ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока99.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

интегрированного урока

Литература/ИЗО

Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве

на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».

Измухамбетова  Альбина  Серикхалиевна, Донскова Ольга Павловна

Место работы: МБОУ «Лицей №1 им.   А.П.Гужвина г.Камызяк»

Должность: учитель русского языка и литературы,  учитель ИЗО

Предмет: Литература / ИЗО

Класс: 6

  Тема и номер урока в теме: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве

на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник». Урок № 85

Базовый учебник: Литература.6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, под ред. Б.А. Ланина. -М.:Вентана-Граф,2012.

        Дата, время и место проведения: 23 апреля 2015г. , 2 урок, каб. № 119

     Цель  урока: 

 1. Понимать язык различных видов искусства, их взаимосвязи. Создать художественный образ багульника  различными видами искусства, определить  его роль в художественном произведении. Укреплять межпредметные связи, обогащать опыт детей в синтезе искусств ИЗО и литературы. Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образ  с учетом его внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

2. Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воображение, творческую фантазию, художественный вкус; умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.

3. Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы на примере героев рассказа, умение ценить и беречь эти чувства; прививать школьникам любовь к художественным произведениям, природе, различным видам искусства; формировать нравственное отношение к культурным ценностям. Пробуждать творческую активность, осознавать связи различных видов искусств между собой и с жизнью.

       Тип урока:  интегрированный урок обобщения и систематизации знаний

       Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

       Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

       Необходимое техническое оборудование: ПК, ИАД, мультимедийный проектор.

       Структура и ход  урока:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Виды планируемых результатов

1

Орг.     момент

Мотивация к учебной деятельности

( 1 минута)

-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

-  Сегодня у нас необычный урок, проведут его два учителя – учитель литературы, Альбина Сергеевна и учитель ИЗО – Ольга Павловна.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места, настраиваются на урок.

Личностные

Умение быстро организовать рабочее место, поприветствовать учителя и настроиться на урок.

2

  1. Подготовка к восприятию

Сообщение темы урока

Определение целей урока .

(4 минуты)

Постановка проблемного вопроса.

Учитель ИЗО:

-Мы сегодня  будем говорить об искусстве. Какие виды искусства вы знаете?

- Зачем искусство нужно человеку? А поможет вам ответить на этот вопрос эпиграф к нашему уроку.

Учитель литературы:

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Валиса де Пареха: «Искусство оказывает влияние на душу человека»  СЛАЙД 1.

- Как вы думаете, какие слова здесь главные?

- Что означает «оказывает влияние на душу человека»?

- Великий русский историк Д.Г. Лихачев словно помогает нам ответить на этот вопрос СЛАЙД 2 ( чтение одним учеником)- «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому».

- Какой вывод можно сделать? Какую роль оно играет в жизни? (не быть черствыми, глухими…)

- Что объединяет все виды искусства? (Образ. Искусство создает образную картину мира).

Учитель литературы:

- Дайте определение слову «образ» в литературе (картина жизни, в которой писатель выражает свои мысли, чувства, выражает свое отношение к поведению людей, к природе).

Учитель ИЗО:

- Что такое образ в изобразительном искусстве? (изображение человека, предмета, обладающий внешними отличительными особенностями с максимальной передачей внутреннего состояния).

На уроке литературы  мы познакомились с интересным произведением Ю.Я.Яковлева «Багульник». Сегодня на примере этого рассказа мы увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства (в художественном произведении и изобразительном искусстве).

- Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока, учитывая то, что мы синтезируем (объединяем) два направления искусства: литературу и ИЗО? На какой образ обратим внимание? (Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве) СЛАЙД 3

Цель на уроке- выявить связь образов в двух видах искусства – литературе и изобразительном искусстве, их влияния друг на друга. Раскрыть образ багульника в литературе и ИЗО.

Ответы обучающихся

Запишем в тетрадь.

 

Метапредметные

Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать свои задачи и последовательно идти к ним.

3

4

Актуализация знаний

       12 минут

Физ. минутка.

15 минут.

Закрепление изученного материала

Анализ образа багульника в литературе

Но для начала проверим, насколько вы хорошо поняли и запомнили содержание рассказа.

  •  Для этого предлагаю выполнить несколько заданий:
  • Разгадать кроссворд      (СЛАЙД № 4):

По горизонтали:

1.Отчество учительницы Женечки – Евгении. (Почему ЖЕНЕЧКА?)  4. Как называли главного героя в классе? (Как понимаете значение этого слова) 5. Имя главного героя рассказа на самом деле. (Как к нему относятся в классе? Почему?  (После чего все изменили мнение о Косте? Что выяснилось о его занятиях после уроков?) 7. Кличка маленькой чёрной собачки.

По вертикали:

3. Порода собаки по кличке Лапоть. (Почему Коста с ней гулял? ) 

2. Что хотел отдать Косте больной мальчик? 6. Кличка огненно-рыжего пса.             Разгадывание кроссворда с одновременной проверкой комментариями.

  • Игра «Четвёртый лишний» (СЛАЙД № 5, 6)

Какой породы собак не было в рассказе?

Какой предмет лишний и почему?

  • Скажите, какова Тема рассказа (о ком и о чём)?
  • Вернёмся к названию. Что такое багульник?  

Попрошу ученика биолога помочь нам.  Ответы детей, обобщение учителя

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

     /Багульник – низкий кустарник, растёт на болотистых местах. Цветки обладают сильным терпким ароматом, от которого может заболеть голова. За это в народе растение называют болиголов. Применяется в народной медицине/.                        СЛАЙД  № 7 

  • Рассказ называется «Багульник».

Найдите и прочитайте тот эпизод, где описывается багульник  в рассказе. 

Работа с текстом.

Рассказ  о  багульнике,   который   принес   Коста   в  класс,   занимает   несколько  строчек.  

Почему  же   писатель   назвал  произведение   «  Багульник»  ,  а  не   «   Коста ?»   (Косту   можно   сравнить     С  багульником.  Красота   багульника  неожиданно   раскрывается   перед   людьми,   и  красота  души   мальчика   раскрылась   перед   одноклассниками  и   Женечкой   неожиданно.   Женечка  « шла   молча   по  следам    своего   ученика,   который   отвратительно   зевал   на  уроках   и   слыл   молчальником.  Теперь   он   менялся    в  ее  глазах,   как   веточка   багульника»

-Заглавие   отражает    тему   или   основную   мысль   рассказа?  (   Основную   мысль).

 -Какую   задачу   ставил   перед     собой   автор.    (  Задача,  которую   решал  автор   в  данном   рассказе-   показать   отрицательные    поступки  людей     и  выразить    симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.)

Вывод: Чему научил вас этот рассказ? Как не следует судить о людях, а на что, наоборот, нужно обращать внимание?

Чтобы больше раскрыть для себя образ багульника,  посмотрите видео как цветет багульник под песню в исполнении группы «Самоцветы» “Где-то багульник на сопках цветет…” ,слова  Игоря Морозова, муз. Вдадимира Шаинского.

Просмотр видеоролика.

Анализ образа багульника в ИЗО

На уроке литературы вы познакомились с произведениями наших писателя, поэта и композитора, которые воспевали красоту багульника в своих  рассказах, стихах и песнях, а сейчас вы попробуете изобразить все это на бумаге. Но прежде, чем вы начнете работать, повторим….

Работа в группах

Практическая работа

-С этого момента, ребята, мы работаем в группах, но цель у нас одна- Раскрыть образ багульника.

1 группа-  задание -

Сделайте вывод:

2 группа-задание

Вывод :

3 группа 

Сделайте вывод:

Выставка работ

Ответы обучающихся

Работа  с текстом

Обучающиеся ищут в текстах учебника ответы, обсуждают, анализируют, доказывают,  делают выводы.

Выступление ребят

1 группы

Выступление ребят

2 группы

Вывод:

Выступление ребят

3 группы

Вывод:

Предметные

Обучающиеся  дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные

Умение проверять и адекватно оценивать способности  и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в коллективе, группе  сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать,  делать выводы.

5

Подведение

итога урока.

2 минута.

 -Над какой темой работали?

Смогли ли раскрыть образ багульника в разных видах искусства?

Обобщим. Вот и наши веточки багульника расцвели!

Что  полезного   вы   взяли  для  себя  и  что   можете  посоветовать  взрослым?

Писателю дан ОСОБЫЙ ДАР – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Вот и Юрий Яковлевич Яковлев обращает внимание ЧИТАТЕЛЯ на то, что «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Вывод: В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева?

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Подведение общего итога: Даная работа позволяет прослеживать эффективное взаимодействие образов литературы, изображения, музыки, усваивать такое понятие как «художественный образ» в искусстве и выделять его качество: многозначность и целостность, обобщенность и конкретность, единство объективного и субъективного.

Ответы  обучающихся.

Личностная          

Делает вывод для себя -каким должен быть человек в этом мире, чтобы  быть умным ,воспитанным, образованным, добрым –есть большой труд, через который должен пройти каждый. Умение формировать жизненную позицию, основанную на приоритете добра, любви к труду и познаниям, уважении.

6

 Домашнее задание.

2 минута

Слайд №15

1. Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…»

2. Сделайте зарисовки полюбившегося момента рассказа.

Обучающие записывают в тетрадь домашнее задание.

Творческий характер выполнения задания

Оценивание обучающихся.Рефлексия.

 2 минута.

Слайд №16

- Какое у вас настроение? 

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Я узнал…!

 Я запомнил…!

Я понял…!

Я научился…!

 Я почувствовал…!

Если вам понравился урок, оцените его смайликом.

-Сегодня получают оценку «5» в виде  больших рыбок:…..

-Оценку  «4» в виде маленьких рыбок:……..

-Встали ребята! Урок закончен!

-Вам большое спасибо за урок, мне очень было приятно работать сегодня с вами.

-До свидания!

Обучающиеся дают оценку самим себе и друг другу, а так же

всему уроку.

Метапредметные

Обучающиеся дают оценку деятельности по результатам. Самооценка.

Адекватность самооценки учащихся и оценки  деятельности учителя, всего урока. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Действия- регулятивное, коммуникативное.

Рефлексия. Учитель выясняет  чему научились и что нового узнали  обучающиеся через сигнальные карточки и т.д.

Действия- регулятивное, коммуникативное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»

Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных  навыков работы с информацией, формирование навы...

План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.

Данный урок создаёт условия для  усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска  формулировок, формирование  общеучебных навыков работы с информацией,...

План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...

План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.

АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться  преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...

План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....