Тропинка в поэтический мир С.А.Есенина.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
На данном уроке создаётся многоплановый образ поэта с русской душой. Кроме того, предполагается развитие у учащихся навыков анализа стихов, через эмоциональное воздействие воспитывается внимание к человеческой судьбе, любовь к природе, чуткость к людям, к миру прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_v_poeticheskiy_mir_s.a.esenina.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тропинка в поэтический мир С.А.Есенина.
Цель: раскрыть индивидуальность поэта для учащихся, неповторимость и ценность его произведений для людей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта;
- выявить основные мотивы лирики поэта.
Развивающие:
- развивать умение анализировать стихи, видеть своеобразие стиля;
- овладеть приёмами выразительного чтения лирических произведений;
- развивать речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родине, к родной природе, внимание к судьбе человека;
- развивать самостоятельность мышления.
-раскрыть беззаветную любовь Есенина к отчему краю – надёжной опоре и путеводной звезде его поэзии;
Опережающие задания:
- Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.Чтение статьи С.Есенина «О себе».
- Прочитать стихотворения С. А. Есенина.
.
Оборудование: сборник стихов Есенина, презентация.
Оформление к уроку:
Учащиеся, выбравшие тему любви к Родине, сидят за столом с синей скатертью, на которой представлено панно «синяя птица»: синий цвет - символ счастья (синяя птица счастья).
Учащиеся, выбравшие тему любви к матери, сидят за столом с розовой скатертью, на которой миниатюрные семейные фото в рамках Есенина с матерью: розовый цвет символизирует теплоту.
Учащиеся, выбравшие тему любви к природе сидят за столом с белой скатертью, на котором самоделки из бумаги: корова, лисица, уточка... (упомянутые животные, птицы в стихах Есенина).
Моя лирика жива одной большой
любовью - любовью к родине.
Чувство родины –
основное в моем творчестве.
С.Есенин
Ход урока
- Вводное слово учителя.
Добрый день, дорогие коллеги! Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать всех вас на уроке литературы в 9 классе
Дорогие ребята, сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести с поэтом С.А.Есениным. Тема нашего урока «Тропинка в поэтический мир С.А.Есенина»
Актуализация опорных знаний.
- С творчеством Сергея Александровича Есенина мы знакомились и в предыдущих классах. Какие его произведения вам известны?
(Ответы уч-ся)
Сегодня мы постараемся открыть новые страницы жизни удивительно талантливого человека, русского поэта XX века С. А.Есенина.
Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года.
Первая – дата рождения поэта, а вторая – дата его смерти.
И между ними – 30 прожитых поэтом лет.
Много это или мало? ( Выслушать мнение учащихся).
В Закавказье, где часто бывал Есенин, говорят: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал и понял».
Есенину было отпущено в 3 раза меньше…
Но есть еще одно старое изречение: « Жизнь ценится не за длину». И то, что подарил нам поэт – это очень много, это целый мир, который живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это песня души о великом и вечном- о РОССИИ. И пусть сегодня эта песня зазвучит в ваших сердцах.
(Мелодию песни о России)
Ученица: (подходит к портретам С. Есенина и, глядя на них, мечтательно читает наизусть)
Есенин!
Как о нем сказать?
Весенним словом иль осенним? Сказать,
Как боль перевязать,
Как по ножу пройти -Есенин!
Есенин - в профиль и анфас, Есенин - в мраморе и бронзе Запечатлен.
И все ж для нас
Он ближе в клене и березе.
Есенин - все, что сам сказал
И в смех,
И в плач,
И в посвист снега...
Есенин - горше, чем слеза,
Родней родни
И дальше эха.
Учитель: В творчестве поэта мы выделили 3 наиболее значительных темы:
- тему любви к Родине;
- тему любви к матери;
- тему любви к природе.
Каждый из вас выбрал наиболее близкую для себя, и провел небольшое исследование, изучая дополнительную литературу.
1. Что помогло сформироваться Есенину как поэту? (Говорят дети, Сид за синей скатертью)
Первый литературовед: - Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в семье потомственных хлеборобов.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…..
Константиново - вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом еще более крупное селение, с шумными базарами по вторникам. Здесь можно было купить все, и книги тоже. Они были и в библиотеке начального училища. В Спас – Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игореве» и полюбить его. Он знал наизусть стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки «песенного слова» в народном творчестве. «Это все есть у народа, - говорил Есенин. – Это только надо найти, прочитать, услышать, по – своему осмыслить». Из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина. Простор. Красота сама собою закрадывалась в душу юного Есенина и укреплялась там беспредельная любовь к Родине.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли – очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Учитель: Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Замечу не тема, а чувство. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова». Возвращаясь после долгих странствий домой, чуткое сердце поэта не могло не заметить перемен, происходящих в родных краях. И все сильнее и сильнее С. Есенин выражал свои чувства к Родине
(Чтение стих Безруковым)
«Гой ты, Русь, моя родная...»
Как же создаётся образ Родины С. Есенина?
• каким настроением проникнуто стихотворение?
(оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю. Он рисует образ родины-рая)
• почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем? Кто они такие?
(Странники—богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам).
Вслушаемся в строчку. «только синь сосет глаза». Какой прием использует автор? (звукопись. Конкретно—аллитерацию повторение согласных).
• для чего? Какая картина рождается?
(слепящий разъедающей глаза синее)
• вам знакомо чувство—ощущение слепящей синевы, света. Что хочется сделать? (зажмуриться)
• Но цветопись у С. Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? (небесный—возвышенный. «Синее что—то слышалось Есенину даже в слове «Россия»)
Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом—это воплощение любви.
• пронаблюдайте, какими звуками наполнено стихотворение?
(девичий смех, пляска на лугу—мажорные звуки. В стихотворении нет людей, они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один—он часть народа.)
• какие запахи передает поэт? С какими православными праздниками они связаны? Что это за праздники? (замечательная традиция—нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой, не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко», благодарили Творца за щедрость—может быть, поэтому Есенин назвал спас «кротким».)
Итак, все образы стихотворения, образ крестьянской избы, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждает нерасторжимую связь времен, человека и природы, преемственности поколений, исторических традиций народа.
2. Почему С.Есенин называет себя «Я последний поэт деревни»?
Второй литературовед: Давайте на минуту вернемся в то далекое трудное время. Октябрьская революция 1917 года вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Далеко не каждый из писателей того времени твердо устоял на палубе корабля России. Юрий Алексеевич Гагарин как-то написал: «Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его как человека, любящего Россию - мать».
В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Есенин выстоял, принял революцию, «но с крестьянским уклоном». Время наложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он ее однажды полюбил, - это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживал болезненно. Новая деревня казалась ему чужой. В ней он видел конец истинно сельского уклада жизни: вот и называл себя «последним поэтом деревни». Но, несмотря на это, он не переставал повторять: «Я очень люблю Родину». И молодому поэту советовал: «Хочешь добрый совет? Ищи Родину! Найдешь – пан. Не найдешь – все псу под хвост. Нет поэта без Родины».
Чтение наизусть стих «Край ты мой, заброшенный»
Как же просты, правдивы, богаты реалистическими подробностями стихи!
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сердце сжимается от любви и боли, а все потому, что «избы забоченились, а и всех-то пять»,
В ранних стихах Есенина – один центральный всеобъемлющий образ – Голубая Русь. Этот романтический образ прекрасен.
Говорят ученики, сидящие за столом белой скатертью:
Вопрос: Что известно о первом сборнике стихов поэта?
Первый сборник стихов Сергея Есенина появился в 1916 году. Назывался он «Радуница»(праздник). В нем воспевается родная природа. Человек и природа в стихах Есенина – единое целое. Сам поэт ощущал себя частицей природы, он часто говорил: «Я деревенский поэт. Я очень люблю всякое зверье».
Мне понравилось стихотворение Есенина — «Песнь о собаке». Собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.
Утром в ржаном закуте,
собака Семерых ощенила щенят.
.Появление человека разрушает собачью идиллию
:Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты. Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.. Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.
Невероятно трудно и больно представить себе плачущую собаку. Она долго скулила, призывая детей к себе. До чего же искренне нужно было любить окружающих, точно чувствовать боль ближнего, страдать от чужой боли, чтобы написать такое стихотворение.
Учитель. Стихам и поэмам Есенина предстояло многие годы волновать сердца людей, рождать раздумья о подлинной любви к миру, к человеку, к женщине, к матери.
Попробуем разобраться в этих чувствах через стихотворение “Письмо матери” (На слайде портрет Матери)
“Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?”
Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.
(На слайде рисунок “Сердце на ладони”)
(Говорят дети, Сид за розовой скатертью)
3. Сообщение о матери.
( На фоне русской народной песни или на стихи Есенина)
а) Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: " Наша мать была стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. Наша мать была неграмотная и всю жизнь об этом жалела. Уже в пожилом возрасте она пыталась ходить в ликбез, но усталые руки плохо слушались, и, несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по складам ... "
б) Живя почти все время с детьми, Татьяна Федоровна старалась их не баловать. На первый взгляд могло показаться, что она была излишне сдержана и даже суховата. «С ранних детских лет, - вспоминала сестра поэта Александра, - мать наша приучала нас к труду, но не заставляла, не неволила и к неумению нашему относилась очень терпеливо. Мать была довольна внешностью Сергея и каждый раз любовалась им, когда он не мог этого заметить ... Наша мать не была строга, хотя никогда и не ласкала нас, как другие матери: не погладит, не поцелует, так как это считала баловством». Когда у А.А.Есениной появились свои дети, она говорила: «Не целуй ребенка, не балуй. Хочешь целовать, так поцелуй, когда спит».
в) Наделенная от природы умом, красотой, чудесным песенным даром, Татьяна Федоровна замечательно исполняла русские народные песни: и шуточные, и обрядовые. Топила печку, пряла - она всегда пела. Сергей и его сестры незаметно для себя приобщились к русской песенной культуре.
Учитель
…Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь…
- Стихи, обращенные к матери! Как передать всю теплоту, нежность, любовь, которую мы испытываем к этому родному человеку. Сложно выразить словами все то, что живет в нашем сердце! Сложно… Но не для Есенина. У него все просто и естественно. Свою огромную любовь к матери он выразил в стихотворении «Письмо матери». Слова Есенина о матери ранят душу и запоминаются на всю жизнь. Поэзия его несет идею материнства как одну из самых гуманных идей. А «Письмо матери» - гимн ей. Послушайте, пожалуйста
(Читаю стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)
Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения.
Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
Ответы учащихся:
- он любящий сын,
- остро чувствует тоску, боль матери,
- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,
- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,
- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.
Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.
Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему так происходит?
Ученик: Мы обижаем, волнуем матерей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют, потому что она Мать, ангел-хранитель.
Вот что рассказывает Т Ф о своем сыне. У вас есть возможность услышать живой голос матери поэта)
- Что значит для каждого из нас мать?
(самый близкий и дорогой человек на свете. Рядом с ней, будь нам 5, 25, 50 лет, мы всегда дети, и у нас всегда есть помощь и отрада. Но мы не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны людям, которые нас окружают ( к родителям, сестрам, братьям, друзьям). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.)
В Есенине также живут два начала: доброе и злое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.
Злое начало | Доброе начало |
Горький пропойца Кабацкая драка | Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть Я по-прежнему такой же нежный |
Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала
Пропойца | 1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”. |
2. Скандальный поэт. | |
3. Страдает мать от этого. | |
4. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”. | |
5. Муки совести. |
А теперь вместе составим синквейн “Письмо». Но прежде ответьте, почему С.Есенин написал это стих-е в жанре «Послания -письма»?
Ответ: Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…
Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека. Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни.
Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время.
Попробуем составить синквейн (коллективно составленный синквейн):
Письма.
Добрые, нежные.
Греют. Ласкают. Любят.
Как мне не хватает вас.
Солнышко.
Четвертый литературовед: В незаконченной поэме «Гуляй – поле» есть строка: «Россия! Сердцу милый край!» В самом построении фразы запечатлено то пронзительное чувство Родины, без которого Есенин как поэт не состоялся бы. «Россия! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что – то». Это бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба.
О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Предоставим слово нашим краеведам.
Ученик: Действительно, бескрайны наши просторы! Родные Есенину «рязанские раздолья» граничат с землями, на которых издревле проживает мордовский народ. Есть мордовские сёла и в родной ему рязанской земле. И с жизнью мордовского народа поэт был наверняка знаком ещё в пору своего ученичества. Он уже тогда, может быть, неосознанно видел и чувствовал схожие исторические условия жизни, общие устремления русских и мордовских крестьян. Можно с уверенностью сказать, что юный Есенин проявлял особый интерес к быту, языку и фольклору талантливого мордовского народа.
Так в 1915 году Есенин писал: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди, Нипочём ей страх…».(чтение ученика)
А в 1917 году, ещё до революции у поэта появляется уважительно любовное упоминание о мордве:
Край мой! Любимая Русь и Мордва!
Притчею мглы ты, как прежде, жива.
Нежно под трепетом ангельских крыл
Звонят кресты безымянных могил.
Многих ты, родина, ликом своим
Жгла и томила по шахтам сырым.
В стихотворении «Свищет ветер под крутым забором…» поэт указывает на общую горькую долю малых народов и свою собственную как сына великого русского народа:
…Не один я в этом свете шляюсь,
Не один брожу.
Размахнулось поле русских пашен,
То трава, то снег,
Всё равно литвин я иль чувашин,
Крест мой, как у всех…
Так поэт подходит к утверждению духовного единства и родства разных народов страны и своей личной причастности к этому.
Словно поэт предвидел, что в недалёком будущем на нелёгком своём пути его ждёт дружба с лучшими сынами этого народа: Эрзей, Герасимовым, Дорогойченко и другими, дружба во имя единой цели: борьбы за светлую новую жизнь в дружной семье свободной России.
И вот уже много лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Мы живем рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, мы не просто живем, мы созидаем настоящее и будущее своей великой Родины - России.
Заключение.
Учитель. Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И он это предвидел.
(Звучит стих «Разбуди меня завтра рано…в исп. С Есенина»)
И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестает привлекать современных читателей, которых покоряет «буйство глаз и половодье чувств», его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу, его песням.
В заключении давайте вместе послушаем песню на слова С Есенина в исполнении популярного артиста эстрады Стаса Михайлова «Покраснела рябина».
Оценки. Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке и надеюсь, что он не пройдет бесследно. Поэзия С.Есенина оставит какой-то след в ваших сердцах.
Учащимся предлагается выучить 1-2 стих С Есенина…»
Учитель:
А сейчас отгадаем загадки – это строчки есенинских стихов.
Загадки – строкой Есенина
1. (Что-то) поёт, аукает,
Мохнатый лес баюкает. (Зима)
2. (Что-то) с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила. (Черемуха)
3. Заколдован невидимкой,
Дремлет (что-то) под сказку сна… (Лес)
4. Улыбнулись сонные (что-то),
Растрепали щёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (Берёзки)
5. Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная (что-то) (Лебёдушка)
6. Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Свом блеском (что-то)
Всё вокруг серебрит. (Луна)
7. Вот уж осень улетела
И примчалася (что-то).
Как на крыльях, прилетела
Невидимкой вдруг она. (Зима).
8. За рекой поёт петух.
Там стада стерёг (кто-то) (Пастух)
Ай, да, молодцы, знаете стихи Есенина.
Учитель:
А теперь ответьте на вопросы вот этого кроссворда
Кроссворд «На родине поэта»
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенных клетках появится фраза «На родине поэта».
Итак,
1. Название села, в котором родился и жил в детские годы Есенин. (Константиново)
2. Как называется река, на которой стоит это село? (Ока)
3. Самое высокое здание в центре села. (Церковь)
4. Как называется крупное крестьянское поселение с церковью? (Село)
5. Сергей в детстве жил в семье … Кого? (Деда)
6. Как называется село Константинова теперь? (Есенино)
7. Ночной выпас лошадей в летнее время. (Ночное)
8. Недалеко от села были знаменитые Мещёрские …. (Леса)
9. Когда косят сено, это называется… (Покос)
10. Связка сжатых стеблей с колосьями (Сноп)
11. Профессия, которую выбрал себе Есенин (Поэт)
12. Вид крестьянского труда, когда выбивают из колосьев зёрна (Молотьба)
13. Стадо лошадей (Табун) Кроссворд отгадан правильно. Молодцы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Создание многопланового образа поэта с русской душой. Кроме того, предполагается развитие у учащихся навыков анализа стихов, через эмоциональное воздействие воспитывается внимание к человеческой судьбе, любовь к природе, чуткость к людям, к миру прекрасного.
Знать – биографию поэта, темы его творчества, его известные произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поэтические тропы"
Продолжение работы с лексическими образными средствами речи. Приведены примеры поэтических тропов....
Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»
Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина(к 115 – летию со дня рождения).«Я сердцем никогда не лгу …»...
Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"
Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Интерактивный плакат "Тропы в поэтической речи"
Интерактивный плакат показывает разновидность тропов поэтической речи, раскрывает их определение и употребление...
А.А. Блок. Многообразие поэтических голосов. С.А. Есенин, В.В. Маяковский. Основные темы творчества
Маршрутный лист дистанционного урока...
Использование А.С.Пушкиным переносного значения слова в поэтических тропах. (По роману в стихах “Евгений Онегин”)
Интересно, как изобразительно-выразительные средства помогли А.С.Пушкину реалистично изобразить жизнь и характеры лучших представителей первой трети XIX века? Обратимся к страницам классики - роману в...