Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения"
методическая разработка (6 класс)

Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения" М. Пришвин "Кладовая солнца"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формат описания урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора Токмакова Людмила Викторовна
  2. Место работы  муниципальное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя школа»
  3. Должность учитель русского языка и литературы
  4. Класс   6
  5. Предмет      литература
  6. Тема урока М.Пришвин «Кладовая солнца
  7. Место урока в теме и в программе по предмету[1] Произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» входит в список литературы по  внеклассному чтению, изучается в разделе содержания программы «Литература 20 века»

8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса[2] Ключевая идея урока состоит проблемного вопроса: Каким образом Природа в произведении М.М. Пришвина помогает каждому герою?

Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

- опорные понятия: сказка- быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения.

уметь (сможет продемонстрировать):

  •  анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  • Задавать и отвечать на вопросы- суждения по тексту произведения;  
  •  Определять принадлежность прочитанного текста к литературному жанру;  
  •  Находить необходимую информацию в тексте;  

10. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов[4]: Маршрутный лист с заданиями для обучающихся, в котором  отражен самостоятельный индивидуальный труд - работа со схемой:

                                                               сказка- быль

                                                       ?                 ?

Задание №1

- В чем противоречие?(1б)

Ответ: сказка – это вымышленный рассказ, в котором изображается что-  то чудесное и необычное.

Быль – это то, что было на самом деле.

 Задание №2

- Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?(1б за каждый ответ)

  1. Ответ:

 - В повести М.Пришвина от  были – историческое время, место, реальные герои – дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы ит.д.

– Есть и элементы сказки: главный из них –благополучный конец.

.–Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка.

– Травка находит нового хозяина.

– Рассказ, как и сказка, имеет зачин.

-  Прозвища у ребят сказочные.

– Как и в сказке дети выбирают одну из дорог.

– Природа одухотворена – деревья стонут, рычат, крики птиц переводятся  на человеческий язык.

 Задание №3

Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

  1. Ответ: Чтобы передать чувство любви, восхищение природой. М.Пришвин использует различные словесные образы:

- сравнения (могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы);

олицетворения («деревья стонали и выли», «боролись», «злой ветер»)

- Автор использует говорящие названия лесных мест (Блудово болото(место, где можно заблудиться); Лежачий камень (плоский); Звонкая борина (сосновый бор, в котором звонко поют птицы);

- Эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь», «неизбывная злоба»;

- Антитеза (собака «выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»; «они впивались сухими сучьями в живые стволы», ель – сосна;

11.Организационно-педагогические условия проведения урока[5]

Урок получения новых знаний. Всем учащимся выдается индивидуальный рабочий лист с заданиями.

Действия учителя

Действия учеников

Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование ее на полях тетради по литературе.

Заявка на оценку:

«5» - 28 б и более

«4» - 22-27б

«3» - 16-21 б

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины    - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б

              За скорость – 1 б

Актуализация  знаний

«Сундук с сокровищами»

Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «в сундуке».

1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца.

2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок,  чашка и т. д.)

3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него

4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке?

  1. -В каком случае данные предметы нужны человеку?
  2. -Сегодня урок-путешествие, так как к кладовой солнца иначе не добраться.
  3. -Назовите тему нашего урока
  4. Слайд№1
  1. Ответы детей
  2. Компас
  3. Ложка
  4. (Ружье)
  5. (Хлеб)
  6. Данные предметы нужны человеку, если он собирается идти в лес.
  7. Тема:     «СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»
  8. ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА

Проблемный вопрос:

– Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

Предположения учащихся

Предположите, какие основные задачи будут стоять перед нами на уроке.

Озвучивание учителем задач урока:

Сегодня на уроке мы узнаем:

- опорные понятия: сказка- быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения.

  • анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  • задавать и отвечать на вопросы- суждения по тексту произведения;  
  •  определять принадлежность прочитанного текста к литературному жанру;  

 -          находить необходимую информацию в тексте

Озвучивают предположительные задачи на урок.

Изучение новой темы. Маршрутный  лист с заданиями. Самостоятельная работа. 1.Индивидуальный труд. (общее задание для всех)(10 минут)

                              сказка- быль

 

                                  ?                 ?

- В чем противоречие?(1б)

-Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?(1б за каждый ответ)

2.Организация работы в группах (простая кооперация).

Задания группам:

Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – Что в произведении сказочного?

2 группа – Что в произведении от были?

Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Простая кооперация

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим за героями с самого начала их пути. Слайд №2

1группа    отправляется  вслед за       Митрашей.

2группа         следует за Настей.

Группы имеют при себе маршрутную схему, на которой обозначены координаты продвижения главных персонажей сказки-были.  

3группа -эксперты- вопросы- суждения

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Сказка – это вымышленный рассказ, в котором изображается что-  то чудесное и необычное.

Быль – это то, что было на самом деле.

- В повести М.Пришвина от  были – историческое время, место, реальные герои – дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы ит.д.

– Есть и элементы сказки: главный из них –благополучный конец.

–Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка.

– Травка находит нового хозяина.

– Рассказ, как и сказка, имеет зачин.

-  Прозвища у ребят сказочные.

– Как и в сказке дети выбирают одну из дорог.

– Природа одухотворена – деревья стонут, рычат, крики птиц переводятся  на человеческий язык.

  1. -Чтобы передать чувство любви, восхищение природой. М.Пришвин использует различные словесные образы (учащиеся приводят примеры художественных средств выразительности)

- сравнения (могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы);

олицетворения («деревья стонали и выли», «боролись», «злой ветер»)

- Автор использует говорящие названия лесных мест (Блудово болото(место, где можно заблудиться); Лежачий камень (плоский); Звонкая борина (сосновый бор, в котором звонко поют птицы);

- Эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь», «неизбывная злоба»;

- Антитеза (собака «выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»; «они впивались сухими сучьями в живые стволы», ель – сосна;

В пунктах остановки героев учащиеся отмечают текстовые подтверждения.

Маршрутная схема

Митраша                                                                               Настя

               

          БЛУДОВО           камень                       БОЛОТО     

Эксперты готовят вопросы – суждения для выступающих

Выступление от групп (сложная кооперация)

Выступление от групп (сложная кооперация)

*Выступление групп по своей теме

*Возражения, дополнения групп.

*Группа экспертов может задать выступающей группе по 1-2 вопроса-суждения.

Слово учителя: 

       М.Пришвин говорит  читателю: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

- Что же  включает Пришвин в понятие «сокровища»?

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

1 группа Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверен в своей тропе (приводят примеры из текста),

2 группа - о Насте, которую охватывает жадность. Она забывает обо всем, даже о своем брате.

Вопросы экспертов:

-.Почему Митраша все же становится пленником болота?

2.Каким образом  ведет себя Митраша, попав в болото?

3.Чем объяснить, что писатель ставит свою героиню в такое НЕЗАВИДНОЕ положение,?

4.  Как доказать, что Настя  сталкивается с трудностями в лесу?

5. Чем объяснить поведение Насти, которая оказалась среди такого богатства?

6. Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

Ответы учащихся:

Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг – вот настоящее, истинное богатство, которым должен обладать человек.

Д/З на выбор

1.Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка – быль «Кладовая солнца»

2. Письменно ответить на вопрос «Почему Травка пришла на помощь Митраше»?

Подумайте, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации?

Выполнение дома д/з

Перечень дидактических материалов[6]  Художественная литература. М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Маршрутный лист для обучающегося. Карточка №2 (вопрос – суждение), презентация к теме урока.

Оснащение урока[7]Компьютер, проектор, коробка с предметами


[1]Данный пункт — это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место представляемого урока в теме и в программе по предмету, позволяет проследить связь его содержания с предыдущими и последующими темами и уроками, а также определить динамику формирования знаний, умений и навыков обучающихся.

[2]Ключевая идея урока позволяет сориентировать обучающихся в содержании урока, темы и предмета в целом; ключевая идея помогает сформулировать конкретные учебные цели к уроку и подобрать задания к ним. Ключевая идея формулируется в формате проблемного вопроса. Проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемными являются те вопросы, которые вызывают затруднения у обучающихся, поскольку у них нет заранее готового ответа на эти вопросы. Ответ на проблемные вопросы обучающиеся получают (ищут) самостоятельно в ходе урока.

Признаки проблемного вопроса:

  • открытый — не имеет простого, краткого, быстрого и заранее известного ответа,
  • требует обоснования,
  • дискуссионный,
  • требует мышления на высоких когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение, прогнозирование и др.),
  • опирается на ключевые идеи предмета или даже выходит за его рамки.

[3] Цель должна соответствовать технологии SMART:

S (Specific)  Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable)  Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности обучающегося.

[4] К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов, относятся: устный/письменный опрос, публичное выступление (презентация чего-либо), создание продукта, тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.

Критерии/показатели/индикаторы напрямую связаны с теми заданиями, которые даются обучающимся для проверки достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение задания при устном или письменном опросе. Следовательно, вам необходимо привести формулировку самого задания, формат представления ответа на задание (например, таблица, перечень вопросов на которые надо ответить, требования к оформлению текста и т. п.), критерии оценки этого задания (сколько баллов и за что ставится или какая оценка и за что конкретно ставится) + шкалу перевода баллов в отметку (если в критериях обозначены баллы).

[5] Организационно-педагогические условия включают в себя: описание логики проведения урока и организационные моменты, связанные с его проведением и представляются в формате рекомендаций по проведению урока другим педагогом. При описании хода урока (логики его проведения) необходимо последовательно представить деятельность педагога и обучающихся: с чего начинается урок, как разворачивается; какие задания, с какой целью и каким обучающимися даются; какие учебные материалы используются (отбор учебного содержания необходимо проводить в соответствии с целями урока, возрастным особенностями обучающихся, его личностной значимости и практической направленности); какие оргформы, где и с какой целью используются в ходе урока (фронтальная, индивидуальная, групповая работа). Если используется групповая форма работы, необходимо указать основания деления на группы. В ходе описания необходимо отразить где и в каком виде, согласно каким критериям будет проводится оценивание знаний и умений обучающихся (текущий и промежуточный контроль (при наличии) и итоговый контроль, направленный на проверку достижения запланированных вами результатов).

ВАЖНО:

  • обосновать необходимость всех видов работ и заданий в соответствии с их направленностью н достижение запланированных результатов;
  • в ходе описания логики проведения урока делать сноски на конкретные дидактические материалы, которые можно представить в приложении или в виде отдельных файлов; в случае обращения к учебнику необходимо указать выходные данные учебника и привести текст, с которым будут работать обучающиеся;
  • организационно-педагогические условия и логика проведения урока должны быть представлены в виде связного текста (использование технологических карт и сценариев урока запрещено);
  • писать простым понятным языком, избегать клише и общих слов;
  • все используемые сокращения расшифровываются.

[6] К дидактическим материалам урока относятся все раздаточные и наглядные материалы (включая аудио и видео файлы). В данном пункте необходимо перечислить все дидактические материалы и сделать сноски на них, сами материалы размещаются в Приложениях к описанию урока или прикладываются к нему в виде отдельных файлов. Пример оформления перечня дидактических материалов:

  • Текст для работы группы 1 «Откуда взялись бабочки» (см. Приложение 1)
  • Презентация об эволюции бабочек (см. файл Эволюция бабочек.pptx)
  • Таблица сравнительных характеристик бабочек разных полушарий (см. файл Сравни бабочек.docx)
  • Микроистория. Превращение бабочки – видео, ссылка https://youtu.be/fLIPq8xZi4k 

[7] В данном пункте необходимо указать необходимое оборудование, включая оснащение рабочего места педагога, обучающихся, кабинета в целом.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

ФИ учащегося

Заявка на оценку:

«5» - 28 б и более

«4» - 22-27б

«3» - 16-21 б

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины    - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б

              За скорость – 1 б

Проблемный вопрос:

– Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

1.Индивидуальный труд. (общее задание для всех)(10 минут)

                                  сказка- быль

 

                                  ?                 ?

                1.1   - В чем противоречие?  

1.2 Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?(1б за каждый ответ)

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

2. Организация работы в группах (простая кооперация).

Задания группам:

Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – Что в произведении сказочного?

2 группа – Что в произведении от были?

Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

 Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим за героями с самого начала их пути.

1группа    отправляется  вслед за       Митрашей.

2группа         следует за Настей.

3группа эксперты. Подготовить вопросы- суждения.

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

В пунктах остановки героев отметить текстовые подтверждения.

Маршрутная схема

Митраша                                                                               Настя

               

          БЛУДОВО           камень                       БОЛОТО      

4. Сложная кооперация

*Выступление групп по своей теме

*Возражения, дополнения групп.

Вопросы экспертов:

-Почему Митраша все же становится пленником болота?

2.Каким образом  ведет себя Митраша, попав в болото?

3.Чем объяснить, что писатель ставит свою героиню в НЕЗАВИДНОЕ положение?

4.  Как доказать, что Настя  сталкивается с трудностями в лесу?

5. Чем объяснить поведение Насти, которая оказалась среди такого богатства?

6. Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

                            Что же  включает Пришвин в понятие «сокровища»?

                  Д/З на выбор:

1.Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка – быль «Кладовая солнца»

2. Письменно ответить на вопрос «Почему Травка пришла на помощь Митраше?»

Подумайте, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Танзыбейская СШ» Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения Токмакова Л.В ., учитель русского языка и литературы МБОУ «Танзыбейская СШ» п.Танзыбей , 2023 г.

Слайд 2

Ключевая идея урока – проблемный вопрос (проблемная ситуация) Цели, прописанные через результат S – Конкретные M – Измеримые A – Достижимые R – Ориентированные на результат Т - Соотносимые с конкретным сроком

Слайд 3

Конструктор современного занятия Идея/Цель Формы, методы, приемы достижения цели Задания Идея : Каким образом Природа в произведении М.М. Пришвина помогает каждому герою? Знать опорные понятия : сказка- быль, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения Активные методы обучения, игровой прием «Сундук с сокровищами» 1.Актуализация знаний «Сундук с сокровищами» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в сундуке. 2. Задания в маршрутном листе сказка- быль ? ? - В чем противоречие?(1б) 3. Каким образом художественное своеобразие сказки–были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения? Предметные результаты : давать определение понятиям, определять жанровую принадлежность произведения, воспринимать и интерпретировать прочитанное и т.п.

Слайд 4

Конструктор современного занятия Цель Формы, методы, приемы достижения цели Задания Уметь/сможет продемонстрировать: * анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»; *задавать и отвечать на вопросы - суждения по тексту; *находить необходимую информацию в тексте Активные методы обучения, учебная задача, работа по тексту с маршрутной схемой 1.Система заданий в рабочем листе учащегося. 2.Ученики-эксперты формулируют вопросы-суждения для выступающих Метапредметные и личностные результаты : выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; выразить свою точку зрения, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, сопоставить свои суждения с суждениями др. участников диалога; ЛУУД: выражать позитивное отношение к духовно-нравственным ценностям.

Слайд 5

Читательская грамотность 6 класс 2022-2023 Задание Объект оценки Количество (%) 1 Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 80/100 2 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения) 55/60 3 Понимать чувства, мотивы, характеры героев 40/36 4 Оценивать форму текста (структуру, стиль, жанр и т.п.) 68/72 5 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 70/72 6 Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 58/58 7 Различать факт и мнение 57/60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме 1.3. Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...

«Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО».

Основные виды учебных занятий:Урок изучения нового материалаУрок обобщения и систематизации изученногоКомбинированный урокУрок проверки и оценки знаний...

Современный химический эксперимент в условиях введения обновленного ФГОС СОО.

Проведение химического эксперимента с использованием оборудования "Точка роста" в условиях введения обновленного ФГОС СОО....

«Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО»

В документе представлен чек-лист анализ фрагмента урока....