Буклеты - памятки "Аффективные реакции воспитанников, как быть?", "Конфликты - это норма жизни", "Самоубийство - мольба о помощи, которую никто не услышал"
методическая разработка по психологии по теме

Варавина Наталия Владимировна

Брошюры - памятки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx971.54 КБ

Предварительный просмотр:

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и, что происходит вокруг.

В этой ситуации:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела (достаточно поглаживания).

Двигательное возбуждение

 Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения являются:

• резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

• ненормально громкая речь или повышенная речевая активность;

• часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы). 

Помощь при двигательном возбуждении:

В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить человека Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит физическую активность.

Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику.

Например, такую:

  1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.
  2. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение, выдыхайте весь воздух до конца, задержите дыхание на 3 секунды, вдохните полной грудью, сделайте два обычных вдоха и повторите.
  3. Вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Повторите упражнение 3—4 раза.
  • Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»).
  • Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

 Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

Наша служба и опасна и трудна
Не сравнится с ней работа ни одна.
Мы души своей частицы
Дарим детям по крупицам!
Наша жизнь забот и сложностей полна!

  

ОГБУСО «Братский детский дом-интернат»

Аффективные реакции воспитанников.

Как быть?

5653-1024x768.jpg

Братск, 2015

Особенности наших воспитанников влекут за собой ослабление эмоционально-волевой сферы психики, в следствии чего, их психоэмоциональное состояние крайне неустойчивое и малейшие неудачи или конфликты могут вызвать аффективные реакции.

stressoustoychivost.jpg

Аффективные реакции, наиболее часто встречающиеся у наших воспитанников:

  • Агрессивное поведение.
  • Плачь.
  • Истерика.
  • Страх.
  • Двигательное возбуждение.

Основными признаками агрессивного поведения являются:

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
  • удары по предметам или  окружающим руками или чем-либо;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

1. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

2. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

3.  Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. В противном случае агрессивное поведение будет направлено на вас.

4. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.

5. Агрессия может быть погашена страхом наказания, если:

—   нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;

—    наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Плач

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки данного состояния:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • подрагивают губы;
  • наблюдается ощущение подавленности;
  • в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью

В данной ситуации:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

3. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

4. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.

Истерика

Истерика - громкие рыдания с криками, воплями.

Помощь при истерике:

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. 

Помочь человеку можно, совершив следующие действия:

  • Создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.
  • Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, но не вступайте с ним в беседу. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
  • После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).
  • После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

Страх

К основным признакам страха относятся:

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• сильное сердцебиение;

• учащенное поверхностное дыхание;

• сниженный контроль над поведением.

Отсутствие конфликтов— явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в группе, деструктивное — копит обиды и раздражение.

Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.144_teambuilding1.jpg

ОГБУСО «Братский детский дом-интернат»

Конфликты – это норма

жизни

fighting.jpg

Братск, 2015

«Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс.»

Ч. Ликсон

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; Серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Деструктивный или конструктивный?

Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.f4283b32edb316b80a1cda3d4d54e2d11.jpg

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Если Вы оказались тем человеком, с которым ребенок решил поделиться своими душевными проблемами, следует:

  • Быть внимательным слушателем.
  • Постарайтесь оценить  серьезность, намерений и чувств ребенка.
  • Поддерживать его и быть настойчивее. Неуверенному в себе подростку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  • Убедить его в том, что он сделал верный шаг, обратившись за помощью к Вам.
  • Принять подростка как личность. Допустить возможность, что человек действительно является суицидальной личностью.
  • Установить заботливые взаимоотношения.
  • Ни в коем случае не проявлять агрессию, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали.
  • Предложить конструктивные подходы. Попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
  • Вселить надежду.
  • Предложить обратиться за помощью к специалистам. Подростки имеют своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства:

  • избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий,
  • вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия,
  • привлечь внимание к своим проблемам.

Причины суицида среди подростков:

  1. потеря любимого человека;
  2. состояние переутомления;
  3. уязвленное чувство собственного достоинства;
  4. разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, психотропных средств и наркотиков;
  5. отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  6. различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Повод в отличие от причины – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

Причины конфликтов между

воспитанниками:

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к «любимчикам» воспитателя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимностиi (1).jpg
  • борьба за девочку (мальчика)

Причины конфликтов между

воспитателем и воспитанниками:

  • отсутствие единства в требованиях воспитателей
  • чрезмерное количество требований к воспитаннику
  • непостоянство требований воспитателя
  • невыполнение требований самим воспитателем
  • воспитанник считает себя недооцененным
  • воспитанник не может примириться с недостатками ученика

 

Как определить риск суицида?

1. Ситуационные индикаторы:

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис:

  • сексуальное насилие;
  • денежные долги;
  • угроза физической расправы;
  • нервное расстройство;
  • шантаж;
  • измена;
  • ревность;
  • публичное унижение;
  • коллективная травля;
  • одиночество, тоска, усталость
  • и мн.др.

2. Поведенческие индикаторы суицидального риска:

  • письменные указания в записках, дневнике или письмах;
  • бессонница;
  • снижение повседневной активности, потеря интереса к ранее существовавшим привычкам, хобби;
  • появляется стремление к тому, чтобы все  оставили его в покое;
  • эскейп-реакции (уход от проблем, частые побеги и т. п.)

  • самоизоляция от других людей;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью;
  • частое прослушивание печальной музыки;
  • склонность к рискованным поступкам;
  • расставание с дорогими вещами или деньгами и др.

Единый алгоритм решения любого конфликта: 

091123091331-halt.jpg

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

ОГБУСО «Братский детский дом-интернат»

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал»

Р. Алеев

Братск, 2015

3. Коммуникативные индикаторы:

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях (прямое сообщение: «Хочу умереть». Косвенное: «Скоро все это закончится»);
  • шутки, о желании умереть, о бессмысленности жизни;

  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • сообщение о конкретном плане суицида;
  • самообвинения

4. Эмоциональные индикаторы:

  • безразличие к своей судьбе, подавленность;
  • переживание горя, отчаяния;
  • несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность;
  • вина или ощущение неудачи, поражения;
  • чрезмерные опасения или страхи;
  • рассеянность или растерянность;
  • ожидание беды;

  • уныние, угнетенность, угрюмость;
  • раздражительность;
  • чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • безразличное отношение к себе, окружающим;
  • тоска как постоянный фон настроения;
  • поиск сочувствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Мольба о помощи, которую никто не услышал.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бол...

Проблема конфликта в драме "Гроза" ("Самоубийство Катерины - сила или слабость?")

План-конспект урока по литературе в 10 классе. Проблема конфликта в драме "Гроза" (Самоубийство Катерины - сила или слабость?)...

Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Здоровый образ жизни. Трезвость – норма жизни».

Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 34.02.01. сестринское дело по дисциплине:          « Иностранный язык...

Мольба о помощи, которую никто не услышал.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бол...