План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._samoylov.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».
Тема урока : война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» .
Тип урока: изучение нового материала .
Цели урока:
Образовательные :
1. Показать мастерство Д.С. Самойлова на примере стихотворения «Сороковые» ;
2. Уметь анализировать поэтический текст ;
3. Уметь выразительно читать стихотворение;
Развивающие :
1. Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
2. Развивать творческие способности учащихся;
3. Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательные :
1. Воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;
2. Воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны .
Оборудование: аудиозапись актёрского чтения стихотворения «Сороковые», презентация, раздаточный материал.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014 г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература:
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина .Москва "Просвещение" 2012
2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013
4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011
Предварительное домашнее задание:
- Выучить наизусть отрывок из стихотворения К.М. Симонова « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины..».
- Знакомство с биографией Д. М. Самойлова .
- Чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» .
Ход урока
Эпиграф :
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
Н. Старшинов
I . Организационный момент
- Добрый день ,ребята ! Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне . На этом уроке мы познакомимся с творчеством Давида Самуиловича Самойлова . (Слайд №1).
II . Проверка домашнего задания
- Прежде чем приступить к изучению нового материала , мы проверим ваше домашнее задание . Вы прочитаете наизусть отрывок из стихотворения К.М. Симонова « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины..».
Учащиеся по очереди читают наизусть отрывки из стихотворения .После почтения стихотворения одним из учащихся , одноклассники и учитель комментируют его выступление , решают какой отметки достоин выступающий .
III . Изучение нового материала
1.Беседа
- Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока? ( Война не должна быть забыта . Невозможно забыть страшных дней войны ,о людях ,защитивших нашу Родину, о том подвиге, который они совершили .) (Слайд №2).
- Итак , дома вы познакомились с биографией Д.С. Самойлова .Как жизнь поэта связана с войной? (В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.) (Слайд №3).
- О чем говорит этот факт? (Добровольцем – по внутреннему желанию , следовательно он – патриот.)
Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.
- Как вы думаете , какими чертами характера обладал Самойлов Д. С. ? (Поэт очень сильно любил свою родину, ему была невыносима мысль о том, что фашисты бесчинствуют на родной земле , он пожелал участвовать в освобождении своей страны и в первые же дни войны ушел сражаться на фронт. Давид Самойлов был мужественным и бесстрашным человеком , ведь только обладая этими качествами он смог стать командиром взвода разведки.
- Давид Самуилович был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.
Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны. Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы?( Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, увлекаться девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.)
2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые» и прослушивание аудиозаписи актёрского чтения .
- Теперь я прочитаю вам стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые». Прошу вас внимательно следить за моей интонацией и задуматься над смыслом этого произведения . (Слайд №4).
Учитель выразительно читает стихотворение , а учащиеся внимательно слушают его .
- Теперь я прошу вас послушать аудиозапись актёрского прочтения данного стихотворения , исполнитель – Валентин Никулин.
Учащиеся слушают аудиозапись .
3 . Беседа
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какова тема этого стихотворения?
- Какие микротемы можно выделить?
- Какими вы себе представляете себе годы ,если о них сказано : «роковые» , «свинцовые» , «пороховые» ?
- Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»? Как вы их понимаете?
- Прочитайте строки, где приведена антитеза (противопоставление образов). Какая мысль в ней выражена?
- Обратите внимание, как меняется настроение поэта. На основании ваших наблюдений мы построим эмоциональную кривую стихотворения . ( Учащиеся высказывают свои мнения .) (Слайд № 5).
- Построение эмоциональной кривой стихотворения
Решимость, уверенность, нетерпение
Юношеский задор Надежда
Вера в будущее
Тревога, тоска, горечь, жалость
Боль Тревожность
4. Анализ стихотворения
- Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?
(Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века
Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.
Военный – свойственный войне, характерный для неё.
Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.)
- О каких символах войны говорит поэт? (Похоронки, эшелоны, погорельцы)
- Почему эти слова ассоциировались с войной?
- О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный»? (Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)
- Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?
- Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю? (Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)
- Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?
(Война, беда, мечта и юность)
- Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?
(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)
- Какие чувства зародило в вас это стихотворение?
- Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.
5 . «Творческая мастерская»
«Снимаем кино»: работа в парах
- Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?
- Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?
- На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?
- Как будут отсняты последние кадры?
Учащиеся приступают к выполнению задания
IV. Защита работ учащихся
Учащиеся представляют свои работы , оценивая работы друг друга .
V. Подведение итогов урока . Рефлексия
- Понравился ли вам сегодняшний урок ?
- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?
- Что было для вас особенно интересным , а что трудным ?
- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?
VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задание
(Слайд №6).
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Сороковые» ;
2. Прочитать биографию В. П. Астафьева и его произведение «Конь с розовой гривой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе "Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»"
Урок с элементами педмастерской....
План- конспект урока по литературе "Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова" Бородино".
План- конспект урока по литературе" Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"....
План -конспект урока с использованием ЭОРов по теме:" Отечественная война 1812 года"
Цель урока: применение и углубление знаний об Отечественной войне 1812 года, формирование у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Оте...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
План-конспект урока чтения в 4 классе. Тема: "Старый Мороз и молодой Морозец"
План-конспект урока...
План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...
План-конспект урока по литературе. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания с...