Образовательная программа по постановке голоса.
рабочая программа на тему
Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность данной программы, цели, задачи и пути реализации. | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ХОРОВАЯ ШКОЛА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ г. КОНАКОВО
СОГЛАСОВАНО Утверждено
Методический совет Директор МБОУ ДОД ХШМиЮ
Протокол № __________ ___________Махновский В. М.
От «____» ___________2014 г. «________»___________2014г.
МП.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «постановка голоса»
Отделение: хоровое
Возраст детей: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
преподаватель по классу
Преображенская Т.В.
г. Конаково
2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для преподавания предмета «постановка голоса» в рамках «предмета по выбору» в хоровых школах, детских музыкальных школах и детских школах искусств. Направленность программы - художественно-эстетическая. Обучение осуществляется на основе единства вокального, обще музыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня, формирования самосознания.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области воккально- хорового искусства.
Цель данной программы - создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.
Задачи:
Образовательные:
- обучение детей сольному и ансамблевому пению
- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений
- обучение самостоятельному анализу структуры вокальных произведений
- формирование правильных вокальных навыков
- обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером
- обучение навыкам публичных выступление, правильной речи, уверенному общению с аудиторией
Развивающие:
- создать условия, в которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал, осознать свои возможности
- развитие вокального и общего музыкального слуха
- развитие тембра, силы, гибкости и диапазона голоса
- развитие полнозвучной свободной речи
- развитие органов звукообразования и дыхания, способствующих общему оздоровлению организма
- развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции
- развитие самосознания
- развитие уверенности в себе
- развитие эмоциональности, творческой интуиции
Воспитательные:
- воспитание высокохудожественного вкуса
- воспитание умения ставить перед собой задачи и достигать их решения
- воспитание любви к своему народу, к Родине, к национальной культуре
- понимание и уважение культуры и традиций народов мира, формирование толерантности
- воспитание нравственных качеств личности
- воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности
- приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры
- профессиональное ориентирование учащихся в средние и высшие профессиональные учебные заведения
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИя
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип единства художественного и технического развития учащихся, создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса обучающихся к урокам по постановке голоса.
Программа рассчитана на 1 год обучения обучения. Индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно, от простого к сложному в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
Программу отличает разнообразие репертуара: произведения русской и зарубежной классики сочетаются с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:
- художественная ценность
- воспитательное значение
- доступность музыкального и литературного текстов
- разнообразие жанров и стилей
В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся. Большое внимание следует уделять развитию навыков самостоятельной работы с нотными и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.
Методическое обеспечение
- Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию, учитывающее закономерности развития, приспосабленное к уровню и особенностям индивидуума.
- Метод индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.
- Метод активного и интерактивного обучения.
Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой обучающиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения.
4.Метод переосмысления.
Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.
Дети не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории.
Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.
5.Метод эвристики
Прогнозируемый результат:
- обучающиеся приобретают навык творческого отношения к музыкальному искусству
- обучающиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства
- обучающиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений
- обучающиеся приобретают навык публичных выступлений.
Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации:
- прослушивание (I полугодие)
- академический зачет (II полугодие)
- публичные выступления
- выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах
- текущая успеваемость в учебном года.
Методические рекомендации
Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.
У детей младшего школьного возраста(7-10лет) сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.
Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.
Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей и подростков, это 6-8 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм, безразличие.
Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.
На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и т.д.)
Учебно-тематический план
Содержание | Общее кол-во часов |
1. Певческая установка | 2 |
2 .Пение вокальных упражнений | 7 |
3. Формирование певческого дыхания | 6 |
4. Формирование вокально-фонационных навыков | 6 |
5.Формирование певческой артикуляции | 4 |
6. Формирование звуковысотного интонирования | 6 |
7. Пение произведений:
| 2 3 2 |
Итого: | 38 |
В процессе передачи технических навыков и ощущений, мы прибегаем к словесным объяснениям. Эти объяснения являются образными выражениями, которые характеризуют ощущения, сопровождающие хорошее звучание певческого голоса. Учащемуся приходится переводить эти образные выражения на собственные мышечные ощущения и звуковые представления.
Упражнения - это ''сухой вид техники'', только они не могут быть основой обучения детей младшего школьного возраста. Задача этого возраста- достижение компетентности в обучении, поэтому необходимо освоение ими определенного вокального репертуара .Репертуар должен соответствовать возрастным возможностям обучаемого, его эмоциональным и физическим возможностям, т.к. голосовой аппарат не сформирован.
В результате обучения обучающиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными
- петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
- 1-2 не сложные народные песни
- 2-3 не сложных произведения или современные песни. К «не сложным произведениям» следует отнести простые, как в техническом отношении, так и в художественном, вокальные произведения.
- Принять участие в 2-х концертных выступлениях
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия хорошо проветриваемого учебного кабинета для индивидуальных занятий по постановке голоса .
Фортепиано; рабочее место преподавателя ; рабочее место концертмейстера; зеркало.
Технические средства обучения: звуковоспроизводящее оборудование с возможностью воспроизводить различные информационные носители.
Примерный репертуарный план
- Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»
- Аренский А. «Детская песня»
- Бах И.С. «За рекою старый дом»
- Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
- Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, во поле»
- Герчик В. «Про кузнечика»
- Кабалевский Д. «Песенка про Петю», «Наш край»
- Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»
- Крылатов Е. «Это знает всякий»
- Крылатов Е. «Ты – человек»
- Крылатов Е «Лягушачья ламбада»
- Парцхаладзе М. «Мамина песенка»
- Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
- Спадавеккиа А. «Добрый жук»
- Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
- Струве Г. «Рыжий пес»
- Чернышов Е. «Колыбельная»
- Ботяров Е. «Мамин день»
Список литературы
- Программы для внешкольных учреждений, Министерство просвещения, М.,1986
- Гонтаренко Н., «Сольное пение», Ростов на дону, «Феникс», 2007
- Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики», М., «Музыка», 1984
- Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
- Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П., «Музыка», 1977
- Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
- Морозов В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970
- Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
- Плужников К., «Механика пения», С-П, «Классика», 2006
- Румер М., «Начальное обучение пению», М., «Музыка», 1982
- Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., «Прометей», 1992
- Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974
Интернет ресурсы:
www.notes.tarakanov.net
www.classicmusicon.narod.ru/nota
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по предмету «ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРКонтролирующие материалы...
Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"
По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)
Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...
Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса
Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ "МАСТЕРСКАЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного...
Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"
Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравстве...
Программа учебного предмета "Постановка голоса" вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Хоровое пение", срок реализации - 4 года.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на выявление одаренных детей, в области музыкального искусства, обладающих незаурядными голосов...