Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Землянухина Тамара Кирилловна

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании

педагогического совета  

Протокол №  8  от  « 29 » 08. 2019 г.     

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ № 90 от « 29 » 08. 2019 г.

Адаптированная рабочая программа

по биологии

6 класс

2019 – 2020 учебный год

Землянухина Тамара Кирилловна, учитель начальных классов

Тюменцево, 2019 г.


Пояснительная записка

1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011

1.2.Общие цели учебного предмета

Основными целями изучения биологии являются:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

1.3 Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных недели,  17 ч в год, 0,5 – в неделю.

1.4. УМК для учителя

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.

Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 200 с.

1.5. УМК для ученика

1. Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 200 с.

2. Планируемые результаты образования.

Учащиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

расширение при нагревании и сжатие npи охлаждении, способность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

обращаться с простым лабораторным оборудованием;

определять температуру воды и воздуха;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся.

Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов:

соответствия содержания образования потребностям общества;

учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

3. Основные направления коррекционной работы

1.При утомляемости включать его в социальные формы деятельности.

2.Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и четко сформулированные задания.

3.Дозировать предъявляемую помощь и внешний контроль.

4.Развитие познавательной активности, формирование игровых интересов.

5.Коррекция и развитие психомоторной сферы.

6.Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

7.Формирование и развитие коммуникативных навыков.

8.В процессе обучения опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями,  на возможность производить с ними действия, на  использование рисунков, иллюстраций и других опорных материалов.

9.Выбор индивидуального темпа обучения.

10.Формирование мыслительных операций сравнения, обобщения.

11.Преодоление речевого негативизма путем налаживания эмоционального контакта с ребенком

12.Развитие общей моторики  с использованием элементов  логоритмики.

4.Содержание учебного предмета, курса.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (0,5 ч в неделю)

Введение

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.

Вода

Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

Расширение воды при замерзании.

Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

Очистка мутной воды.

Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы:

Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды

и  других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоёма.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком.  Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство  поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

Обнаружение  воздуха в какой-либо емкости.

Упругость воздуха.

Воздух — плохой проводник тепла.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практические работы:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

- краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Виды почв.  Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

Выделение воздуха и воды из почвы.

Обнаружение в почве песка и глины.

Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия

-  к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение

5.Тематическое поурочное планирование

урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во

часов

Очно 17

Заочно 51

Введение

1.

Природа живая и неживая. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы

1

2.

Природа живая и неживая. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы

1

3.

Природа живая и неживая. Твердые тела, жидкости и газы

1

4.

Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего необходимо изучать неживую природу

1

Вода

5.

Вода в природе

1

6.

Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, текучесть

1

7

Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, текучесть

1

8.

Температура воды и ее измерение

1

9.

Температура воды и ее измерение

1

10

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

1

11.

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

1

12.

Изменение состояния воды при замерзании. Лёд.

1

13.

Превращение воды в пар при нагревании. Кипение воды.

1

14.

Три состояния воды.

1

15.

Три состояния воды.

1

16.

Способность воды растворять некоторые твёрдые вещества.

1

17.

Водные растворы и их использование.

1

18.

Растворы в природе: минеральная и морская вода..

1

19.

Растворимые и нерастворимые вещества.

1

20.

Прозрачная и мутная вода.

1

21.

Питьевая вода.

Использование воды в быту, промышленности и с/х. Охрана воды.

1

Воздух

22

Что такое воздух? Его свойства.

1

23

Упругость воздуха. Использование упругости воздуха.

1

24

Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту.

1

25

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

1

26

Движение воздуха. Ветер. Направление ветра. Работа ветра в природе.

1

27

Движение воздуха. Ветер. Направление ветра. Работа ветра в природе.

1

28

Состав воздуха.

1

29

Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и в жизни человека.

Углекислый газ и его свойства.

1

30

Значение воздуха.

Охрана воздуха. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Борьба за чистоту воздуха.

1

31.

Значение воздуха.

Охрана воздуха. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Борьба за чистоту воздуха.

1

Полезные ископаемые

32.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение.

1

33.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит. Известняк.

1

34.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Песок, глина.

1

35

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Калийная соль.

1

36

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

1

37

Чёрные металлы. Их свойства и получение

1

38

Цветные металлы. Их свойства и получение

1

39

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа

1

40

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

1

41

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

1

42

Нефть Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

1

43

Нефть Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

1

44

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

1

45

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

1

46

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

1

47

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

1

48

Повторение по теме «Полезные ископаемые»

1

Почва

49

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

1

50

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

1

51

Обработка почвы. Практическая работа

1

52

Состав почвы. Перегной.

1

53

Состав почвы. Перегной.

1

54

Состав почвы. Глина, песок, минеральные соли, воздух

1

55

Состав почвы. Глина, песок, минеральные соли, воздух

1

56

Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы

1

57

Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы

1

58

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.

1

59

Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

1

60

Почвы родного края

1

61

Почвы родного края

1

62

Значение почвы для народного хозяйства

1

63

Значение почвы для народного хозяйства

1

64

Охрана почвы.

1

65

Охрана почвы.

1

66

Повторение по теме «Почва»

1

67

Итоговое повторение

1

68

Резерв

1


6.Лист внесения изменений

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....

Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год

Русский язык и литература...

Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...

Рабочая программа. Литература 10 класс 2019-2020 год

Рабочая программа. Литература  10 класс...

Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 9 класс  2019-2020 год....

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год....