга
Конспект урока в 9 классе по теме
«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Скробина Г.Н.
2018 год
Санкт- Петербург
Конспект урока в 9 классе по теме
«Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».
Цели урока: познакомить с жизненным и творческим путём Г.Р.Державина, на примере его поэзии показать процесс разрушения принципов классицизма, выделить новаторские черты в творчестве поэта, проанализировать стихотворение «Властителям и судиям».
Ход урока
На доске эпиграфы : Ум и сердце человечье
Были гением моим…
Г.Р.Державин
Горяч и в правде чёрт
Г.Р.Державин
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
- Сегодня наш урок посвящён поэту Гавриилу Романовичу Державину, крупному представителю классицизма. Поэзия его отличалась самобытностью, народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала19в. и в особенности А.С.Пушкина.
Жизненный опыт Державина был богат и разнообразен. Он начал службу рядовым солдатом, а закончил её министром юстиции. Всего, чего достиг Державин, он достиг сам, без покровительства и опеки. Сегодня мы познакомимся с его биографией и стихотворением « Властителям и судиям»
3.Изучение нового материала.
1.Учитель рассказывает о Г.Р.Державине, показывая презентацию (текст рассказа на слайдах презентации)
2.Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям» (1780г.)
- Особым качеством Державина была его прямота («Горяч и в правде чёрт») : он был искренен с властями и не боялся говорить им правду в глаза, считал, что именно в этом долг гражданина.
«Властителям и судиям» - «гневная ода», по определению самого поэта. Данное произведение - смелое поэтическое переосмысление 81 псалма (псалом – религиозная песнь) библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов. Во время французской революции(1795г.) якобинцы распевали 81 псалом как революционный гимн. Прочитав стихотворение, Екатерина II пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Давайте прочитаем это стихотворение. (Выразительное чтение «гневой оды»)
- Какие слова вам непонятны?
Учитель объясняет непонятные слова:
Сонм - собрание, множество
Доколе - до каких пор
Рек - произнёс, сказал
Очеса - очи, глаза
Страстны - подвержены действию страстей (сильных чувств)
- Как понимает поэт назначение правителей? Прочитайте строки!
- Каков настоящий облик «властителей и судий»? Прочитайте!
- Что прославляет Г.Р. Державин в оде?
(Поэт прославляет закон, высшую справедливость)
- В каком «штиле» написано данное произведение? Докажите это!
(Высоким стилем написана ода, автор наряду с русскими словами использует церковно-славянскую лексику: восстал, всевышний, во сонме, доколе, рек, щадить, не взирать и т. д., придающую торжественность. Риторические восклицания («Не внемлют! видят-и не знают!» и др.) придают речи возвышенность, эмоциональность и способствуют также созданию высокого стиля.
- Что было главным в содержании «Оды на день восшествия…» М.В. Ломоносова ?
( Прославление императрицы Елизаветы, её отца, Петра I. Но Ломоносов восхваляет не только великих людей, но и родную природу, её богатства, учёных, которые эти богатства могут обратить на благо человека
- Письменно ответьте на вопрос: « Что появляется у Державина в оде «Властителям и судиям» по сравнению с традиционной одой классицизма?»
Ученики читают свои размышления.
4. Подведение урока
- Традиционно ода восхваляла великого человека, но уже Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, её богатства, прославляют науку, учёных. Державин вводит в оду сатиру, и в этом его заслуга . Поэт гневно порицает властителей и судий за то, что они нарушают законы, берут взятки, безразличны к судьбе народа
Домашнее задание: прочитать стихотворение «Памятник». В чём видел поэт свою заслугу перед литературой? Прочитать по учебнику раздел « Г.Р. Державин « Памятник»».Читать пьесу «Недоросль» Д.И.Фонвизина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) , поэт, драматург ,переводчик, родился в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Старинный род Державиных вёл начало с Х V века от татарского мурзы Багрима.
Закончив Казанскую гимназию, Державин начал службу рядовым Преображенского полка. Десять лет он был простым солдатом и лишь в 28лет получил звание офицера. Как участника войны против Пугачёва, его наградили 300 крепостных душ в Белоруссии и уволили из армии. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», писал позднее поэт.
Успехи русского оружия, о которых Державин знал не понаслышке, он воспел в стихотворениях «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «Снегирь» и других. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе. В 1773 г. стал печататься. А.В. Суворов
Державин первым в русской литературе стал писать о себе, о мыслях и чувствах конкретного человека. В одном из ранних своих стихотворений «Разлука» он говорит: Нету силы, нету мочи Мне уехать от тебя. Лобызая, обмирая, Тебе душу отдаю… И одним из первых ввёл в стихи живопись, красочно изображая предметы, называя облака « краезлатыми », давая в стихах целые художественные картины: На тёмно-голубом эфире Златая плавала Луна; В серебряной своей порфире Блистаючи с высот, она Сквозь окна дом мой освещала И палевым своим лучом Златые стёкла рисовала На лаковом полу моём. Первая жена Г.Р.Державина Екатерина Яковлевна
Ода « Фелица » от латинского слова « feliks », что означает «счастливый». Державин называет Екатерину II «б огоподобной царевной», дав ей имя « Фелица ». Настоящая литературная слава пришла к Державину в 1782г. , когда была опубликована ода « Фелица » – гимн просвещённому монарху, Екатерине II .
« Фелица »– наглядный пример нарушения правил классицизма. Поэт здесь соединил оду с сатирой , резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож. Для оды полагается высокий стиль, а у Державина с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые («Дурачества сквозь пальцы видишь»; «И сажей не марают рож»). В оде « Фелица » лёгкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи , которая так отличается от торжественной речи од Ломоносова Г.Потёмкин
Ода понравилась императрице. Державина назначают губернатором (1783 г.) Олонецкой губернии, затем переводят в Тамбов . Здесь он смело борется с неправдой и лихоимством, что вызывает недовольство чиновников. В 1791г. Державин стал личным секретарём Екатерины II . И при дворе он продолжал пылко бороться за правду. «Лез» к государыне с делами, когда она вовсе не склонна была ими заниматься. Его отстраняют от должности, «правдою своею часто наскучивал».
При царствовании Павла I Державин получил несколько высоких постов (правитель канцелярии Сената, государственный казначей) , но очень быстро их потерял –родственники прямо его упрекали, что «он бранится с царями и не может ни с кем ужиться. «Ты меня всегда хочешь учить»,- в раздражении сказал ему однажды и Александра I , сделавший Державина сначала министром юстиции , но затем «уволивший его от всех дел» за слишком «ревностную службу».
В 1803г. честный, неуживчивый, свято верящий в закон и справедливость чиновник, не найдя понимания и поддержки на административных должностях, вышел в отставку , живя то в Петербурге, то в имении Званка на реке Волхов. Умер в 1816году.
За год до смерти морозным январским днём престарелый Державин приехал из Петербурга в Царское Село, чтобы присутствовать на экзамене в Лицее. Услышав стихи юного Пушкина, он был очень взволнован. И когда после экзамена обсуждалась судьба юноши, Державин живо воскликнул: «Оставьте его поэтом» Именно Пушкин подхватил державинскую лиру, развил идеи великого поэта XVIII века.
Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям»(1780г.) Особым качеством Державина была его прямота: он был искренен с властями и не боялся говорить им правду в глаза. Он считал, что именно в этом долг гражданина. «Властителям и судиям» - «гневная ода», по определению самого поэта. Данное произведение - смелое поэтическое переосмысление 81 псалма (псалом – религиозная песнь) библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов. Во время французской революции(1795г.) якобинцы распевали 81 псалом как революционный гимн. Прочитав стихотворение, Екатерина II пришла в ярость.
1. Выразительное чтение « гневой оды» 2. Словарная работа. Сонм -собрание, множество Доколе- до каких пор Рек-произнёс , сказал Очеса-очи , глаза Мнил-думал, считал Страстны-подвержены действию страстей (сильных чувств)
3 .Как понимает поэт назначение правителей? Прочитайте строки! 4 .Каков настоящий облик «властителей и судий»? Прочитайте! 5 . Что прославляет Г.Р. Державин в оде? ( Поэт прославляет закон, высшую справедливость ) 6 .В каком «штиле» написано данное произведение? Докажите это! ( Высоким стилем написана ода, автор наряду с русскими словами использует церковно-славянскую лексику( восстал, всевышний, во сонме, доколе, рек, щадить, не взирать и т. д.), придающую торжественность. Риторические восклицания ( «Не внемлют! видят-и не знают!» и др.) придают речи возвышенность , эмоциональность и способствуют также созданию высокого стиля. 7 . Что было главным в содержании оды М.В Ломоносова? ( Традиционно ода восхваляла великого человека. Но уже Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную природу, её богатства, прославляют науку и учёных) 8 .Письменно ответьте на вопрос: « Что появляется у Державина в оде «Властителям и судиям» по сравнению с традиционной одой классицизма?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».
Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...

Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)
Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...

План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».
План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»»....

Урок литературы в 5 классе по теме: Биография А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне".
Урок литературы по технологии "Перевернутый класс" с использованием продуктивных технологий 21 века....
Конспект урока литературы на тему " Г.Р. Державин "Памятник"
Конспект урока литературы на тему " Г.Р. Державин "Памятник"...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”
Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуника...