«Проблемы эстетического воспитания современных школьников непреходящей силой искусства»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности.Встреча с искусством - это обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве.
Обучать учащихся умениям сопереживать, отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного, образно выражать свои мысли и чувства через изобразительную деятельность - вот главные отличительные признаки изоискусства в школе.
Начиная с младшего возраста, ребенок не имея достаточный набор слов для выражения своих мыслей, прежде начинает выражать свои мысли через изображение с помощью линий и цвета. В изобразительной деятельности проявляется духовный мир ребенка, его настроение, отношение к окружающей действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Проблемы эстетического воспитания современных школьников
непреходящей силой искусства»
Актуальность проблемы эстетического воспитания обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство.
Встреча с искусством - это обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве. Обучать учащихся умениям сопереживать, отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного, образно выражать свои мысли и чувства через изобразительную деятельность - вот главные отличительные признаки изоискусства в школе.
Начиная с младшего возраста, ребенок не имея достаточный набор слов для выражения своих мыслей, прежде начинает выражать свои мысли через изображение с помощью линий и цвета. В изобразительной деятельности проявляется духовный мир ребенка, его настроение, отношение к окружающей действительности.
Современные школьники разносторонне развиты, любознательны, в этом большую роль играют информационные технологии, но порой дети недостаточно воспитаны, невнимательны к окружающей красоте. «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский), «Искусство очеловечивает» (Б.М.Неменский), говорили великие писатели, художники, а уроки искусства вносят частицу в великое дело воспитания современного маленького человека, подростка и поможет ориентироваться в окружающей действительности, понять ее многообразие.
Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности.
Задачи:
развивать умения передавать через изобразительную деятельность свое состояние души, отношение к окружающей действительности.
развивать чувственные ассоциативные познания, эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, на красоту природы.
расширять эмоциональный опыт обретения возможности свободного вхождения в пространство произведения искусства.
Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное.
Основная задача - формирование не профессионала, а человека, а изоискусство в школе - это есть орудие боя за убеждения, задача - научить, этим орудием пользоваться.
Сквозная идея обучения искусству в школе, это связь искусства и жизни, что пронизывает все занятия с первого до последнего.
Много времени следует отводить практической работе, планированию экскурсий, знакомству с природой, наблюдению, восприятию и выражения своего отношения через изобразительную деятельность. Восприятие многообразия цвета в природе происходит через наблюдение на экскурсиях. Природа является учителем при эстетическом воспитании, а учителю изобразительного искусства остается умело направлять их для восприятия. Очень важно в эстетическом воспитании юного человека «наведение мостов» между прекрасным в природе и прекрасным, созданным человеческими руками (произведения изобразительного искусства). Использование на уроках изобразительного искусства, МХК, в совокупности, музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства, способствует более эмоциональному восприятию изучаемой темы.
Важен воспитательный эффект внеурочной деятельности. Происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, дети учатся отличать зло от добра, радость от грусти, прекрасное от безобразного, учатся сопереживать (использование сказочного материала), именно, в сказочно-игровой форме преподнесения учебного материала, ребенок учится различать справедливость и коварство, любовь и ненависть. Необычные превращения (смешения красок) в русле сказочного воспринимается детьми более эмоционально, живо, глубже переживается;
развивается чувство коллективизма, (коллективные работы), уважение к национальным традициям, культуре, изобразительному искусству, уважения к старшему поколению, любви к родной природе, желания охранять ее;
формируется нравственно-эстетическая культура, осуществляется межпредметная связь (использование русских, татарских сказок, сказок зарубежных писателей, музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д.).
Воспитательный эффект внеурочной деятельности достигается, если учитель и учащиеся обеспечены материально-технической базой, посещают профессиональные театры, экскурсии, организуются встречи с художниками, артистами, и т.д.
Посмотрите на посетителей в музее!? В лучшем случае блуждающий взор перед произведениями искусства. Нет энергетического обмена между зрителем и картиной. Такой человек скорее запомнит, какие люстры или дверные ручки в музее. Возможно, и это важно, но духовного обогащения он не получит.
Большую часть окружающего мира ребенок познает с помощью зрения. Так почему же изобразительное искусство, которое совершенствует умение видеть мир, находится в таком унизительном положении. Сколько бы администрация не говорила, что предмет этот один из самых важных, что к учителю изобразительного искусства они относятся как очень нужному. Все это позерство чистой воды. На самом деле уроки изобразительного искусства носят подсобно - прикладной характер. Им выделен один час в неделю. Боже упаси, если не будет хотя бы одного урока математики! Если же нет изоискусства, ну и ладно, и слава Богу! Этот предмет для отдыха, и стараются в расписании не ставить первыми часами. Разве только нужда заставит. Мало кому приходит в голову, что уроки изобразительного искусства развивают и обучают и воспитывают, прежде всего, ученику на уроке также нужны и напряженное внимание, и умственные усилия, не уставшего от работы над другими предметами.
Учебная дисциплина важна, если развивает мысль и фантазию, трудолюбие и аккуратность, терпение и доброту, если воспитывает духовность, приучает сопереживать, учит любить окружающую действительность во всем ее многообразии! Сколько достоинств у уроков изобразительного искусства! Их невозможно все перечислить!
Владение основами изобразительной грамотности не менее важно, чем знание основ математики. Но ведь в школе пытаются дать учащимся не только основы математики, а почти что высшую, а зачем? Забивать им головы, ведь так же можно утверждать, пусть математику глубоко изучают в других учебных заведениях, а не в школе, а в школе получают только основы.
На мой взгляд, основная цель школы – это воспитание, формирование человека, чтобы в дальнейшем он осознанно выбрал то направление, где бы он продолжил учебу, получил профессию. Уроки изобразительного искусства – это уроки жизни! А современная компьютерная инновационная технология обучения дает огромные возможности для эффективной работы учителю, и я с удовольствием этими возможностями пользуюсь.
Из года в год, я старюсь дать своим ученикам частичку духовности, нравственной чистоты, желание восхищаться прекрасным, быть лучше, добрее, «входить» в мир произведения искусства. И когда дети приходят ко мне поделиться увиденным или просто спросить совета в поступках, я думаю, а вот это и есть моя формула успеха: помогать им, становиться людьми высоким интеллектом, которым предназначено управлять миром. Сеять доброе в последующее поколение, радуюсь, что результат моего воспитания и обучения на уроках изобразительного искусства приносит плоды.
Правильно развивать эстетические вкусы. Формировать их в нужном обществу направлении – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая, непростая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого школьника с искусством на уроке интересной, увлекательной, ненавязчивой. Современные уроки позволяют организовать встречи с искусством при грамотной организации с использованием информационных технологий.
Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать великолепные результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание сути, содержания искусства, в душе ребенка должна формироваться нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу. И именно школа должна на всю жизнь пробудить в школьнике интерес к искусству и потребность в нем как в кладезе красоты.
«В настоящее время искусство теряет черты человечности, индивидуальности, личности. Живопись все более становится дизайном, театр-варьете. Все изрядно сдабривается компьютерной графикой и оборачивается кино-шоу бизнесом. Произведения искусства, как средство воспитания на современном рынке не нужно. Сейчас произведениями искусства становятся автомобили - вот это действительно авторские работы. В них больше души и таланта, чем там, где таланту и душе положено быть, - в книгах, картинах, фильмах, спектаклях». (К.Шахназаров). Я с ним полностью согласна.
Удивительную долговременность, силу воздействия искусства на человека описывали многие поэты, писатели во все времена пока живет человек. И таких свидетельств известно множество. И принадлежат они людям самых разных национальностей, социальных слоев и уровней образования. Подлинное эстетическое воспитание удивительно всесторонне. Оно в полном смысле слова облагораживает человека, пронизывает все, без исключения, стороны его личной и общественной жизни. Эстетически невоспитанный человек в огромной степени обкрадывает самого себя, лишаясь одного из самых сильных, ярких и доступных источников наслаждения. Такому человеку гораздо скучнее в жизни. «Праздник, который всегда с тобой» - эти удивительные емкие слова замечательного писателя Э.Хемингуэя с полным правом можно отнести к наслаждению красивым и прекрасным, они точно передают смысл эстетического переживания.
Пока не поздно, пока не произошло искажение нравственных норм, надо использовать живое слово учителя, воздействовать на школьника непреходящей силой искусства!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы воспитания современных школьников
Мы – взрослые – пытаемся дать нашим детям образование, учим уму-разуму, любим их, проявляем о них заботу. Но они совсем другие, отличные от нас. Многие старательно учатся, послушны, хорошо...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
Статья в сборнике материалов республиканской НПК "Проблемы и трудности воспитания современных школьников"
В статье рассматриваются основные проблемы и трудности воспитания школьников...
Проблемы воспитания современных школьников
Данная статья рассматривает советскую пионерию, принципы ее работы как возможный путь решения проблем, связанных с воспитанием современных подростков школьного возраста....
Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве
Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве....
Коллективные и групповые работы на уроках искусства как ведущий метод эстетического воспитания младших школьников.
Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, воспитать эстетическое отношения к окружающему миру, развить творческую п...