Урок литературы в 5 классе по теме: Биография А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Франк Елена Юрьевна

Урок литературы по технологии "Перевернутый класс" с использованием продуктивных технологий 21 века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе. Биография А.С. Пушкина и стихотворение «Няне».

-Здравствуйте, ребята,  все приготовились к уроку, садитесь, начинаем урок.  

-Сегодня мы продолжаем с вами вести разговор о жизни и творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина. Его знают все с детства, все читают его книги, многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет знаком всем - всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, бакенбарды, скажет: "ЭТО ПУШКИН!"

-Дома вам нужно было познакомиться с биографией А.С. Пушкина. Сейчас я вам предлагаю поработать в группе. У каждого из вас есть по 4 карточки. Сейчас вы запишите на каждую из них по одному факту из биографии А. С. Пушкина, который запомнили. Чтобы ваши мысли не повторялись, я прошу вас озвучивать в команде то, что вы собираетесь записать.

-Готовы? Теперь подумайте, на какие группы вы можете разделить получившиеся карточки. Озаглавьте их. Спросить у команд, какие группы получились и какая информация входит в данную группу.

-Сейчас составьте рассказ о писателе по опорным словам, которые у вас получились. Договоритесь, кто из участников команды будет отвечать. Заслушать 1 команду, остальные добавляют информацию.

-Молодцы! Скажите, какое стихотворение А. С. Пушкина вы прочитали дома? («Няне»)

-Я вам предлагаю прослушать стихотворение и посмотреть небольшое видео о няне А.С. Пушкина.

-Сейчас вам предстоит проанализировать стихотворение «Няне», заполнив таблицу. Работаем в команде. Договоритесь, кто будет вписывать результаты ваших обсуждений в таблицу.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения

 

2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

3. Настроение стихотворения. Какими бы красками вы передали название стихотворения?

Настроение этого стихотворения…

Настроение стихотворения мы передали бы при помощи…. красок

4. Какие чувства героя отражены в стихотворении?

В стихотворении герой (что чувствует?)…

5. Какими словами называет поэт няню? Как вы их понимаете?

Поэт называет свою няню…., потому что….

6. Объясните значение устаревших слов в стихотворении.

В стихотворении автор использует устаревшие слова….

7.  Какие приемы использует автор? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.

Автор использует эпитеты……..

Сравнения………

Метафоры………..

Повторы……..

8. Представьте, вам нужно проиллюстрировать стихотворение, сколько иллюстраций у вас бы получилось? На какие части можно поделить стихотворение?

Стихотворение можно поделить на ….

9. Какие картины вам представляются на иллюстрациях? Что бы вы изобразили?

Нам представляются такие картины…..

-Итак, анализы стихотворения готовы, давайте заслушаем, что у вас получилось?

- Ребята, вы заметили, что стихотворение заканчивается многоточием, это означает, что мысль не закончена. «То чудится тебе…» Давайте подумаем и напишем, что могло почудиться няне? Кто желает поделиться своими мыслями?

Итог урока:  

- А сейчас, я вас попрошу выразить личные впечатления от стихотворения. Продолжите одно из предложений:

Читая стихотворение, я восхищался……………..

Меня взволновало……………

Стихотворение А. С. Пушкина заставило меня задуматься о………

Герой стихотворения мне представляется……..

-Таким образом, Пушкину удалось в столь небольшом стихотворении передать свою любовь к этой удивительной женщине Арине Родионовне.  Помимо своей душевной теплоты поэт использовал множество приемов, например: обращение, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, олицетворение, эпитеты. Передал картину своих душевных переживаний.

-Спасибо за урок, ребята, домашнее задание –выучить стихотворение «Няне» наизусть.

К анализу стихотворения:

Лексическое значение слова дряхлая и голубка.

 Дряхлая:

  - старая, дырявая (одежда);

- старая, ветхая, покосившаяся (изба);

- сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).          

Голубка:

- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).   В переносном смысле слово выражает положительную оценку

 Устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, стр. 677).

Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. 156).

Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. 610).

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

Эпитеты -яркие образные определения, например: черный, отдаленный путь.

Метафора – скрытое сравнение, например: тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь.

Сравнение- один предмет сравнивается с другим по какому-то признаку, употребляются союзы как, словно, будто. Например: будто на часах.

Повторы- повторы слов. Например, давно, давно ты ждешь меня.

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

 

К анализу стихотворения:

Лексическое значение слова дряхлая и голубка.

 Дряхлая:    - старая, дырявая (одежда);             - старая, ветхая, покосившаяся (изба);          - сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).          

Голубка:

- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия

 Устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие

Голубка – ласковое обращение к женщине

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости

Светлица – светлая парадная комната в доме

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

Эпитеты -яркие образные определения, например: черный, отдаленный путь.

Метафора – скрытое сравнение, например: тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь.

Сравнение- один предмет сравнивается с другим по какому-то признаку, употребляются союзы как, словно, будто. Например: будто на часах.

Повторы- повторы слов. Например, давно, давно ты ждешь меня.

К анализу стихотворения:

Лексическое значение слова дряхлая и голубка.

 Дряхлая:    - старая, дырявая (одежда);    - старая, ветхая, покосившаяся (изба);    - сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).          

Голубка:

- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).  

Устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие

Голубка – ласковое обращение к женщине

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости

Светлица – светлая парадная комната в доме

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

Эпитеты -яркие образные определения, например: черный, отдаленный путь.

Метафора – скрытое сравнение, например: тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь.

Сравнение- один предмет сравнивается с другим по какому-то признаку, употребляются союзы как, словно, будто. Например: будто на часах.

Повторы- повторы слов. Например, давно, давно ты ждешь меня.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения

 

2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено________________________________

3. Настроение стихотворения. Какими бы красками вы передали название стихотворения?

Настроение этого стихотворения_______________________________

Настроение стихотворения мы передали бы при помощи______________________________красок

4. Какие чувства героя отражены в стихотворении?

В стихотворении герой (что чувствует?)_______________________________________

_________________________________________________

5. Какими словами называет поэт няню? Как вы их понимаете?

Поэт называет свою няню___________________________________________

__________________________________________________

________________________________________________

6. Объясните значение устаревших слов в стихотворении.

В стихотворении автор использует устаревшие слова_____________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

___________________________________________________

7.  Какие приемы использует автор? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.

Автор использует эпитеты____________________________

__________________________________________________

Сравнения_________________________________________

Метафоры_________________________________________

__________________________________________________

Повторы__________________________________________

8. Представьте, вам нужно проиллюстрировать стихотворение, сколько иллюстраций у вас бы получилось? На какие части можно поделить стихотворение?

Стихотворение можно поделить на__________________________________________________________________________________________________

9. Какие картины вам представляются на иллюстрациях? Что бы вы изобразили?

Нам представляются такие картины:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист

Творческое задание: «То чудится тебе…»  Что может почудиться няне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог урока:

Продолжите одно из предложений:

  1. Читая стихотворение, я восхищался__________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Меня взволновало_________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Стихотворение А. С. Пушкина заставило меня задуматься о___________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Герой стихотворения мне представляется_______________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист

Творческое задание: «То чудится тебе…»  Что может почудиться няне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог урока:

Продолжите одно из предложений:

  1. Читая стихотворение, я восхищался__________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Меня взволновало_________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Стихотворение А. С. Пушкина заставило меня задуматься о___________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Герой стихотворения мне представляется_______________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и  судиям».         Цели урока: познакомить...

урок в 8 классе по теме: "Биография: Этапы жизни".

Конспект урока по английскому языку в 8 классе(УМК  “Spotlight" 8 класс)Unit III “Great minds”    “Biography: Stages in life&rdquo...