Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 8 от « 29 » 08. 2019 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ № 90 от « 29 » 08. 2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
по биологии
6 класс
2019 – 2020 учебный год
Землянухина Тамара Кирилловна, учитель начальных классов
Тюменцево, 2019 г.
Пояснительная записка
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011
1.2.Общие цели учебного предмета
Основными целями изучения биологии являются:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
1.3 Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных недели, 17 ч в год, 0,5 – в неделю.
1.4. УМК для учителя
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.
Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 200 с.
1.5. УМК для ученика
1. Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 200 с.
2. Планируемые результаты образования.
Учащиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
расширение при нагревании и сжатие npи охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов:
соответствия содержания образования потребностям общества;
учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
3. Основные направления коррекционной работы
1.При утомляемости включать его в социальные формы деятельности.
2.Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и четко сформулированные задания.
3.Дозировать предъявляемую помощь и внешний контроль.
4.Развитие познавательной активности, формирование игровых интересов.
5.Коррекция и развитие психомоторной сферы.
6.Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
7.Формирование и развитие коммуникативных навыков.
8.В процессе обучения опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями, на возможность производить с ними действия, на использование рисунков, иллюстраций и других опорных материалов.
9.Выбор индивидуального темпа обучения.
10.Формирование мыслительных операций сравнения, обобщения.
11.Преодоление речевого негативизма путем налаживания эмоционального контакта с ребенком
12.Развитие общей моторики с использованием элементов логоритмики.
4.Содержание учебного предмета, курса.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (0,5 ч в неделю)
Введение
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.
Вода
Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Расширение воды при замерзании.
Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды
и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоёма.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.
Упругость воздуха.
Воздух — плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практические работы:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии:
- краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.
Экскурсия
- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение
5.Тематическое поурочное планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тем уроков | Кол-во часов | |
Очно 17 | Заочно 51 | ||
Введение | |||
1. | Природа живая и неживая. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы | 1 | |
2. | Природа живая и неживая. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы | 1 | |
3. | Природа живая и неживая. Твердые тела, жидкости и газы | 1 | |
4. | Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего необходимо изучать неживую природу | 1 | |
Вода | |||
5. | Вода в природе | 1 | |
6. | Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, текучесть | 1 | |
7 | Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, текучесть | 1 | |
8. | Температура воды и ее измерение | 1 | |
9. | Температура воды и ее измерение | 1 | |
10 | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | 1 | |
11. | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | 1 | |
12. | Изменение состояния воды при замерзании. Лёд. | 1 | |
13. | Превращение воды в пар при нагревании. Кипение воды. | 1 | |
14. | Три состояния воды. | 1 | |
15. | Три состояния воды. | 1 | |
16. | Способность воды растворять некоторые твёрдые вещества. | 1 | |
17. | Водные растворы и их использование. | 1 | |
18. | Растворы в природе: минеральная и морская вода.. | 1 | |
19. | Растворимые и нерастворимые вещества. | 1 | |
20. | Прозрачная и мутная вода. | 1 | |
21. | Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и с/х. Охрана воды. | 1 | |
Воздух | |||
22 | Что такое воздух? Его свойства. | 1 | |
23 | Упругость воздуха. Использование упругости воздуха. | 1 | |
24 | Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту. | 1 | |
25 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | |
26 | Движение воздуха. Ветер. Направление ветра. Работа ветра в природе. | 1 | |
27 | Движение воздуха. Ветер. Направление ветра. Работа ветра в природе. | 1 | |
28 | Состав воздуха. | 1 | |
29 | Кислород и его свойства. Значение кислорода в природе и в жизни человека. Углекислый газ и его свойства. | 1 | |
30 | Значение воздуха. Охрана воздуха. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Борьба за чистоту воздуха. | 1 | |
31. | Значение воздуха. Охрана воздуха. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Борьба за чистоту воздуха. | 1 | |
Полезные ископаемые | |||
32. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение. | 1 | |
33. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. | 1 | |
34. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок, глина. | 1 | |
35 | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Калийная соль. | 1 | |
36 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов | 1 | |
37 | Чёрные металлы. Их свойства и получение | 1 | |
38 | Цветные металлы. Их свойства и получение | 1 | |
39 | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа | 1 | |
40 | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. | 1 | |
41 | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. | 1 | |
42 | Нефть Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. | 1 | |
43 | Нефть Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. | 1 | |
44 | Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | |
45 | Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | |
46 | Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. | 1 | |
47 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | 1 | |
48 | Повторение по теме «Полезные ископаемые» | 1 | |
Почва | |||
49 | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. | 1 | |
50 | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. | 1 | |
51 | Обработка почвы. Практическая работа | 1 | |
52 | Состав почвы. Перегной. | 1 | |
53 | Состав почвы. Перегной. | 1 | |
54 | Состав почвы. Глина, песок, минеральные соли, воздух | 1 | |
55 | Состав почвы. Глина, песок, минеральные соли, воздух | 1 | |
56 | Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы | 1 | |
57 | Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы | 1 | |
58 | Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. | 1 | |
59 | Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | 1 | |
60 | Почвы родного края | 1 | |
61 | Почвы родного края | 1 | |
62 | Значение почвы для народного хозяйства | 1 | |
63 | Значение почвы для народного хозяйства | 1 | |
64 | Охрана почвы. | 1 | |
65 | Охрана почвы. | 1 | |
66 | Повторение по теме «Почва» | 1 | |
67 | Итоговое повторение | 1 | |
68 | Резерв | 1 |
6.Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2019-2020 учебный год. 5 класс.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31....
Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год
Русский язык и литература...
Рабочая программа по литературе на 2019-2020 учебный год 10 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Главная идея данной рабочей программы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа данного курса – чтение и изучение художественн...
Рабочая программа. Литература 10 класс 2019-2020 год
Рабочая программа. Литература 10 класс...
Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год.
Рабочая программа. Литература 9 класс 2019-2020 год....
Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год
Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...
Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.
Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год....