РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 8 класс 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа по литературе (8 класс)
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2017, а также Адаптированной образовательной программы ООО.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Срок реализации программы – 1год в 5-летнем курсе обучения литературе в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_lit_gotovaya.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 370
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от 25.08.2017 г. Руководитель МО _______________ О.В.Смирнова ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 370 Протокол № 1 От 29.08.2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Е.Д.Николаенко 26.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 370 ___________________ Н.М. Сергеева Приказ № 20 от 30.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
8 класс
2017 – 2018 учебный год
Ф.И.О. учителя: Цыренова Е.А.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2017
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2017, а также Адаптированной образовательной программы ООО.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Срок реализации программы – 1год в 5-летнем курсе обучения литературе в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ: пояснительную записку; характеристику класса; общую характеристику предмета; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Целью программы является:
- создание условий для развития и воспитания личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК.
Задачи реализации программы:
- Достижение воспитательных результатов учащихся:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
- Достижение предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Характеристика класса
Учащиеся с задержкой психического развития имеют слабо выраженную недостаточность центральной нервной системы - органическую или функциональную. При разработке авторской программы учитывали следующие особенности развития детей с ЗПР.
Основными особенностями учащихся 8»в» класса является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и низкая произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.
Восприятие учащихся отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия.
Внимание подростков характеризуется как неустойчивое, с низкой степенью концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания.
Особенности памяти учащихся в 6б классе: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны сниженная активность, недостаточная целенаправленность, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения учащихся 6а классов при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти практически всех учащихся, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала.
Неполноценность мышления и прежде всего словесно-логического.
Наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Подростки плохо справляются с заданиями проблемного характера: перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.
Техника и выразительность чтения учащихся несколько ниже возрастной нормы, многие учащиеся испытывают трудности понимания текста. При анализе художественного текста ученики недостаточно уделяют внимание деталям, композиции произведения, психологической характеристике героев, внутренним мотивам их поступков. Пересказывают прочитанное близко к тексту, делая акцент на событийном уровне, испытывают трудности при анализе художественного произведения.
Словарный запас недостаточного объема у большинства учащихся, существует проблема искажения лексических значений слов, что приводит к трудностям при воплощении мысли в развернутое речевое сообщение.
Для изменения ситуации предусмотрено дозирование учебной информации, многократное ее повторение на разных этапах работы, систематические уроки по развитию речи.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Учащиеся активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственной техникой чтения, недостаточно подготовлены к самостоятельному истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Задачи реализации программы:
- дать определённый круг знаний о истории и теории литературы;
- изучить в рамках программы художественные произведения;
- выработать навыки выразительного чтения художественной литературы;
- начать формировать представления об особенностях творческого письма классиков русской и зарубежной литературы;
- пробудить интерес к изучению и чтению художественной литературы;
- формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным МО гуманитарного цикла на 2016-2017 учебном году:
- Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М., 2013.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3).
Учебно-тематический план
По Недельному учебному плану для 5-9 классов образовательного учреждения на обучение литературе в 8 классе отводится 2 часа. Учитывая, что в учебном году 34 недель, на изучение учебного материала отводится 68 часов (общее количество).
№ | Содержание | Кол-во часов по рабочей программе 8б |
Русская литература и история | 1 | |
Устное народное творчество | 2 | |
Из древнерусской литературы | 2 | |
Из литературы XVIII века | 3 | |
Из литературы XIX века | 32 | |
Из литературы XX века | 20 | |
Из зарубежной литературы | 8 | |
Уроки обобщения, контроля знаний | 2 | |
Итого | 70 |
Содержание тем учебного курса
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о писателе. «Недоросль». Главные герои пьесы. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Ася». Становление, взросление главного героя. Проблема истинных и ложных ценностей.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве поэтов XIX века.
А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
«На поле Куликовом»
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
календарно-тематическое планирование
№ урока по порядку | № урока в теме | Тема урока | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Вводный урок | Урок-диалог | Анализ устных ответов | |
2 | Русская литература и история | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов | |
Раздел 1. Устное народное творчество (2 часа) Планируемые результаты обучения -предметные: Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы, понимать русское слово, его эстетическую функцию. -метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, формировать развитие компетентности -личностные: формировать способность к учению, формирование основ экологической культуры, формировать целостное мировоззрение. Осваивать социальные нормы, правила поведения в группах. | ||||
1 | Русские народные песни (хороводные, лирические и частушки) | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
2 | Предания | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
Из древнерусской литературы (2 часа) Планируемые результаты обучения -предметные: уметь анализировать произведение -метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности -личностные: Формировать чувство ответственности и гордости за знание истории культуры своего народа. | ||||
1 | Древнерусская литература. Повесть о житии Александра Невского | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
2 | Повесть о Шемякином суде | Урок-исследование | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
Из русской литературы 8 века (3 часа) Планируемые результаты обучения -предметные: уметь формулировать собственное отношение к произведению -метапредметные: развивать смысловое чтение уметь осознанно использовать речевые средства -личностные: развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем. | ||||
1 | Русская литература XIII века Д.И.Фонвизин | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
2 | Д.И.Фонвизин "Недоросль" | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
3 | Д.И.Фонвизин и классицизм | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |
Из русской литературы 19 века (32часа) Планируемые результаты обучения -предметные: обучать пересказу и анализу текста, формулировать собственные мысли, уметь понимать авторскую позицию, понимать отдельные эпизоды, уметь делать словесные зарисовки, составлять вопросы по теме, умение пересказывать текст, создавать монолог, обучать выразительному чтению, уметь сформулировать ответы на вопросы, формулировать тему, идею -метапредметные: уметь определять понятия, уметь создавать обобщения устанавливать аналогии, уметь владеть основами самоконтроля, уметь формулировать свое мнение, уметь создавать обобщения, уметь строить логическое рассуждение, формировать развитие компетентности, уметь делать выводы, уметь осознанно использовать знания, формировать навыки смыслового чтения, уметь использовать речевые средства, уметь работать в группе. -личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать способность вести диалог, развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения, воспитывать патриотизм любовь и уважение к Отечеству, формировать умение дружить, делать осознанный выбор в поступках, воспитывать любовь к чтению художественных произведений, воспитывать чувство ответственности, Формировать уважительное и заботливое отношение к близким, Развивать моральное сознание на основе личностного выбора, развивать моральное сознание, формировать нравственное поведение, формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, прививать любовь и бережное отношение к природе, прививать любовь к выразительному чтению, воспитывать ответственное отношение к труду. | ||||
И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя» | Урок-путешествие | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
И.А.Крылов «Обоз» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин Слово о поэте | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "История Пугачевского бунта" | Урок-исследование | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Петр Гринев | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Вожатый | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Поединок | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
II четверть Поединок | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | |||
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Пугачевщина | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Суд" | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Композиция романа | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "19 октября" | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.С.Пушкин "К***" | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
М.Ю.Лермонтов Слово о поэте | Урок-конференция | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь Страницы биографии | Урок-путешествие | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
"Ревизор" История создания Характеры и костюмы | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь «Ревизор» Действие I | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь «Ревизор» Действие II | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь «Ревизор» Действие III | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь «Ревизор» Действие VI | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь «Ревизор» Действие V | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
III четверть «Шинель» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.В.Гоголь «Шинель» | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.С.Лесков «Старый гений» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Н.С.Лесков «Старый гений» Финал рассказа | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Поэзия родной природы в стих-ях | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Л.Н.Толстой «После бала» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Л.Н.Толстой «После бала» Финал рассказа | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.П.Чехов «О любви» | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Из литературы 20 века (20часов) Планируемые результаты обучения -предметные: обучать пересказу и анализу текста, формулировать собственные мысли, уметь понимать авторскую позицию, понимать отдельные эпизоды, уметь делать словесные зарисовки, составлять вопросы по теме, умение пересказывать текст, создавать монолог, обучать выразительному чтению, уметь сформулировать ответы на вопросы, формулировать тему, идею -метапредметные: уметь определять понятия, уметь создавать обобщения устанавливать аналогии, уметь владеть основами самоконтроля, уметь формулировать свое мнение, уметь создавать обобщения, уметь строить логическое рассуждение, формировать развитие компетентности, уметь делать выводы, уметь осознанно использовать знания, формировать навыки смыслового чтения, уметь использовать речевые средства, уметь работать в группе. -личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать способность вести диалог, развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения, воспитывать патриотизм любовь и уважение к Отечеству, формировать умение дружить, делать осознанный выбор в поступках, воспитывать любовь к чтению художественных произведений, воспитывать чувство ответственности, Формировать уважительное и заботливое отношение к близким, Развивать моральное сознание на основе личностного выбора, развивать моральное сознание, формировать нравственное поведение, формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, прививать любовь и бережное отношение к природе, прививать любовь к выразительному чтению, воспитывать ответственное отношение к труду. | ||||
И.А.Бунин «Кавказ» | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.И.Куприн «Куст сирени» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.А.Блок «На поле Куликовом» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.А.Блок «Россия» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
С.А.Есенин «Пугачев» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
И.С.Шмелев «Как я стал писателем» | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
М.А.Осоргин «Пенсне» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Журнал "Сатирикон" | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Тэффи «Жизнь и воротник» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
М.М.Зощенко «История болезни» | Урок-исследование | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» Переправа | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
IV четверть Платонов | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.П.Платонов «Возвращение» Истории главных героев | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
А.П.Платонов «Возвращение» Финал рассказа | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
В.П.Астафьев Страницы биографии | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | Урок-диалог | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Русские поэты о Родине, родной природе | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
«Мне трудно без России…» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Стих-я поэтов русского зарубежья | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Из зарубежной литературы (8 часов) Планируемые результаты обучения -предметные: знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии, обучать пересказу и анализу текста, формулировать собственные мысли, уметь понимать авторскую позицию, понимать отдельные эпизоды, уметь делать словесные зарисовки, составлять вопросы по теме, умение пересказывать текст, создавать монолог, обучать выразительному чтению, уметь сформулировать ответы на вопросы, формулировать тему, идею -метапредметные: уметь определять понятия, уметь создавать обобщения устанавливать аналогии, уметь владеть основами самоконтроля, уметь формулировать свое мнение, уметь создавать обобщения, уметь строить логическое рассуждение, формировать развитие компетентности, уметь делать выводы, уметь осознанно использовать знания, формировать навыки смыслового чтения, уметь использовать речевые средства, уметь работать в группе. -личностные: формировать ответственное отношение к учению готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать способность вести диалог, развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения, воспитывать патриотизм любовь и уважение к Отечеству, формировать умение дружить, делать осознанный выбор в поступках, воспитывать любовь к чтению художественных произведений, воспитывать чувство ответственности, Формировать уважительное и заботливое отношение к близким, Развивать моральное сознание на основе личностного выбора, развивать моральное сознание, формировать нравственное поведение, формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, прививать любовь и бережное отношение к природе, прививать любовь к выразительному чтению, воспитывать ответственное отношение к труду. | ||||
У.Шекспир - английский поэт и драматург | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
У.Шекспир «Ромео и Джульетта» | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
У.Шекспир Сонеты | Урок-путешествие | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Стихотворения о войне | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Ж.-Б.Мольер»Мещанин во дворянстве» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Дж.Свифт «Путешествия Гулливера» | Урок «открытия» нового знания | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
В.Скотт «Айвенго» | Урок-путешествие | Анализ устных ответов, анализ письменных работ | ||
Чтение летом | Урок общеметодической направленности | Анализ устных ответов, анализ письменных работ |
Виды контроля:
- промежуточный:
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
- выразительное чтение, в том числе и наизусть;
- развернутый ответ на вопрос;
- анализ эпизода, стихотворения;
- комментирование художественного текста;
- характеристика литературного героя;
- сообщение на литературную и историко-литературную темы;
- итоговый:
- анализ стихотворения;
- развернутый ответ на проблемный вопрос;
- выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
Воспитательными результатами освоения программы является:
- осознание своей российской гражданской идентичности, этнической принадлежности, ответственности и долга перед Родиной;
- осознание ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, традициям; готовность и способность ведения диалога с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
- умение решать моральные проблемы на основе личностного выбора, ответственное отношение к собственным поступкам;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях, ответственное и бережное отношение к окружающей среде;
- признание ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Предметными результатами освоения программы являются:
Учащиеся в конце учебного года должны
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления: классицизм (начальное представление), сентиментализм (начальное представление), романтизм, реализм);
- авторов, основные факты их биографий и содержание изученных произведений;
- наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению;
- основные теоретико-литературные понятия:
- литература как искусство слова;
- понятие о литературном герое;
- жанры и их особенности:
- эпические: житие, послание как жанры древнерусской литературы, рассказ, повесть, роман;
- лирические: песни, ода, баллада, басня, поэма;
- драматические: трагедия, комедия, драма;
- понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме;
- связь литературных произведений с эпохой их написания;
- композиционное построение произведения.
уметь:
- воспринимать на слух, осмысленно читать самостоятельно и адекватно воспринимать литературные произведения разных жанров;
- пересказывать произведение или его отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- анализировать литературное произведение:
- определять его принадлежность к литературному роду и жанру;
- формулировать тему, идею и нравственный пафос произведения;
- характеризовать его героев;
- сопоставлять героев одного и разных произведений;
- определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, а также объяснять их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- формулировать авторскую позицию;
- формулировать собственную точку зрения по отношению к прочитанному в монологической форме или в диалоге.
ХРЕСТОМАТИИ
- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов /
Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 1998.
- Российская школьная хрестоматия (5—11 классы) / Сост. ;.В. И. Коровин, В. Я. Коровина. — М.: Интербук, 1995—1996.
- Русская литература XIX века: Первая половина: В 2 ч. / Сост. Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. — М.: Просвещение, 1996.
- Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, П. Г. Пустовойт. — М.: Просвещение, 1998.
- Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 2001.
- Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия [Историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, М. Т. Пинаев. — М.: Просвещение, 1998.
- Русская литература XX века: Хрестоматия для 11 класса: В 2 ч. / Сост. А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2000.
- Наш XIX век/ Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
- Мифы народов мира / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
- Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1998.
СЛОВАРИ
- Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. — М.: Просвещение, 1996.
- Русские писатели XIX — начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1995.
- Русские писатели XIX века: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1996.
- Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. — М.: Просвещение, 1996.
5. Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1998.
6. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред.
В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999.
Материально-техническое обеспечение
- классная доска;
- портреты писателей и поэтов;
- дидактические материалы.
Каталог русскоязычных писателей
Библиотека классической литературы
Литературная социальная сеть. Энциклопедия писателей
Литературный портал союза писателей
Бесплатная библиотека литературы на любой вкус
Международная электронная детская библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии. 9 класс. УМК И.Н.Пономаревой. 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по химии. 8 класс. 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по химии. 8 класс. УМК О.С.Габриелян. 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по предмету "Литература" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2
Программа предназначена для обучающихся 5 класса с наручениями слуха...
рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа составлена по учебнику В.В.Пасечника 2019 Просвещения. В ней есть пояснительная записка , Критерии оценивания, тематическое планирование, планируемые результаты...