Конспект урока литературы на тему " Г.Р. Державин "Памятник"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока литературы на тему " Г.Р. Державин "Памятник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derzhavin_pamyatnik.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» (1795 год) 

Цели урока:

Дидактические: выяснить, какое место занимает тема поэта и поэзии в русской литературе 18 века; познакомиться с историей создания стихотворения « Памятник»  Г.Р.Державина; выяснить, в чём видит поэт задачу своего творчества в стихотворении; сравнить взгляды на поэзию в стихотворении Державина и в переводе М.В.Ломоносова оды Горация « К Мельпомене»; посмотреть, как повлияло творчество Г. Р. Державина на последующие поколения поэтов.

Коррекционно-развивающие: развивать навыки диалогической и монологической речи, совершенствовать навык выразительного чтения поэтического произведения.

Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

На протяжении многих веков люди задумывались над смыслом человеческой жизни.

-Как вы считаете, в чём состоит смысл человеческой жизни?( Д.з)

(Уже сейчас перед вами стоит вопрос: по какой дороге идти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Очень важно найти своё место в жизни, занятие по душе, не зря прожить жизнь.)

3. Актуализация знаний.

- В какой форме  поэты  выражают  свои мысли,  чувства, взгляды на жизнь и человека? (Поэтической, при помощи поэзии)  

- К теме назначения поэта и поэзии обращались ещё в античные времена. Кто из древнеримских поэтов затронул эту тему в своём творчестве? (Гораций ода « К Мельпомене»)   Эта тема  была одной из главных  и в русской литературе 18 века. И в творчестве Г. Р. Державина она занимает важное место. Роль своей поэзии он показал в стихотворении  «Памятник». В 1796 году, спустя почти полвека,   Г. Р. Державин  обратился к этому источнику и написал вольное переложение оды Горация. Но Державин  не повторяет мысли далёкого предшественника, а высказывает свою точку зрения на поэта и поэзию.

Державина  любили сравнивать с  Горацием.  А.С. Пушкин видел их вместе

Питомцы юных граций

С Державиным потом

Чувствительный Гораций

Является вдвоём.

Державин знал  Горация по немецким переводам уже в 1770-ые годы. Среди стихотворений Державина можно насчитать не менее 15-ти переложений и переводов из Горация.  С  Горацием у Державина связаны 2 значительных произведения,  в которых он дал оценку своему творчеству:  «Лебедь» и «Памятник».

Выразительное  чтение  стихотворения

-Какие слова непонятны в стихотворении  Державина?

(Ребята объясняют значение слов из составленного словарика; на партах   лежит комментарий)

4. Работа над анализом стихотворения.

-Какие черты биографии  поэта   нашли отражение в стихотворении?

« Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».

- С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?

(“металлов выше он и тверже пирамид”).

-Почему именно с ними? ( Крепость, вечность)

Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает  переносный смысл.

-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?

 (Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?

( «чудесный, вечный»)

- Поэт убежден, что сила поэзии могущественнее законов природы и  времени. В каких строках об этом сказано?

 «Ни  вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И  времени полёт его не сокрушит»

(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).

-В чём видит Державин прочность славы?

( « И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов  род вселенна будет чтить»)

-Как  вы понимаете эти слова?

(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает  себя национальным русским поэтом)

-Что ставит поэт себе в заслугу?

« Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»

Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?

-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)

-Что требовал жанр оды? ( Говорить о величии  монархов, прославлять их дела,  создавать некий «парадный образ».  Державин говорит о добродетелях  Фелицы-Екатерины 2!

- Вспомните оду « Фелица». О каких добродетелях идёт речь? (Отдаёт должное её энергии, деловитости, умению прощать слабости, простоте, справедливости).

-« И истину царям с улыбкой говорить».

Державин  видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож.

 Поэтому Державин смотрит на поэта  как на служителя и на поборника истины.

Державин  видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным».  - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)

- К кому обращены последние строфы стихотворений?

( К Музе)

- Какое значение имеет это слово?

- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук

Муза - Источник поэтического вдохновения

Муза - Само вдохновение, творчество.

5. Подведение итогов.

-А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение  «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р.Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина.

6. Домашнее задание. Докажите справедливость слов Г.Р.Державина « Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный…»

Комментарий:

Тлен — гниение, разрушение, распад.

Доколь — до тех пор, пока.

Славянов род — здесь: русских людей.

Вселенна — Вселенная.

Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо .

От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного .

Рифей — название Уральских гор.

Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России.

Возгласить — сказать.

Добродетель — положительное нравственное качество человека.

Фелица — героиня оды Г.Р.Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I.

Чело - лоб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия....

Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ", проследить, как решается тема судьбы в балладе.Задачи урока...