Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Литературная игра «Ваше слово, эрудиты!»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
«Ваше слово, эрудиты!» - это игра для сообразительных, знающих и остроумных ребят. Она представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшеклассников, сценарий которого сориентирован на программу школьного предмета «Литература», а также активизирует самостоятельную деятельность обучающихся по самообразованию. Игра развивает поисково-творческую деятельность ребят, пробуждает интерес к познанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по литературе
Литературная игра
«Ваше слово, эрудиты!»
Выполнил учитель русского языка
и литературы Вишнёвского филиала
МКОУ «Пригородненская средняя
общеобразовательная школа»
Щигровского района
Сергеева Е.М.
2017
Пояснительная записка
В проекте федеральных государственных стандартов второго поколения на первый план выдвигаются задачи развития гражданского общества, социокультурной модернизации страны, поворот в образовании к личности обучающегося, учёт новых требований информационного общества к человеку, системе образования в целом. Психологической основой стандарта выступает его преемственная укорененность в деятельностной парадигме образования, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося. При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта.
В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить ребёнка самостоятельно добывать знания, формировать умения, навыки и применять их на практике. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе. Использование новых педагогических технологий, активных форм работы позволяют развивать у учащихся самостоятельность, инициативность, творческие способности, социальные навыки, умение добывать знания. Чувство свободы выбора делает обучение и воспитание сознательным, продуктивным и более результативным.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа по русскому языку и литературе. Внеклассная работа является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя-словесника. Систематически и планомерно осуществляемая, она имеет большое образовательно-воспитательное значение. Внеклассная работа включается в широкий общекультурный контекст, является составной частью системы формирования творческой личности, развивает познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет сформировать коммуникативные, информационные компетенции, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, формирует эстетические вкусы и потребности школьников. Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
«Ваше слово, эрудиты!» - это игра сообразительных, знающих и остроумных ребят. А ведь именно такими мы хотим видеть своих учеников. Участие в игре побуждает их всерьёз заняться самообразованием, вызывает желание знать как можно больше.
Данное мероприятие представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшеклассников, сценарий которого сориентирован на программу школьного предмета «Литература», а также активизирует самостоятельную деятельность обучающихся по самообразованию. Игра развивает поисково-творческую деятельность ребят, пробуждает интерес к познанию. Театр и состязание умов объединяют ребят. Одни (эрудиты) готовятся непосредственно к игре, другие (актёры и ведущий) репетируют, третьи (художники-оформители) подбирают слайды, рисунки, плакаты, четвёртые (музыкальные редакторы) – музыку. Встречаться между собой могут эрудиты разных классов. На игре обязательно должны присутствовать болельщики (не только старшеклассники, но и их младшие товарищи).
Данная игровая технология представляет целостную систему психолого-педагогического воздействия на обучающихся, она успешно зарекомендовала себя в педагогической науке и практике. Игра – это открытие, поиск и осмысление истины. Стратегия современного игрового занятия далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Знание является не только содержанием, ключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника игрового образовательного процесса.
Цели:
образовательная – поиск необходимой информации, анализ текста, выводы и обобщения;
развивающая – развивать устную речь и эмоционально-образное мышление, творческие способности обучающихся;
воспитательная – воспитывать интерес и прививать любовь к чтению отечественной и зарубежной литературы.
Задачи:
1. Формировать устойчивый учебно-познавательный интерес обучающихся через пробуждение и поддержание интереса к внеклассным занятиям.
2.Выявление и поддержка способных детей, развитие творческого потенциала.
3.Расширение и углубление запаса знаний учащихся по предмету.
4.Поддержка и воспитание веры учеников в свои силы.
5.Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
6.Формирование основ теоретического мышления: анализа, планирования, рефлексии.
7.Развитие способности школьников к самостоятельному выбору способов действия.
совершенствование навыков анализа лирического произведения; возможность проявления чувств при работе с текстом; развитие рефлексивных умений и навыков.
Формируемые УДД:
личностные УУД – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, сформированность социальных компетенций,
коммуникативные УУД – формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; вступать в диалог, аргументировать свою позицию;
познавательные УУД – давать определения понятиям; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; формировать умение строить устное речевое высказывание;
регулятивные УУД – осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашем внеклассном мероприятии «Ваше слово, эрудиты!». Сегодня у нас в гостях знаменитые литературные герои – барон Мюнхаузен, капитан Врун-
гель и Шерлок Холмс.
Мюнхаузен: Приветствую Вас! Мне не терпится рассказать о своих новых приключениях.
Врунгель: Славная яхта «Беда», счастливо избежав все беды, завершила оче-
редное кругосветное путешествие. Передаю привет Вам от членов её экипа-
жа.
Холмс: А я, друзья, никуда не выезжал с Бейкер-стрит, но раскрыл ряд пре-
ступлений в разных концах света.
( Литературные герои занимают свои места.)
Ведущий: Уважаемые гости, я хочу представить вам наше почтенное жюри.
(Представляются члены жюри.)
Для того, чтобы наша игра состоялась, необходимо создать команду эруди-
тов в таком составе : командир, физик, биолог, психолог и лингвист.
Итак, ребята, ответив на следующие вопросы, вы сможете занять своё место в экипаже эрудитов.
1. Жуковский в послании «К кн. П. А. Вяземскому и В. Л. Пушкину» пишет о трагически погибшем, талантливом поэте и драматурге Озерове :
Зачем он свой сплетать венец
Давал завистникам с друзьями?
Пусть дружба нежными перстами
Из лавров сей венец свила –
В них зависть терния вплела
И торжествует : растерзали
Их иглы славное чело –
Простым сердцам смертельно зло,
Певец угаснул от печали…
- Назовите, а если можете, то и прочитайте стихотворный отрывок, в котором слышен отзвук этого фрагмента.
2. Назовите спутников следующих литературных героев :
Робинзон (Пятница), Холмс (Ватсон), Том Сойер ( Гек Финн), Добченский
(Бобченский), Казбич (Карагёз) , Гамлет (нет пары, т. к. он трагически оди-
нок ), Дон Кихот (Санчо Панса).
3. Перечитывая недавно одну книгу А. С. Пушкина, я задумалась о названиях рек. Вы, конечно, знаете, что названия рек, городов, сёл – это уникальный исторический материал? Но городам в нашей отечественной истории не слишком везёт – их постоянно переименовывают. С реками по-другому. Но, читая Пушкина, я вспомнила, что известен только один случай официального переименования реки в истории России.
- Почему, кто и когда переименовал одну из красивых рек России?
(Екатерина Вторая переименовала реку Яик в Урал, чтобы даже в названии реки не сохранялась память о «яицком восстании» - восстании Е. Пугачёва.)
4.- А догадались ли вы,ребята, какое произведение Пушкина я перечитывала?
(«История Пугачёва»)
5. Вспомним комедию Гоголя «Ревизор». Как называлась рыба, которую по-
давали на завтрак Хлестакову в богоугодном заведении ? (Лабардан)
6.А этот вопрос я адресую нашим маленьким любителям русского языка и литературы. Надо же и им на что-нибудь ответить. Вот послушайте стихо-
творение, а потом я задам вопрос.
Очень мне грустно : я бегемот.
У бегемота много забот.
Вот если б был я гиппопотам,
Целыми днями жевал бы банан.
Да-да, честное слово,
Быть бегемотом хуже плохого.
Кто передвинет в квартире комод ?
Ясное дело, что бегемот.
Кто от работы сбежит на диван ?
Ясное дело – гиппопотам.
Да-да,вот, между прочим :
Быть бегемотом хлопотно очень.
Ночью мне страшно : солнышко спит.
Месяц нарочно в окошко глядит.
Но засыпаю, и в солнечных снах…
Гиппопотам я с цветочком в зубах!
- Как бегемотику из стихотворения К. И. Чуковского стать гиппопотамчиком, а ?
(Никакой разницы между значениями этих слов нет. К. И. Чуковский, правда, остроумно называл гиппопотама «большим бегемотом».
Ведущий : Итак, друзья-эрудиты, давайте посмотрим, что приготовили для вас наши гости – литературные «всезнамусы».
(Входит почтальон Печкин )
Печкин: Скажите, кто здесь будет капитан Врунгель?
Врунгель: Я Врунгель! А в чём дело?
Печкин: А вы уверены, что Врунгель – это действительно вы?
Врунгель: Ну, знаете ли…
Печкин: Паспорт у вас с собой?
Врунгель: Паспорта нет, зато есть кортик… и трубка…
Печкин: Курить – здоровью вредить! (откладывает трубку) А кортик настоящий, капитанский! (прикладывает руку к ушанке и по-военному докладывает) Товарищ адмирал, Вам пакет!
Врунгель: Вольно, Печкин! Давайте его сюда.
(Печкин уходит)
О, конверт с марками. Сингапур, Малайя – знакомые места. Любопытно, любопытно, почитаем…
Ведущий: Врунгель, давайте я Вам помогу. Слушайте…(читает содержимое пакета – письмо Лома)
Холмс: Врунгель, у Вас замечательные помощники. Я Хотел бы иметь таких отважных морских волков.
Врунгель: Мне, Холмс, не до смеха. Нужно что-то срочно придумать!
Ведущий: Капитан, давайте попросим эрудитов выручить Ваших помощни-
ков.
Врунгель: Буду рад их помощи!
Ведущий: Итак, вопрос : кому из литературных героев принадлежат следующие вещи:
- люлька с табаком; (Тарас Бульба)
- коробочки, мешочки; (Коробочка)
- рюмка с ликёром и плавающими в нём тремя мухами; (Плюшкин)
- мягкий диван, удобный халат; (Обломов)
- микроскоп, лягушки и жук особого вида; (Базаров)
- трёхногая собака; (генералова брата собачка.._
- змей из географической карты. (Петруша Гринёв)
(Выходит Печкин и тащит огромную посылку)
Мюнхаузен: О! А что это за экзотический груз? Да ведь это посылка для Холмса. Смотрите, надпись – Шерлоку Холмсу.
( Печкин ошарашен напором Мюнхаузена, отдаёт посылку и уходит.)
Холмс: Мой друг Ватсон не сидит без дела. Давайте посмотрим, что в этом ящике.
( Врунгель разворачивает посылку.)
Ведущий: Врунгель, что Вы возитесь? Нам всем не терпится заглянуть в этот замечательный почтовый ящик.
Врунгель: Сейчас, сейчас…(открывает ящик, смотрит удивлённо на Холмса.) Холмс, интересно, как Вы догадались о том, что посылка от Ватсона?
Холмс: Дедукция, мой друг, дедукция! Я даже знаю, что находится в этом ящике.
Врунгель: Неужели?..
Холмс: Да, капитан. Я сам попросил Ватсона отправить мне эту посылку. В этой посылке находятся истории из моей практики. Сейчас мы проведём экзамен по дедукции.
Ведущий: Великолепно! Я помогу Вам, Холмс.
- Итак, эрудиты, прослушайте следующие истории и попробуйте их распу-
тать.
(Ведущий читает истории Холмса, эрудиты их пытаются распутать.)
-История первая… Вопрос : что же , по-вашему, должен был сделать Шерлок Холмс? Поверить словам Неизвестного или немедленно задержать его?
-История вторая…Вопрос : ну что ж, мне всё ясно, а вам, друзья-эрудиты?
Ответы : 1. Если бы Неизвестный был абсолютно уверен, что это его номер, то он не стал бы стучать в дверь. 2. Лёд нарастает только с внутренней стороны окна. Следовательно, сторож пытается обмануть Холмса.
( Входит Печкин.)
Печкин: Свежая почта!
Мюнхаузен: От кого письма, Печкин?
Печкин: Не знаю!
Врунгель: А кому?
Печкин: Холмсу. Ведь адреса назначения здесь тоже нет…(выкладывает письма и уходит)
Врунгель: (берёт три больших конверта) Это письмо пришло…от… Что-то я не вижу здесь обратного адреса… И здесь его тоже нет… ( достаёт письма, просматривает) Мне кажется, что эти письма пришли не по назначению…
Холмс: Позвольте взглянуть. (рассматривает письма) Это же письма литера-
турных героев. Вас, капитан, смущает то, что эти конверты не подписаны? Ну что ж, я вижу здесь отличный вопрос для эрудитов. Будьте добры, барон, отдайте эти конверты команде.
Ведущий: Эрудиты, сейчас вы услышите отрывки из писем, которые так заинтересовали капитана Врунгеля. Ваша задача – надписать конверты по возможности более полно, т. е. заполнить графы – куда, кому, от кого. И указать, из каких произведений к нам пришла эта корреспонденция.
Итак, вот содержание первого письма (ответ: Пушкин «Дубровский», нянька Орина Егоровна Бузырёва Владимиру Дубровскому из Кистинёвки в Петербург)
Вот содержание второго письма (ответ: Гоголь «Ревизор», Хлестаков другу Тряпичкину из города Н. в С.-Петербург)
Печкин: Холмс, Вам шифровка!
Холмс: Мне?
Печкин: Если Вы – Холмс, то Вам.
Холмс: Но здесь нет моей фамилии!
Печкин: Зато есть шифровка! А кто же её может разгадать, если не Шерлок Холмс?
Мюнхаузен: Но почему же? Пусть эрудиты поломают голову над этой шифровкой.
Ведущий: Итак, ребята, что вы можете сказать по поводу этой шифровки?
«У. о. с. Р. П. М. К. Б. : 24»
Слушайте внимательно.
29 июля 1826 года Пушкин Узнаёт о смерти двадцатитрёхлетней Амалии Ризнич, с которой поэт познакомился в Одессе. И в этот же день он пишет стихотворение, посвящённое ей : «Под небом голубым страны своей родной….» (читает стихотворение ученица) Затем он переписывает стихотворение набело. О чём думает поэт? Возможно о том, что этот год, 1826-й, - тяжёлый, страшный. Сколько потерь! И вот - Ризнич! А ведь пять дней назад он узнал о смерти…И перо Пушкина быстро выводит : «У.о.с.Р.П.М.К.Б. :24.»
- О чём подумал поэт? Что он вспомнил? Что записал?
(ответ: «Услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьёва-Апостола, Каховского, Бестужева-Рюмина : 24 июля 1826 года»)
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. И теперь предоставим слово жюри. Пусть оно назовёт самого эрудированного из наших эрудитов!
(Слово жюри)
Ведущий: Ну что ж, вот мы и расстаёмся с героями и участниками игры «Ваше слово, эрудиты!»
Врунгель: Клянусь моим капитанским кортиком, сегодня все заслужили победы!
Холмс: Я поражён Вашей находчивостью, друзья!
Печкин: Буду рад новой встрече с Вами!
Мюнхаузен: Успехов Вам, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературная гостиная "Увенчанные славой"
Данное мероприятие проводится для учащихся 10 - 11 классов при изучении поэзии Серебряного века. Сценарий сопровождается слайдовой презентацией, романсами на стихи поэтов Серебряного века и виде...
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный ринг"
Внеклассное мероприятие для 9 класса...
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Н.Е.Палькин"
Внеклассное мероприятие предназначено для проведения иероприятия, посвященное памяти поэта - земляка, пессника Н.Е. Палькина. Предлагается разработка мероприятия и презентация....
Внеклассное мероприятие по литературе. Литературный ринг «Страна, которой нет на глобусе».
Данное мероприятие разработано для обучающихся 5-7 классов....
внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")
"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...
Внеклассное мероприятие по литературе «Литературный винегрет» для 7-х – 8-х классов
Цель:· привитие интереса учащихся к художественной литературе;· раскрытие творческих способностей ...
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный бал"
Знакомство с любовной лирикой в творчестве А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; развитие артистических способностей и эстетического вкуса у учащихся 8-11 классов, выразительное чтение наизусть лирическ...