Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения" | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к кружку «Мастерская выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы спецкурса внеурочной деятельности для 5-6 классов «Мастерская постановки голоса выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская постановки голоса и выразительного чтения».
В основу данной программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. В условиях современной школы особенно остро стоят проблемы нравственно-этические. Воспитание гражданских нравственных чувств у учеников неразрывно связано с воспитанием эмоций.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравственно-эстетических представлений, усвоения понятий теории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Формирование эстетических представлений, усвоения понятий теории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного развития и послужить нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребёнке уверенность в собственных силах, подчёркивает личностную значимость, создаёт ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности. На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.
Основное достоинство представленной программы кружка – логично продуманная структуризация материалов, межпредметная, интеграционная и культурологическая основа, органическая связь с другими предметами обучения гуманитарного и художественно-эстетического цикла: «Литература», «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Количество часов по учебному плану: всего – 34 занятия, 1 час в неделю.
Цель программы – вооружить обучающихся необходимой суммой знаний, умений и навыков выразительного чтения отрывков из художественных произведений, а также способствовать развитию природного голоса, совершенствованию выразительной речи в целях наиболее действенного общения ученика со сверстниками, ученика с родителями, ученика с учениками на уроке и во внеклассной работе.
Задачи: формирование образа мира средствами выразительного чтения, развитие устной и письменной формы речевого творчества, приобщение к ценностям культуры, к традициям индивидуального и семейного чтения.
Содержание программы
Основным предметом изучения и овладения на занятиях спецкурса является выразительность чтения. Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.Одним из этапо в работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.Одновременно делаются упражнения над интонацией. Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности. Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.
Раздел 1
Давай познакомимся (1 ч.). Знакомство с авторами книги и их пожеланиями на предстоящую творческую работу в специальной мастерской. Речь как средство общения, средство воздействия. Устная речь и художественное чтение. Художественное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического искусства. Страницы истории художественного чтения на Руси.
Раздел 2.
Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос (3 ч.). В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:
Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.
Голос: большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука - это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.
Дикция: одно из важнейших качеств речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.
Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.
Раздел 3. Учись читать, чтоб больше знать (8 ч.). Позволяет осознать, что книга – самый верный, надёжный друг и помощник в жизни человека. Виды чтения: авторское и художественное чтение. Три принципа словесного действия: «видение», «лепка фразы», «способы воздействия». Принцип «видения» и тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка.
Раздел 4. Учись технике выразительного чтения (10 ч.). Что такое техника выразительного чтения? Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения. Техника выразительного чтения. Основные теоретические понятия: «выразительное чтение», «интонация», «знаки препинания». Интонация. Пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота.
Сила голоса. Темп и ритм. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения - прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.
Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
Мелодика речи. Тон голоса. Тембр.
Раздел 5. Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч.).Что такое текст. Смысловое чтение. Анализ художественного текста. Какие правила – учебные алгоритмы (действия) от смыслового чтения приведут к выразительному чтению.
Раздел 6. Учись выразительно читать и анализировать притчи (1 ч.). Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.
Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые.
Раздел 7. Поэтическая смехопауза (3 ч.). «Крылатые выражения». Выразительное чтение текстов в стихах о крылатых выражениях и словах. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Рифма. Размер стиха.
Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.
Раздел 8. Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч.). Приобщение к культуре семейного чтения.
Раздел 9. Инсценируем авторские сказки (2 ч.). Участник классного импровизированного театра, проявление актерских дарований в процессе инсценировок великолепных авторских пьес-сказок.
Раздел 10. Подведём итоги (1ч. ). Практика выразительного чтения стихов, басен, прозаических произведений. Чтение по ролям отрывков из драматических произведений. Подведение итогов творческой учебной деятельности в течение всего учебного года, определение результата личной успешности на занятиях в мастерской постановки голоса и выразительного чтения.
Учебно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов |
1 | Давай познакомим-ся (1 ч.). | Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 5 кл.: структура учебного пособия, соавторы-помощники. Чтение-анализ стихотворения «Русское слово» | 1 |
2 | Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос (3 ч.). Голос – великое богатство. Какие бывают голоса? | Развитие своего голоса. Как заботиться о голосе. | 1 |
3-4 | Учись развивать свой голос | Школьный театр. Конкурс чтецов. | 2 |
5-6 | Учись читать, чтоб больше знать (8 ч.) Учись читать, чтоб больше знать! Как хорошо уметь читать! | Книга – самый верный, надёжный друг и помощник в жизни человека | 2 |
7-9 | Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник! | Виды чтения: авторское и художественное чтение. Три принципа словесного действия: «видение», «лепка фразы», «способы воздействия». | 3 |
10-12 | Читать хорошо – это трудно и легко! | Принцип «видения» и тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка. | 3 |
13 | Учись технике выразительного чтения (10 ч.) Что такое техника выразительного чтения? | Что такое техника выразительного чтения? Техника выразительного чтения. Главные качества голоса. | 1 |
14-15 | Обращай внимание на знаки препинания. | Знаки препинания, простые и сложные предложения, логическое ударение. | 2 |
16-17 | Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения. | Знаки препинания, простые и сложные предложения, логическое ударение. | 2 |
18-20 | Учись технике выразительного чтения. Звукопись. | Сила голоса. Темп и ритм. Мелодика речи. Тон голоса. Тембр. | 3 |
21 | Учись технике выразительного чтения. Ударение логическое и словесное. | Орфоэпия, литературная норма произношения, роль ударения в орфоэпии. Работа с опорными таблицами. | 1 |
22 | Интонация – основа выразительного чтения. | Интонация. Пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. | 1 |
23-25 | Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч.) | Текст и его признаки. Анализ текста. Что такое смысловой анализ художественного текста? | 3 |
26 | Учись выразительно читать и анализировать притчи (1 ч.) | Что такое притча? Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые. | 1 |
27-29 | Поэтическая смехопауза (3 ч.) | Выразительное чтение текстов в стихах о крылатых выражениях и словах. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. | 3 |
30-31 | Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч.) | Чтение-анализ сказок нового Марка Розовского. Приобщение к культуре семейного чтения. | 2 |
32-33 | Инсценируем авторские сказки (2 ч.) | Инсценирование великолепных авторских пьес-сказок. | 2 |
34-35 | Подведём итоги (1 ч.) | Оцени свою читательскую деятельность. | 2 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Планируемые результаты речевого развития на ступени выхода из курса:
Личностные результаты:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5)формирование умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат;
7)воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
6) овладение логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) осознание значимости выразительного чтения для личного развития;
2) формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3)умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой выразительного чтения, приемами интерпретации, анализа художественных произведений;
5) умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В результате освоения курса «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:
Личностные:
- положительно относиться к учению, познавательной
деятельности; - желать приобретения новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
- действовать по плану.
Познавательные:
- осознать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее;
- разбираться в литературоведческих понятиях;
- знать виды произведения;
- разбираться в художественно- изобразительных средствах, использованных автором в произведении;
- знать правила логического чтения;
- знать особенности стихотворной речи, жанровые особенности произведения.
Коммуникативные:
- задавать вопросы,
- слушать и отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать их;
- обосновывать свою точку зрения;
- анализировать и оценивать образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое;
- давать произведению личностную оценку;
- приобрести исполнительское мастерство;
- совершенствовать речь, дикцию;
- предпринимать попытки к сочинительству, «пробовать перо»;
- уметь общаться друг с другом, а также с посторонними, оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.
В результате работы в мастерской ученик научится:
- подробно и сжато пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части;
- составлять план как опору для воспроизведения текста;
- «сжимать» текст с целью определения главной мысли;
- составлять (проектировать) письменную аннотацию к прочитанной книге;
- развивать качество своего природного голоса;
- выразительно читать стихотворения и прозаические тексты в школе и дома;
- исполнять стихи наизусть;
- инсценировать;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (определять главную тему, общую цель и назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте);
- выделять в тексте непонятное;
- прогнозировать содержание художественного текста;
- составлять характеристики литературных героев;
- сравнивать литературных героев с другими персонажами;
- интерпретировать текст;
- приобретать новые и необходимые знания по теории литературы;
- приобщаться к семейному чтению и другое.
Лист корректировки
Тема раздела | Кол-во часов по плану | Проведено фактически | Дата и причина коррекции (б/л, праздники, КПК и.т.д.) |
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл. Программа построена по принципу алфавита....
Рабочая программа по татарскому языку и литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа по татарскому языку и литературному чтению для 1 класса...
Рабочая программа по татарскому языку и литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по татарскому языку и литературному чтению для 2 класса...
Образовательная программа по постановке голоса.
Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ "МАСТЕРСКАЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного...
Рабочая программа по ВНД "Использование изобразительно-выразительных средств в тексте"
Программа разработана для проведения занятий по внеурочной деятельности по русскому языку ФГОС для учащихся 5 классов.Рассчитана на полгода по одному часу в неделю....
Программа по развитию речи "Мастерская выразительного чтения"
Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО....