ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 99.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
интегрированного урока
Литература/ИЗО
Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве
на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
Измухамбетова Альбина Серикхалиевна, Донскова Ольга Павловна | ||
Место работы: МБОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина г.Камызяк» | ||
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель ИЗО | ||
Предмет: Литература / ИЗО | ||
Класс: 6 | ||
Тема и номер урока в теме: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник». Урок № 85 | ||
Базовый учебник: Литература.6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, под ред. Б.А. Ланина. -М.:Вентана-Граф,2012. |
Дата, время и место проведения: 23 апреля 2015г. , 2 урок, каб. № 119
Цель урока:
1. Понимать язык различных видов искусства, их взаимосвязи. Создать художественный образ багульника различными видами искусства, определить его роль в художественном произведении. Укреплять межпредметные связи, обогащать опыт детей в синтезе искусств ИЗО и литературы. Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образ с учетом его внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
2. Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воображение, творческую фантазию, художественный вкус; умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.
3. Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы на примере героев рассказа, умение ценить и беречь эти чувства; прививать школьникам любовь к художественным произведениям, природе, различным видам искусства; формировать нравственное отношение к культурным ценностям. Пробуждать творческую активность, осознавать связи различных видов искусств между собой и с жизнью.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический
Необходимое техническое оборудование: ПК, ИАД, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Виды планируемых результатов |
1 | Орг. момент Мотивация к учебной деятельности ( 1 минута) | -Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. - Сегодня у нас необычный урок, проведут его два учителя – учитель литературы, Альбина Сергеевна и учитель ИЗО – Ольга Павловна. | Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок. | Личностные Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок. |
2 |
Сообщение темы урока Определение целей урока . (4 минуты) Постановка проблемного вопроса. | Учитель ИЗО: -Мы сегодня будем говорить об искусстве. Какие виды искусства вы знаете? - Зачем искусство нужно человеку? А поможет вам ответить на этот вопрос эпиграф к нашему уроку. Учитель литературы: - Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Валиса де Пареха: «Искусство оказывает влияние на душу человека» СЛАЙД 1. - Как вы думаете, какие слова здесь главные? - Что означает «оказывает влияние на душу человека»? - Великий русский историк Д.Г. Лихачев словно помогает нам ответить на этот вопрос СЛАЙД 2 ( чтение одним учеником)- «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому». - Какой вывод можно сделать? Какую роль оно играет в жизни? (не быть черствыми, глухими…) - Что объединяет все виды искусства? (Образ. Искусство создает образную картину мира). Учитель литературы: - Дайте определение слову «образ» в литературе (картина жизни, в которой писатель выражает свои мысли, чувства, выражает свое отношение к поведению людей, к природе). Учитель ИЗО: - Что такое образ в изобразительном искусстве? (изображение человека, предмета, обладающий внешними отличительными особенностями с максимальной передачей внутреннего состояния). На уроке литературы мы познакомились с интересным произведением Ю.Я.Яковлева «Багульник». Сегодня на примере этого рассказа мы увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства (в художественном произведении и изобразительном искусстве). - Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока, учитывая то, что мы синтезируем (объединяем) два направления искусства: литературу и ИЗО? На какой образ обратим внимание? (Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве) СЛАЙД 3 Цель на уроке- выявить связь образов в двух видах искусства – литературе и изобразительном искусстве, их влияния друг на друга. Раскрыть образ багульника в литературе и ИЗО. | Ответы обучающихся Запишем в тетрадь. |
Метапредметные Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать свои задачи и последовательно идти к ним. |
3 4 | Актуализация знаний 12 минут Физ. минутка. 15 минут. Закрепление изученного материала | Анализ образа багульника в литературе Но для начала проверим, насколько вы хорошо поняли и запомнили содержание рассказа.
По горизонтали: 1.Отчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему ЖЕНЕЧКА?) 4. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете значение этого слова) 5. Имя главного героя рассказа на самом деле. (Как к нему относятся в классе? Почему? (После чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?) 7. Кличка маленькой чёрной собачки. По вертикали: 3. Порода собаки по кличке Лапоть. (Почему Коста с ней гулял? ) 2. Что хотел отдать Косте больной мальчик? 6. Кличка огненно-рыжего пса. Разгадывание кроссворда с одновременной проверкой комментариями.
Какой породы собак не было в рассказе? Какой предмет лишний и почему?
Попрошу ученика биолога помочь нам. Ответы детей, обобщение учителя СЛОВАРНАЯ РАБОТА. /Багульник – низкий кустарник, растёт на болотистых местах. Цветки обладают сильным терпким ароматом, от которого может заболеть голова. За это в народе растение называют болиголов. Применяется в народной медицине/. СЛАЙД № 7
Найдите и прочитайте тот эпизод, где описывается багульник в рассказе. Работа с текстом. Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение « Багульник» , а не « Коста ?» (Косту можно сравнить С багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка « шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника» -Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа? ( Основную мысль). -Какую задачу ставил перед собой автор. ( Задача, которую решал автор в данном рассказе- показать отрицательные поступки людей и выразить симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.) Вывод: Чему научил вас этот рассказ? Как не следует судить о людях, а на что, наоборот, нужно обращать внимание? Чтобы больше раскрыть для себя образ багульника, посмотрите видео как цветет багульник под песню в исполнении группы «Самоцветы» “Где-то багульник на сопках цветет…” ,слова Игоря Морозова, муз. Вдадимира Шаинского. Просмотр видеоролика. Анализ образа багульника в ИЗО На уроке литературы вы познакомились с произведениями наших писателя, поэта и композитора, которые воспевали красоту багульника в своих рассказах, стихах и песнях, а сейчас вы попробуете изобразить все это на бумаге. Но прежде, чем вы начнете работать, повторим…. Работа в группах Практическая работа -С этого момента, ребята, мы работаем в группах, но цель у нас одна- Раскрыть образ багульника. 1 группа- задание - Сделайте вывод: 2 группа-задание Вывод : 3 группа Сделайте вывод: Выставка работ | Ответы обучающихся Работа с текстом Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают, делают выводы. Выступление ребят 1 группы Выступление ребят 2 группы Вывод: Выступление ребят 3 группы Вывод: | Предметные Обучающиеся дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные Умение проверять и адекватно оценивать способности и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. |
5 | Подведение итога урока. 2 минута. | -Над какой темой работали? Смогли ли раскрыть образ багульника в разных видах искусства? Обобщим. Вот и наши веточки багульника расцвели! Что полезного вы взяли для себя и что можете посоветовать взрослым? Писателю дан ОСОБЫЙ ДАР – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Вот и Юрий Яковлевич Яковлев обращает внимание ЧИТАТЕЛЯ на то, что «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». Вывод: В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева? Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как история планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей. У каждого – свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это всё неведомо для нас. Подведение общего итога: Даная работа позволяет прослеживать эффективное взаимодействие образов литературы, изображения, музыки, усваивать такое понятие как «художественный образ» в искусстве и выделять его качество: многозначность и целостность, обобщенность и конкретность, единство объективного и субъективного. | Ответы обучающихся. | Личностная Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы быть умным ,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении. |
6 | Домашнее задание. 2 минута | Слайд №15 1. Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…» 2. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа. | Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание. | Творческий характер выполнения задания |
Оценивание обучающихся.Рефлексия. 2 минута. | Слайд №16 - Какое у вас настроение? - Какими вы были на сегодняшнем уроке? - Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Я узнал…! Я запомнил…! Я понял…! Я научился…! Я почувствовал…! Если вам понравился урок, оцените его смайликом. -Сегодня получают оценку «5» в виде больших рыбок:….. -Оценку «4» в виде маленьких рыбок:…….. -Встали ребята! Урок закончен! -Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами. -До свидания! | Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же всему уроку. | Метапредметные Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка. Адекватность самооценки учащихся и оценки деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Действия- регулятивное, коммуникативное. Рефлексия. Учитель выясняет чему научились и что нового узнали обучающиеся через сигнальные карточки и т.д. Действия- регулятивное, коммуникативное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»
Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от ф...
План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»
Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных навыков работы с информацией, формирование навы...
План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.
Данный урок создаёт условия для усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных навыков работы с информацией,...
План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...
План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.
АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...
План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский
Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....