Урок литературы в 8 классе по рассказу М. Горького "Болесь".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по рассказу М. Горького "Болесь", подготовленный для учащихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_evstratova_e.s.docx | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе по рассказу М. Горького «Болесь»
«Без доброты и сострадания нет человека…»
Урок подготовила: Евстратова Елизавета Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ ОШ № 20 г. Бор
Цели урока
Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя; вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою; продолжить формирование навыка работы с текстом; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.
Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.
Оборудование: портрет М. Горького, выставка книг-произведений М. Горького, презентация
Предварительное индивидуальное домашнее задание:
- Подготовьте небольшое сообщение о Матери Терезе
- Подготовьте небольшое сообщение о значении имен Тереза, Болеслав, Олесь
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание
- Добрый день, ребята! Обратите внимание на тему урока. Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- А как вы понимаете слово сострадание?
(Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…)
На прошлом уроке мы уже говорили об этой человеческой способности, качестве относительно рассказа М. Горького «Челкаш».
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством Максима Горького. Прочитаем и попытаемся осмыслить рассказ «Болесь» из раннего этапа творчества писателя. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те проблемы, которые ставит в своем произведении автор.
Слово учителя (информация на слайде)
- Впервые рассказ «Болесь» напечатан в газете «Нижегородский листок», 1897» номер 130, 14 мая, под заглавием «Письма».
- В издании «Знания» и в собраниях сочинений рассказ датирован автором 1896 г. К этому же году М. Горький относит рассказ и в письме к Д. Д. Протопопову (март 1900 г.).
- Под заглавием «Болесь» рассказ вошёл во второе издание тома второго «Очерков и рассказов», 1899, и затем включался во все собрания сочинений М. Горького.
II. Работа с текстом
- Предтекстовый этап:
- Выскажите свои предположения, о чем рассказ М. Горького, исходя из названия рассказа.
- Вспоминая тематику ранних рассказов М. Горького предположите, какова будет тема это произведения? Какими будут герои?
(Ответы учащихся)
- Комментированное чтение рассказа
- Анализ текста
- Понравился ли вам рассказ «Болесь»? Какие эмоции вызвал?
(Ответы учащихся)
- Какими вам представляются герои по своему положению? Каков их быт?
( 1. Герой-рассказчик – студент, Тереза - «одна из «этих»
2.съемная квартира, «я жил на чердаке, и её дверь (Терезы) была против моей», « у меня была такая миленькая комнатка, с широким видом из окна, и так тихо было в этой улице…»)
- От чьего имени ведется повествование?
( От имени рассказчика, который передает случай, произошедший с его знакомым ещё в студенческие годы «один знакомый вот что рассказал мне…»)
- Как вы понимаете смысл названия данного рассказа? Совпадает ли предположение о содержании рассказа с его содержанием?
(Изначально представлялось, что болесь – это просторечное слово, обозначающее болезнь, оказалось, что так зовут и героя, которому Тереза пишет свои письма. Но всё равно, кажется, что рассказ назван не по имени этого героя, а по той проблеме, которую озвучивает автор, но которая приобретает несколько смыслов. Это и болезнь душевная, возникшая у Терезы от одиночества, это и болезнь общественная – равнодушие к окружающим)
Комментарий учителя
Имя Болесь, возможно, происходит от Болеслав, также оно созвучно с именем Олесь.
Сообщение ученика (Источник: http://novoston.com )
Происхождение имени Болеслав:
Мужское имя Болеслав имеет славянские корни и означает “самый славный”, “прославленный”. В нашей стране оно почти не встречается, но до сих пор распространено в Польше и Словакии.
Происхождение имени Олесь:
От греческого «защитник».
Комментарий учителя
Толкование же слова болесь даже встречается в словаре, оно диалектное, подразумевает болезнь.
(информация на слайде)
БОЛЕСЬ, диал. – Болезнь. – Дурь у тя завязалась, гнетет неотступно. Болесь не прошла…
Историко-лингвистический словарь трилогии «Государева вотчина» / Сибирский федеральный университет. – Красноярск. А.М.Бондаренко . 2007.
Источник: https://sovereign_patrimony.academic.ru
- Какая деталь представлена в тексте? Какая роль ей отводится?
(Письма. Они как единственный источник счастья для героини, единственное доказательство того, что она может быть честной женщиной, невестой, что она может вызывать у кого-то не только насмешки или чувство отвращения, но и чувство любви, привязанности, дружбы. Только эти письма и могут украсить её бесчестное и сложное житьё. «- Вот вы мне написали письмо к Болесю, а я его дала другому прочитать, и когда мне читают, я слушаю и думаю, что Болесь есть! И прошу написать письмо от Болеся к Терезе... ко мне. Когда такое письмо мне напишут да читают, я уж совсем думаю, что Болесь есть. А от этого мне легче живётся...»)
- Какой представлена героиня рассказа Тереза?
(«Она была полька, звали её Тереза. Высокая такая, сильная брюнетка, с чёрными, сросшимися бровями и с лицом большим, грубым, и точно вырубленным топором, — она приводила меня в ужас животным блеском своих тёмных глаз, густым, басовитым голосом, извозчичьими ухватками, всей своей громадной, мускулистой фигурой рыночной торговки...»)
- Как к ней изначально относится повествователь?
- («Иногда мне приходилось встречаться с ней на лестнице, на дворе, и она улыбалась мне улыбкой, которую я считал хищной и циничной. Не раз я видел её пьяной, с осовелыми глазами, растрёпанной, улыбающейся как-то особенно безобразно...»,
- «…эта отвратительная Тереза возглашает с порога басом»,
- «Я чуть-чуть не расхохотался. «Тоскующая голубка» двенадцати вершков роста, с пудовым кулачищем и с такой чёрной рожей, как будто голубка всю жизнь трубы чистила и ни разу не умывалась!»
- «А около меня вам не обрыбиться, и в знакомство вступать я с вами не хочу... Поняли?»
- «рассердилась, видно, бабища...»)
- Что необычного в её имени? Встречалось ли вам такое ранее?
(Мать Тереза)
Давайте познакомимся с именем Тереза и узнаем немного об известной обладательнице этого имени.
Сообщения учащихся:
- Происхождение имени Тереза (Источник: http://novoston.com )
Имя Тереза имеет греческие корни. По одной из версий, имя Тереза произошло от «terao», означающего «стремиться, охотиться», поэтому иногда имя Тереза переводят как «охотница».
Имя Тереза – это одно из немногих имен, которые не имеют парного мужского имени.
Среди католиков есть много святых с именем Тереза, но некоторые звучат как Терезия. Святая Тереза из Лизье считается покровительницей Франции и Центральной Африки, а также летчиков и цветоводов.
Всему миру известна Мать Тереза, которая была католической монахиней. Именно она основала женскую монашескую конгрегацию «Сестры Миссионерки Любви», занимающуюся служением бедным и больным. Мать Тереза является Лауреатом Нобелевской премии мира. Она причислена Католической Церковью к лику блаженных.
Характер имени Тереза
В имени Тереза заключены огромные потенциальные возможности. Тереза уверенна в своих силах и конкретна в своих желаниях. Однако стоит делу перейти за рамки повседневности, как женщина становится робкой и нерешительной. Комфортно Терезе только в области, которая ей хорошо знакома. Она отлично держит себя в руках, долго обдумывает следующий шаг, особенно если область ей не слишком знакома. Тереза обладает складом ума, который принято называть мужским. Она предпочитает самостоятельно находить выход.
- Святая Тере́за Кальку́ттская (Источник : https://ru.wikipedia.org)
Святая Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агне́с Го́ндже Бояджи́у; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя — 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как Мать Тереза — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сёстры миссионерки любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных, 4 сентября 2016 года — канонизирована (причислена к лику святых).
Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье и была младшим ребёнком в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Позднее сама Мать Тереза называла своим «настоящим днём рождения» 27 августа — день её крещения. Ее родители были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того, Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей. Никола был убит во время нападения на сербскую деревню в 1919 году. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.
Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2016 года причислена к лику святых Римской католической церкви.
- Совпадает ли значение имени с образом героини, представленным в рассказе?
(Образ её очень жесткий, внешне отталкивающий, но она способна на добрые чувства, «живое, человеческое» в ней угасло ещё не совсем, она «- Что же? - обиженно заговорила она. — Нет его, так и нет! – И развела руками, как бы не понимая — почему же это его нет?— А мне хочется, чтоб он был... Разве ж я не человек, как все? Конечно, я... я знаю... .....Но ведь никому нет вреда от того, что я пишу ему...»)
- Как вы думаете, почему М. Горький даёт героине такое имя?
(Это имя сильное, чистое принадлежало святым, которые проповедовали законы церкви, несли добро и просвещение. Образ этой героини тоже призывает нас быть чище, внимательнее друг к другу, быть способными на сочувствие)
- Когда и при каких обстоятельствах меняется отношение рассказчика к героине? Что он при этом испытывает?
( «...Всегда вот, когда я рассказываю эту историю и дойду до этого места, ужасно нелепо чувствую себя... такая глупость! Да-а...», «Я понял... Мне стало так больно, так скверно, так стыдно чего-то. Рядом со мной, в Трёх шагах от меня живёт человек, у которого нет на земле никого, кто бы мог отнестись к нему любовно, сердечно, и этот человек выдумывает себе друга!»)
- Как автор относится к героине рассказа? По каким эпизодам, репликам это можно понять?
(Автор жалеет героиню и подобных ей. Это выражается в последнем заключении из рассказа студента: «Н-да-с... Чем больше человек вкусил горького, тем свирепее жаждет он сладкого. А мы этого не понимаем, облечённые в наши ветхие добродетели и глядя друг на друга сквозь дымку самомнения и убеждения в нашей всяческой непогрешимости.
Выходит довольно глупо и... очень жестоко. Дескать, падшие люди... А что такое падшие люди? Прежде всего — люди, та же самая кость, кровь, то же мясо и те же нервы, как и у нас. Говорят нам об этом целые века изо дня в день. А мы слушаем и... чёрт знает как это всё нелепо! В сущности, сами-то мы тоже падшие и, пожалуй, очень даже глубоко падшие... в пропасть всяческого самомнения и убеждения в превосходстве наших нервов и мозгов над мозгами и нервами тех людей, которые только менее хитры, чем мы, хуже умеют притворяться хорошими, чем мы притворяемся... А впрочем, будет об этом. Так всё это старо... что даже совестно говорить...» )
- Какие проблемы подняты М. Горьким в рассказе?
- (Бесчеловечно-равнодушное отношение людей друг к другу
- Жизнь «падших» людей
- Людское неравенство)
- Есть ли сходство с рассказом «Челкаш»? Ответ обоснуйте.
(1. герои этих рассказов «маленькие», «падшие» люди, способные на проявление чувств и эмоций
2. Тереза и Челкаш вызывают отвращение у общества
3. В обоих произведениях раскрывается тема одиночества. Челкаш всегда один, бродяжничает. У него нет друзей и близких людей рядом, он ищет подельников. Тереза страдает от одиночества, так как тоже не имеет родной души рядом)
-Есть ли отличия у этих героев?
(Да. Челкаш уже не желает ничего чувствовать, пустил всё на самотёк, живёт одним днем, и лишь случайный подельник напомнил о них. Тереза же не сдается, она жаждет понимания и теплоты всем сердцем.)
- Нужны ли вообще такие герои как Челкаш и Тереза?
(Ответы учащихся)
- В каком известном нам произведении встречается похожий чем-то на этих героях персонаж и как он размышляет о праве на своё существование?
(А.П. Платонов «Юшка». «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»)
- Чему учит нас М. Горький?
(М. Горький учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.)
III. Итоги урока
Работа с высказываниями известных людей
(информация на слайде)
– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.
- Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев - Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль - Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер - Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький - “Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин - “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия
Подводя итог нашему разговору ответим на вопрос: для чего рождается человек? Как вы считаете?
(Ответы учащихся)
Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле: (информация на слайде)
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. «Так всякое доброе приносит и плоды добрые», – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие… Помните, что каждый человек важен, каждый для чего-то нужен.
IV. Домашнее задание
Написать мини-сочинение на одну из тем:
- Легко ли быть милосердным человеком?
- О чем заставил меня задуматься рассказ М. Горького «Болесь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...