Методическая разработка "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".
методическая разработка по истории

Цинковская Яна Ренатовна

Выступление на МО учителей основной школы "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnostnyh_uud_na_urokah_chteniya_.docx12.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных   базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего  чтения.

Вступление на заседании  методического объединения

учителей основной школы

29.01.2023

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать  УД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

БУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные БУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций обучающегося, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным БУД относятся:

  1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  2. желание приобретать новые знания, умения,
  3. осознание своих трудностей и стремление к их преодолению,
  4. осваивание новых видов деятельности,
  5. участие в творческом  процессе;
  6. осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  7. осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  8. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Формирование личностных БУД возможно в процессе использования современных образовательных технологий:

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

-до начала чтения

-в процессе чтения

-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.  Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Информационно-коммуникационная технология

Использование ИКТ позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Для формирования личностных БУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры

На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов  Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отме...

«Формирование базовых учебных действий у детей с глубокой умственной отсталостью»

В настоящие время учителя коррекционных школ постепенно начинают строить свое планирование на основании требований ФГОС для детей с ОВЗ.  И необходимо строить программу на формирование у детей ба...

Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроке

В материале предоставлено выступление на Педагогическом совете "Современные требования к системе условий реализаций, адаптированной основной общеобразовательной программы "Развитие базовых у...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством участия во внеклассных мероприятиях.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  базовых учебных действий (далее БУД), функциями которы...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

Презентация "Личностные базовые учебные действия"

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществеготовность к безопасному и бережному поведению в природе и обще...