Урок-исследование "Самоубийство Катерины- сила или слабость?"
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Урок-исследование по литературе, 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_po_pese_a.ostrovskogo_groza.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование
Самоубийство Катерины – сила или слабость?
(Исследование жанровой структуры пьесы А.Островского «Гроза»)
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Обратим внимание на жанровый подзаголовок «Грозы» - «драма»: так Островский не обозначил ни одну из своих предшествующих пьес. Уже сам этот факт ставит перед нами новую проблему – проблему жанра. Споры о жанре «Грозы» начались с первых рецензий, в которых выражалась растерянность: от Островского ждали очередной комедии из купеческого быта, а получили нечто другое. Что же? Все разнообразие мнений в итоге свелось к двум полюсам. Недоброжелатели стали называть «Грозу» мелодрамой, почитатели – трагедией.
Итак, Островский, которого уже привычно называли «комиком», написал нечто неожиданное: или трагедию (если пьеса удалась), или мелодраму (если пьеса неудачна).
- Постановка проблемы.
Если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины – следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини – проявление бескомпромиссности, то есть силы.
Вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу – о силе или слабости Катерины.
Обратимся же к тексту «Грозы» с точки зрения жанра.
- Аналитическое чтение.
Вопросы и задания группам:
1 группа:
- Дайте определение трагедии как жанра.
- Можно ли, основываясь на данном определении трагедии, без колебаний причислить Катерину к трагическим характерам?
Примерные варианты ответов:
- Трагедия – «форма героического представления», протекает в необычной обстановке (в древности или в отдалённой стране), в ней принимают участие исключительные по положению лица – цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается возвышенным стилем, обостренной борьбой конфликтов между героями или внутренней психологической борьбой героя. Обыкновенный исход трагедии – гибель героя. Но гибель трагического героя не есть его поражение, а напротив – следствие необыкновенного цельного характера.
- Катерина – ни царица, ни мифологическая героиня, она современница, лицо низкого звания – обыкновенная молодая купчиха.
«Гроза» должна была стать или исключением из общего правила или поражением автора.
2 группа:
- Соответствует ли Катерина мерке трагической героини? Рассмотрите, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих.
- Почему так противоречива Катерина?
Примерные варианты ответов:
- Вот Борис, который описывает Кудряшу приметы еще не названной женщины. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у неё улыбка ангельская, и от лица-то как будто светится». Описание неземное, мистическое, но еще удивительнее реакция Кудряша: «Так это молодая Кабанова что ль?» Простецкому, лихому парню Кудряшу описывают приметы ангела или святой, а он узнает в них Катерину. Это ли не знак исключительности героини.
Противоположные состояния души Катерины подчеркиваются сильными трагедийными жестами. Отчаянные движения рук: «хватается рукой за голову», «отталкивает ключ», не обнимает, а «кидается на шею». За жестами трагического героя угадывается его судьба: так, в кульминационной сцене Катерина «падает без чувств», а затем в развязке падает с обрыва.
- Трагический герой всегда внутренне противоречив. Силы, разрывающие Катерину, целиком внутренние. Она не жертва «темного царства» или страха перед внешней угрозой – грозой. Она – жертва «внутренней грозы», «грозы совести». Еще не изменив мужу, а только помыслив о Борисе, она осознает себя грешницей: «Мне умереть страшно, а как подумаю, что вот я являюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору – то, - вот что страшно».
3 группа:
- Какова речь Катерины?
- Какова роль повторов в речи Катерины?
Примерные варианты ответов:
- Речь Катерины, во-первых, образная, поэтическая, напевная. (Знаменитый монолог «Отчего люди не летают, как птицы»). Во-вторых, прерывистая, логически несвязная. Причина этого – в трагедийной одержимости (желанием любить и греховностью запретной любви) героини. В монологе с ключом (2 д., явл.10) Катерина начинает с того, что хочет бросить ключ: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь»; заканчивает тем же, что так же порывисто оставляет ключ у себя: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Учащиеся приводят другие примеры из текстов.
- Нарастание напряжения сказывается на речи героини. Чем ближе гибель трагического героя, тем сильнее должно быть напряжение. Повторы только кажутся тавтологическими – на самом деле они усиливают воздействие слова, заставляют усилить трагедийный эффект. Первые предчувствия катастрофы выражены в двукратном повторении слов «умру» и «не уйти». Во втором действии ударение при повторе слова «беде» сильнее; в третьем действии уже троекратные ( три раза в восклицательными знаками – «до гробовой доски» и «загубил»; и как предельное усиление в пятом действии, в предсмертном монологе Катерины троекратное повторение слова «могила» с безысходными многоточиями.
4 группа:
- Условие трагедии – соответствие слов и поступков. Слово в трагедии должно стать делом. Докажите на примере поступков Катерины , её слов, что её характер преимущественно трагедийный.
- Что же может соединить, казалось бы, несоединимые образы-символы: гроб (келью), высокий берег (символ полёта), волю (Волга) ?
Примерные варианты ответов:
- Если Катерина в первом действии хочет лететь, она полетит, если обещает бежать из дома, убежит. Эти полет и бегство- в смерть: «Я скоро умру», «Быть беде» - не просто слова, все это сбывается. Катерина абсолютно искренна в своих словах и поступках. Даже то, что Катерина по два раза бросается на шею и Тихону, и Борису – не обман, а желание любить и быть любимой. За Тихоном – семья, данное перед Богом слово, желание жить не по лжи, за любимым Борисом – даль и воля, свобода.
- Ответ однозначен: смерть – в пятом действии.
- Вывод.
Учитель: Знаком чего становится смерть героини?
(Знаком трагедийной судьбы)
Учитель: Каково её воздействие на среду?
(Оно подобно грозовому разряду, в соответствии с названием драмы. А значит, самоубийство Катерины есть проявление её силы, мужества, ярко выраженной позиции, заявленной еще в завязке пьесы.)
- Рефлексия.
- Оценивание, анализ работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"
Методическая разработка урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...
Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"
Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...
Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.
Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....
Урок - рассуждение В конфликте Катерины с «темным царством» проявляется сила или слабость ее характера?
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Проблема конфликта в драме "Гроза" ("Самоубийство Катерины - сила или слабость?")
План-конспект урока по литературе в 10 классе. Проблема конфликта в драме "Гроза" (Самоубийство Катерины - сила или слабость?)...
Сила упругости. Закон Гука Урок физики в 7 классе Тема: Сила упругости. Закон Гука Цели: 1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. 2.Продолжить формирование
Урок физики в 7 классеТема: Сила упругости. Закон Гука Цели:1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра...