Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького»
(Урок внеклассного чтения 10 класс)
Тема: Максим Горький: жизнь, творчество, личность писателя.
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, дать представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, познакомить с творчеством писателя разных лет, совершенствовать навыки исследовательской работы, умение анализировать, самостоятельно обобщать и делать выводы, воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира и людям, окружающим нас.
Оборудование: ПК, мультимедийная система, выставка книг М. Горького и об М. Горьком.
Тип урока: усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.
Опережающие задания: учащимся предлагаются (на выбор) темы презентаций, сообщений.
- «Детство», «В людях», «Мои университеты» — автобиографическая трилогия.
- «Горький и большевики»
- «Горький в годы первой русской революции»
- «Горький — драматург, публицист»
- «Горький, Ленин и Сталин»
- «Почетный член Российской академии наук по разряду изящной словесности и создатель Союза писателей СССР»
Программируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа, степень развития исследовательского навыка, уровень глубины понимания темы и умение представить свою работу, уровень знаний о литературе, умение свежо и логично излагать собственную точку зрения. Умение пользоваться современными технологиями по сбору, оформлению и представлению выбранной темы.
Организационный этап. Вступительное слово учителя.
Мы начинаем наш урок-конференцию. Очень хочется, чтобы в результате все увидели и попытались понять этого удивительного человека, имя которого — Алеша Пешков, ощутили силу и слабость писателя — Максима Горького. И самое главное — Вам захотелось прочитать, перечитать его произведения.
В русской литературе XX в., пожалуй, нет писателя, чья жизнь и творчество вызвали бы больше споров, чем Алексей Максимович Горький. Фактически полвека, прошедшие со дня его смерти до начала эпохи гласности, Горький был плакатным писателем, он был самым издаваемым советским писателем и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и Львом Николаевичем Толстым, главным творцом отечественного литературного искусства.
Будучи символом эпохи, пролетарием с рождения до самой смерти, народным заступником за жизнь деятелей культуры, осмелившимся спорить с самим В.И. Лениным. Он был основателем нового художественного метода — социалистического реализма, основоположником и первым главой Союза писателей СССР.
Вокруг имени этого человека уже много десятилетий кишат неутихающие споры. Кто он, академик Горький — прославленный писатель, лишь из-за политизированности Нобелевского комитета не ставший лауреатом самой престижной премии в области литературы, или посредственный конъюнктурщик, волею двух вождей — Ленина и Сталина — искусственно вознесенный на пьедестал.
Попробуем беспристрастно разобраться в загадке его личности.
Алексей Максимович Пешков родился 16 (28 марта) 1868 года в Нижнем Новгороде (умер 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) в семье столяра Максима Савватеевича Пешкова. Многочисленные биографы до перестроечного периода писали одинаково «Отец, Максим Савватеевич Пешков, столяр-краснодеревщик, мать — Варвара Васильевна — дочь владельца красильного заведения Василия Васильевича Каширина. После смерти от холеры отца в 1871 году мать возвращается в семью деда с 3-х летним Алешей. В позднее стало известно, что последние годы жизни Максим Савватеевич трудился вовсе не столяром, а управляющим пароходной компании. Да и пролетарским происхождение отца Горького можно считать с натяжкой — дед, великого писателя был офицером. То есть, если быть объективными, то по происхождению Алеша Пешков — из мелкобуржуазной семьи. Но это только первые противоречия в жизни и биографии А. Пешкова.
Личность Горького всегда привлекала внимание. И отношение к писателю было неоднозначным. Вот послушайте.
«Самая резкая и самая глубокая черта, более того: основание художественной индивидуальности Горького — это его деспотизм. Повелитель, властелин, деспот, не терпящий ни в ком противоречий, даже в себе самом. Если Горький противоречит Горькому, то он просто прикрывает его шапкой; и пусть под шапкой две головы — снаружи полное единство». Л.Н. Андреев
«Девяностые годы XIX столетия и первая половина девятисотых прошли в России под знаком Горького — с этим не станут спорить и его ненавистники». Д.Л. Быков
«Горький — писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня». Д.Л. Быков
«Горький — пролетарский Печорин, свидетельство того, что теперь судьбу России будут решать низы». Д.Л. Быков
«Несимпатичен мне Горький, как человек, но какой это огромный, сильный писатель и какие страшные и важные вещи говорит он о писателе». М.А. Булгаков
«Чехов и Горький действительно «пророки», хотя не в том смысле, как о них думают, как, может быть, они сами о себе думают. Они «пророки» потому, что благословляют то, что хотели проклясть, и проклинают то, что хотели благословить. Они хотели показать, что человек без Бога есть Бог; а показали, что он — зверь, хуже зверя — скот, хуже скота — труп, хуже трупа — ничто». Д.С. Мережковский
«Горький заслужил свою славу: он открыл новые, неведомые страны, новый материк духовного мира; он первый и единственный, по всей вероятности, неповторимый в своей области. При выходе в ту «страну тьмы и тени смертной», которая называется босячеством, навсегда останется начертанным имя Горького». Д.С. Мережковский
«Вся его жизнь пронизана острой жалостью к человеку, судьба которого казалась ему безвыходной. Единственное спасение человека он видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности — надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он не высоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты — приводили его в восторг и трепет. Создание какой бы то ни было мечты, способной увлечь человечество, он считал истинным признаком гениальности, а поддержание этой мечты — делом великого человеколюбия». В.Ф. Ходасевич
У юного Алеши была своя «Арина Родионовна» — Акулина Ивановна. Бабушка по матери, приобщившая мальчика к русскому фольклору, стихам, сказкам. Детство, так образно отображенное писателем в одноименной автобиографической трилогии, внезапно оборвалось в 1879 году, когда разорился дед и умерла от чахотки вторично вышедшая замуж мать.
Горький не оканчивал университетов, но данное обстоятельство не помешало Алексею стать одним из самых образованных людей своего времени, членом Российской академии наук. В широком смысле Пешков получал образование всю жизнь благодаря своему пристрастию к чтению. Смена занятий неизбежно вела к перемене мест. Юноша объездил практически всю европейскую часть страны — Север, Поволжье, Украину, Крым, Кавказ. Так в 1892 году в тифлисской (Тифлис — дореволюционное название Тбилиси, ныне столице независимой Грузии) газете появляется первое произведение Алексея Пешкова — рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом Максим Горький.
Как и большинство его коллег по писательскому цеху, Горький шел в литературе от малых форм к большим: первые романы — «Фома Гордеев» и «Трое» появились на излете XIX в. — в 1899 И 1900 гг. соответственно. В начале XX в. Горький увлекся драматургией. Из двуч пьес 1902 г. — «Мещане», «На дне» — одна на долгие десятилетия стала в советский период истории нашей страны классическим примером модели капиталистического общества. Были в творчестве писателя и другие пьесы: «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905).
Развенчивает образ пролетарского писателя и ранние взгляды Горького на народ: Алексей Максимович считал народ в целом и крестьянство прежде всего тупым и серым «быдлом», которого образовывать и учить культурным манерам должна интеллигенция.
В этой связи представляется закономерным сближение писателя с большевиками накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг.
Под давлением мировой общественности Горького освобождают, но тот не прекращает участия в революционных событиях: во время декабрьского 1905 г. вооруженного восстания в Москве снабжал рабочих оружием и деньгами. Опасаясь репрессий со стороны властей, А.М. Горький уезжает в США, где пытается собрать деньги для большевистской партии.
Культурную программу пребывания в Америке — встречи с американскими коллегами Марком Твеном и Гербертом Уэллсом — Горький сочетал с напряженным творческим трудом — там начинается работа над романом «Мать» и пьесой «Враги», пишутся путевые очерки «В Америке».
Семь лет, 1906 до 1913 г. А.М. Горький прожил на итальянском острове Капри — состояние здоровья требовало теплого влажного климата. «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии писателя. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму).
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рёв стомиллионной крестьянской стихии вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-1918 гг.; в а1918 г. вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем же самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой писателя была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.). едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О.Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К.А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в том числе А.А. Блока, Н.С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 г. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поменяв много стран, поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой.
В 1928 г. Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством, которому был нужен писатель с мировым именем — пропагандистское прикрытие режима. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину.
Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Academia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба». В 1934 г. Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Одни исследователи утверждают, что после трагической смерти сына к Горькому пришло прозрение, понимание того, что он был всего лишь игрушкой в руках могущественного Сталина.
В последние дни жизни Алексей Максимович оказался в полном одиночестве: у постели больного никого, кроме медиков, не было. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Выступления учащихся с сообщениями, презентациями. Знакомство с выставкой произведений А.М. Горького и обзор литературы о Горьком.
Вам были предложены темы сообщений, презентации, в которых более подробно вы расскажите о жизни этого необыкновенного человека.
- «Детство», «В людях», «Мои университеты» — автобиографическая трилогия.
- «Горький и большевики»
- «Горький в годы первой русской революции»
- «Горький — драматург, публицист»
- «Горький, Ленин и Сталин»
- «Почетный член Российской академии наук по разряду изящной словесности и создатель Союза писателей СССР»
Выступление учащихся с сообщениями, презентациями. Знакомство с выставкой произведений А.М. Горького и обзор литературы о Горьком.
Заключение:
Максим Горький — культовый писатель советского периода российской истории. Его произведения известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. В начале 20 века по ним составляли свое представление о России в Европе, Америке. Критики разделились во мнениях о таланте Горького как писателя, но мало кто отрицает его роль в становлении социалистического реализма как основного литературного направления Страны Советов. Горький умер в 1936, но до сих пор его личность, творчество продолжают интересовать читателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...
Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения"
Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения" М. Пришвин "Кладовая солнца"...

Методическая разработка "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".
Выступление на МО учителей основной школы "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения"....