"Если душа слепа..." (Рассказ Е.Носова "Кукла")
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок-мастерская по рассказу Е.Носова "Кукла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_dusha_slepa._po_rasskazu_e.nosova_kukla.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Если душа слепа…»
Тип урока: урок - мастерская
Цели урока: создать условия для становления рефлексивного, творческого,
нравственного отношения учащихся к собственной жизни;
формирование в детях доброго отношения к человеку, к продукту
человеческого труда;
воспитание духовно - нравственной личности, умеющей уважать мнение
других, чувствовать и слышать собеседника, сострадать;
развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать
познавательный интерес.
Оборудование: презентация, игрушки, кукла, раздаточный материал
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжаем изучать творчество Е.И.Носова. Я назвала урок «Если ты слеп, душа твоя глуха1» (По рассказу Е.И. Носова «Кукла») Вы можете со мной согласиться, а можете в конце урока предложить свою тему.
Какие задачи вы поставите перед собой? (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ) (Узнать больше о произведении, взять уроки из этого рассказа). Работая в группах, мы не забываемо том, что у нас
урок с элементами мастерской. Вспомним правила.
Памятка «Работа в мастерской»
- Всё, что ты делаешь, правильно и хорошо.
- Каждый обязательно должен выполнять всё, о чём просит мастер.
- Один говорит – все слушают.
- Не задавать вопросов. Как понял – так и делай. Всё правильно.
- Обязательно записывай всё, что понравилось у других (добирай материал).
рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением
с окружающим миром.
Цель урока:
В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения, выражает свое отношение к истинным
человеческим ценностям.
- Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» «Кукла». (1 мин)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Радость, марш, восторг, торжество, танец, куклы, пышные наряды, бал кукол, радостные лица, волнение, праздника, веселья, красивые платья, банты).
Я вспомнила, какие игрушки были у меня, у моих дочерей и принесла их сегодня на урок. А у вас были такие игрушки? Или, может, есть и сейчас? Потрогайте их, почувствуйте и поделитесь своими мыслями от встречи с ними. (Говорят по желанию. 2 мин.)
2. Индукция. Спасибо за приятные слова, эмоции.
- Чем же так привлекательны игрушки? В чем их смысл?
(ЗАПИШИТЕ СВОИ МЫСЛИ)
(Игрушки – это детство, большая радость, украшение жизни, …)
- Ребята, а прежде, чем игрушка попала в руки ребенка, кому она обязана? (Художнику, рабочему…) Допишите свои мысли. (Игрушки – плод (результат) человеческого труда). (Я на доске пишу: радость, украшение жизни, игра, труд человека).
3. Работа с текстами, ведущими к новым открытиям, возникновению разрыва между старым и новым пониманием.
А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Е. Евтушенко, выраженное через стихотворение
«Сказка о русской игрушке» (На партах распечатки стихотворения. Учитель читает стихотворение).
СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ
По разграбленным сёлам
Шла Орда на рысях,
Приторочивши к сёдлам
Русокосый ясак.
Как под тёмной водою
молодая ветла,
Русь была под Ордою.
Русь почти не была.
Но однажды, - как будто
Все колчаны без стрел, -
Удалившийся в юрту
Хан Батый захмурел.
………………………..
Хан сопел, иступлённой
Скукотою томясь,
И бродяжку с торбёнкой
Ввёл угодник толмач.
В горсть набравши урюка.
Колыхнув животом,
«Кто такой?» - хан угрюмо
Ткнул в бродяжку перстом.
Тот вздохнул(«Божья матерь, -
То Батый, то князья…»):
«Дел игрушечных мастер
Ванька Сидоров я».
Из холстин дыроватых
В той торбёнке своей
Стал вынать деревянных
Медведей и курей.
И в руках баловался
Потешатель сердец –
С шебутной балалайкой
Скоморох-дергунец.
Но, в игрушки вникая,
Умудрённый, как змий,
На матрёшек вниманье
Обратил хан Батый.
И с тоской первобытной
Хан подумал в тот миг,
Скольких здесь перебил он,
А постичь – не постиг.
В мужичках скоморошных,
Простоватых на вид,
Как матрёшка в матрёшке.
Тайна в тайне сидит.
Озираясь тоскливо,
Буркнул хан толмачу:
«Все игрушки тоскливы.
Посмешнее хочу.
Пусть он, рваная нечисть,
Этой ночью не спит
И особое нечто
Для меня сочинит…»
Хан добавил, икнувши:
«Перстень дам и коня,
Но чтоб эта игрушка
Просветлила меня!»
Думал Ванька про волю,
Про судьбу про свою
И кивнул головою:
«Сочиню. Просветлю»
Шмыгнул носом он грустно,
Но явился в свой срок:
«Сочинил я игрушку.
Ванькой-встанькой нарёк».
На кошме не кичливо
Встал простецкий, не злой.
Но дразняще качливый
Мужичок удалой.
Хан прижал его пальцем
И ладонью помог.
Ванька-встанька попался.
Ванька-встанька прилёг.
Хан свой палец отдёрнул,
Но силён, хоть и мал.
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.
Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом
И, знобея от страха,
Заклинал шепотком.
Хан сапог отодвинул,
Но, держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
Из-под носка!
Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
«Да, уж эта игрушка
Просветлила меня…»
Хана страхом шатало,
И велел он скорей
От Руси – от шайтана –
Повернуть всех коней.
И, теперь уж отмаясь,
Положённый вповал,
Ванька Сидоров – мастер –
У дороги лежал.
……………………….
А в пылище прогорклой,
Так же мал да удал,
С головёнкою гордой
Ванька-встанька стоял.
……………………
Опустились туманы
На лугах заливных.
И ушли басурманы,
будто не было их.
Ну а Ванька остался.
Как остался народ,
И душа ваньки-встаньки
В каждом русском живёт.
Мы – народ Ванек-встанек.
Нас не бог уберёг.
Нас давили, пластали
Столько разных сапог!
Они знали: мы – Ваньки,
Нас хотели покласть,
А о том, что мы встаньки,
Забывали, платясь.
Мы – народ Ванек-встанек.
Мы встаём – так всерьёз.
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слёз…
И смеётся не вмятый,
Не затоптанный в грязь
Мужичок хитроватый,
Чуть пока-чи-ва-ясь.
1963 г. Е.Евтушенко
- Какие новые мысли об игрушках вы дописали?
(Символ страны, народа, передает выносливость, несгибаемость, силу духа).
4. (Работа в группах) Прочитав информацию на одной карточке, передайте карточку другому в группе. Сами, получив новую карточку, читаете новый материал. И так далее, пока каждый член группы не проработает весь материал.
1. Первые куклы появились в глубокой древности. Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Такие куклы обнаружены в древних египетских гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.
- В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Это был своего рода талисман. Для мальчиков кукла была без украшений, только копье в руках, чтобы ее обладатель вырос отважным воином и охотником. Чем тверже кусок дерева, из которого вырезана кукла, тем отважнее, считалось, будет тот, кто с ней играет.
Куклы же для девочек были куда сложнее. Каждая деталь имела свой символический смысл. Цвет, преобладающий в связке бус, показывал месяц рождения юной хозяйки. По числу ракушек можно было узнать. Сколько овец и коз хотел бы получить отец от будущего зятя. Родители верили, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет ее владелица.
- Французские куклы уже с XIV века стали законодательницами игрушечной моды и стоили безумно дорого. Для них, как и теперь для Барби, делали целые кукольные дома с полной обстановкой. И не из какой-то пластмассы, а из ценного красного дерева, посуду – из серебра и фарфора. Все это хранилось в доме и передавалось по наследству от матери дочери.
- В первые десятилетия 20 века в каждой крестьянской семье распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную или волосяную косу. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству - вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки. С пяти – шести дети создавали самодеятельные игрушки, которые поражали разнообразием. В народе замечали, что, когда дети много и усердно играют в куклы, будет в семье прибыль. Если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Кукле отводили важную роль: она была символом продолжения рода, и игры в куклы поощрялись.
- В старину часто «бывала» кукла на свадьбе, украшала свадебное печенье «пряницу» и за шумным свадебным столом нарядно убранная, с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья краса».
- Мы привыкли к тому, что в куклы обычно играют. А вот в Японии уже не одно столетие существуют куклы, предназначенные только для рассматривания. Их любят дети и взрослые. Эти куклы из дерева, бумаги, глины, тканей, связанные с различными праздниками и обычаями, увлекательно представляют мир японской культуры. Накануне 3 марта, праздника Девочек (Хина мацури), в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливается ступенчатый стенд с кукольными фигурками, изображающими представителей императорского двора эпохи 9 – 12 века. На самый верх ставятся куклы императора и императрицы, на второй ступеньке размещаются три придворные дамы, ниже – два министра, музыканты, слуги, также миниатюрные предметы из дворцового обихода. В этот день девочки и мамы в нарядных кимоно ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются сладостями и любуются куклами. После праздника кукол аккуратно заворачивают в бумагу, укладывают в коробки и убирают до следующего года.
- Игрушка – это предмет, радующий ребёнка, копирующий действия взрослых.
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- Что новое узнали вы об игрушке? (Учащиеся в тетради, а учитель на доске дополняют записи).
- Посмотрите на кластер, который у нас получился. В чем же ценность игрушек?
(Игрушки ярко и образно рассказывают об истории нашей страны, о прошлом народа, о его богатой национальной культуре. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.
- А всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, жить, мечтать?
Ответ на этот вопрос мы найдем в рассказе Е.И. Носова «Кукла».
6. Работа по карточкам.
1 группа.
1)В чем необычность начала рассказа?
(Начало рассказа больше подходит для конца, потому что автор как бы подводит уже итог описанным событиям («Теперь уже редко бываю в тех местах… «). Нежелание рассказчика ездить туда усиливается использованием такого тропа, как градация («занесло, затянуло, заилило, забило песком… омута). Такая композиция произведения вызывает интерес у читателя, хочется быстрее узнать, о чем пойдет речь в рассказе.
2 группа
1)Какую роль играет описание природы в начале рассказа? Какие тропы помогают создать картину природы? (Через несколько лет рассказчик приезжает в Липино и не узнает реки. Для описания пейзажа автор использует градацию («русло сузилось, затравенело, пески… затянуло дурнишником»); олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафору («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину»); символику мрачных темных цветов («черная донная», «грязный», «серый»), усиливающую безотрадность представившейся его взору картины).
- группа
1)Прочитайте описание луговины. С какой целью автор дает его?
(В этой пейзажной зарисовке, в отличие от первой, много тепла, уюта, светлых красок жизни: «В природе было солнечно, тепло и даже празднично…шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели», «воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности», «речная луговина… по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника», «хмельная яблочная прель»).
- «Кукла» - назвал свой рассказ Е.И. Носов. Познакомимся с этим рассказом.
А) Краткий пересказ учителя начала рассказа: Рассказчик (в котором без труда угадывается автор) приезжает в родные места, где не был несколько лет. И не узнает эти места. Не узнает реки, некогда сильной, бурной, богатой рыбой… Сузилась река, обмелела, затравенела. Исчезла рыба в ней. Сожжен кем-то шалаш Акимыча, в котором не раз приходилось коротать летние ночи, вспоминая с фронтовиком Акимычем военные годы (ведь воевали в одной и той же армии, брали одни и те же белорусские и польские города, выбыли из войны в одном и том же месте…) Где сейчас Акимыч? Уж не помер ли? Ан-нет! Вот он, идет навстречу. Торопко гукает кирзачами, картузик, телогреечка внапашку, на плече – лопата.
(Далее текст читается учеником, остальные следят по тексту)
Б) ЗАДАНИЕ: Какие мысли, чувства вызывает у вас КУКЛА, лежащая в придорожном кювете?
Изложите их (каждый) в форме небольшой письменной работы.
Прочитайте работы друг другу. Выберите 1-3 работы, которые захотелось прочитать на класс.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
В) ЗАДАНИЕ: Вернитесь к тексту и решите математическую задачу: сколько в рассказе виновников этого ЗЛА? Аргументируйте свое решение (обсуждение в группе).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Г) Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого ЗЛА.
А что делать?
ЗАДАНИЕ: Дайте рекомендации: что делать при виде такого? (работа в группе).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение.
-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.
-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.
-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?
-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.
0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.
1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.
2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.
3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.
Почему же люди остались безучастными к случившемуся?
Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте.
Найдите его. («Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).
Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, сгорбенно перешагнул кювет…»).
- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?
Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…».
- Как вы понимаете эти слова?
(Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).
Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу. (Жестокость, безответственность)
- А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие).
8. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?
Закончите предложение.
Я понял(а), что…
Подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?
Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
Польский писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Всегда ли мы бережно относимся к своим игрушкам, украсившим наше детство, научившим нас любить, ласкать, шить, мечтать?
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чем я задумался, прочитав рассказ Е.Носова «Кукла»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...
Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой (к 115-летию со дня рождения). «Если душа родилась крылатой …»
Поэтическая гостиная, посвященная памяти Марины Цветаевой(к 115-летию со дня рождения).«Если душа родилась крылатой …»Цели: Обучающие:Раскрыть удивительный мир непростой поэзии М. Цв...
Поэтическая гостиная «Если душа родилась крылатой …», посвященная памяти Марины Цветаевой.
Поэтическая гостиная«Если душа родилась крылатой …»,посвященная памяти Марины Цветаевой.Ведущий 1.«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще на...
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»
(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....
Литературно- музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой», посвящённая 120 –летию М. Цветаевой.
Данное мероприятие направлено на изучение жизни и творчества М. Цветаевой в связи празднования 120 - летия со дня рождения. Оно может быть использовано как на уроке, так и во внеклассной работе по пре...
Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."
Данный урок изучается в разделе «Серебряный век». Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...
урок по литературе для 7 класса по теме: "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."
Тип урока- изучение нового материала. Урок изучается в разделе"Произведения писателей 20 века".Тема урока актуальна в наше время. Усвоение материала проводится в форме фронтальной беседы, ...