Урок литературы в 8 классе по рассказу М. Горького "Болесь".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Евстратова Елизавета Сергеевна

Урок внеклассного чтения по рассказу М. Горького "Болесь", подготовленный для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_evstratova_e.s.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по рассказу М. Горького «Болесь»

«Без доброты и сострадания нет человека…»

Урок подготовила: Евстратова Елизавета Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ ОШ № 20 г. Бор

Цели урока

Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя; вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою; продолжить формирование навыка работы с текстом; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: портрет М. Горького, выставка книг-произведений М. Горького, презентация

Предварительное индивидуальное домашнее задание:

  1. Подготовьте небольшое сообщение о Матери Терезе
  2. Подготовьте небольшое сообщение о значении имен Тереза, Болеслав, Олесь

Ход урока

I.  Оргмомент. Целеполагание

- Добрый день, ребята! Обратите внимание на тему урока. Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- А как вы понимаете слово сострадание?

(Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…)

На прошлом уроке мы уже говорили об этой человеческой способности, качестве относительно рассказа М. Горького «Челкаш».

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством Максима Горького. Прочитаем и попытаемся осмыслить рассказ «Болесь» из раннего этапа творчества писателя. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те проблемы, которые ставит в своем произведении автор.

Слово учителя (информация на слайде)

  • Впервые рассказ «Болесь» напечатан в газете «Нижегородский листок», 1897» номер 130, 14 мая, под заглавием «Письма».
  • В издании «Знания» и в собраниях сочинений рассказ датирован автором 1896 г. К этому же году М. Горький относит рассказ и в письме к Д. Д. Протопопову (март 1900 г.).
  • Под заглавием «Болесь» рассказ вошёл во второе издание тома второго «Очерков и рассказов», 1899, и затем включался во все собрания сочинений М. Горького.

II. Работа с текстом

  1. Предтекстовый этап:

- Выскажите свои предположения, о чем рассказ М. Горького, исходя из названия рассказа.

- Вспоминая тематику ранних рассказов М. Горького предположите, какова будет тема это произведения? Какими будут герои?

(Ответы учащихся)

  1. Комментированное чтение рассказа

  1. Анализ текста

- Понравился ли вам рассказ «Болесь»? Какие эмоции вызвал?

(Ответы учащихся)

- Какими вам представляются герои по своему положению? Каков их быт?

( 1. Герой-рассказчик – студент, Тереза  - «одна из «этих»

2.съемная квартира, «я жил на чердаке, и её дверь (Терезы) была против моей», « у меня была такая миленькая комнатка, с широким видом из окна, и так тихо было в этой улице…»)

- От чьего имени ведется повествование?

( От имени рассказчика, который передает случай, произошедший с его знакомым ещё в студенческие годы «один знакомый вот что рассказал мне…»)

- Как вы понимаете смысл названия данного рассказа? Совпадает ли предположение о содержании рассказа с его содержанием?

(Изначально представлялось, что болесь – это просторечное слово, обозначающее болезнь, оказалось, что так зовут и героя, которому Тереза пишет свои письма. Но всё равно, кажется, что рассказ назван не по имени этого героя, а по той проблеме, которую озвучивает автор, но которая приобретает несколько смыслов. Это и болезнь душевная, возникшая у Терезы от одиночества, это и болезнь общественная – равнодушие к окружающим)

Комментарий учителя

Имя Болесь, возможно, происходит от Болеслав, также оно созвучно с именем Олесь.

Сообщение ученика  (Источник: http://novoston.com )

Происхождение имени Болеслав:

Мужское имя Болеслав имеет славянские корни и означает “самый славный”, “прославленный”. В нашей стране оно почти не встречается, но до сих пор распространено в Польше и Словакии.

Происхождение имени Олесь:

От греческого «защитник».

Комментарий учителя

Толкование же слова болесь даже встречается в словаре, оно диалектное, подразумевает болезнь.

(информация на слайде)

БОЛЕСЬ, диал. – Болезнь. – Дурь у тя завязалась, гнетет неотступно. Болесь не прошла…

Историко-лингвистический словарь трилогии «Государева вотчина» / Сибирский федеральный университет. – Красноярск. А.М.Бондаренко . 2007. 

Источник: https://sovereign_patrimony.academic.ru

- Какая деталь представлена в тексте? Какая роль ей отводится?

(Письма. Они как единственный источник счастья для героини, единственное доказательство того, что она может быть честной женщиной, невестой, что она может вызывать у кого-то не только насмешки или чувство отвращения, но и чувство любви, привязанности, дружбы. Только эти письма и могут украсить её бесчестное и сложное житьё. «- Вот вы мне написали письмо к Болесю, а я его дала другому прочитать, и когда мне читают, я слушаю и думаю, что Болесь есть! И прошу написать письмо от Болеся к Терезе... ко мне. Когда такое письмо мне напишут да читают, я уж совсем думаю, что Болесь есть. А от этого мне легче живётся...»)

- Какой представлена героиня рассказа Тереза?

(«Она была полька, звали её Тереза. Высокая такая, сильная брюнетка, с чёрными, сросшимися бровями и с лицом большим, грубым, и точно вырубленным топором, — она приводила меня в ужас животным блеском своих тёмных глаз, густым, басовитым голосом, извозчичьими ухватками, всей своей громадной, мускулистой фигурой рыночной торговки...»)

- Как к ней изначально относится повествователь?

  • («Иногда мне приходилось встречаться с ней на лестнице, на дворе, и она улыбалась мне улыбкой, которую я считал хищной и циничной. Не раз я видел её пьяной, с осовелыми глазами, растрёпанной, улыбающейся как-то особенно безобразно...»,
  • «…эта отвратительная Тереза возглашает с порога басом»,
  • «Я чуть-чуть не расхохотался. «Тоскующая голубка» двенадцати вершков роста, с пудовым кулачищем и с такой чёрной рожей, как будто голубка всю жизнь трубы чистила и ни разу не умывалась!»
  • «А около меня вам не обрыбиться, и в знакомство вступать я с вами не хочу... Поняли?»
  • «рассердилась, видно, бабища...»)

- Что необычного в её имени? Встречалось ли вам такое ранее?

(Мать Тереза)

Давайте познакомимся с именем Тереза и узнаем немного об известной обладательнице этого имени.

Сообщения учащихся:

  1. Происхождение имени Тереза (Источник: http://novoston.com )

Имя Тереза имеет греческие корни. По одной из версий, имя Тереза произошло от «terao», означающего «стремиться, охотиться», поэтому иногда имя Тереза переводят как «охотница».

Имя Тереза – это одно из немногих имен, которые не имеют парного мужского имени.

Среди католиков есть много святых с именем Тереза, но некоторые звучат как Терезия. Святая Тереза из Лизье считается покровительницей Франции и Центральной Африки, а также летчиков и цветоводов.

Всему миру известна Мать Тереза, которая была католической монахиней. Именно она основала женскую монашескую конгрегацию «Сестры Миссионерки Любви», занимающуюся служением бедным и больным. Мать Тереза является Лауреатом Нобелевской премии мира. Она причислена Католической Церковью к лику блаженных.

Характер имени Тереза

В имени Тереза заключены огромные потенциальные возможности. Тереза уверенна в своих силах и конкретна в своих желаниях. Однако стоит делу перейти за рамки повседневности, как женщина становится робкой и нерешительной. Комфортно Терезе только в области, которая ей хорошо знакома. Она отлично держит себя в руках, долго обдумывает следующий шаг, особенно если область ей не слишком знакома. Тереза обладает складом ума, который принято называть мужским. Она предпочитает самостоятельно находить выход.

  1. Святая Тере́за Кальку́ттская (Источник : https://ru.wikipedia.org)

Святая Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как Мать Тереза — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных, 4 сентября 2016 года — канонизирована (причислена к лику святых).

Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье и была младшим ребёнком в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Позднее сама Мать Тереза называла своим «настоящим днём рождения» 27 августа — день её крещения. Ее родители были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того, Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей. Никола был убит во время нападения на сербскую деревню в 1919 году. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2016 года причислена к лику святых Римской католической церкви.

- Совпадает ли значение имени с образом героини, представленным в рассказе?

(Образ её очень жесткий, внешне отталкивающий, но она способна на добрые чувства, «живое, человеческое» в ней угасло ещё не совсем, она  «- Что же? - обиженно заговорила она. — Нет его, так и нет! – И развела руками, как бы не понимая — почему же это его нет?— А мне хочется, чтоб он был... Разве ж я не человек, как все? Конечно, я... я знаю... .....Но ведь никому нет вреда от того, что я пишу ему...»)

- Как вы думаете, почему М. Горький даёт героине такое имя?

(Это имя сильное, чистое принадлежало святым, которые проповедовали законы церкви, несли добро и просвещение. Образ этой героини тоже призывает нас быть чище, внимательнее друг к другу, быть способными на сочувствие)

- Когда и при каких обстоятельствах меняется отношение рассказчика к героине?  Что он при этом испытывает?

( «...Всегда вот, когда я рассказываю эту историю и дойду до этого места, ужасно нелепо чувствую себя... такая глупость! Да-а...», «Я понял... Мне стало так больно, так скверно, так стыдно чего-то. Рядом со мной, в Трёх шагах от меня живёт человек, у которого нет на земле никого, кто бы мог отнестись к нему любовно, сердечно, и этот человек выдумывает себе друга!»)

- Как автор относится к героине рассказа? По каким эпизодам, репликам  это можно понять?

(Автор жалеет героиню и подобных ей. Это выражается в последнем заключении из рассказа студента: «Н-да-с... Чем больше человек вкусил горького, тем свирепее жаждет он сладкого. А мы этого не понимаем, облечённые в наши ветхие добродетели и глядя друг на друга сквозь дымку самомнения и убеждения в нашей всяческой непогрешимости.

Выходит довольно глупо и... очень жестоко. Дескать, падшие люди... А что такое падшие люди? Прежде всего — люди, та же самая кость, кровь, то же мясо и те же нервы, как и у нас. Говорят нам об этом целые века изо дня в день. А мы слушаем и... чёрт знает как это всё нелепо! В сущности, сами-то мы тоже падшие и, пожалуй, очень даже глубоко падшие... в пропасть всяческого самомнения и убеждения в превосходстве наших нервов и мозгов над мозгами и нервами тех людей, которые только менее хитры, чем мы, хуже умеют притворяться хорошими, чем мы притворяемся... А впрочем, будет об этом. Так всё это старо... что даже совестно говорить...» )

- Какие проблемы подняты М. Горьким  в рассказе?

  • (Бесчеловечно-равнодушное отношение людей друг к другу
  • Жизнь «падших» людей
  • Людское неравенство)

- Есть ли сходство с рассказом «Челкаш»? Ответ обоснуйте.

(1. герои этих рассказов «маленькие», «падшие» люди, способные на проявление чувств и эмоций

2. Тереза и Челкаш вызывают отвращение у общества

3. В обоих произведениях раскрывается тема одиночества. Челкаш всегда один, бродяжничает. У него нет друзей и близких людей рядом, он ищет подельников. Тереза страдает от одиночества, так как тоже не имеет родной души рядом)

-Есть ли отличия у этих героев?

(Да. Челкаш уже не желает ничего чувствовать, пустил всё на самотёк, живёт одним днем, и лишь случайный подельник напомнил о них. Тереза же не сдается, она жаждет понимания и теплоты всем сердцем.)

- Нужны ли вообще такие герои как Челкаш и Тереза?

(Ответы учащихся)

- В каком известном нам произведении встречается похожий чем-то на этих героях персонаж и как он размышляет о праве на своё существование?

(А.П. Платонов «Юшка».  «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»)

- Чему учит нас М. Горький?

(М. Горький учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.)

III. Итоги урока

Работа с высказываниями известных людей

(информация на слайде)

– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.

  • Уважай в себе и других человеческую личность.
    Д.И. Писарев
  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
    Б. Паскаль
  • Великие души переносят страдания молча.
    Ф.Шиллер
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
    М Горький
  • “Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
    В. Распутин
  • “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
    Библия

Подводя итог нашему разговору ответим на вопрос: для чего рождается человек? Как вы считаете?

(Ответы учащихся) 

Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле: (информация на слайде)

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

Я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. «Так всякое доброе приносит и плоды добрые», – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие… Помните, что каждый человек важен, каждый для чего-то нужен.

 

IV. Домашнее задание 

Написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. Легко ли быть милосердным человеком?
  2. О чем заставил меня задуматься рассказ М. Горького «Болесь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...