Урок по теме "Взросление души в рассказе Л. Улицкой "Гвозди"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок для 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.9 КБ |
gvozdi._ulitskaya.pptx | 343.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема взросления души в рассказе Л. Улицкой «Гвозди»
- Здравствуйте, ребята. Я к вам пришла не с пустыми руками на урок, а принесла гвоздь. Вещь, прямо скажем, лишняя на уроке, но не сегодня.
-Вообще, что такое гвоздь? какое мы дадим ему определение? ( заостренный железный стержень со шляпкой)
- А как вы думаете, а можно ли с помощью гвоздя изменить человека? Знаете ли вы притчу о гвоздях, о вспыльчивом человеке, забивающем гвозди в забор?
- Скажите, чему нас учит эта притча? (об ответственности за свои слова и поступки, об умении не причинять другому зла).
- Мы сегодня знакомимся с творчеством писательницы Л. Улицкой. Посмотрите на наш рассказ, на его заглавие. Гвозди. Предположите, о чем может пойти речь?
- У нас есть рассказ Гвозди, есть услышанная притча о гвоздях, о том, как с помощью гвоздей можно указать человеку на его ошибки. Сформулируйте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, читая рассказ?
Итак, темой урока станет Тема взросления души в рассказе Л. Улицкой «Гвозди»
В то лето, когда родилась сестра Маша, Сережу решили отправить в деревню - не к дедушке, как отправляли других ребят, а к прадедушке. Прадед жил в далекой деревне, и добирались они с отцом сложным путем: сначала на поезде, потом на маленьком пароходе, потом долго шли пешком.
Только под вечер добрались они до деревни. По обе стороны неширокой улицы, заросшей низкой пушистой травой, стояли большие серые избы. Некоторые были заколочены. Посреди улицы медленно шли тонконогие кудлатые животные, про которых Сережа сказал: чудные собачки!
Отец засмеялся:
- Овец не узнал! А вон пастух!
И указал на мальчишку чуть постарше Сережи, босого и в теплой шапке. И это тоже было чудно.
Изба, в которой жил прадед, стояла на краю деревни. Когда они вошли, Сережа замер - у него была книжка русских сказок, в которой все было точно так нарисовано: с русской печи свисал овчинный тулуп, который надевал сказочный Старик перед тем, как вести свою бедную дочь в лес к Морозко, и даже ухват стоял на том самом месте, что и на картинке. И запах был особенный, на всю жизнь запомнившийся: старой овчины, закваски, яблок, лошадиной сбруи и другого, незнакомого... запах, которого больше нет на свете...
Две старухи набросились на отца, целовали, плакали, спрашивали. До войны, подростком, он тоже у них гостил.
Поцеловали и Сережу. Одна старуха была ничего, вторая страшная и очень худая и совсем без зубов.
- Это, Серега, тетушки мои, Настасья и Анна,- сказал отец,- твоего дедушки сестры. Так что тебе они вроде бабушки...
"Есть у меня бабушка!" - подумал Сережа с тоской, сразу вспомнил свою красивую завитую бабушку, мамину мать, которая работала бухгалтером в театре и часто водила его на детские спектакли. Он скривился, но ничего не сказал.
Отец вытаскивал из рюкзака гостинцы - одна бабушка сильно радовалась, а вторая заплакала.
"Наверное, боится, что та все подарки заберет",- подумал Сережа и подергал тихонько отца, хотел сказать, чтоб отец сам разделил, а то худой не достанется. Сергей был человек справедливый и во дворе приучен к честной дележке. Но отец от него отмахнулся:
- Потом, потом...- и все вытаскивал свои свертки.
И тут вошел прадед. Он был большой и походил на некрасивого медведя. Старухи сразу притихли, а одна их них сказала:
- Батя, вот Виктор приехал, Ивана сын.
Они поцеловались.
- В нашу породу вышел,- глухим голосом сказал прадед,- парнишком-то мелким был.
Сереже показалось, что отец робеет.
Старухи засуетились, поставили на стол большой темный хлеб, ложки и зеленый таз, который называли "чашкой".
На Сергея никто внимания не обращал, но скучно ему не было. Он тихонько разглядывал множество незнакомых вещей. Удивительное дело: здесь и знакомые вещи имели какой-то другой, новый вид - ложки были деревянные, а подушки были одеты в красные и цветные наволочки, а не в белые, как дома.
Нестрашная старуха крошила в таз зеленый лук, огурцы и картошку, вторая откуда-то принесла решето с яйцами. Солома торчала из решета - как на картинке про Курочку Рябу...
Пришли трое ребят: две девочки постарше Сережи и мальчик, по виду ровесник или помоложе.
- Вот твоя компания будет,- сказал отец.- Это твои троюродные.
Их звали Маринка, Нинка и Митька.
Сережа удивился - он и не знал, что у него столько родни.
- Глазами кого представлен мир? Опишите этот мир. (Заполняем кластер).
- Этот мир, по мнению главного героя, как к нему настроен?
- А как могут дальше развиваться события в рассказе?
Сели за стол. Посреди стола стоял таз с каким-то коричневатым супом, но тарелок не было, только ложки и большой, раскатистый, как пирог, хлеб. Прадед перекрестился и зачерпнул ложкой из общей миски, а за ним и все по очереди.
- Ешь,- шепнул отец.- Это окрошка.
Все как-то ловко зачерпывали, ни у кого на стол не капало, даже у Митьки.
Прадед спрашивал отца про завод, про жизнь. Отец отвечал и на Сережу не глядел. А Сережа сидел, вертел кусок хлеба и удивлялся, как это они едят из одного тазика.
Вдруг страшная старуха, которую звали Анна, взяла белую глубокую тарелку, налила в нее из общей посуды немного и поставила перед Сережей:
- Ешь, милок, ты по-городскому привык,- шепнула она ему беззубым ртом.
Девчонки хихикнули, мальчик фыркнул.
Перед ним стояла белая тарелка - все остальные ели из общей, и неожиданно Сереже это показалось очень обидным. А отец сидел, ел и ничего не замечал. Слезы подкатывали к горлу и готовы были вот-вот потечь.
- Что не ешь-то? Аи не нравится?- спросила старуха.
- Нравится,- прошептал Сережа.
Слезы сами собой потекли. Он понял, что хочет есть из зеленой миски, как все. Но было уже поздно.
Никто на него не смотрел. Он отодвинул белую тарелку и потянулся к общей миске. Суп был холодный, кислый, и в ложке плавал зеленый лук, которого Сережа не ел.
Потом поставили на стол большую яичницу и вареную картошку. Это была привычная еда, Сергей поел ее. Старуха Анна отвела его спать на другую половину, на большую высокую кровать с разноцветными подушками.
Он лег и подумал, что ни за что здесь не останется.
- Как меняется представление о мире у Сережи?
- Как проявляется его характер? Докажите примерами из текста
Девчонки хихикнули, мальчик фыркнул – прием антитезы.
- Скажите, как ведет себя Сережа? (как ребенок) А почему?
Наутро, когда он проснулся, оказалось, что отец уже уехал. Об этом сказала Анна, которую он все не мог назвать бабушкой. Она дала ему молока, кусок давешнего большого хлеба и велела идти гулять. Ребята уже ушли.
Сергей вышел из избы. Он обошел ее кругом, она оказалась очень большой, с пристройкой, и поодаль еще стоял сарай. Дверь была открыта, и он заглянул. Там никого не было. Стоял верстак, над ним висели разные инструменты: рубанки, молотки и еще много разных железных вещей, которым Сережа не знал названия. Под верстаком стоял ящик. В нем по гнездам были разложены гвозди разной величины. Сергей взял средний, длиной с мизинец, взял молоток и стал искать, куда бы его забить. Он сел у порога, высыпал гвозди кучкой у ног и начал их забивать в порог. Он промахивался, бил по пальцам, гвозди гнулись. Потом дело пошло лучше...
И вдруг почувствовал, что он не один. Рядом с ним стоял прадед и смотрел на него. Сережа испугался. Ни слова не говоря, прадед взял из рук молоток, несколько гвоздей и ровно и легко всадил их рядом с Сережиными.
- Рукоять за конец держи,- глухим голосом сказал старик,- а гвоздь так ставь. Бей в один удар!- и Сережа понял, что он не особенно сердится.
Он взял молоток, как велел старик, и долго еще вбивал гвозди. Пока весь порог не забил. Потом встал и хотел было идти. Прадед строгал рубанком доску, но тут он отложил рубанок, дал Сергею тяжелую изогнутую железяку с раздвоенным заостренным концом и сказал:
- Вот гвоздодер возьми! Теперь вынь гвозди-то! Гвоздь на дело нужен. На что он там?
Сережа взял гвоздодер двумя руками... И снова дед встал на колени, отобрал у него гвоздодер и показал, как надо держать. Пальцы у деда были огромные, руки темные, ногти толстые и бурые, как старый картон.
"Такими пальцами можно и без клещей гвозди тащить",- подумал Сережа.
Он долго пытался подцепить гвоздь, тот не поддавался. С тоской смотрел он на блестящую дорожку шляпок, которые ему предстояло вытянуть. Он понимал, что попался в ловушку. Прадед подошел, легонько ударил молотком по обушку гвоздодера, и он плотно обнял шейку гвоздя.
- Нажимай!- сказал прадед, и Сергей двумя руками нажал на рукоять вниз.
Гвоздь, поколебавшись, дрогнул, и полез вверх, и просто-таки выпрыгнул легко и радостно, как будто сам только того и хотел... и только под самый конец пришлось его чуть-чуть поддернуть... И явился на свет.
С другим так ловко не получилось - шляпка отлетела. Дед мельком взглянул и сказал своим глухим голосом:
- Гвоздь береги.
Сергей принялся за третий. Прадед дал коробок и велел складывать туда. Так он тягал и тягал, пока не позвали...
После обеда прадед куда-то ушел, а Сережа решил спрятаться. Он залез на чердак. Там было пыльно и таинственно, но не вытянутые из порога гвозди томили его, и он слез с чердака и пошел в сарай.
Дед | Сережа |
- А какой еще появляется герой в рассказе?
- А почему он герой? (автор его оживляет.) Подтвердите ваши слова текстом.
- Что за тропы использованы Улицкой?
- Поменялся ли Сережа?
- Что будет дальше?
Потом опять пришел прадед, посмотрел на Сережину работу и ничего не сказал. Пальцы все были побиты и болели, уйти почему-то было невозможно.
"Вбивал пять минут,- сердился неизвестно на кого Сергей,- а вытаскивать сто часов".
До самой темноты он возился с гвоздодером и клещами и, наконец, все гвозди, гнутые и битые, лежали в коробке. Он отдал коробок прадеду, тот поставил его на верстак и сказал:
- Пошли в избу...
Сергей был собой доволен, хотя прадед его не похвалил.
Наутро он встал рано. Босые девчонки и Митя шлепали по избе. Сергей застегивал сандалии и думал, как бы ему за ними увязаться, но тут в избу вошел прадед и сказал:
- Идем со мной, Сергей.
Сергей удивился, но пошел.
- Почему уйти было невозможно?
- О чем нам скажет эта фраза?
- Обратите внимание, прадед его не похвалил. А почему?
Впервые имя героя начинает звучать по-новому. Сергей. А почему?
- Что будет дальше?
Прадед повел его в сарай. Там, на верстаке все еще стоял коробок со вчерашними гвоздями. Прадед взял кусок железа размером с книжку, но поуже, положил его на высокий чурбак, вынул двумя пальцами кривой гвоздь и начал по нему легонько постукивать молотком. Гвоздь выпрямился и засверкал свежим блеском.
- Вот так и будешь делать,- сказал прадед.
Сергей обомлел.
"Эта работа на всю жизнь",- подумал он. Взял молоток, слегка тюкнул. Гвоздь повернулся на другой бок. Он крутился с боку на бок, как живой. Сергей промахнулся, ударил по пальцу...
Прадед хмыкнул.
- Легче держи!
И Сергей, сжав губы, чтоб не заплакать, все тюкал и тюкал... Долго не получалось, а потом вдруг сразу все сделалось как само собой - гвозди стали послушными.
- Какой еще урок решит преподать дед Сергею? Чему он его еще научит?
- Что же такого произошло? Почему они его стали слушаться?
Посмотрим, чем закончится рассказ. Ваши ассоциации?
Когда работа была закончена, он поставил коробок на верстак. Дед взял его и положил в ящик, под верстак, потом распрямился и сказал:
- В курятнике две доски надо поменять. Пошли, поможешь мне...
В то лето Сергей так и не сдружился со своими троюродными. Он ходил за стариком и делал с ним всякую работу: столярную, по дому, на пасеке... Под самый конец лета деду привезли на телеге доски. Сгрузили возле сарая. Дед долго их оглядывал, кряхтел, качал головой. Потом позвал Сергея - в помощь. Сначала старик долго правил железок рубанка, потом разводил старую пилу, а когда инструменты приготовил, начал работу... Сережиной помощи не надо было, но прадед его не отпускал, все давал поручения... Перед самым Сережиным отъездом работа была закончена - это был большой длинный ящик с крышкой.
Троюродный брат Митька в последний день спросил:
- А на похороны приедешь?
- На какие похороны?- удивился Сережа.
- Так прадед помирать собрался, гроб-то на что он строил?
"Вот оно что, деревянный ящик был гроб!" - сообразил наконец Сережа.
На другой день приехал отец забирать Сережу. Прадед показал ему гроб в сарае, а отец сказал, что материал очень хороший...
В следующее лето Сергей снова приехал в деревню. Но в это лето было все по-другому. Он сошелся со своими троюродными, ходил с ними на речку, в лес за ягодами. В сарай он зашел только один раз - на верстаке стоял коробок с гвоздями, которые он в то лето правил. А прадеда уже больше не было.
- Ребят, ожидали ли мы с вами такой финал? Выберете предложение, являющееся кульминацией всего рассказа.
- Изменился ли Сережа? Каким он стал?
- Почему он только один раз зашел в сарай?
-Что является связью прошлого и настоящего в этом произведении? (коробок с гвоздями)
- Символом чего он является? (символ памяти)
-
СЕРЕЖА - СЕРГЕЙ (высокочтимый). А что он будет чтить? Какой главный урок преподал ему его прадед? ( чтить традиции, помнить о семье, передавать этот опыт своим детям).
- Тогда, какие проблемы подняты Улицкой в рассказе?
- Давайте вернемся к нашему началу урока. Мы с вами говорили о гвозде. И можно ли с помощью гвоздя изменить человека? К какому выводу мы пришли?
- Есть ли у вас вопросы, которые остались нерешенными в этом рассказе? Все ли показалось понятным?
В. А. Сухомлинский сказал: «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца». На какие мысли нас должны натолкнуть слова Сухомлинского?
- Кому мы должны быть благодарны прежде всего?
ФИЛЬМ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лист ожидания Гвозди
Мир глазами Сережи Враждебно настроенный Необычный Сказочный Неизведанный Что же будет дальше?
Уроки от деда Научил забивать гвозди Научил доставать гвозди Дед Сережа Что же будет дальше?
Серёжа Сергей Высокочтимый Проблема Памяти, взаимоотношений между родителями и детьми
В. А. Сухомлинский, отечественный педагог, говорил: «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...
Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс
Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...
Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.
Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...
"Если душа слепа..." (Рассказ Е.Носова "Кукла")
Урок-мастерская по рассказу Е.Носова "Кукла"...
Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс
Урок по произведению А.П. Чехова "Ионыч"...
- Мне нравится (1)