Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Строчковская средняя школа». Рассмотрено на заседании ШМО: Протокол №1 от 31.08.2017 Руководитель ШМО: ---------Шкарина Л.Н. | Согласовано:
Заместитель директора по УВР
---------------------Рыжова С.В. | Утверждено:
Директор МБОУ «Строчковская средняя школа» -------------------Петрова Л.Г. Приказ № 31.08.2017. |
Тематическое планирование Литература 6 класс 102 часа (3 часа в неделю) Рабочая программа 5-9 классы Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, «Просвещение» 2016. Автор учебника: В.Я.Коровина. Москва, «Просвещение» 2016. Автор – составитель: учитель 1 квалификационной категории Федотова И.Ю.
2017 - 2018 |
|
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
1 | Введение. (1 час) Художественное произведение, автор, герои. | 1 | Понимают роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. |
|
|
|
2 | Устное народное творчество (4 часа) Обрядовый фольклор.
|
1 | Различают виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки, народной песни. Понимают значение разных видов малых жанров фольклора. Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Различают тематику народных песен, ведут диалог, владеют основными нормами устного высказывания. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
|
|
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | Различают виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Понимают значение разных видов малых жанров фольклора, объяснять смысл пословиц и поговорок. Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
|
|
4 | Вн.чт №1. Загадки. | 1 | Различают виды малых жанров фольклора: загадки, пословицы, поговорки. Понимают значение разных видов малых жанров фольклора, объясняют значение загадок. Используют малые жанры фольклора в устной речи и письменных высказываниях. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
5 | Урок- посиделки «Русский фольклор». РР.№1 Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. |
|
|
6 | Из древнерусской литературы.( 1 час.) Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов. |
1 | Воспринимают древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выделяют основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования. Характеризуют героя древнерусской литературы. Понимают основную мысль и лексику; значение летописных источников для современного человека. Видят связь летописи с фольклором; ведут беседу по прочитанному произведению; аргументируют свое отношение к героям; оценивают выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Понимают и сохраняют учебную задачу. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
|
|
7 | Из литературы 18 века. (1 час) Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Развитие понятия об аллегории. |
1 | Знакомятся с биографией и литературным творчеством И. И Дмитриева. Рассматривают особенности композиции и сюжета; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория. Понимают юмористический характер басни. Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте. Понимают точку зрения другого, в том числе автора. |
|
|
8 | Из литературы 19 века (49 часов) И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. | 1 | Распознают роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Понимают аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне. Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение. Учатся выразительно читать басни; отмечают связь басен с фольклором. Демонстрируют желание осваивать новые виды деятельности.
Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. |
|
|
9 | И. А. Крылов. «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. | 1 | Знают содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читают одну басню наизусть. Понимают аллегорический смысл басен. Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
|
|
|
10
11 | И.А.Крылов «Ларчик».Осуждение человеческих пороков в басне.
РР.№2 Конкурс инсценированной басни.
| 1
1 | Знают содержание басен И.А. Крылова. Выразительно читают одну басню наизусть. Понимают аллегорический смысл басен. Дают развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
Какие человеческие пороки осуждает Крылов в своих баснях? Письменный ответ на проблемный вопрос. Контрольная домашняя работа. |
|
|
|
12
13 | А. С. Пушкин. “И. И. Пущину”.Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
«Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1
1 | Подбирают и обобщают сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина. Распознают теоретико-литературные понятия: поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Учатся понимать нравственную проблематику литературных произведений. Выражают личное отношение к произведению. Выделяют эмоциональную окраску, ритм, интонирование. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Выявляют факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта, совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческих способностей. |
|
|
14
15 | «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни.
Вн.чт.№2«Зимняя дорога». Тема жизненного пути в стихотворениях о дороге.
| 1
1 | Понимают нравственную проблематику литературных произведений. Передают личное отношение к произведению. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме стихотворения “Узник” и “Зимнее утро”. |
|
|
16 | РР. №3 Двусложные размеры стиха. | 1 | Знакомятся с теоретико-литературными понятиями: рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Учатся определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха). Учатся видеть разницу между прозаической и стихотворной речью. Создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме.) Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. |
|
|
17 | А. С. Пушкин. «Дубровский». Дубровский – старший и Троекуров. | 1 | Определяют отличительные признаки повести и романа как литературных жанров. Подбирают информацию об истории создания романа. Находят прототипы героев. Отмечают влияние исторической эпохи на создание романа. |
|
|
18
19
20
21
22
23 | «Дубровский»: бунт крестьян.
«Дубровский»: история любви. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Владимира Дубровского. «Дубровский»: композиция романа.
Мое понимание романа Пушкина. РР №4. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
| 1
1
1
1
1
1 | Определяют систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», обозначают нравственные и социальные проблемы в романе. Сопоставляют литературные произведения с иллюстрациями к ним; используют теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно доказывают свою точку зрения. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников.
Написание классного контрольного сочинения.
|
|
|
24 | Пушкин «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка»: сюжет и герои.
| 1 | Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют выделять смысловые части текста художественного произведения, составляют тезисы и план. Знают содержание прочитанных произведений, владеют литературоведческими понятиями. |
|
|
25
26
27
28
29
30 | «Барышня – крестьянка»: особенности композиции.
Вн.чт.№3 «Повести Белкина»: проблемы и герои. Сюжеты и герои повестей. Кинофильмы на сюжеты повестей.
М.Ю.Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта- изгнанника к оставляемой им родине.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром.
М.Ю.Лермонтов «Листок» Тема одиночества и изгнанничества.
«Утес», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества. | 1
1
1
1
1
1 |
Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Анализ сюжетно – композиционных особенностей повести.
Выразительное чтение фрагментов. Инсценирование эпизодов.
Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); знают содержание стихотворения. Понимают отношение автора к событиям и героям. Выразительно читают стихотворение, рассматривают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Расширяют представление о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении.
Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы
Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на во- просы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Листок».
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с ис- пользованием цитирования). Участие в коллектив- ном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Выявление художественно значимых изо- бразительно-выразительных средств языка писате- ля (поэтический словарь, тропы, поэтический син- таксис, фоника и др.) и определение их функции в стихо творениях. Обучение выразительному чтению стихотворений (по частям). Работа со словарём лите- ратуроведческих терминов |
|
|
31
32 | Трехсложные размеры стиха.
РР.№5 Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения Лермонтова. | 1
1 | Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих стихо- творные размеры. Определение видов рифм и спосо- бов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произ- ведений.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. |
|
|
33 | И.С.Тургенев. «Бежин луг»:образы автора и рассказчика. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве И.С. Тургенева; знакомятся с историей создания, сюжетом и содержанием произведения. Учатся понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя. Выступают с сообщениями на литературную тему. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
|
34
35 | «Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1
1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Учатся понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Понимают роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Прослеживают изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументировано доказывают свою точку зрения; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. |
|
|
36 | Вн.чт.№4. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника».Сюжеты и герои «Записок охотника». | 1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа; различают теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой. Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. |
|
|
37 | Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...»Передача сложных, переходных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Ива- нович Тютчев». Сообщения о детстве и юности поэта. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связан- ных с именем Тютчева. Выразительное чтение изу- ченных ранее стихотворений Тютчева (в том числе наизусть). Выразительное чтение стихотворения «Не- охотно и несмело |
|
|
38 | Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...».Противопоставление судеб человека и коршуна. | 1 | Понимают сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения. Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в тексте. |
|
|
39 | Ф. И. Тютчев «Листья».Динамические картины природы. | 1 | Изучают теоретико-литературные понятия: поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Понимают нравственную проблематику литературных произведений. Передают личное отношение к произведению, выявляют эмоциональную окраска, ритм, интонирование. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
40 | А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. | 1 | Отбирают и готовят материал по истории создания стихотворений. Выразительно читают произведение; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем |
|
|
41
42 | А.А.Фет «Еще майская ночь…»Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…» Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А.А. Фета, готовят информацию по истории создания, сюжета и содержания. Понимают красоту и лиризм стихотворений. Выразительно читают произведения; прослеживают изменение настроения в стихотворении; сопоставляют произведения литературы и живописи. Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению. Адекватно оценивают свои достижения. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Читают и слушают, извлекая нужную информацию. |
|
|
43 | РР. №6 Подготовка к домашнему анализу лирики Тютчева и Фета. | 1 | Составление плана анализа (сопоставительного ана- лиза) стихотворений, устное сообщение о стихотво- рениях. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворениях. Выявление художественно значи- мых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фи- гуры, фоника и др.) и определение их художествен- ной функции в произведениях. |
|
|
44
45 | Н.А.Некрасов «Железная дорога»: автор и народ. Картины подневольного труд
Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».
| 1 | Учатся понимать отношение автора к героям; как создается собирательный образ. Расширяют понятие об исторической эпохе, выявляют демократическую направленность творчества. Выразительно читают отрывок из поэмы; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования. Выразительное чтение фрагментов стихотворения наи- зусть. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых композиционных особенно- стей и изобразительно-выразительных средств языка поэта. Работа со словарём литературоведческих терми- нов. Определение видов рифм и способов рифмовки, трёхсложного размера стиха.
|
|
|
46 | Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века. | 1 | Характеризуют сюжеты и проблематику произведений .Умеют создавать связный текст. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позицию авторов и их отношение к героям. Умеют анализировать прозаические и поэтические тексты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
47 | Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Н.С. Лескова, истории создания, сюжете и композиции. Выявляют позицию автора, его сочувственное отношение к герою; определяют основную мысль произведения. Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. Знают теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола. Понимают роль пейзажа и интерьера в рассказе. |
|
|
48 | «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. | 1 | Отмечают мастерство писателя в обрисовке персонажей; дают представление о талантливости русского человека, рассматривают образы русских умельцев и средства их создания; анализируют портрет Левши в сказе; выявляют особенности русского национального характера на примере персонажей «Левши». Обобщают представления об идейном содержании сказа, жанровом своеобразии произведения; рассматривают образ повествователя и авторскую позицию в сказе. |
|
|
49 | РР.№7. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Письменный ответ на проблемный вопрос (или вопрос сопоставительного плана): 1. О чём мечтает автор-повествователь в стихотворе- нии «Железная дорога»? 2. В чём неоднозначность авторского отношения к главному герою сказа «Левша»?» 3. Какие лучшие качества русского народа изобра- жены в стихотворении «Железная дорога» и сказе «Левша»? |
|
|
50 | Вн.чт. №5. Н.С.Лесков «Человек на часах» Сюжет и герои рассказа. | 1 | Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразитель- ного чтения одноклассников. Устные ответы на вопро- сы практикума «Читаем, думаем, спорим…». Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. |
|
|
51 | Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа. | 1 | Характеризуют сюжеты и содержание рассказов А.П. Чехова; обобщают теоретико-литературные понятия: юмор, сатира, сарказм, ирония. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Выразительно читают и инсценируют рассказы; характеризуют героев и их поступки. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
52
53 | Чехов «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.
Вн. чт.№6. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа; владеют теоретико-литературными понятиями: портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой. Составляют план сочинения; подбирают материалы к сочинению (герои, события, эпизоды). Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Выразительное чтение рассказов и инсценирование их фрагментов. Различные виды пересказов. Выполнение заданий к рассказу «Пересолил» (см. практикум «Чи- таем, думаем, спорим…»). Устные ответы на вопросы (с использова нием цитирования). Участие в коллек- тивном диалоге.
|
|
|
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА |
55 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»
| 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Е.А. Баратынского (кратко). Понимают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают чтение. Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
|
|
54 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Я. Полонского (кратко). Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе. Отмечают значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; сопоставляют произведения литературы и живописи. |
|
|
56 | Романсы на стихи русских поэтов. | 1 | Прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов. Устное рецензирование исполнения романсов актёрами. Обсуждение пейзажных полотен, созвучных романсам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА – 26 часов |
57 | А.И.Куприн «Чудесный доктор».: герой и прототип. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве А.И. Куприна. Понимают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; анализируют создание собирательного образа. Находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают выразительность чтения; сопоставляют произведения литературы и живописи. |
|
|
58 | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. | 1 | Отмечают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
59
60 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» Душевная чистота главных героев повести А.С.Грина «Алые паруса»
| 1
1
| Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве А.С. Грина, о романтическом направлении его творчества (кратко); сюжет и содержание произведений. Понимать позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений. Сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.
|
|
|
61 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы – символы в сказке. | 1 | Дают представление о направлении творчества, обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А.П. Платонова (кратко). Дают общую характеристику творчеству, сюжетам. Понимают нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведений. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. |
|
|
62 | Вн. чт. №7. А.П.Платонов. Рассказы. Сюжеты и герои рассказов. | 2 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Понимают позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Характеризуют героев и их поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, прослеживают изменения в характере героя; выясняют значение незнакомых слов. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. |
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ |
63
64 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.» Скорбная память о павших на полях сражений.
Д.С.Самойлов. «Сороковые» Образы и картины военного времени. | 1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (кратко), написавших стихотворения о Великой Отечественной войне. Понимают нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов, трагизм человека на войне. Выразительно читают стихотворения; сопоставляют друг с другом; объясняют жанровые особенности произведений; оценивают актерское чтение одноклассников. |
|
|
65
66
67 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.
РР№8. .Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.
| 1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя, сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; раскрывают смысл теоретико-литературного понятия: автобиографическое произведение. Знакомятся с сюжетом и содержанием рассказа «Конь с розовой гривой». Анализируют этапы формирования характера героя. Прослеживают изменения в поведении и характере героя; определяют роль природы в произведении, способы ее изображения. Понимают необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитиро- вания). Составление планов речевых характеристик ге- роев. Устные сообщения об особенностях речи героев. Самостоятельная работа. Письменный ответ на во- прос «Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа „Конь с розовой гривой“ (на примере одного героя)?».
|
|
|
68
69
70 | В.Г.Распутин «Уроки французского»:трудности послевоенного времени. «Уроки французского»:стойкость главного героя.
«Уроки французского» :учительница Лидия Михайловна.
| 1
1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя, сведения о детстве и начале литературной деятельности В.Г. Распутина. Знакомятся с сюжетом и содержанием повести «Уроки французского». Понимают особенности повествования от первого лица, закрепляют навыки анализа образа литературного персонажа.
Различные виды пересказов. Устные ответы на вопро- сы (с использованием цитирования). Участие в кол- лективном диалоге. Составление плана характеристи- ки учительницы. Выделение этапов развития сюжета. Работа со словарём литературоведческих терминов. По- иск примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ», «сюжет», «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление пла- на анализа эпизода и его устный анализ.
|
|
|
71 | В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странно- го» героя. | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Василий Ма- карович Шукшин» и составление её плана. Сообще- ние о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Выразительное чтение рас- сказа (в том числе по ролям). Устные ответы на во- просы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
|
|
|
72 | Вн.чт. №8. «Чудик», «Срезал». Образы «странных» героев. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказов. Понимают роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе. Оценивают выразительное чтения; сопоставляют сюжет, героев произведений. |
|
|
73 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»; школа, учитель, ученики. | 1 | Характеризуют сюжет и содержание рассказа. Прослеживают изменения в поведении и характере героя. Находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Принимают и сохраняют учебную задачу. Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Искандера, отмечают особенности сюжета и композиции. Расширяют представление о сатире и юморе в произведениях писателя. |
|
|
74 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. | 1 | Характеризуют сюжеты и содержание рассказов Ф. Искандера. Понимают роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Выразительно читают и инсценируют рассказы; характеризуют героев и их поступки. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников и рабочих тетрадей. |
|
|
75 | Классное сочинение по произведениям Распутина, Астафьева, Искандера. | 1
| Самостоятельный развёрнутый ответ на вопрос: 1. Каков образ моего ровесника в произведениях Рас- путина, Астафьева, Искандера? (По выбору.) 2. Как взрослые помогали детям в рассказах Распути- на, Астафьева, Искандера? (По выбору.) 3. Какие черты личности учителя в рассказах Распу- тина и Искандера особенно привлекательны? |
|
|
РОДНАЯ ПРИРОДА В русской поэзии 20 ВЕКА |
76 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» Поэтизация родной природы. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности А Блока (кратко). Отмечают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; оценивают актерское чтение. |
|
|
77 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и родине. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко). Отмечают лирический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. |
|
|
78
79 | А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы.
Н. М. Рубцов. «Звез- да полей»: родина, страна, Вселенная. Тема родины в сти- хотворении.
| 1
1 | Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; учат одно стихотворение наизусть и выразительно рассказывают. Понимают значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
|
|
80
81
82 | Вн.чт№9. . Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа
РР. №9. Урок – праздник. Родная природа в лирике русских поэтов 19 и 20 веков.
РР.№10. Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19 и 20 веков о родине и родной природе.
| 1
1
1
| Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллек- тивном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обучение выразительному чте- нию с использованием статьи учебника «Учимся чи- тать выразительно».
Классное сочинение на одну из тем: 1. Какие средства создания поэтических образов ис- пользуют в стихах о родной природе русские поэты XIX в.? (По стихотворениям Полонского, Баратын- ского, А. К. Толстого.) 2. Какими способами выражено чувство любви к родине и родной природе в стихотворениях русских поэтов 20 века? |
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ(2 часа) |
83
84
|
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга» Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа.
, К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы |
1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве, сведения о детстве и юности Г. Тукая (кратко). Понимают патриотический пафос стихотворений поэта. Выразительно читают стихотворения; используют теоретико-литературные понятия в речи; находят в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определяют их роль. Характеризуют содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. |
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 17 часов |
85
86
87 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».
Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя.» Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла.
Вн.чт. №10. Древнегреческие мифы. |
1
1
1 | Имеют представление о мифе, мифологии. Понимают значение мифов в жизни народа. Распознают особенности славянской мифологии. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану. Выявляют значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развивают навыки ассоциативного мышления, составляют цитатный план. Оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников. Выразительное чтение и пересказы мифов. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с ис- пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
|
|
|
88
| Геродот. «Легенда об Арионе».Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение.
| 1 | Осознают значение мифов в жизни народа. Имеют представление о легенде, классификации легенд. Положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Принимают и сохраняют учебную задачу. Строят небольшое монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
|
|
|
89
90
91 | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.
Вн. чт. №11. Гомер. «Одиссея» - песнь о героических подвигах, мужественных героях.
| 1
1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Гомера, его роли в мировой литературе. Называют героев древнегреческой мифологии. Имеют представление о мотиве, мифологическом сюжете. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся действовать по плану действовать по плану. Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из всевозможных источников. |
|
|
92
93
94
95 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Годовая контрольная работа.
«Дон Кихот»: вечные образы в искусстве.
| 1
1
1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве М. Сервантеса (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием «Дон Кихота». Понимают позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа. |
|
|
96 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»: проблема благородства, достоинства и чести.
| 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. Шиллера (кратко); раскрывают сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимают позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа. |
|
|
97
98 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.
П. Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. | 1
1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве П. Мериме (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием новеллы. Анализируют позицию автора и его отношение к героям. Выразительно пересказывают текст; инсценируют эпизоды новеллы; оценивают актерское чтение.
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев и их поступков.
|
|
|
99 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. | 1 | Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве А. де Сент-Экзюпери (кратко); знакомятся с сюжетом и содержанием произведения, с историей создания книги, тематикой и проблематикой сказки. Понимают позицию автора и его отношение к герою. Выразительно пересказывают текст; характеризуют героя и его поступки; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль; составляют цитатный план рассказа. Подбирать и обобщать дополнительный материал. |
|
|
100 | «Маленький принц» как философская сказка – притча. | 1 | Выразительное чтение фрагментов сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни- ков. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев и их поступков (по группам).
|
|
|
101
102 | Вн.чт.№12. «Маленький принц»: вечные истины в сказке.
Итоговый урок
| 1
1 | Знают содержание текстов, характеризуют героев прочитанных произведений. Пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; строят развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументируют свою точку зрения. |
|
|