Программа литературного кружка "Развивай дар слова"
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Шило Наталья Николаевна

Литературный кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnogo_kruzhka_razvivay_dar_slova.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  литературного кружка

«Развивай дар слова»

Возраст детей: 12-13лет

Пояснительная записка

      С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа  поэтического кружка «Развивай дар слова»

Программа нацелена на решение следующих задач:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с  литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения

Ведущие принципы программы литературного кружка

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Ожидаемые результаты к концу обучения

1. Учащиеся должны знать:

- основы теории литературы;

- композицию литературного произведения;

- жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

- систему стихосложения;

- размер стиха.

2. Учащиеся должны уметь:

- отличать прозаическое произведение от поэтического;

- писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;

- подбирать рифму;

- рифмовать строфы в разных размерах;

- декламировать литературные произведения.

3. Учащиеся должны приобрести навыки:

- аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе.

                             Методическое обеспечение занятий 

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.

Содержание программы

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

     Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

  Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

  Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

 

 Тема 5: Размер стиха. (6 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

  Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей Владимира Маяковского.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Поэзия и штампы. (2 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 11: Итоговое занятие  по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная гостиная "Чародей слова"

Методическая разработка "Чародей слова" посвящена жизни и творчествау Н.В.Гоголя в контексте культурной жизни его эпохи. Музыкальные номера, театрализация, украинские народные песни и костюмы делают м...

программа литературно-краеведческого творческого объединения "Живое слово"краеведение

Краеведение - одна из важных и актуальных проблем в современной образовательной школе. На уроках литературы, истории и географии учащиеся получают знания с опрой на краеведческий материал, а на дополн...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Слово о походе Игоревом".

Методические рекомендации и указания:           При разработке сценария литературно-музыкальной композиции использовались переводы «Слова о полку Игор...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Литературная игра «Ваше слово, эрудиты!»

    «Ваше слово, эрудиты!» - это игра  для сообразительных, знающих и остроумных ребят. Она представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшекла...

Рабочая программа литературного кружка "Художественное слово"

Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование литературного кружка...

Сценарий литературно - музыкальной композиции "Слово памяти в сердце впустите..."

Данное мероприятие разработано для учащихся 5–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, традиционно проводится накануне Дня Победы...

Цикл занятий литературного кружка «Родное слово» (культурное наследие села Алексино)

     Занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса.           Цикл занятий включает в себя  знакомство с культ...