Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое место ей присудило именно детское жюри. Данное произведение – очень серьезное и в то же время доброе и полезное чтение, вдохновляющее как детей, так и взрослых на преодоление жизненных трудностей на определённом этапе пути, способное научить человека внимательному и серьёзному отношению к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_vneklassnogo_chteniya_levitskaya_s.v._mou_litsey_no_9.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района Волгограда»
Смысл названия повести М.С.Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
Левицкая Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Смысл названия повести М.С.Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
Цель: разобраться в смысле названия повести, его значении для понимания идеи произведения; обеспечить необходимое воспитательное и эстетическое воздействие на духовный мир учащихся поддержать у них интерес к литературе.
Задачи:
- обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;
- обучение умению формулировать круг тем и проблем произведения;
- развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления;
- воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека, формирование ценностных ориентаций учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса.
Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, составление схем.
Используются элементы технологии развития критического мышления.
Оборудование: оформлена доска (число, тема урока, эпиграф); текст повести.
Тип урока: проблемное обучение.
Подготовительный этап: обязательное знакомство с полным текстом повести М.Аромштам.
Структура урока.
1.Мотивационный этап урока: а) вступительное слово учителя; б) постановка проблемного вопроса по теме урока и формулировка цели.
2. Работа с текстом по теме урока.
3. Рефлексия.
4. Оценивание качества работы на уроке.
5. Домашнее задание.
Ход урока.
«Это очень важно - узнать про ангелов» М.Аромштам.
- Мотивационный этап урока. Оформление записи в тетрадях: число, вид работы, тема.
А) Вступительное слово учителя.
«Про ангелов до сих пор ничего толком не известно. Говорят, они умеют летать. У них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы сбились с ног»? Или надо говорить: «Ангелы сбились с крыльев»?
Так начинается повесть, написанная Мариной Семёновной Аромштам, журналистом, учителем, автором книг по воспитанию детей.
- Ваши впечатления от прочитанного. /Ответы с обоснованием/
Наверное, с самого начала нас располагает к себе доверительное повествование. Название произведения, своеобразное вступление, расположенное перед первой главой как будто говорят: речь пойдёт об ангелах…
- Давайте вспомним сюжет повести. /Дети говорят, что в произведении рассказывается о девочке Алине, которая идёт в первый класс; о том, как складывается её школьная жизнь (две первые учительницы, Татьяна Владимировна и Марсём) в течение четырёх лет (повесть завершается тем, что Алина учится в четвёртом классе); параллельно автор показывает, как ситуации из жизни 4 «А» класса видит Маргарита Семёновна (даются записи из дневника учительницы, в которых она размышляет над поступками детей и собственными решениями)./
- Так откуда же появились ангелы? /Дети уточняют: в одной из дневниковых записей Марсём рассказывается своеобразная притча об ангелах, которые помогают другим в трудной ситуации, если у того, кому они посланы, всё хорошо. /
- Рассказывая историю-притчу про ангелов, повествователь замечает: «Это очень важно - узнать про ангелов». (Обращаю внимание учеников на эпиграф к уроку!) А кто такие ангелы? Что вы знаете об этом?
/ Вариант ответа. Бог хотел, чтобы и все существа получили радость жить в любви. Он населил небеса ангелами, жителями духовного, невидимого мира. Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает их в мир, чтобы возвестить свою волю. Для этого ангелы часто принимают на себя видимый, человеческий образ. Они являлись людям в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами. Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном. Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя, заповедуя ему оберегать человека от бед и греха./
Б) Постановка проблемного вопроса по теме урока.
- Как вы думаете, над какими вопросами нам предстоит сегодня размышлять? Запишите в тетрадь те, что вы считаете важными для нашего урока. /Дети записывают, затем зачитывают. Подчёркивают те, что определяем как главные, проблемные./
/Варианты ответов. Почему вдруг в повествовании появляется образ ангела, имеет ли это отношение к жизни героев повести? Важно ли в жизни человека «узнать про ангелов»? О чём заветном и трепетном автор нам говорит в повести, которая называется «Когда отдыхают ангелы»? Надо ли нам задуматься над этим вообще? /
- Как определим цель нашего урока?
/Вариант ответа. Выяснить, какую роль в понимании смысла повести играет её название./
- Работа с текстом по теме урока.
- Давайте обратимся к тексту повести. В чём особенность композиции повествования? /Вариант ответа. Композиция линейная. Повествование ведётся двумя героями: от лица Алины и от лица Марсём. Поэтому одну и ту же ситуацию читатель видит глазами ребёнка (и проживает с непосредственностью и искренностью ребёнка, который ещё не умеет притворяться, кривить душой) и учительницы Марсём (через её дневник, что показательно, ведь наедине с собою человек искренен, и это подчёркивается в повествовании: пишу не для потомков, а для себя)/
- В чём особенность сюжета произведения? /Вариант ответа. Сюжетных линии три, три конфликта: взрослое поколение и дети; ребёнок и другие дети, между учениками в классе; межличностный: Марсём и её «я» в дневниковых записях. Связываются эти сюжетные линии образами Алины и Марсём. /
- Попробуем представить главных повествователей-героев произведения. Алина. Составьте в тетради схему-кластер, которая покажет, с кем взаимодействует ученица. Через конфликт с какими персонажами проявляется её характер.
Алина
Семья (мама, дедушка, Учителя Другие дети
отец, *В.Г.) (Татьяна Владимировна, Марсём) (Наташка, Петя, Егор,
Кравчик)
-Давайте вспомним сейчас ситуации, которые наиболее ярко раскрывают характер Алины. На что в характере девочки автор акцентирует внимание читателя? При ответе обращайтесь к тексту.
- Алина-дочка. Как складываются её отношения с родными?
/Вариант ответа детей. С близкими людьми Алина искренна и откровенна. Она переживает из-за отца, который живёт во Франции и решает там сложные задачи, радуется за маму, которая собирается выйти замуж за В.Г., с радостью принимает «юного друга» дедушки, гордится тем, что у неё будет папа. «Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа». Безусловно, Алине не хватает отеческой любви и внимания. Очень чутко и с большим переживанием воспринимает всё, сказанное мамой и дедушкой. огромную роль в формировании характера Алины сыграл мудрый, выдержанный, спокойный дедушка, который находил подход к ней в любой ситуации, чувствовал, что необходимо девочке в первую очередь, обращал внимание на любые мелочи, даже те, которые оставались мамой незамеченными./
- Алина-подружка, друг. Расскажите, как раскрывается она с этой стороны.
/Варианты ответов. В отношениях с одноклассниками Алина серьёзна и прямолинейна: рассуждения подружки Наташки, симпатия к Егору, необходимость быть деликатной и внимательной с Петей – всё говорит о том, что девочка растёт вдумчивым и искренним человеком, который близко к сердцу принимает не только свои, но и чужие беды и радости./
- Алина-ученица. Как воспринимает она школьную жизнь и учителей?
/Варианты ответы. Алина «не сошлась характерами с Татьяной Владимировной, первой учительницей». Первое сентября становится для Алины не вполне праздничным днём. «Татьяна Владимировна привела нас в класс и велела сдать букеты. Первоклассники должны идти в школу с цветами. Это…закон. Поэтому 1 сентября в школе бывает много цветов…Мы сложили букеты на стол, а потом Т.В. поставила их в ведра для мытья полов…Только два букета она поставила на стол в вазы… » - рассказывает девочка. Удивленная и обиженная невниманием к своему букету, выращенному собственноручно к 1 сентября, Алина понимает, что это неправильно, унизительно. Результатом размышления Алины над этим эпизодом в её жизни становится ситуация с рисованием вазы. Первоклассница не выполняет требования учительницы нарисовать и украсить вазу. «Почему я должна рисовать вазу, если мой букет сидит в ведре?» - размышляет девочка.
Очень яркой становится ситуация с рисунком неваляшки в первые дни обучения: Алина рисует не одну неваляшку, как требовала учительница, а трех, создает картинку семьи – она, мама и дедушка. Поражает и реакция учительницы: выставила на суд всего класса рисунок, подчеркивая, что «ни разу не встречали в природе неваляшек с бородой». «И все сразу почувствовали, что я совершила что-то плохое…».
Поражает эпизод с зеркалом Татьяны Владимировны, которое, расшалившись, вытащил из сумочки одноклассник Алины. Желая узнать, кто взял вещь, учительница заставляет детей стоять, подняв «руки за голову». Впечатлительная девочка заболела.
Отношение Алины к школьной жизни меняется, когда она попадает в 4 «А» к Марсём. Яркими и запоминающимися на всю жизнь становятся положительные события в коллективе: это и бой с Дрэганом, и бал принцесс, и рассказ учительницы об ангелах…/
- Как думаете, почему повествование ведётся от лица Алины? Почему историю об ангелах мы тоже воспринимаем с её точки зрения, а, например, не как Наташка?
/Варианты ответов детей. Алина очень искренняя и впечатлительная, серьёзная ко всему и доверчивая. Она всё старается делать так, как видит её сердце, как чувствует её душа. Мы понимаем, что для неё «внутренний стержень» и внутренняя красота, которые проявляются в поступках, - это главное. Наташка не видит среди веточек увядшего «декабриста» плачущего ангела./
Вывод (записываем в тетрадь): с первых дней Алина ведет себя по-особенному, но особенность ребенка в том, что он не механический солдатик, готовый к выполнению требований, и не фарфоровый пупсик. Девочка с очень развитым воображением, впечатлительная, образно, тонко чувствующая всё, что её окружает. Она пропускает через сердце каждую ситуацию и реагирует на плохое и хорошее. Её поступки – результат того, как она воспринимает мир вокруг себя: людей, вещи, события…
- Второй герой-повествователь в произведении – Марсём. Составьте в тетради схему-кластер, которая покажет, с кем взаимодействует учительница. Через конфликт с какими персонажами проявляется её характер?
Марсём
Дети (ученики 4 «А») дневник (сама Маргарита Семёновна) взрослые (родители
учеников, другие учителя)
- Давайте вспомним, какие ситуации, самые яркие, помогают нам получить представление о характере учительницы. Марсём-учитель и классный руководитель.
/Варианты ответов детей. У её учеников много сложностей и трудностей: тут и первая влюбленность, как правило, безответная, и сложности в их семьях— многие на грани развода, за этой гранью, есть брошенный, не родной ребёнок. Здесь и поведение нового ученика Кравчика и игра, придуманная им, и ситуация с «валентинкой». Но все эти трудности преодолеваются благодаря любви, заботе и творческому задору учительницы.
Она, например, придумывает сражение с чёрным Дрэгоном, которого должны победить «принцы»: мальчишке, раз ставшему героем, совершившему подвиг, гораздо тяжелее будет сделать потом какую-то пакость или подлость./
- Марсём и другие взрослые: родители, учителя школы. Как раскрывается герой с этой стороны?
/Варианты ответов детей. Марсём очень чутко реагирует на искренность и притворство. Например, когда её просят взять в класс, где уже нет мест, еще одну ученицу (Алину), потому что она особенная, но эту особенность и одарённость не только не видят, но и пытаются уничтожить в другом классе, она берёт. И потом ещё одного ученика (Кравчика Лёшу) берёт, потому что не может пройти мимо: ребёнок, оставленный родной матерью, чуть не погибший, имеет особенности в развитии… Или другой эпизод: завуч высказывает Марсём за невыполнение работы по воспитанию, за сломанную ручку на двери туалета… Родители, которые взяли на себя право восстановить справедливость в классе, не разобравшись в ситуации… Во всех этих столкновениях со взрослыми персонажами повести учительница вызывает симпатию, одобрение./
- Марсём-хозяйка дневника. Как раскрывается она здесь?
/Варианты ответов детей. Характер Марсём проявляется в её поступках и в размышлениях о воспитании детей, которые она вверяет дневнику. Для неё в педагогике первым авторитетом (с которым она всё-таки спорит и не всегда соглашается) является Януш Корчак. Его портрет над учительским столом (и желание в какую-то минуту снять его, и невозможность это сделать, потому что останется белое пятно на уже не белой стене) говорит о качествах её характера и педагогических ориентирах, принципах. Марсем считает, что «Дети — не фарфоровые пупсики». Она честна и открыта в своих убеждениях. «Они люди. И…вызывают у нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть — противно. Мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша учительская корысть. Наш разумный эгоизм». Как человек Маргарита Семёновна пытается понять душу ребёнка. Как учитель она никогда не сможет ребёнка предать.
- Как вы воспринимаете размышления Маргариты Семёновны над тем или иным не очень хорошим поступком какого-либо ученика?
/Варианты ответов. В своих размышлениях Марсём очень искренна (думается, это делает её и учеников 4 «А» очень похожими). В ее дневнике встречаются и такие высказывания: «Убила бы!», «Убила и развесила бы по фонарям… Вот как меня разозлили……Еще чуть-чуть, и я кого-нибудь тресну. Какого-нибудь ребеночка. Может быть, даже не одного, а сразу нескольких. Тогда меня, наконец, выгонят с работы…»
Сначала эти записи возмущают. Но потом задумываешься. Они говорят о том, что Марсём тоже не фарфоровая статуэтка (сравните с другими учителями, образы которых рисует автор), она живая, искренняя, настоящая, трепетно относящаяся к своей профессиональной деятельности, для нее работа – это не механическое выполнение ряда инструкций. Учебный процесс для нее и есть «выращивание внутреннего стержня», иначе бы она не рассказала историю об ангелах.
- Как вы думаете, почему историю об ангелах автор рассказывает от лица Марсём? Запишите и зачитайте.
/Вариант ответа. Может, она сама и есть тот ангел, который стоит за спиной каждого из её учеников и старается направить на правильный путь. Она радуется, когда порученные ей подопечные заняты делом (учатся, читают, слушают) и беспокоится, ищет выход, если ученик оступается. А когда Марсём ошибается в своих предположениях относительно автора «валентинки», она заболевает./
- Какую роль в нашем понимании основной мысли повести играет эпизод, когда Алина, узнав о гибели взрослых и детей, летевших на самолёте, берёт вину на себя за свой класс, говоря: «Это ангелы, наши ангелы! Они больше не летают!»
/Варианты ответов. У каждого человека есть ангел, который отвечает за него. Если мы все будем поступать хорошо, не посмеем допустить дурных мыслей и дел, ангелы могут отдыхать или помогать тем, кто попал в беду.
Если человек, за которого несут ответственность ангелы, что-то делает правильно, они улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой в мире становится меньше. Если же человек пакостит, ангелы должны оставаться рядом — исправлять его пакости. Нельзя спутывать крылья ангелов дурными поступками. Ангелы должны отдыхать…/
- Подумайте, на какой из вопросов урока, записанных в самом начале, мы сейчас с вами ответили? Так в чём же смысл названия повести Марины Аромштам? Запишите.
/Главное дело каждого - воспитание своего внутреннего стержня. От нас зависит формирование вечных нравственных, моральных ценностей: понимания, веры, терпения, доброты, сопереживания, любви, помощи близкому. Тогда в нашем мире будет меньше боли, горя, зла. Ведь ангелы смогут услышать нуждающегося и успеть прийти на помощь. Поэтому так важно, чтобы каждый про это знал./
- Подумайте в связи с той работой, что была сегодня нами проделана, с теми выводами, к которым мы с вами пришли, над какими вопросами заставляет задуматься Марина Аромштам? Запишите в тетрадь, зачитайте.
/Варианты ответов детей. Повесть заставляет размышлять над проблемами воспитания духовности, нравственности у подрастающего поколения; над проблемой столкновения детей со взрослой жизнью; над вечной проблемой взаимоотношения «отцов» и «детей», взрослого поколения и подростков, их влияния друг на друга; зависимость становления личности, формирования внутреннего мира, поведения ребёнка от того, в полной или неполной семье он растёт./
- Рефлексия.
Мы проделали с вами большую работу. Читали повесть с очень необычным, интересным названием, сживаясь с героями, соглашаясь с ними, споря; пытались осознать идею произведения; работали сегодня на уроке, высказывая свои сокровенные мысли «по поводу», пытаясь заново переосмыслить то, что прочитали. Чем вас удивили сама повесть или наши мысли о ней? Чем интересно было обсуждение? Что поняли в итоге для себя? Хотели бы вы встретиться с писателем-автором произведения? Какой бы вопрос вы задали ей? К нам, сегодня работавшим на уроке, имеет отношение эта повесть? Значима она для нас сейчас?
- Оценивание качества работы на уроке.
- Домашнее задание.
Предлагаю вам, продолжив размышление над произведением, которое мы прочитали, обсудили, представить своего ангела. Запишите ваши размышления о жизни вашего хранителя и защитника. Если возникнет большое желание, можете проиллюстрировать вашу работу. Как вариант названия: «Мой ангел», но вы можете придумать собственное, оригинальное, ведь это же ваш ангел.
Методические рекомендации
по использованию данной разработки урока по детской литературе.
Одним из основных составляющих курса литературы в современной школе является знакомство с произведениями российских авторов. Это обеспечивает надежный фундамент литературного образования и развития детей и подростков, позволяя воспитывать настоящих патриотов. Основное содержание курса литературы должна составлять русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы. Особенное место в изучении русской литературы занимает современная литература для детей. Сохраняя художественные традиции классической литературы, отражая явления и факты далёкого и недавнего прошлого страны, она вместе с тем иллюстрирует современные социальные процессы, выдвигая на первый план важные вопросы, которые волнуют и подростков, и взрослых. Вчитываясь в художественные произведения современных авторов, можно проследить преемственность, провести параллели, увидеть аллюзии, отсыл к русской классической литературе для детей, юношества. Вместе с тем невозможно не отметить стилевые особенности, индивидуальность в подборе изобразительно-выразительных средств, необычность в выстраивании композиции, сюжетных линий в творчестве современных авторов, что говорит об оригинальности и новых подходах в создании произведений художественной литературы 21 века.
Изучая пласт современной литературы, и педагог, и ученики могут выявить проблематику произведений, сравнивая с уже изученными рассказами, повестями и романами авторов прошлого, познакомиться со стилевыми и языковыми особенностями писателей-современников. К тому же мы имеем счастливую возможность не только прочитать интервью, взятое у известного писателя, увидеть её в записи, но, при счастливом стечении обстоятельств, присутствовать при этом, может, задать вопросы интересному нам человеку…
Конечно, время ставит перед учителем сложную задачу - помочь школьникам сориентироваться в литературном процессе, в его многообразии, направить учащихся в списке имен и произведений современных авторов. Для этого учителю и самому необходимо быть в курсе литературных новинок для детей. И не только владеть информацией, кто и что написал, знать содержание произведений, но и эмоционально реагировать на то, о чём в них рассказывается. В литературе как искусстве слова картина мира передаётся через образ, в создании которого важную роль играют эмоции. Предмет пристального внимания – воспитание образного мышления, а умение эмоционально реагировать на происходящее вокруг – это способ общения со всем миром.
Цель литературного образования в современной школе - это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны, что невозможно достичь без внимательного, вдумчивого изучения современной литературы, ориентированной на детский и юношеский возраст.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое место ей присудило именно детское жюри. Данное произведение – очень серьезное и в то же время доброе и полезное чтение, вдохновляющее как детей, так и взрослых на преодоление жизненных трудностей на определённом этапе пути, способное научить человека внимательному и серьёзному отношению к жизни. Повесть возвращает нас к трагическому прошлому – геноциду времён Второй мировой войны. Образ современной учительницы Марсём невозможно понять до конца, не поинтересовавшись историей жизни и гибели другого учителя, Януша Корчака. Это своеобразный мостик к творчеству польского педагога и писателя. Нельзя не заинтересоваться сказкой «Король Матиуш Первый», с которой знакомит Маргарита Семёновна своих учеников. Наверняка прочитавший «Когда отдыхают ангелы» познакомится и с поучительной историей для детей, придуманной почти сто лет назад, но до сих пор не потерявшей своей актуальности.
В качестве формы проведения занятия в данной разработке предложен урок-беседа. На мой взгляд, это позволяет вызвать у детей эмоциональный отклик, почувствовать искренность и откровенность в обсуждении вопросов, которые интересны самим подросткам. Приём составления схем-кластеров поможет увидеть, как взаимодействуют герои произведения.
Для успешной работы необходима предварительная подготовка – подробное знакомство с повестью Марины Семёновны Аромштам, поскольку вопросы урока требуют быстрой ориентировки в тексте, в ситуациях, описанных в произведении. Это тоже условие создания особой атмосферы: погрузившись в текст, ученик забывает, что он на уроке, как бы проживая судьбу интересных и знакомых ему персонажей.
На этапе домашнего чтения текста (опережающее задание за 10-14 дней) можно предложить каждому написать портрет собственного ангела. В день урока внеклассного чтения оформляется галерея «Мой ангел», что послужит созданию ещё более доверительной и тёплой атмосферы, позволит участникам беседы раскрыться.
Очень важно после разговора на этапе рефлексии определить значимость полученных на уроке знаний, эмоций, открытий для каждого. Это станет мостиком для домашнего задания: для созданного уже портрета ангела можно придумать историю жизни, ежедневных занятий-обязанностей, поразмышлять над вопросом: «А мой ангел отдыхает?» Это позволит ребёнку посмотреть на свою жизнь со стороны, как бы глазами ответственного за его поступки заступника и хранителя.
Данный учебный материал можно использовать для проведения уроков внеклассного чтения по литературе в 7,8 или 9 классе или при проведении внеклассного мероприятия о жизни современных подростков.
Список использованной литературы.
- Марина Аромштам. Когда отдыхают ангелы. Текст повести. https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/388145-marina-aromshtam-kogda-otdyhayut-angely.html
- Марина Семёновна Аромштам. Биография.
http://readly.ru/author/17371/
- Марина Семёновна Аромштам. Биография. Библиогафия. Интервью.
http://pkdb.net/jquery-booklet/marina-aromshtam/index.php
- М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Анализ.
https://kratkoe.com/kogda-otdyihayut-angelyi-analiz/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Разработка урока внеклассного чтения по современной литературе
Урок внеклассного чтения по современной литературе (2009 год) по рассказу Ильи Луданова "Секрет Небосвода"....
"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...