Урок литературы в 5 классе по теме: Биография А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы по технологии "Перевернутый класс" с использованием продуктивных технологий 21 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_biografiya_a.s._pushkina._stihotvorenie_nyane.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе. Биография А.С. Пушкина и стихотворение «Няне».
-Здравствуйте, ребята, все приготовились к уроку, садитесь, начинаем урок.
-Сегодня мы продолжаем с вами вести разговор о жизни и творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина. Его знают все с детства, все читают его книги, многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет знаком всем - всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, бакенбарды, скажет: "ЭТО ПУШКИН!"
-Дома вам нужно было познакомиться с биографией А.С. Пушкина. Сейчас я вам предлагаю поработать в группе. У каждого из вас есть по 4 карточки. Сейчас вы запишите на каждую из них по одному факту из биографии А. С. Пушкина, который запомнили. Чтобы ваши мысли не повторялись, я прошу вас озвучивать в команде то, что вы собираетесь записать.
-Готовы? Теперь подумайте, на какие группы вы можете разделить получившиеся карточки. Озаглавьте их. Спросить у команд, какие группы получились и какая информация входит в данную группу.
-Сейчас составьте рассказ о писателе по опорным словам, которые у вас получились. Договоритесь, кто из участников команды будет отвечать. Заслушать 1 команду, остальные добавляют информацию.
-Молодцы! Скажите, какое стихотворение А. С. Пушкина вы прочитали дома? («Няне»)
-Я вам предлагаю прослушать стихотворение и посмотреть небольшое видео о няне А.С. Пушкина.
-Сейчас вам предстоит проанализировать стихотворение «Няне», заполнив таблицу. Работаем в команде. Договоритесь, кто будет вписывать результаты ваших обсуждений в таблицу.
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1. Автор и название стихотворения |
|
2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?) | Стихотворение посвящено… |
3. Настроение стихотворения. Какими бы красками вы передали название стихотворения? | Настроение этого стихотворения… Настроение стихотворения мы передали бы при помощи…. красок |
4. Какие чувства героя отражены в стихотворении? | В стихотворении герой (что чувствует?)… |
5. Какими словами называет поэт няню? Как вы их понимаете? | Поэт называет свою няню…., потому что…. |
6. Объясните значение устаревших слов в стихотворении. | В стихотворении автор использует устаревшие слова…. |
7. Какие приемы использует автор? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. | Автор использует эпитеты…….. Сравнения……… Метафоры……….. Повторы…….. |
8. Представьте, вам нужно проиллюстрировать стихотворение, сколько иллюстраций у вас бы получилось? На какие части можно поделить стихотворение? | Стихотворение можно поделить на …. |
9. Какие картины вам представляются на иллюстрациях? Что бы вы изобразили? | Нам представляются такие картины….. |
-Итак, анализы стихотворения готовы, давайте заслушаем, что у вас получилось?
- Ребята, вы заметили, что стихотворение заканчивается многоточием, это означает, что мысль не закончена. «То чудится тебе…» Давайте подумаем и напишем, что могло почудиться няне? Кто желает поделиться своими мыслями?
Итог урока:
- А сейчас, я вас попрошу выразить личные впечатления от стихотворения. Продолжите одно из предложений:
Читая стихотворение, я восхищался……………..
Меня взволновало……………
Стихотворение А. С. Пушкина заставило меня задуматься о………
Герой стихотворения мне представляется……..
-Таким образом, Пушкину удалось в столь небольшом стихотворении передать свою любовь к этой удивительной женщине Арине Родионовне. Помимо своей душевной теплоты поэт использовал множество приемов, например: обращение, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, олицетворение, эпитеты. Передал картину своих душевных переживаний.
-Спасибо за урок, ребята, домашнее задание –выучить стихотворение «Няне» наизусть.
К анализу стихотворения:
Лексическое значение слова дряхлая и голубка.
Дряхлая:
- старая, дырявая (одежда);
- старая, ветхая, покосившаяся (изба);
- сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).
Голубка:
- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия). В переносном смысле слово выражает положительную оценку
Устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.
Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.
Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.
Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, стр. 677).
Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. 156).
Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. 610).
Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
Всечасно (теснят грудь) – постоянно.
Эпитеты -яркие образные определения, например: черный, отдаленный путь.
Метафора – скрытое сравнение, например: тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь.
Сравнение- один предмет сравнивается с другим по какому-то признаку, употребляются союзы как, словно, будто. Например: будто на часах.
Повторы- повторы слов. Например, давно, давно ты ждешь меня.
Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
То чудится тебе…
- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
К анализу стихотворения:
Лексическое значение слова дряхлая и голубка.
Дряхлая: - старая, дырявая (одежда); - старая, ветхая, покосившаяся (изба); - сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).
Голубка:
- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия
Устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.
Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.
Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.
Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие
Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости
Светлица – светлая парадная комната в доме
Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
Всечасно (теснят грудь) – постоянно.
Эпитеты -яркие образные определения, например: черный, отдаленный путь.
Метафора – скрытое сравнение, например: тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь.
Сравнение- один предмет сравнивается с другим по какому-то признаку, употребляются союзы как, словно, будто. Например: будто на часах.
Повторы- повторы слов. Например, давно, давно ты ждешь меня.
К анализу стихотворения:
Лексическое значение слова дряхлая и голубка.
Дряхлая: - старая, дырявая (одежда); - старая, ветхая, покосившаяся (изба); - сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).
Голубка:
- особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
- так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек - непорочных, кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).
Устаревшие слова, которое в современной речи заменены синонимами.
Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.
Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.
Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие
Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости
Светлица – светлая парадная комната в доме
Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
Всечасно (теснят грудь) – постоянно.
Эпитеты -яркие образные определения, например: черный, отдаленный путь.
Метафора – скрытое сравнение, например: тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь.
Сравнение- один предмет сравнивается с другим по какому-то признаку, употребляются союзы как, словно, будто. Например: будто на часах.
Повторы- повторы слов. Например, давно, давно ты ждешь меня.
Пункты плана | Примерные речевые конструкции |
1. Автор и название стихотворения |
|
2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?) | Стихотворение посвящено________________________________ |
3. Настроение стихотворения. Какими бы красками вы передали название стихотворения? | Настроение этого стихотворения_______________________________ Настроение стихотворения мы передали бы при помощи______________________________красок |
4. Какие чувства героя отражены в стихотворении? | В стихотворении герой (что чувствует?)_______________________________________ _________________________________________________ |
5. Какими словами называет поэт няню? Как вы их понимаете? | Поэт называет свою няню___________________________________________ __________________________________________________ ________________________________________________ |
6. Объясните значение устаревших слов в стихотворении. | В стихотворении автор использует устаревшие слова_____________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ ___________________________________________________ |
7. Какие приемы использует автор? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. | Автор использует эпитеты____________________________ __________________________________________________ Сравнения_________________________________________ Метафоры_________________________________________ __________________________________________________ Повторы__________________________________________ |
8. Представьте, вам нужно проиллюстрировать стихотворение, сколько иллюстраций у вас бы получилось? На какие части можно поделить стихотворение? | Стихотворение можно поделить на__________________________________________________________________________________________________ |
9. Какие картины вам представляются на иллюстрациях? Что бы вы изобразили? | Нам представляются такие картины:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Рабочий лист
Творческое задание: «То чудится тебе…» Что может почудиться няне?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог урока:
Продолжите одно из предложений:
- Читая стихотворение, я восхищался__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Меня взволновало_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стихотворение А. С. Пушкина заставило меня задуматься о___________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Герой стихотворения мне представляется_______________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист
Творческое задание: «То чудится тебе…» Что может почудиться няне?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог урока:
Продолжите одно из предложений:
- Читая стихотворение, я восхищался__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Меня взволновало_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стихотворение А. С. Пушкина заставило меня задуматься о___________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Герой стихотворения мне представляется_______________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям».
Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». Цели урока: познакомить...
урок в 8 классе по теме: "Биография: Этапы жизни".
Конспект урока по английскому языку в 8 классе(УМК “Spotlight" 8 класс)Unit III “Great minds” “Biography: Stages in life&rdquo...