Конспект урока литературы на тему " Г.Р. Державин "Памятник"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока литературы на тему " Г.Р. Державин "Памятник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derzhavin_pamyatnik.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год)
Цели урока:
Дидактические: выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века; познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник» Г.Р.Державина; выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»; посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.
Коррекционно-развивающие: развивать навыки диалогической и монологической речи, совершенствовать навык выразительного чтения поэтического произведения.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
На протяжении многих веков люди задумывались над смыслом человеческой жизни.
-Как вы считаете, в чём состоит смысл человеческой жизни?( Д.з)
(Уже сейчас перед вами стоит вопрос: по какой дороге идти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Очень важно найти своё место в жизни, занятие по душе, не зря прожить жизнь.)
3. Актуализация знаний.
- В какой форме поэты выражают свои мысли, чувства, взгляды на жизнь и человека? (Поэтической, при помощи поэзии)
- К теме назначения поэта и поэзии обращались ещё в античные времена. Кто из древнеримских поэтов затронул эту тему в своём творчестве? (Гораций ода « К Мельпомене») Эта тема была одной из главных и в русской литературе 18 века. И в творчестве Г. Р. Державина она занимает важное место. Роль своей поэзии он показал в стихотворении «Памятник». В 1796 году, спустя почти полвека, Г. Р. Державин обратился к этому источнику и написал вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мысли далёкого предшественника, а высказывает свою точку зрения на поэта и поэзию.
Державина любили сравнивать с Горацием. А.С. Пушкин видел их вместе
Питомцы юных граций
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоём.
Державин знал Горация по немецким переводам уже в 1770-ые годы. Среди стихотворений Державина можно насчитать не менее 15-ти переложений и переводов из Горация. С Горацием у Державина связаны 2 значительных произведения, в которых он дал оценку своему творчеству: «Лебедь» и «Памятник».
Выразительное чтение стихотворения
-Какие слова непонятны в стихотворении Державина?
(Ребята объясняют значение слов из составленного словарика; на партах лежит комментарий)
4. Работа над анализом стихотворения.
-Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
« Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».
- С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?
(“металлов выше он и тверже пирамид”).
-Почему именно с ними? ( Крепость, вечность)
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.
-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?
(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?
( «чудесный, вечный»)
- Поэт убежден, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано?
«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит»
(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).
-В чём видит Державин прочность славы?
( « И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить»)
-Как вы понимаете эти слова?
(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)
-Что ставит поэт себе в заслугу?
« Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»
Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-Что требовал жанр оды? ( Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины 2!
- Вспомните оду « Фелица». О каких добродетелях идёт речь? (Отдаёт должное её энергии, деловитости, умению прощать слабости, простоте, справедливости).
-« И истину царям с улыбкой говорить».
Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож.
Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.
Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)
- К кому обращены последние строфы стихотворений?
( К Музе)
- Какое значение имеет это слово?
- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук
Муза - Источник поэтического вдохновения
Муза - Само вдохновение, творчество.
5. Подведение итогов.
-А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р.Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина.
6. Домашнее задание. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»
Комментарий:
Тлен — гниение, разрушение, распад.
Доколь — до тех пор, пока.
Славянов род — здесь: русских людей.
Вселенна — Вселенная.
Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо .
От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного .
Рифей — название Уральских гор.
Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России.
Возгласить — сказать.
Добродетель — положительное нравственное качество человека.
Фелица — героиня оды Г.Р.Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I.
Чело - лоб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме " В Жуковский Спящая царевна"
Конспект Урока...
конспект урока литературы по теме "М. Ю. Лермонтов. "Бородино"
Урок по литературе...
конспект урока литературы по теме "С. А. Есенин"
урок литературы...
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"
Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....
Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»
Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...