Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение» в 2005 году к учебнику «Русский язык». 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Москва. «Просвещение» 20011 и «Русский язык». 9 класс. Авторы: k/F/ Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Москва. «Просвещение» 20016. Количество часов в неделю -5. Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:
с дизартрией разной степени выраженности;
с ринолалией и ринофонией;
со смешанной формой дисграфии;
со смешанной формой дислексии;
с дизорфографией разной степени выраженности;
с заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._9_klass_2019-2020.docx | 80.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №3
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по русскому языку
на 2019-2020 учебный год
9 класс (по ФГОС) коррекционной школы
5 часов в неделю (всего 170 часов)
Уровень образования: основное общее образование
Составитель
учитель русского языка и литературы Лягоскина Н.П.
Санкт–Петербург
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение» в 2005 году к учебнику «Русский язык». 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Москва. «Просвещение» 20011 и «Русский язык». 9 класс. Авторы: k/F/ Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Москва. «Просвещение» 20016. Количество часов в неделю -5.
Программа будет реализовываться в процессе работы с детьми с тяжелыми формами речевых нарушений:
- с дизартрией разной степени выраженности;
- с ринолалией и ринофонией;
- со смешанной формой дисграфии;
- со смешанной формой дислексии;
- с дизорфографией разной степени выраженности;
- с заиканием.
Для данной группы детей характерно общее недоразвитие речи II-III уровня речевого развития или лексико-грамматическое недоразвитие речи, которые, как правило, сочетаются с неполноценным развитием или функционированием сложно организованных и взаимосвязанных между собой психических функций, что не позволяет этой группе учащихся осваивать программу основного общего образования в общеобразовательной школе.
Недостаточная языковая компетентность проявляется в виде несовершенства смыслового и звукового оформления речевого высказывания, бедности словарного запаса, частых замен и смешений слов из-за неправильного понимания их значений, затруднениях при анализе и обобщении языковых единиц. Наблюдается искажение словообразовательных моделей литературного языка. Нарушаются нормы управления и согласования, не соблюдаются грамматические закономерности построения фразы. Стойким, типичным элементом недоразвития речи являются проблемы самостоятельного оформления связной речи, в том числе на письме.
Учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи отличает низкая наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию языкового материала, трудности переключения внимания, недостаточный уровень самоконтроля, повышенная психическая истощаемость, неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности, а также низкий уровень произвольной деятельности в целом. Вследствие этого у детей данной категории отмечается недостаточное понимание учебных заданий, инструкций учителя, трудности овладения учебными понятиями, терминами, проблемы формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
Используемый УМК наиболее полно соответствует особым образовательным потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также позволяет подстраивать отдельные разделы программы, содержание и порядок изучения представленного в них материала, методы преподавания и систему оценки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой и степенью выраженности нарушения развития, исходя из результатов психолого-медико-педагогической диагностики.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Таким образом, в ходе изучения русского языка по данной программе закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, развиваются навыки устной разговорной и письменной литературной форм речи, необходимых школьникам для их полноценного включения в жизнь общества, обеспечивается развитие личности учащихся.
Для реализации поставленных целей особое внимание уделяется коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса. На уроках осуществляется выбор оптимальных технологий, методов и приёмов обучения ребёнка с речевым недоразвитием в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В качестве логопедической поддержки выступают индивидуальные логопедические занятия, в ходе которых преодолеваются индивидуальные речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению учебного материала.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках филологического, общественно-научного, естественно-научного и других циклов. Большое внимание уделено формированию таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск необходимых сведений в разнообразных источниках, включая СМИ и ресурсы Интернета, а также способности передавать информацию в соответствии с условиями общения.
Курс русского языка в 9 классе строится с учётом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами, направленных на обобщение, систематизацию и расширение знаний, умений и навыков, полученных в неполной средней школе, для создания основы успешного продолжения обучения в 9-10 классах средней школы, где данная предметная информационная база будет углубляться и уточняться.
Благодаря развитию рефлексии изменяется самооценка школьника, происходит качественное преобразование учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только под руководством учителя в учебную деятельность, направленную на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, что характерно для ступени основной школы. Освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении определяет новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
Трудности усвоения учебного материала учащимися с ТНР диктуют необходимость внести в программу ряд изменений. Выделение в отдельную дисциплину уроков развития речи, отсутствующих в содержании образования нормально развивающихся сверстников, увеличивает количество часов на изучение русского языка как предмета, но исключает из данных уроков такие методы контроля и оценки знаний, как изложения и сочинения и несколько ограничивает возможности использования некоторых методов и приёмов работы с устными и письменными монологическими высказываниями учащихся разной коммуникативной направленности. В связи с этим темы, изучаемые в 8 классе «Однородные члены предложения», «Обращения, вводные слова и междометия», «Обособленные члены предложения»," «Прямая и косвенная речь», перенесены в курс изучения программы 9 класса, что также увеличивает количество часов для усвоения всех остальных тем по русскому языку в 9 классе.
Курс развития речи направлен на поэтапное формирование речевой деятельности учащихся во всех её аспектах. Система уроков способствует овладению детьми с тяжёлыми нарушениями речи способами и средствами речевой деятельности, формированию языковых обобщений, использованию в процессе общения (в том числе в учебной деятельности) языковых средств с соблюдением основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.
Изучение предмета развитие речи на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- уточнение и обогащение словаря на синтаксической основе — в процессе построения словосочетаний и предложений, диалогов и текстов;
- практическое овладение речевыми умениями на основе мыслительных операций, связанных с анализом и синтезом языкового материала: сопоставлением, различением, выделением, нахождением общих признаков, их обобщением;
- овладение коммуникативными умениями;
- автоматизация языковых умений и навыков в условиях устной и письменной коммуникации.
Таким образом, в ходе изучения развития речи по данной программе закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, развиваются навыки устной разговорной и письменной литературной форм речи, необходимых школьникам для их полноценного включения в жизнь общества, обеспечивается развитие личности учащихся.
Учебный предмет «Развитие речи» тесно связан с другими курсами гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, география, что позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас.
Большое внимание уделено формированию коммуникативных умений.
Курс развития речи в 9 классе строится на умении говорить и слушать, словесно рисовать, составлять тексты различного объёма, выделять основное в тексте, давать ему название, составлять планы (простой, сложный), рассуждать. сравнивать, что позволяет развивать речь детей с ТНР.
Рекомендуемая литература
- Богданова Г.А Уроки русского языка в 8 классе/ Г.А. Богданова. СПБ, 2004
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
- Вялкова Г. М. Рабочие программы 5-11 класс по русскому языку. – М.: Планета, 2010.
- Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-9 класс.- Саратов: Лицей, 2000.
- Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.- М.: Вако, 2008 .
- Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
- Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. – М.: Экзамен, 2009.
- Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 8 класс. – М.: Образование, 2007.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
- Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 8 класс. - М.: Просвещение, 2009.
- .Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 8 класс. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
- Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
- Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Скорректированная рабочая программа | |
Темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Повторение | 28 |
Обособленные члены предложения | 13 |
Обращение | 4 |
Вводные слова, вставные конструкции. Междометия | 13 |
Чужая речь | 23 |
Сложное предложение | 25 |
Повторение | 9 |
В том числе: | |
Контрольная работа | 4 |
Контрольный диктант | 4 |
Изложение | 4 |
Проверочная работа | 9 |
Сочинение | 9 |
Административная работа | 3 |
Самостоятельная работа | 3 |
Тест | 2 |
Всего: 170 часов
№ п/п | Тема урока | Планируемые предметные результаты обучения (по разделу или теме) | Контроль | Дом.задание | Дата | |
I четверть (41 час.) | ||||||
Введение (1 час.) | ||||||
Введение. О функции русского языка в современном мире. | Узнают о роли русского языка в современном мире, средстве межнационального общения, роли родного языка в жизни человека и общества. | Записи в тетради. | ||||
Повторение (28 час.) | ||||||
Повторение. Словосочетание. | Вспомнят определение"Словосочетание", виды связи, разбор; выделят словосочетания в тексте, докажут, что это словосочетания. | §9,10 | ||||
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. | Проверочная работа. | §11,12 | ||||
Строение и грамматическое значение предложений | Вспомнят строение и грамматическое значение предложений, виды предложений по цели высказывания, интонационная завершённость предложений, синтаксический разбор предложений. | §13 | ||||
Описание по воображению и памяти. | Научатся на основе услышанного "увидеть" картину и воспроизвести её, понимать взаимосвязь человека и природы. Разовьют дар слова при подготовке к сочинению. | Сочинение - описание | §14 | |||
Анализ сочинения по воображению. Работа над ошибками. | Научатся производить работу над речевыми ошибками, правильно формулировать мысль. | Работа над ошибками. | ||||
Главные члены предложения. | Вспомнят определение главных членов предложения, способы их выражения,синтаксическую роль, нахождение главных членов в предложении. | §17,18 | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | Вспомнят правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, разовьют навык на практических занятиях. | Проверочная работа | §22 | |||
Второстепенные члены предложения. | Вспомнят определение второстепенных членов предложения, способы их выражения, синтаксическую роль; найдут в предложении второстепенные члены, обозначат графически, укажут способ выражения. | §23 | ||||
Средства выразительности речи (на материале текста упр. 199) | Научатся работать с текстом, разбивать на микротемы, выделять основную мысль, находить средства выразительности речи. | Доделать работу. | ||||
Прямое и косвенное дополнение. | Вспомнят определение "Прямое и косвенное дополнение", научатся находить его в предложении, производить синтаксическую разбор. | §24 | ||||
Согласованные и несогласованные определения. | Вспомнят определение "Согласованные и несогласованные определения". Научатся находить его в предложении, производить синтаксический разбор. | §25 | ||||
Виды обстоятельств. | Вспомнят определение "Обстоятельство. Виды обстоятельств". Научатся находить в предложении, производить синтаксический разбор. | §27 | ||||
Односоставные предложения Определенно-личные предложения. | Вспомнят определение "Односоставные предложения Определенно-личные предложения." Найдут их в тексте, докажут правильность своего ответа. | §32 | ||||
Рассказ на свободную тему. | Научатся составлять рассказ на свободную тему, соблюдать последовательность изложения, редактировать написанное | Сочинение - рассказ | ||||
Анализ рассказа на свободную тему. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах. | Работа над ошибками | ||||
Неопределенно-личные предложения. | Вспомнят определение "Неопределенно-личные предложения" Найдут их в тексте, докажут правильность своего ответа, научатся использовать их в речи, заменять двусоставные предложения односоставными
| §33 | ||||
Употребление неопределенно-личных предложений | §33 | |||||
Безличные предложения. | Вспомнят определение "Безличные предложения" Найдут их в тексте, определят способы выражения сказуемого, научатся составлять предложения для передачи состояния природы, человека, заменять двусоставные предложения односоставными | §35 | ||||
Описание картины,с использованием безличных предложений. | Научатся описывать картину, используя безличные предложения, соблюдая последовательность описания | Сочинение - описание | ||||
Анализ сочинения - описания картины. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах. | Работа над ошибками. | ||||
Назывные предложения | Вспомнят определение "Назывные предложения" Найдут их в тексте, докажут правильность своего ответа, научатся использовать их в речи. | §31 | ||||
Неполные предложения | Научатся определять роль неполных предложений в художественной литературе, использовать их в речи, отличать назывные предложения от неполных, заменять двусоставные предложения неполными | §37 | ||||
Виды односоставных предложений. Подготовка к контрольному диктанту.. | Научатся систематизировать знания, применять их на практике, доказывать правильность выбора, подготовятся к контрольному диктанту. | Тест | §32 - 37 | |||
Контрольный диктант. | Научатся систематизировать знания, применять их на практике, доказывать правильность выбора, подготовятся к контрольному диктанту | Контрольный диктант | ||||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Напишут контрольный диктант, применят полученные знания | Работа над ошибками | ||||
Однородные члены предложения. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах. | §40 | ||||
Однородные члены, связанные перечислительной интонацией и знаки препинания при них. | Вспомнят определение "Однородные члены предложения" Найдут их в тексте, определят способ выражения, синтаксическую роль | §41 | ||||
Способы выражения однородных членов | §41 | |||||
Изложение с творческим заданием. | Написание изложения с творческим заданием | Изложение | ||||
Анализ изложения. Работа над речевыми ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах. | Работа над ошибками. | ||||
Однородные и неоднородные определения. | Сформируется умение различать однородные и неоднородные определения. Научатся обосновывать ответ. Проверочная работа | §42 | ||||
Однородные и неоднородные определения. | §42 | |||||
Однородные члены, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них. | Научатся правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, различать простые предложения с однородными членами от сложных с союзом И. | §42 | ||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки завершения, разделения, выделения | Научатся находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при них, составлять схемы, отличать предложения с однородными членами от предложений с составными именными сказуемыми. | §42 | ||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | §42 | |||||
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Подготовка к контрольной работе. | Познакомятся с порядком синтаксического разбора предложений с однородными членами, применят его на практике, докажут правильность разбора. | §43 | ||||
Административная контрольнаяработа (работа с текстом) | Выполнят работу с текстом, ответят на вопрос творческого задания | Административная контрольная работа | ||||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах. | Доделать работу над ошибками. | ||||
Изложение, близкое к тексту. По рассказу Н. Носова «Тридцать зёрен». | Научатся внимательно слушать текст, выявлять главное, делать сокращённо записи, составлять текст, редактировать его | Изложение. | ||||
Анализ изложения. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах. | Доделать работу над ошибками. | ||||
Комплексное повторение. Написание гласных и согласных в корнях слов. | Отработают навык подбора проверочных слов, разовьют мышление, запомнят орфограммы. | |||||
IIчетверть (36 час) | ||||||
Обособленные члены предложения (13час.) | ||||||
Понятие об обособлении. | Познакомятся с понятием «Обособление», научатся интонационно выделять их при чтении и знаками препинания на письме, проводить синонимическую замену | §47 | ||||
Обособленные определения. Выделительные знаки при них. | Научатся находить согласованные и несогласованные распространённые и нераспространённые определения, условия обособления определений, выраженных причастным оборотом и прилагательными с зависимыми словами, распространёнными приложениями, интонационно правильно произносить их. | §48 | ||||
Обособленные определения. Выделительные знаки при них | §48 | |||||
Подготовка к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему. | Научатся писать сочинение - рассуждение на дискуссионную тему. Правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли | §49, упр.301 | ||||
Сочинение - рассуждение на дискуссионную тему. | Написание сочинения – рассуждения на дискуссионную тему | Сочинение - рассуждение. | §49, упр.301, 302. | |||
Анализ сочинения - рассуждения. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Обособленные приложения. Выделительные знаки при них. | Сформируется навык интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений | §50 | ||||
Обособленные приложения. Выделительные знаки при них. | §50 | |||||
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Систематизируют знания о постановке знаков препинания при союзе КАК, научатся правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом КАК, обосновывать постановку знака препинания | §50 | ||||
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Самостоятельная работа | §51 | ||||
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки выделения при них. | Вспомнят сведения о деепричастии и о деепричастном обороте, найдут его в предложениях, выделят интонационно, а на письме запятыми. Научатся определять границы оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, правильно использовать в речи деепричастные обороты, заменять их синонимическими конструкциями | §51 | ||||
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки выделения при них. | §51 | |||||
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки выделения при них. | §51 | |||||
Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. | Научатся интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно ставить знаки препинания при них | §51 | ||||
Закрепление темы «Обособленные члены предложения». | Систематизация знании, обобщение изученного по теме. Подготовка к административной работе | §51 | ||||
Административная работа. | Покажут на примере полученного задания умения и навыки, полученные в течение изучения темы | Административ - ная работа | ||||
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки при них. | Научатся находить уточняющие члены предложения, выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки препинания, обосновывать выбор | §52 | ||||
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки при них. | §47 - 52 | |||||
Повторение темы «Обособленные члены предложения». | Систематизация знании, обобщение изученного по теме. | Зачёт | §47 - 52 | |||
Сочинение - рассказ об изобретении наших дней. | Научатся писать сочинение – рассказ об изобретении наших дней, составят текст, отредактируют его, проверят последовательность изложения | Сочинение - рассказ. | ||||
Анализ сочинения - рассказа. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Подготовка к контрольному диктанту. | Научатся производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, строить схемы, правильно расставлять знаки препинания. Подготовка к контрольному диктанту | §53,54 | ||||
Контрольный диктант. | Напишут контрольный диктант без ошибок, правильно расставят знаки препинания, выполнят грамматические задания выполнение | Контрольный диктант. | ||||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажу правило, приведут свои примеры | Работа над ошибками. | ||||
Комплексное повторение. Состав слова, словообразование. Морфемный разбор. | Вспомнят морфемы, правила их написания, произведут разбор слова по составу и словообразовательный разбор | |||||
Комплексное повторение. Написание приставок. | Вспомнят правило написания приставок, написание приставок ПРЕ- и ПРИ-, напишут словарный диктант с приставками ПРЕ- и ПРИ- | §47 - 54 | ||||
Обращение (4 час.) | ||||||
Обращение. Назначение обращения. | Вспомнят, что такое обращение. Научатся находить в предложении обращения, употреблять его с учётом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания, выразительно читать предложения с обращением, соблюдать звательную интонацию, составить таблицу расстановки знаков препинания при обращении | §55 | ||||
Распространённые обращения. | §56 | |||||
Выделительные знаки препинания при обращении. | §57 | |||||
Употребление обращений. | Напишут проверочную работу, найдут обращения, расставят знаки препинания | Проверочная работа. | §58, упр.355. | |||
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | Вспомнят, что такое «мораль», поработают с толковым словарём, определятся с темой, напишут сочинение | Сочинение | ||||
Анализ сочинения. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажут правило, приведут свои примеры | Работа над ошибками. | ||||
Вводные слова и вставные конструкции (3 час.) | ||||||
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | Познакомятся с понятием «Вводные слова», научатся находить их в предложениях, выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания, различать вводные слова и члены предложения | §59 | ||||
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | §60 | |||||
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | §60 | |||||
Комплексное повторение. Написание букв О - Ё после шипящих. | Вспомнят написание букв О - Ё после шипящих в корнях слов, суффиксах, окончаниях имён существительных, прилагательных, глаголах, причастиях. Напишут проверочную работу | Проверочная работа. | ||||
IIIчетверть (50 час.) | ||||||
Вводные слова и вводные предложения.(10 час.). Междометия | ||||||
Подготовка к написанию сочинения «Воспоминание о книге». | Расскажут, о какой книге они хотели бы написать, почему, о чём она повествует, чему учит, к чему призывает. Рекомендуется ли к чтению. | Написать черновой вариант сочинения. | ||||
Редактирование и написание сочинения «Воспоминание о книге». | Прочитают вслух (выборочно) черновой вариант сочинения, послушают замечания и советы, исправят и напишут сочинения | |||||
Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. | Научатся выразительно читать предложения с вводными словами и предложениями, соблюдать интонацию, ставить правильно знаки препинания, объяснять их постановку. Работать с текстами. | §61 | ||||
Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. | Тест | §61 | ||||
Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. | §61 | |||||
Анализ сочинения. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Вставные конструкции и знаки выделения при них. | Познакомятся с понятием «Вставные конструкции», научатся находить их в предложениях, выделять голосовой интонацией, знаками препинания на письме, выразительно читать предложения, использовать вставные конструкции в речи, вставлять в предложения | §62 | ||||
Вставные конструкции и знаки выделения при них. | §62 | |||||
Вставные конструкции и знаки выделения при них. | Проверочная работа. | |||||
Междометия в предложении. | Научатся распознавать междометия в предложениях, выделять их на письме знаками препинания, ставить тире, передавать разные чувства, интонации | §63 | ||||
Синтаксический разбор предложений с вводными словами и предложениями. | Научатся производить синтаксический разбор предложений с вводными словами и предложениями, применять разбор в проверочных работах | §64 | ||||
Пунктуационный разбор предложений с вводными словами, предложениями и междометиями. | На основе тренировочных упражнений научатся применять полученные знания, производить пунктуационный разбор, обосновывать постановку знаков препинания. Вспомнят пройденный материал, подготовятся к контрольной работе | §64 | ||||
Повторение темы «Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции». Подготовка к контрольной работе. | §61 - 64 | |||||
Контрольная работа | Контрольная работа | Контрольная работа | ||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажут правило, приведут свои примеры | Работа над ошибками | ||||
Чужая речь... (23 час.) | ||||||
Понятие о чужой речи. | Вспомнят сведения о предложениях с прямой речью, ознакомятся спонятиям «чужая речь» и способами её передачи. Научатся читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания | §65 | ||||
Комментирующая часть | Узнают, что комментирующая часть - это слова автора, которые поясняют прямую речь. Научатся находить слова автора в предложениях с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания, строить предложения с прямой речью, менять местами слова автора с прямой речью, помнить о замене знаков препинания. Научатся заменять предложения с прямой речью косвенной и наоборот | §66 | ||||
Прямая и косвенная речь | §67 | |||||
Косвенная речь | §68 | |||||
Прямая речь | §69 | |||||
Знаки препинания при прямой речи | §69 | |||||
Знаки препинания при прямой речи | Проверочная работа | §69 | ||||
Подготовка к написанию рецензии на книгу | Вспомнят понятие «рецензия», проведут лексическую работу, узнают, из какого языка пришло к нам это слово, в какой речи его применяют, напишут черновой вариант сочинения | Написать черновой вариант рецензии на книгу | ||||
Редактирование и написание рецензии на книгу | Прочитают черновые варианты, отредактируют их, напишут сочинение | Сочинение | ||||
Знаки препинания при прямой речи, разорванной словами автора | Познакомятся с правилом, научатся применять его на письме, правильно расставлять знаки препинания, объяснять их постановку | §69 | ||||
Анализ рецензии, Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Знаки препинания при прямой речи, разорванной словами автора | Познакомятся с правилом, научатся применять его на письме, правильно расставлять знаки препинания, объяснять их постановку | §69 | ||||
Знаки препинания при прямой речи после слов автора, стоящих на границе самостоятельных предложений | §69 | |||||
Знаки препинания при прямой речи после слов автора, стоящих на границе самостоятельных предложений | Проверочная работа | §69 | ||||
Замена прямой речи косвенной | Научатся на практике заменять прямую речь косвенной и наоборот. Правильно строить предложения, не нарушая смысла предложения | §69 | ||||
Замена прямой речи косвенной | Самостоятельная работа | §69 | ||||
Диалог | Вспомнят полученные ранее знания о диалоге, о знаках препинания, об оформлении диалога на письме. Научатся составлять диалог, применяя полученные знания | §70 | ||||
Знаки препинания при диалоге | §70, составить диалог на заданную тему | |||||
Сочинение - описание внешности человека. (Работа по картине В. Репки «Водитель Валя») | Вспомнят приёмы описания внешности человека. Рассмотрят картину, подберут материал для описания, составят план сочинения, напишут черновой вариант, включая диалог | Сочинение | Включить диалог в сочинение | |||
Анализ сочинения. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Рассказ | Работа с текстом. Вспомнят, как строится рассказ, составят рассказ на свободную тему | §71 | ||||
Сжатое изложение | Напишут сжатое изложение, применяя известные способы сжатия текста | Изложение | ||||
Цитаты и знаки препинания при них | Найдут в толковом словаре значение слова «цитата»; узнают, из какого языка оно пришло, как оформляются цитаты, какие знаки препинания ставятся при них. Научатся вставлять цитаты в предложения, использовать их в повседневной речи | §72 | ||||
Цитаты и знаки препинания при них | §72 | |||||
Анализ изложения. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажут правило, приведут свои примеры | Работа над ошибками. | ||||
Способы оформления цитат. | Научатся разным способам оформления цитат, нахождению их в предложениях, Находить их в текстах, выписывать, правильно применять в речи | §72 | ||||
Способы оформления цитат | §72 | |||||
Способы передачи чужой речи в художественном произведении (на примере стихотворения Леонида Мартынова «Под зелёный тополь я прилёг…» | Выполнят самостоятельную работу с использованием способов передачи чужой речи на примере стихотворения | Самостоятельная работа | ||||
Заключительный урок по теме «Способы передачи чужой речи». | Ответят на вопросы теста, применяя полученные знания по теме «Способы передачи чужой речи» | Тест | ||||
Административная работа | Административная работа | Административная работа | ||||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажут правило, приведут свои примеры | Работа над ошибками | ||||
Подготовка к написанию характеристики литературного героя с использованием цитат. | Научатся подбирать цитаты по теме сочинения, характеризующие человека, ( внешность, поведение, поступки), составят цитатный план | Написать черновой вариант характеристики | ||||
Редактирование и написание характеристики литературного героя с использованием цитат. | Отредактируют написанное, напишут характеристику литературного героя с использованием цитат. | Сочинение | ||||
Анализ сочинения. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Комплексное повторение. Написание НЕ с разными частями речи. | Вспомнят слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Напишут объяснительный диктант. Исправят ошибки. | |||||
IVчетверть (38 час.). | ||||||
Сложное предложение. (25 час.) Культура речи | ||||||
Понятие о сложном предложении | Научатся осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения, как средство выражения мысли. Научатся распознавать сложные предложения в тексте. | §7 | ||||
Союзные и бессоюзные сложные предложения | Вспомнят, что предложения делятся на союзные и бессоюзные сложные предложения. Проверят свои знания на практике, обоснуют постановку знаков препинания | §8 | ||||
Союзные и бессоюзные сложные предложения | §8 | |||||
Диктант с продолжением | Диктант с продолжением | Диктант | §8, упр.45. | |||
Строение сложных предложений | Познакомятся со строением сложных предложений. Научатся распознавать сложные предложения в тексте, характеризовать их по наличию союзов | §8 | ||||
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | Узнают о роли знаков препинания в сложном предложении, об особенностях смысловых отношений между частями сложного предложения, об особенностях строения и интонации. Разделительные и выделительные функции знаков препинания. Авторская пунктуация | §9 | ||||
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | §9 | |||||
Интонация сложного предложения | Узнают об особенностях интонации в сложном предложении. Научатся правильно читать сложные предложения, соблюдая интонацию конца. Повышение голоса между частями сложного предложения | §10 | ||||
Проверочная работа | Проверочная работа | Проверочная работа | §7 - 10 | |||
Разговорный стиль речи | Вспомнят лексическое значение слова «стиль», его многозначность, особенности разговорного стиля речи. Научатся различать его среди других стилей, соблюдать литературные нормы языка | Упр.124 | ||||
Сложносочинённые предложения | Познакомятся со сложносочинёнными предложениями. Вспомнят сочинительные союзы, соединяющие простые предложения в составе сложного. Научатся отличать сложносочинённые предложения от предложений с однородными членами, расставлять знаки препинания | §11 | ||||
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | Узнают, что смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного определяется союзами, которыми они связаны. Научатся определять характер синтаксических отношений | §12 | ||||
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | Научатся определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, связанными соединительными союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого, составлять из двух простых предложений сложносочинённое, составлять схемы | §13 | ||||
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | §13 | |||||
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами | Научатся определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, связанными разделительными союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого, составлять из двух простых предложений сложносочинённое, составлять схемы | §14 | ||||
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами | §14 | |||||
Сложносочинённые предложения с противительными союзами | Научатся определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, связанными противительными союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого, составлять из двух простых предложений сложносочинённое, составлять схемы | §15 | ||||
Сложносочинённые предложения с противительными союзами | §15 | |||||
Контрольная работа | Контрольная работа | Контрольная работа | ||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками | ||||
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом. | Научатся ставить разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (запятая, тире), находить в предложении общий второстепенный член, не ставить знак препинания, применять полученные знания на практических занятиях | §15 | ||||
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом. | §15 | |||||
Способы сжатия текста | Познакомятся с разными способами сжатия текста (тезисы, конспект). Научатся составлять тезисы по тексту, конспектировать текст | Упр.72 | ||||
Сжатое изложение | Напишут сжатое изложение, используя полученные знания | Изложение | ||||
Анализ изложения. Работа над ошибками. | Осознают причины появления ошибок, научатся определять способы действий, помогающих предотвращать их в последующих письменных работах | Работа над ошибками. | ||||
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях и в простом предложении с однородными членами | Научатся применять полученные знания на практических заданиях, обосновывать расстановку знаков препинания, отличать сложные предложения от предложений с однородными членами | §15 | ||||
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | Познакомятся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения. Научатся производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) сложносочинённого предложения | §16 | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контрольный диктант | ||||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажут правило, приведут свои примеры | |||||
Повторение(9 час.) | ||||||
Фонетика и графика | Вспомнят гласные и согласные звуки, деление их ни звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, произведут фонетический разбор слов | §41 | ||||
Лексика и фразеология | Вспомнят, что изучается в разделе русского языка «Лексика. Фразеология». Приведут примеры, объяснят значение фразеологизмов, напишут небольшой рассказ, используя фразеологизм | §42 | ||||
Морфемика | Вспомнят, что изучает «Морфология». Вспомнят части речи, их морфологические признаки, приведут примеры, определят в предложении части речи, произведут морфологический разбор слов разных частей речи | §43 | ||||
Словообразование | Вспомнят значение слова, что изучается в этом разделе русского языка, дадут определения частям слова, разберут слова по составу, напишут словарный диктант | §44 | ||||
Морфология | Вспомнят, что изучает «Морфология». Вспомнят части речи, их морфологические признаки, приведут примеры, определят в предложении части речи, произведут морфологический разбор слов разных частей речи | §45 | ||||
Морфология. Написание Ь знака в разных частях речи | Вспомнят о написании Ь знака в разных частях речи, напишут проверочную работу на правила, оценят свои знания, сделают работу над ошибками | §45 | ||||
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий на О - Е | Расскажут о написании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий на О – Е, применят свои знания в практической работе, объяснят написание | Рабочая тетрадь | ||||
Морфология. Буквы Е - И в окончаниях существительных и глаголов | Расскажут о написании букв Е – И в окончаниях существительных и глаголов, приведут примеры, самостоятельно выполнят работу, оценят свои знания | Рабочая тетрадь | ||||
Подготовка к контрольной работе | Подготовятся к годовой контрольной работе, ответят на вопросы, напишут проверочный диктант, проведут взаимо- проверку, оценят знания | Рабочая тетрадь | ||||
Годовая контрольная работа | Годовая контрольная работа | Контрольная работа. | ||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Выполнят работу над ошибками, объяснят причину ошибок, вспомнят и расскажут правило, приведут свои примеры | Работа над ошибками | ||||
Синтаксис | Вспомнят, что изучается в этом разделе языка, приведут примеры, выберут из предложений словосочетания, определят вид связи, части речи, дадут характеристику простым предложениям. | §46 | ||||
Пунктуация | Выполнят проверочные работы по пунктуации в разных по строению предложениях, обоснуют расстановку знаков препинания, оценят свои знания предмета | §47 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида
Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....
Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса
Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса...
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ. Количество часов по учебному плану: всего 210 часов в год; в неделю 6 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред....
Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС
В старших классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...
Рабочая программа по русскому языку на 2017-2018 учебный год 11 класс (105 часов в год, 3 часа в неделю)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский ...
Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...
Рабочая программа по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс...