Проблема конфликта в драме "Гроза" ("Самоубийство Катерины - сила или слабость?")
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

Лопсан Долаана Михайловна

План-конспект урока по литературе в 10 классе. 

Проблема конфликта в драме "Гроза" (Самоубийство Катерины - сила или слабость?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_literature_10_kl.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе

Н.А.Островского «Гроза».

Проблема конфликта в драме «Гроза»

(«Самоубийство Катерины – сила или слабость?»)

Цели: - вспомнить содержание пьесы «Гроза», выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы,  сопоставить между собой «жертв темного царства»; 
- развитие внимания (при работе с фрагментами);  развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы); - развитие воображения (связь с современностью).
- воспитание чувства собственного достоинства; - формирование активной жизненной позиции; - преодоление страха перед нравственным выбором.

Оборудование: презентация, карточки,

Методические приемы: беседа, ответы на проблемные вопросы, выступления учащихся.

Ход урока:

 Пусть непорочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму, -

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Н.Заболоцкий

Именно с этих строк Николая Заболоцкого хочется мне сегодня начать наш урок. Урок по драме А.Н.Островского «Гроза».

 Нам предстоит ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

  1. Орг.момент.
  2. Проверка домашнего задания (выразительное чтение наизусть монологов Катерины – д.2.яв.10; д.5.яв.4.)
  3. Изучение нового материала.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ПЬЕСЫ.

1. Слово учителя: Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Положение женщины на протяжении всего времени существования Руси, России менялось. Сегодня нас интересует положение женщины в России в 19 веке.

2. Положение женщин в России 19 века (подготовленный ученик – слайд 3): В первой половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены, работницы и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

3. -А.Н.Островский придавал большое значение имени – образу – судьбе. И мы не будем нарушать эту традицию. (Слайд 7). Давайте дадим характеристику одной из главной героине этой драмы Катерине (подробно).

(Учащиеся работают в группах)

Имя –образ –судьба-

КАТЕРИНА (греч.) –чистая, благопристойная

Благопристойный –прил.1. Соответствующий принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающий правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный

Докажем это примерами из текста.

- Напомню, что уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!... Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...». (Чтение монолога из 1 д. 7 явл. подготовленной ученицей).

- Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.

Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному? (Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла...»).

-Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? (Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из-под неволи»)

-Чему учит Варвара Катерину? («У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)

- Как Катерина относится к обману? (Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же приятно!»)

-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность).

Вывод:  -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни? (Слайд )

(дети поочередно называют основные черты характера героини: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры).

- Кому еще свойственны такие же черты характера, приведите пример из тувинской литературы (Произведение Виктора Шогжаповича Кок-оола  «Хайыраан бот», Кара)

IV. Физминутка. Релаксация.

Упражнение «Путешествие в волшебный лес».

Звучит расслабляющая музыка.

«Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

V.  Работа с карточками (раздаются карточки). – 3 мин.

Вывод: Такие конфликты случались в купеческой среде, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали ее замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась (как вы думаете, в наше время есть такие случаи        )

VI.  Символика пьесы. (Гроза, Волга, свет-тьма)

Итог урока: так, «Самоубийство Катерины – сила или слабость?» (Катерина, страстно желавшая свободы, не могла противостоять мраку неограниченного произвола, побороть его, но и не хотела приносить себя ему в жертву. Не смиряясь перед ним, она ушла из жизни.

В положении Катерины прыжок в омут был выражением не трусости, не слабости, а ненависти к удушающим порядкам, проявлением желания быть свободной, внутреннего осознания своих человеческих прав, духовной силы, смелости, протеста).

VII. Оценки.

VIII. Домашнее задание: конспект статьи Д. Писарева «Мотивы русской драмы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Самоубийство Катерины- сила или слабость?"

Урок-исследование по литературе, 10 класс...

Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.

Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....

«Проблемы эстетического воспитания современных школьников непреходящей силой искусства»

Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, тв...

Презентация "Проблема конфликта в драме "Гроза"".

quot;Проблема конфликта в драме "Гроза""...

Мысли вслух "Девиантное поведение молодёжи: причины, проблемы, конфликты"

Мысли вслух "Девиантное поведение молодёжи: причины, проблемы, конфликты"...