"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке.
Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)
МБОУ СОШ №1 р.п. Екатериновка.
Учитель русского языка и литературы
Поздникина Галина Валентиновна.(1 категория)
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Учебник «Русский язык. 6 класс. В двух частях. ФГОС».
Авторы : М.Г. Баранов,
Т.Н. Ладыженская,
Л.А. Тростенцова,
Н.В. Ладыженская,
Л.Т. Григорян,
И.И. Кулибаба.
Научный редактор-академик , доктор филологических наук
Н.М. Шанский.
Издательство «Просвещение» г. Москва.2013 год.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке.
Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)
Планируемые результаты: усвоить , что в русском языке несколько способов образования новых слов,
распознавать способы образования слов;
указывать, от чего и с помощью чего образованы слова;
разграничивать приставочный и суффиксальный способы образования слов от приставочно-суффиксального;
определять сферу употребления данных слов.
Содержание учебного материала(СУМ) : правило основных способов образования слов.( стр.94-95.)
Ход урока.
Подготовительный этап (мотивация)
1. Организационный момент.(1 минута)
Приветствие.
Добрые пожелания.
Наш девиз : « С малой удачи начинается большой успех».
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».
2. Актуализация знаний . (12-15 минут.)
Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.
1) Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения И.А.Бунина :
Костёр.
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо, тёплый дым на ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе , низко гнутся берёзы ветвистые,
Меж стволами качается тень…
2) Самопроверка. Текст высвечивается на экране. ТСО
3) Оцените результат по количеству допущенных орфографических и пунктуационных ошибок ++
Цель этапа : повторение на тексте трудных случаев орфограмм, пунктограмм, нахождение однокоренных слов, обозначение грамматических основ.
А) составить схемы предложений и объяснить знаки препинания: ТСО
[ ], и [ ].
[ ] , [ ].
[ ] , [ ] , [ ] .
Оцените результат ++
Б) найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне-
Сильней , веселей , трещит, ветру ,развевается, затянул, лесной, косогор, горе, ветвистые, стволами, качается . ТСО
Оцените результат ++
В) найдите слова с орфограммой: непроверяемые написания в корне - ТСО
костёр, берёзы.
Оцените результат ++
Г) найдите слово с чередующейся гласной в корне-
разгорается гор/гар ТСО
Оцените результат ++
3.Самоопределение к деятельности .(3-4 минуты)
Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение
А) Объясните значение слова косогор(склон горы или холма)
Б) Как образовалось данное слово?
косогор- косая , гора – сложение основ
В) А как образовано слово затянул ?
затянул < тянул < при помощи приставки - приставочный
Г) исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока-
-Как образуются новые слова и при помощи чего.
Д) Запись новой темы:
« Основные способы образования слов в русском языке».
3. Постановка учебной задачи. (1 минута)
Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?
(Знать способы образования новых слов в русском языке).
4. Открытие нового знания.(7 минут)
(Новые знания учащиеся получают в результате самостоятельного исследования.) :
А) работа со словами : ТСО
Лесной < лес - суффиксальный
Ветвистые < ветви - суффиксальный
Синь < синий - бессуффиксный
Разгорается < гореть – приставочно-суффиксальный
Развевается < веет - приставочно-суффиксальный.
Б) Чтение определения по учебнику страницы 94-95(громкая речь).
5.Первичное закрепление.(8 минут).
А) материал для самостоятельного наблюдения: осознанное чтение образца рассуждения «Как определить способ образования слова?» стр.95.( громкая речь)
Б) Упражнение №168 «Как растут слова».
Выразительное чтение.
Запись выделенных слов:
Рассада < сад—приставочный
Посадки < сад—приставочно-суффиксальный
Садовод < сад, водить -- сложение основ
Садовник < садовый – суффиксальный.
5. Самостоятельная работа выполнения упражнения № 169.(3 минуты)
Цель этапа : учащийся делает вывод, что он уже умеет.
6. Рефлексия.
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
---- Сегодня я узнал…..
---- Я научился…..
---- Я выполнял задания и запомнил…..
----Теперь я могу…..
7. Подведение итогов урока.
Цель этапа : самооценка результатов.
--- Какие задания вам понравилось выполнять?
--- Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока?
8.Домашнее задание .
п.33 ,подобрать по 2-3 примера из романа «Дубровский» основных способов образования новых слов.
С А М О А Н А Л И З У Р О К А
Данный урок является уроком «открытия нового знания» по теме «Основные способы образования слов в русском языке». В соответствии с поставленными целями урока необходимо добиться усвоения обучающимися нескольких способов образования новых слов в русском языке, распознавания способов образования слов, указания с помощью чего и от чего образованы слова, разграничение приставочного и суффиксального способов от приставочно-суффиксального , а также определение сферы употребления данных слов. В связи с поставленной задачей на протяжении всего урока используются технические средства обучения.
1 этап (мотивационный) начинается с приветствия учителем учащихся, высказывания добрых пожеланий, проговаривается дружно девиз с целью включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
2 этап начинается с повторения изученного материала: повторяются орфограммы и пунктограммы, однокоренные слова, грамматические основы, объясняются поставленные знаки препинания, составляются схемы сложных предложений.
3 этап самоопределения к деятельности начинается с объяснения учащимися лексического значения слова, образованного сложением основ, с дальнейшим обсуждением образования и других слов, где учитель направляет учащихся к постановке учебной задачи: знать способы образования слов. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти , речи. Потом чётко проговаривается цель урока.
В результате самостоятельного исследования и обсуждения учащиеся подходят к этапу «открытия нового знания». Для этого учитель предлагает обратиться к учебному материалу на экране, организует обсуждение данных слов .Обучающиеся в случае затруднения
обращаются к определению , данному в учебнике. Проговаривают новые правила в громкой речи.
На этапе первичного закрепления происходит самостоятельное наблюдение обучающихся с осознанным чтением образца рассуждения об образовании новых слов. Затем выполняются для
тренировки упражнения с целью отработки рассуждения и определения способа образования новых слов в русском языке. Также необходимо на этом этапе научить учащихся отличать приставочный и суффиксальный способы от приставочно-суффиксального.
На этапе рефлексии обучающиеся осознают свою учебную деятельность, оценивают свою работу на уроке в процессе освоения новых знаний. Совершенствуют навыки говорения и аргументирования в связи с ознакомлением с новыми терминами.
Выявляются причины удачи и неудачи на последнем этапе: самооценки результатов. Выясняется , какие задания учащимся особенно понравилось выполнять . Кроме этого, также в течение всего урока учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты выполненных заданий. Возможна и оценка результатов своих товарищей .
Для домашнего задания обучающимся предложен поисковый метод работы: найти в изученном художественном произведении различные способы образования новых слов в русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
2015 год.
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе.
Тема: О Родине большой и малой в рассказе К.Г.Паустовского «Снег»
(исследовательская деятельность)
Разработала учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ СОШ №1 р.п.Екатериновка Саратовской области Поздникина Галина Валентиновна.
Класс- 8
Цели: Знакомство с К.Г.Паустовским, его писательской судьбой; помочь учащимся проникнуть в потаённые уголки авторского замысла рассказа,
развивать навык исследования с целью увидеть новое в знакомом произведении, пробудить желание перечитать его и подумать о нём.
Задачи: провести исследовательскую работу.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся знают текст
- Умеют выделять важные детали
- Умеют отбирать нужный материал
- Делают выводы.
Формы работы : индивидуальная работа.
работа в парах.
Соответствие ФГОС:
Учебное сотрудничества в достижении целей обучения; решение значимых жизненно-практических задач; целенаправленная организация и планомерное формирование навыков желания и умения учиться; формирование знаний, умений и навыков.
Познавательные УУД: поиск , отбор и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение.
Личностные УУД: самоопределение, способность к саморазвитию, к самооценке своих действий.
Коммуникативные УУД: активное взаимодействие ,сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные: приобретут опыт исследования литературного произведения.
Средства обучения: компьютер,
Телевизор (экран),
текст рассказа «Снег»
«Словарь русского языка»
Ресурсы сети Интернет:
- Сайт жизни и творчества К.Г.Паустовского http//www.paustovskiy.ru.
- Литературные имена http://www.libraru.ru.
- Музыка.
Оформление.
- Портрет К.Г.Паустовского
- Плакат «Родина Мать зовёт»
Эпиграф.
«Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины. Как нельзя жить без сердца»
(К.Г.Паустовский)
ХОД УРОКА.
Звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича. 1 мин.
Приветствие.
- ВОЙНА… Произносишь это слово- и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей… Её не вычеркнут из воспоминаний те, кому довелось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним , чтим?..Для русского солдата – это всё родная русская земля, Нужно вставать во весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитника Отеческой земли. 1 мин.
Звучит песня о Родине( «Вижу чудное приволье») 1 мин.
Раскройте лексический смысл слов Родина, Отчизна. Учащиеся отмечают, что «Родина»- это родная сторона. Отечество, место рождения. Происхождения кого-либо, чего-либо. Отечество, Отчизна, Родина- синонимы, однокоренные слова «род, родители ,родиться ,родня, родственник, родник, природа» и другие.
А что лично для вас значит слово «Родина»? Что вам приходит на ум , когда вы его произносите? 3 мин
Давайте познакомимся с небольшим текстом из статьи А.Т.Твардовского и определим главную мысль (учащиеся читают вслух )
ПЕРВЫЙ ФАЙЛ
«… в творениях подлинных художников- и самых больших , и более скромных по своему значению- мы безошибочно распознаём приметы их малой Родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, тульские, волжские и заволжские, степные и лесо-степные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краёв, цвета и запахи их лесов и полей, их вёсны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобычную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами великого, единого языка».
Безошибочно определяют, что главная мысль- О Родине большой и малой, тем самым сформулировав тему урока, добавив , что по рассказу К.Г.Паустовского «Снег». 3 мин.
Знакомимся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского 3 мин.
ВТОРОЙ ФАЙЛ
Родился в г.Москве в 1892 году.
1911 - Оканчивает гимназию.
1911-1913- Киевский университет.
1914- Печатает первый рассказ «На воде».Меняет разные пр0фессии:кондуктор, вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны; учитель. Много ездит по России.
1929- Становится профессиональным писателем.
1936 – Книга «Чёрное море»
1929- Повесть «Мещорская сторона»
1941-1942- В качестве военного корреспондента ТАСС отправляется на фронт, публикуется во фронтовых газетах «Во славу Родины» , «Защитники Родины» , «Красная звезда».
1943 –Написал сценарий к кинофильму «Лермонтов»
С1956 года бывает в Болгарии, Польше, Франции, Англии.
1968 – смерть писателя, похоронен в городе Тарусе.
Учащимся было задано на дом прочитать рассказ «Снег», подумать, почему рассказ так называется, сколько героев , какие события показаны в произведении, обратить внимание на картины природы.
Первичное восприятие рассказа. 3 мин.
Рассказ небольшой , интересный , написан в тревожный 1943 год;
читается легко, без напряжения; нет жестокостей и тягот войны;
действие происходит на самом выезде из города, но кажется, как будто это тихий спокойный деревенский уголок ;
мало действующих лиц, рассказывается о внутренних переживаниях героев, об их близких людях ; нет отрицательных героев.
В какой-то степени рассказ грустный,
но в то же время создаётся загадочность в отношениях Татьяны Петровны и молодого Потапова ,
а вместе с тем и небольшая радость, умиление;
рассказ как бы остаётся незаконченным , и много зарождается вопросов о дальнейшей судьбе героев.
Исследовательская работа.
Первый этап. 4 мин.
Работа начинается с вопроса, почему такое название рассказа «Снег» ?
Учащимся предложено поработать со словарями русского языка , определяя лексическое значение слова «снег».
Начинается рассуждение: зима… всё покрыто снегом, даже ночью от него светло ; находим в тексте материал, касающийся слова «снег» :
«Снега тускло светили в окна»;
«Между небом и землёй наискось летел редкий снежок» ;,
«С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. Он долго сыпал белой пылью. Запорошил стёкла»
От снега много света , что-то светлое, манящее к себе , значит, - это радость , маленькое счастье.(Потапов оказывается в родном городке, в родном доме , где ничего не изменилось)
Но , ведь, снег- это что-то очень холодное, умирающее, следовательно,- это смерть (смерь старика Потапова, а самое страшное- это война).
Делаем вывод , что название «Снег» -это рассказ о жизни и смерти.
Второй этап. 5 мин
Признаки рассказа о больших событиях, ведь всё-таки эпоха рассказа – это Великая Отечественная война.
Работа начинается в парах по тексту. Находим нужное:
«Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку…» ,
«…Эвакуированная молодая певица»
«…в Пушкино – там не было никаких налётов»
«Возвращаться в Москву было уже нельзя. Татьяна Петровна решила выступать в лазаретах».
«…сын моряк, что он сейчас на Черноморском флоте»
« …вот уже месяц , как я лежу в госпитале .Рана не очень тяжёлая. И вообще она заживает.»
«Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал , что защищаю не только всю страну , но и вот этот её маленький и самый милый для меня уголок…»
« …когда выпишусь из госпиталя…»
«… снял в прихожей шинель…»
«…со дня на день может приехать с фронта..»
«…лейтенант Николай Потапов… , снял китель…»
Третий этап. 20 мин.
Подводим учеников к работе с материалом для разговора о малой Родине.
Малая Родина для молодой певицы Татьяны Петровны:
Москва ,
театр ,
друзья,
рояль,
нянька в Пушкино.
Её внутренние переживания выражены в отчаянных, немножко грубых, но искренних словах « Какая я дура ! -Зачем уехала из Москвы? Бросила театр, друзей! Надо было отвезти Варю к няньке в Пушкино,… а самой остаться в Москве. Боже мой , какая я дура !» .
Действительно, очень мало говорится о малой Родине этого персонажа, больше говорится о том , как меняется её отношение к этому городку, как она обретает душевное равновесие и начинает понимать, что она ,как певица, нужна этому городку ; нужна этому маленькому дому, куда должен вот-вот приехать после ранения защитник Родины , и от всех её стараний зависит душевное состояние Потапова, побывавшего в родном доме и опять отправившегося на войну. К счастью, всё это у неё получилось!
Малая Родина для лейтенанта Николая Потапова:
всё письмо Потапова пронизано бесконечной любовью к самому родному человеку; в письме он вспоминает
маленький городок ,
домик в три комнаты,
колокольчик над дверью с надписью : «Звони веселей!»
кувшин с колодезной водою,
льняное полотенце с вышитыми дубовыми листьями
на диване серый кот Архип,
дребезжание часов,
маленький отцовский кабинет,
сад с расчищенной дорожкой,
берёзовая роща с галками,
калитка,
старая беседка с деревянными колонками и перилами,
кусты сирени в инее,
треск печей,
берёзовый дым ,
рояль с нотами увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов Отчизны дальной…».
подсвечник с витыми жёлтыми свечами,
«Каждая минута в этом доме казалась ему драгоценной»
Почему же так много говорится в рассказе о Малой Родине этого персонажа?
Размышляя над вопросом , учащиеся приходят к выводу: идёт Великая Отечественная война- а это такая великая беда, которая миллионам людей не оставила ни единого шанса вернуться в родные места.
Николай Потапов ещё очень молод, он любит жизнь. И если надо , то он пожертвует жизнью ради освобождения своей Отчизны от фашистских оккупантов . Отчизну он так же сильно любит , как и своего отца, и , возможно, он больше сюда никогда не вернётся. Поэтому такое большое и важное место отводится этому герою рассказа.
ТРЕТИЙ ФАЙЛ.
Чтение стихотворения Константина Симонова:
… Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину - такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском.
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Четвёртый этап. 1 мин.
Звучит тихая спокойная военная музыка.
Вывод:
Рассказ К.Г.Паустовского «Снег» о достойных людях , вынесших на своих плечах все тяготы военного лихолетья и сохранивших в душе своей тепло родного дома в заснеженных русских селеньях.
Задание на дом : творческая работа .
Дописать рассказ. Как , по-вашему, сложится дальнейшая судьба героев рассказа «Снег»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/12/picture-456731-1402598284.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-428481-1422128651.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-729941-1483808135.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796068-1465246880.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...