Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_i_slabost_kharaktera_kateriny.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 35. Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ.
Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского;
раскрыть силу и слабость характера Катерины;
развивать умение анализировать образы-персонажи;
совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения;
определить, в чем смысл заглавия пьесы.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по вопросам:
- Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?
- Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
- Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
- Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
В детстве | В семье Кабановых |
«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». | «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». |
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) | Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие |
Для Катерины главное — жить согласно своей душе | Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему |
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
- В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
- Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
- Докажите, что смерть Катерины — это протест. Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:
- Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
- Бежать с любимым человеком- Борисом
- Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.
Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?
Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.
Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.
Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах, кабы ночь поскорее!”
Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?
Работа в группах:
- Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
- Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
- Третья группа: анализ д.5 – явл.2
Вывод: надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).
В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”
“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”
В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.
В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”.
- Сможет ли город Калинов жить по-старому?
Вывод: Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.
Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.
Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.
Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.
Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.
Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.
«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев [1. С. 76].
Домашнее задание.
Конспект статей Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы» (по вариантам). Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Из опыта работы уроки с использованием ЦОР
При изучении нового материала по обществознанию в 9 классе на уроке "Конституция России" использованы информационный, практический и контрольный модули ЭОР.Урок закрепления знаний и формиров...
Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Урок литературы в 10 классе по повести Гоголя "Портрет"....
Из опыта работы. Урок. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.
Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения....
Из опыта работы. Урок. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев.
Урок литературы в 10 классе. Драма "Гроза". Система образов. Смысл названия...
Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?
Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против "тёмного царства", в чём трагедия героини. (по пьесе Островского "Гроза")...
Статья из опыта работы "Великая сила литературы"
Статья поможет в выборе интересных форм работы как по русскому языку, так и по литературе. Возможно кого-то просто подтолкнет ек реализации своих задумок....