Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Слово о походе Игоревом".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методические рекомендации и указания:
При разработке сценария литературно-музыкальной композиции использовались переводы «Слова о полку Игореве» Д.С.Лихачева и Н.А.Заболоцкого для того, чтобы показать различия в звучании и использовании изобразительно-выразительных средств в художественном тексте.
В ходе организации и реализации данного внеклассного мероприятия осуществлялся компетентностный подход в воспитательной деятельности. Воспитательный потенциал мероприятия способствовал формированию у учащихся общекультурной (проявление личностных качеств: гражданских, нравственных), коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.
Учащиеся, принимавшие участие в данной литературно-музыкальной композиции, были поделены на несколько творческих групп, каждая из которых в ходе подготовки к мероприятию провела большую подготовительную работу: готовила свои костюмы, необходимый реквизит и декорации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naumenko_l.i._metodicheskaya_razrabotka_lit.-muz.kompozitsiya_po_slovu.doc | 80 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Самофаловская средняя школа»
Литературно-музыкальная композиция
«Слово о походе Игоревом»
Мастерская воспитательной работы
Науменко Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2017 год
Методическая разработка
литературно-музыкальной композиции «Слово о походе Игоревом»
Данное мероприятие было разработано и подготовлено к районному конкурсу «Виктория- 2017», а также стало составной частью школьных внеклассных мероприятий в рамках недели истории и словесности в МБОУ «Самофаловская СШ» в феврале 2017 года.
В литературно-музыкальной композиции принимала участие группа учащихся 6-11 классов в количестве 17 человек.
Основной целью литературно-музыкальной композиции являются:
* формирование ценностных отношений к Родине, её историческому прошлому;
* воспитание чувства уважения и глубокой признательности всем, кто боролся за честь и независимость нашей Родины в разные исторические периоды ее развития;
* создать образ-символ русского народа 12 века средствами разных видов искусства: литературы, музыки, хореографии, театра.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
*способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, формированию исторического сознания подрастающего поколения;
*создать объективную основу для воспитания любви к своему народу, к его литературе и культуре в целом;
*способствовать личностному развитию учащихся: развитию индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров учащихся;
*поддерживать детскую инициативу, стремление к активной эстетической и художественной деятельности;
*развивать умения творчески мыслить, воплощать творческие идеи в практической деятельности, обогащать музыкальные и эстетические впечатления учащихся; развивать технику художественного чтения, память, воображение и артистические способности учащихся.
Область применения: внеклассная работа в школе, в районе, в ЦСКБ «Самофаловский»/ центр спортивного, культурного, библиотечного обслуживания населения/.
Форма реализации: литературно-музыкальная композиция.
Возрастные группы участников: учащиеся среднего и старшего звена (6-11кл.)
Ожидаемые результаты (полученные результаты):
- развитие патриотических чувств учащихся;
- всестороннее развитие личности детей средствами различных видов искусства;
- повышение самооценки личности учащихся; формирование умения самопрезентации, преодоление страха перед публичным выступлением;
- интеграция творческой деятельности творческих объединений МБОУ «Самофаловская СШ», творческое взаимодействие с ЦСКБ «Самофаловский»;
- активное участие учащихся школы во внеклассных мероприятиях патриотической направленности.
Методические рекомендации и указания:
При разработке сценария литературно-музыкальной композиции использовались переводы «Слова о полку Игореве» Д.С.Лихачева и Н.А.Заболоцкого для того, чтобы показать различия в звучании и использовании изобразительно-выразительных средств в художественном тексте.
В ходе организации и реализации данного внеклассного мероприятия осуществлялся компетентностный подход в воспитательной деятельности. Воспитательный потенциал мероприятия способствовал формированию у учащихся общекультурной (проявление личностных качеств: гражданских, нравственных), коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.
Учащиеся, принимавшие участие в данной литературно-музыкальной композиции, были поделены на несколько творческих групп, каждая из которых в ходе подготовки к мероприятию провела большую подготовительную работу: готовила свои костюмы, необходимый реквизит и декорации:
а) два ведущих /юноша и девушка/;
б) группа русских князей / юноши 8-9 класса- 5 человек/;
в) танцевальная группа/ девочки 8-9 класса- 6 человек/;
г) Ярославна / ученица 9 класса/;
д) Боян / ученик 10 класса/;
е) солисты сводного хора/ мальчик и девочка/ - учащиеся 6-7 класса).
Костюмы и реквизит: белые рубахи в народном стиле для князей; кольчуга, шлем, щит и меч для князя Игоря; сарафаны в народном стиле для танцевальной группы, платочки; костюм для Ярославны/ сарафан, кокошник /; рубаха в народном стиле для Бояна и гусли.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрирующая события походя князя Игоря в 1185 году; компьютер, звуковые колонки.
Литературно-музыкальная композиция была озвучена музыкальными фрагментами из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и другими музыкальными произведениями, позволяющими создать эффект погружения как участников, так и зрителей в обстановку Древней Руси.
В зале звучит колокольный звон, на сцене появляются ведущие, которые читают свои слова под звуки колокольного звона. Все действие иллюстрируется средствами мультимедийной презентации.
Ведущие читают свои слова под звуки колокольного звона.
Ведущий 1. Земля и держава предков наших Киевская Русь во времена своего расцвета была большой и сильной, с многочисленными селами и городами, населенными трудолюбивым и мужественным людом - хлеборобами-ратаями, ремесленниками, рыбаками, охотниками.
А в тишине келий и покоев днем и ночью при свете каганца или лампады склонялись над пергаментными листами переписчики, чтобы увековечить мысли, дела и подвиги своих времен, донести память о минувшем и современном грядущим поколениям.
Ведущий 2: Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья!
Ведущий 1. Но к Х11 столетию власть киевских князей стала слабеть. Киевская Русь распалась. Было одно большое государство, а стало много маленьких и слабых княжеств. На быстрых конях появлялись все чаще и чаще русских землях половцы.Сжигали все, забирали пленных и уходили обратно - в бескрайнее Поле Половецкое.
Весной 1185 года два брата, Игорь и Всеволод Святославичи, решили идти в поход на половцев.
Музыка / звучание гуслей/. На сцене появляется Боян, который имитирует игру на гуслях и читает слова под звуки гуслярного звона:
Боян: Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам , братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Рередю заколол
Перед всей касожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Звучит славянская этническая музыка, под звуки которой ведущие и князья читают свои слова.
Ведущий 1. Многое переменилось на Руси со времен Бояна. Прошел век, и другой песнетворец начинает печальную повесть о том, как Игорь пошел на половцев с небольшим войском, с немногими союзниками.
Выходят на сцену князья. В центре князь Игорь .
Воины совершают перестроения с элементами танца на сцене, становятся клином, имитирующим боевое расположение древнерусского войска, и читают под аккомпанемент музыки фрагменты текста из «Слова о полку Игоревом» в обработке Н.Заболоцкого и Д.Лихачева.
Чтец 1. /князь Игорь/.
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонену!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум -
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»....
Чтец 2. / князь Всеволод/
Игорь ждет милого брата Всеволода.
И сказал ему буй тур Всеволод:
"Один брат,
один свет светлый - ты, Игорь!
Оба мы Святославичи!
Седлай же, брат,
своих борзых коней,
а мои-то готовы,
уже оседланы у Курска.
А мои-то куряне опытные воины:
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены,
пути им ведомы,
овраги им знаемы,
луки у них натянуты,
колчаны отворены;
сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы".
Чтец 3.
Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю.
Солнце ему тьмою путь заграждало,
ночь стонами грозы птиц пробудила,
свист звериный поднялся,
встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,
велит послушать земле неведомой,
1) Волге,
2) и Поморью,
3) и Посулью,
4) и Сурожу,
5) и Корсуню,
6) и тебе, Тмутороканский идол.
Чтец 4.
И бегут, заслышав о набеге,
Половцы сквозь степи и яруги,
И скрипят их старые телеги,
Голосят, как лебеди в испуге.
Игорь к Дону движется с полками,
А беда несется вслед за ним:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы -
Знать, на кости русские скликают
Зверя кровожадные орлы;
Уж лиса на щит червленый брешет,
Стон и скрежет в сумраке ночном...
ВМЕСТЕ:
О Русская земля! Ты уже за холмом.
Ведущий 1. Далеко гнали русичи половцев. Можно бы теперь и коней повернуть на Русь, но устали кони. И заночевали русичи в Поле. А наутро увидели, что ханы Гзак и Кончак уже собрали против них всю землю Половецкую!
Чтец 4.
Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.
Чтоб четыре солнца не сверкали,
Освещая Игореву рать,
Быть сегодня грому на Каяле,
Лить дождю и стрелами хлестать!
Ведущий 1. И закипела в Незнаемом Поле долгая, страшная, двухдневная сеча.
Чтец 5.
Славный яр тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым просвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
И слетают головы с поганых,
Саблями порублены в бою,
И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,
Если жизнь не ценишь ты свою!..
Чтец 3.
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Ведущий 1. А Игорева храброго войска не вернуть, не поднять с черной земли в поле Половецком! И на беззащитные города южной Руси бросились половцы!
Чтец 2.
А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе...
И как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною
И воздвиглась на Хвалу Хула,
И на волю вырвалось Насилье
Прянув Див на землю, и была
Ночь кругом и горя изобилье.
(Начинает звучать фрагмент «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»)
Ведущий 2. Стоит в Черниговском княжестве город Путивль. Чуть было не взяли его половцы штурмом после поражения Игоря. А на высокой стене Путивля плачет молодая жена Игоря Святославича, дочь Осмомысла Ярослава - Ярославна. И до самых дальних границ Руси птицей летит ее голос.
На сцене появляется Ярославна / звучит «Плач Ярославны»
Одновременно выходит танцевальная группа и исполняет танец под мелодию «Улетай на крыльях ветра» из сцены «Половецкие пляски»
«Плач Ярославны»
Обернусь я ,бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И к утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется по утру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?
Вновь появляется на сцене Боян/ читает текст под звуки гуслей/:
Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
*** *** ***
Вся группа перестраивается на сцене.
Выходят солисты хора : учащиеся 6-7 классов /Прищепова Д., Демьянов С./
Хор исполняет песню «Русь державная»
По Руси моей пойду,
словно странница,
Не чужая я ведь ей,
не изгнанница,
Буду правду я искать,
правду Божию.
Посох путь проложит
мне в бездорожии.
Что мне стужа, что жара,
скорби вечные,
Будет мне трава - постель,
солнце - свечкою.
Пусть кружатся надо мной
черны вороны,
Поклонюсь земле родной
на все стороны.
Ой, родная Русь моя,
Русь Державная,
Ты лежишь в кромешной тьме,
православная.
Загуди же, зазвони,
Иван-колокол,
Русь святую пробуди
от сна долгого.
Чтобы люди все от сна
пробудилися,
На колени пали ниц,
поклонилися,
Поклонилися Христу-Богу
нашему,
За тебя и за меня
жизнь отдавшему.
И, покаявшись в слезах,
в этот скорбный час
Возопили бы Христу:
"Ты помилуй нас!"
Литература и источники:
- «Слово о полку Игоревом» в переводе с древнерусского языка Д.С.Лихачева.
- «Слово и полку Игоревом» в переводе с древнерусского Н.А.Заболоцкого.
- Музыкальные фрагменты оперы «Князь Игорь».
- Славянская этническая музыка.
- Песня «Русь державная», слова И.С.Никитина, 1851 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Методическая разработка литературно-музыкального вечера "Я буду вечно прославлять ту женщину, чьё имя Мать"
Праздник посвящен международному дню 8 Марта....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина моя»
Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Россия - Родина моя" предназначается для внеклассной работы по литературе в 5-8 классах. Его целью является воспитание чувства патриотизма. любви к Родин...
Методическая разработка литературно - музыкальной композиции "Судьба героя"
1) На центральной площади поселка Жирнов состоялся праздничный митинг - 19 мая 1962 года, вечером был организован большой пионерский костер, который зажег дорогой гость п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Песни, опаленные войной»
Пояснительная записка "Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах".М. Дудин Цель мероприятия: формирование исторической памяти о Ве...
Методическая разработка Литературно-музыкального вечера
Литературно-музыкальный вечер к юбилею Сергея Есенина...
методическая разработка литературно-музыкального вечера по творчеству Высоцкого
представленная методическая разработка рекомендована педагогам и музыкальным работникам в сфере образования...