Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".
Цель занятия : развитие умения анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature.docx | 104.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по литературе с применением злементов биоадекватной технологии 11 класс Тема урока: «Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» в контексте акмеизма». Цели: научиться анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образми. Задачи: - обучать приемам анализа стихотворения; - развивать творческое мышление и навыки устной и письменной речи; - формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста; - развивать навыки соотнесения поэтического текста с фактами биографии поэта и литературным направлением, в рамках которого написано произведение. Ход урока -Добрый день, ребята! Давайте выполним упражнения для расслабления, а затем начнем работу. Протяните вперед руки, напрягите мышцы рук, удержитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь. (Затем проделываем это упражнение с плечами, спиной, ногами.) А теперь сделайте громкий выдох. Как вы себя чувствуете? Как настроение? Вы готовы работать? Сегодня мы будем читать и анализировать стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» (слайд №1). Я приглашаю к доске пятерых ребят, прелагаю им потрогать предметы, расставленные на моем столе, и ответить на вопросы: какие ассоциации они вызывают у вас и есть ли слово, которое объединяет все эти предметы. Может быть, это слово – состояние, может, что – то другое? (На столе чашка с водой, свеча, статуэтка черного кота, зеркало, белое полотенце, ломтик дыни на тарелке,) - Участвовать в игре могут все, так как на экране появятся слайды с этими же образами. Вы увидите их, а потом сможете помочь выступающим. Слайды с 3 по 9 меняются под музыку (звучит «Лунная соната» Бетховена). Затем ученики называют свои ассоциации : таинство, магия, загадка, гадание и так далее. Возможно, они назовут слово «одиночество». - Молодцы! Присаживайтесь на свои места и запоминайте, что вы назвали. - А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь представить себе образы, о которых пойдет речь, ощутить их запах, вкус. Читаю стихотворение «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни», затем на экране появляется слайд №2 с поэтическим текстом. - Можно открыть глаза. Вспомните, какие слова вы называли. Какое из них является ключевым? Назовите ассоциации к слову «одиночество», включите цветовую гамму. Слайд №11. - ассоциации разные, значит, и одиночество может быть разным. Какое же одиночество у героини стихотворения? Давайте обратимся к строчкам стихотворения. Найдите метафорическое сравнение в самом начале. Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни На краешке окна и духота кругом… - Почему поэтесса сравнивает луну с долькой дыни? (Слайд №3) - К какому поэтическому течению принадлежала Ахматова? Давайте вспомним строки из стихотворения О. Мандельштама: Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, и чем я виноват, Что слабых звезд я осязаю млечность?
Для Ахматовой очень важна эта тема. Вот противоречие: с одной стороны, луна – образ ирреального мира, с другой, - это дыня, ее можно потрогать, понюхать, ощутить ее вкус. - Какая атмосфера создана автором в стихотворении? Найдите ключевые слова («заколдован дом»). - Как пахнет глициния? Слайд №9. (Сладковатый запах, дурманящий.) - Почему закрыта дверь? (Отгородилась от всех.) - Что же происходит в этом заколдованном пространстве? На столе предметы: чашка с водой, полотенце, свечка. Вспомните ваши ассоциации. Это гадание? Нет, не гадание, но все же это таинство. - Давайте посмотрим на свечку. И полотенца снег, и свечка восковая Горит, как в детстве, мотыльков сзывая… -Когда героиня смотрит на нее, в памяти всплывают образы. Что это за образы? Что символизирует детство? - Да, воспоминания светлые, но огонь манит мотыльков, которые гибнут (слайд №5). Читаем дальше: Грохочет тишина, моих не слыша слов… - Что это за средство выразительности? (Оксюморон) -Почему тишина не слышит слов героини? -Какова роль рембрандтовских углов в стихотворении? (Слайд №6) Это известная вещь Рембрандта «Ученый в комнате с винтовой лестницей». Стиль художника узнаваем: источник света и расползающаяся темнота. Что в этой темноте? Кто знает… - Вернемся к стихотворению: Здесь одиночество меня поймало в сети… - А нужно ли вырываться? - Найдите еще метафорическое сравнение. Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий… - Как вы понимаете это выражение? (Слайд №7) Может быть, это опыт предшествующих поколений, то, что не может уничтожить время? И 100 лет назад была та же духота, луна, запах глициний – это узнаваемые предметы азиатской ночи. В этих образах можно узнать что – то близкое и вместе с тем далекое. И сейчас так же, как много лет назад, льется милость с высот южного неба. Покой нерушим. - А почему далее появляется двойник? Я – во внешнем мире и я – внутри себя. - Есть ли еще двойники в стихотворении? (Луна) -Почему героиня так уважительно относится к ночи? Это ее время, ведь вдохновение приходит ночью. Нужно заснуть, тогда начнется самое интересное - это восточные чудеса. Все вокруг становится предметом творчества, даже самые простые, обыденные вещи. Это творческое преображение мира. - Какое же одиночество у Ахматовой? Нарисуйте его словами. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем: 1. Каким мне представляется одиночество лирической героини Ахматовой? Тема творчества в стихотворении Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…» | Конференция
| ||||
Текст | |||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.
Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...
Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)
Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...
"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...
Комментарии
Интересный урок. Странно
Интересный урок. Странно однако, что нет ни слова о фактах БИОграфии Ахматовой. Адекватным должно быть всё. Место - Ташкент, ночь душная до невозможности. Дыня огромная, и не долька, а четвертина (ломоть). Интересно, что ни одна глициния в Ташкенте не растёт. Ташкент - не Япония или Корея. Им нужны влажные субтропики. (Белые акации всюду!) Так что душистые ветки - на занавеске. Вместо чашки с водой поставьте глиняную пиалушку. Не белую и не чашку с ручкой.
Интересный кошмар получается?