Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Носкова Нина Эмануиловна

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речи

Задачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»;

              2. на примерах текстов художественной литературы показать использование тропов русскими писателями и поэтами;

              3. содействовать воспитанию  культуры речи 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие учебного курса «Культура речи» 8 класс Подготовила: Носкова Н.Э, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория

Слайд 2

Найди соответствия 1. Закатилось солнце русской 1. Сравнени е поэзии (вместо «Пушкин ») 2. Вечером синим, вечером лунным 2. Литота был я когда-то весёлым и юным 3. В саду горит костёр рябины красной 3. Метафора 4. Ниже тоненькой былиночки надо 4. Перефраза голову клонить 5. Одни дома длиною до звёзд, 5. Гипербола другие – длиною до Луны 6. Немного лет тому назад 6. Эпитет Там , где, сливаяся , шумят, Обнявшись , будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, был монастырь.

Слайд 3

Тема занятия Использование поэтических тропов мастерами русского слова

Слайд 5

Создаётся мрачная атмосфера с помощью эпитетов: " огромная лиловая туча ", "длинные серые облака ", "по пыльной дороге", " душный жар". И олицетворений: "туча поднималась", "облака неслись", "ракиты тревожно шевелились". Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: "гроза надвигалась", "туча медленно поднималась", "неслись облака".

Слайд 6

В стихотворении Заболоцкого возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые "били", "огнём сжигали на лету" лирического героя . Образ умирающего дерева с "мёртвой кроной" соответствует трагичным чувствам героя с "лютым холодом" в душе. Это стихотворение, написанное Заболоцским за год до его смерти, затрагивает и тему завершающейся человеческой жизни:



Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса «Культура речи»  в 8 классе по русскому языку

на тему:  «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Разработала  Носкова Н.Э., учитель русского языка  литературы, первой квалификационной категории, МБОУ «СОШ с. Березовка», Саратовской области Энгельсского района. (Занятие разработано на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ авт.-сост. С.И.Львова, - 3-е изд., стер., - М., Мнемозина, 2009. – стр. 179)

Тема занятия: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речи

Задачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»;

              2. на примерах текстов художественной литературы показать использование тропов русскими писателями и поэтами;

              3. содействовать воспитанию  культуры речи

Оборудование: ПК, мульдимедийная установка, презентация, дополнительные задания.

Ход занятия:

  1. Оргмомент (приветствие учителя)

- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я люблю учиться.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

У меня сегодня всё получится.

Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

- Теперь, когда вы настроились, я хочу вам сказать, что сегодня у нас урок необычный. Мы попробуем провести небольшое исследование и выяснить, как писатели и поэты используют поэтические тропы в своем творчестве. Но перед началом исследовательской работы немного вспомним и повторим:

 Запишите в тетради: Словарно-лексическая работа (найдите в стихах и правильно запишите названия  выразительных средств)

КРАСИВ ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ!

И В РАДОСТИ, И В ГРУСТИ –

ОН ВСЯКИЙ РАЗ СО МНОЙ.

РОДНОЙ ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ,

КАК РОДИНА, РОДНОЙ.

Какие средства выраженья!

Фигуры, тропы – просто клад!

Он развивается в движении,

Он просто сказочно богат!

Изучайте язык и любите!

Есть в нем красочных слов чемпион,

Наш любимец – известный Эпитет,

Добрый молодец. Вот же и он!

О, Гипербола! Ваше Величество!

Вы достойны похвал и внимания.

Даже звезды и свет электричества

Не имеют такого сияния.

Овации, улыбки и цветы!

Ведь он сейчас займет достойно трон –

Владыка безобразной красоты,

Контрастных слов кумир – Оксюморон.

Настало чудное мгновение:

Вот появилась мисс Градация,

Как нарастает напряжение,

Синонимичность в ней и грация.

Известно, мастер ярких фраз

Любимый троп наш Перифраз!

Вступает в предложения

Он в роли приложения!

Прельщает наши взоры

И эта королева:

Анафора! Повторы

В начале строчек слева.

А как же в речи без Сравненья!

Оно достойно уваженья!

Оно путем сопоставленья

Украсит мигом предложенье.

Появится - нарушит порядок слов обычный,

Встречались вы с фигурой такою симпатичной?

Эмоций не скрывает и резко выделяется,

Слова переставляет Инверсия – красавица!

Метафора – царица мира

И королева речи красоты!

Жить без нее не может лира,

Дружи с Метафорой и ты.

Средств языка не перечислить!

И всех красот не описать!

Как хорошо общаться, мыслить!

Язык родной любить и знать!

  1. Проверка записи учащихся.

- Какие из них тропы? (Эпитет, гипербола, перефраз, сравнение, метафора).

-Что такое троп? (троп (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальное изобразительно-выразительное средство языка, основанное на использовании слов в переносном значении)

Учитель подводит итог данной работы: В стихотворении не только перечисляются различные выразительные средства, но и звучит мысль о том, что нужно изучать и любить русский язык, «богатства которого, - по словам  К.Г.Паустовского, -  неизмеримы…"

  1. Следующее задание на проверку теоретических знаний по теме – цифровой диктант (1-да, 0-нет) + Индивидуальная работа (карточки)

  • Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение (1)
  • Метафора - употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии (1)
  • Развернутые метафоры - приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ (0)
  • Синекдоха - художественное, образное определение (0)
  • Сравнение - сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. (1)
  • Метонимия (переименование) - употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними (1)

  1. Проверка: 1, 1, 0, 0, 1, 1

  1. Восстановление правильности ответов

 Развернутые метафоры - несколько метафор, связанных между собой по смыслу

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ-  олицетворение

        Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

           Эпитет - художественное, образное определение + проверка индивидуального задания (карточек на слайде 2)

  1. Найдите соответствия:

1. Закатилось солнце русской                                    

поэзии (вместо «Пушкин»)

1. Сравнение

2. Вечером синим, вечером лунным    

был я когда-то весёлым и юным

                       

2. Литота

3. В саду горит костёр рябины красной                    

3. Метафора  

4. Ниже тоненькой былиночки надо                          голову клонить  

4. Перефраза

5. Одни дома длиною до звёзд,  

другие – длиною до Луны

                               

5. Гипербола

6. Немного лет тому назад                                          

   Там, где, сливаяся, шумят,

   Обнявшись, будто две сестры,

   Струи Арагвы и Куры, был монастырь.

6. Эпитет

Ответ: 1.4; 2.6.; 3.3.; 4.2.; 5.5; 6.1

Учитель подводит итог: К сожалению, в обыденной речи использование изобразительно-выразительных средств - редкость. Поэтому нам нужно учиться у классиков использовать лексическое богатство русского языка в своей речи. Запишите тему нашего исследования:

СЛАЙД 3 (Использование поэтических тропов мастерами русского слова)

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:

  1. Давайте представим себе такое явление природы как гроза. СЛАЙД 4

- Посмотрите на картину художника К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и скажите, совпадают ли ваши представления о грозе с тем, что на ней изображено? С чем ассоциируется гроза? Попробуйте создать словесную картину грозы. (Тучи, в небе, проскакивают молнии, помимо молний, есть ещё и громовые раскаты…) (Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие, поэтому это слово «гроза» ассоциируется с со страхом, бедой, тревогой)

Учитель: Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст. Как это делали Лермонтов и Тютчев, Шолохов и Булгаков и многие другие поэты и писатели.

Посмотрим, как И.С.Тургенев начинает своё произведение  «Бирюк»

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали  <…>  Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели <…> Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

- Какие тропы использует Тургенев в этом описании? (эпитеты, олицетворения) ЕЩЕ ЗДЕСЬ МНОГО ГЛАГОЛОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ПО НАРАСТАНИЮ –СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ГРОЗА РАЗРАЗИЛАСЬ.

- Какую роль эпитеты и метафоры играют в тексте? (ПРОВЕРКА ИНДИВ, ЗАДАНИЯ)

  • Роль эпитетов в тексте (задание дано заранее одному из обучающихся класса)

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

Помимо этого, эпитеты могут:

— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Меж скал блуждая, желтый луч

В пещеру дикую прокрался

И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);

— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);

— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

•        Роль олицетворений в тексте

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

ВЫВОД: (СЛАЙД 6)

Создаётся мрачная атмосфера с помощью эпитетов: "огромная лиловая туча", "длинные серые облака", "по пыльной дороге", "душный жар". И олицетворений: "туча поднималась", "облака неслись", "ракиты тревожно шевелились". Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, также важны, так как унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: "гроза надвигалась", "туча медленно поднималась", "неслись облака".

– А теперь давайте прочитаем стихотворение Н.Заболоцкого «Гроза идет».

 Движется нахмуренная туча,

 Обложив полнеба вдалеке,

 Движется, огромна и тягуча,

 С фонарем в приподнятой руке.

 Сколько раз она меня ловила,

 Сколько раз, сверкая серебром,

 Сломанными молниями била,

 Каменный выкатывала гром!

 

Сколько раз, ее увидев в поле,

 Замедлял я робкие шаги

 И стоял, сливаясь поневоле

 С белым блеском вольтовой дуги!

 

Вот он — кедр у нашего балкона.

 Надвое громами расщеплен,

 Он стоит, и мертвая корона

 Подпирает темный небосклон.

 

 Сквозь живое сердце древесины

 Пролегает рана от огня,

 Иглы почерневшие с вершины

 Осыпают звездами меня.

 

Пой мне песню, дерево печали!

 Я, как ты, ворвался в высоту,

 Но меня лишь молнии встречали

 И огнем сжигали на лету.

 

Почему же, надвое расколот,

 Я, как ты, не умер у крыльца,

 И в душе все тот же лютый голод,

 И любовь, и песни до конца!

- Движется нахмуренная туча... ...С фонарём в приподнятой руке. Что это?

 (интересная метафора "туча... с фонарём в руке"! Она просто не может не заворожить) Удивительны и другие образы стихотворения – всё в движении и оттого живые.

- Найдите олицетворения в стихотворении

Движется нахмуренная туча...

Сколько раз она меня ловила...

 Сломанными молниями била,

 Каменный выкатывала гром! (ОНИ ОЧЕНЬ ДИНАМИЧНЫ)

 - Большое количество эпитетов. Приведите примеры ("нахмуренная туча, огромна и тягуча", "каменный гром", "робкие шаги", "тёмный небосклон") и метафор ("туча с фонарём в приподнятой руке", "белый блеск вольтовой дуги", "мёртвая корона", "живое сердце древесины", "дерево печали") ОНИ передают внутреннее состояние поэта, печаль его души.

- Эпитеты, передающие цвет в стихотворении тёмные, мрачные: "нахмуренная туча", "тёмный небосклон", "иглы почерневшие".

- Необычно сравнение: лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, "деревом печали".

 Пой мне песню, дерево печали!

 Я, как ты, ворвался в высоту,

 Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

- Какова роль олицетворений и сравнений? (ИНД. ЗАДАНИЕ)

  • Роль сравнений в тексте

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

•        Роль метафор в тексте

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель)). Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов))

СЛАЙД 7

УЧИТЕЛЬ: В стихотворении Заболоцкого возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые "били", "огнём сжигали на лету" лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Н.А. Заболотскому. И арест по ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, "урок" в лагерях и ссылках. Вот поэтому "сквозь живое сердце древесины" кедра, а значит и самого лирического героя, "пролегает рана от огня..." Да, страшная метафора. А ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с "мёртвой кроной" соответствует трагичным чувствам героя с "лютым холодом" в душе. Это стихотворение, написанное Заболоцским за год до его смерти, затрагивает и тему завершающейся человеческой жизни:

  • О роли каких тропов еще не было сказано на уроке?

•        Роль перифраз в тексте

Перифразы позволяют:

— выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

— избежать неоправданной тавтологии;

— ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:

...о град державный,

Твердыня северных морей,

Венец отчизны православной,

Жилище пышное царей,

Петра державное творенье. (А. С. Пушкин)

•        Роль метонимии в тексте

Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка.

Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

•        Роль синекдохи в тексте

Синекдоха усиливает выразительность и экспрессивность речи.

•        Роль гиперболы и литоты в тексте

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.

Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.

•        Роль иронии в тексте

. Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА СЛАЙД 8

 К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония. Вы увидели, какую  роль в произведении играет тот или иной троп. Попробуйте определить тропы и их роль в стих-ии Тютчева «Весенняя гроза»

Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться:

— синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

— фразеологизмы;

— стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.

Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

Дополнительные материалы подобранные к уроку

 «Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нёс со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощённые семечками шляпки подсолнухов...

Стремительно находил дождь. Предгрозовая тишина стояла недолго. Тревожно заверещал косо снижавшийся копчик, в последний раз свистнул возле норы суслик, густой ветер ударил в лицо... мелкой песчаной пылью, с воем полетел по степи...

... величаво и дико громоздились тучи, вздыбленные вихрем, озаряемые слепящими вспышками молний.

Над степью с сухим треском ударил гром»

(М. А. Шолохов. Отрывок из романа «Тихий Дон»)

«Пыльная туча накрыла площадку, сильно потемнело... Туча залила уже полнеба, ... белые кипящие облака неслись впереди напоенной черной влагой и огнем тучи. Сверкнуло и ударило над самым холмом...

Ливень хлынул внезапно... Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки... Через несколько минут в дымном вареве грозы, воды и огня на холме остался только один человек»

(М. А. Булгаков. Отрывок из романа «Мастер и Маргарита»)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

* * * * * *

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой.

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

(Ф. И. Тютчев)

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво – безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой.

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу.

(Ф. И. Тютчев)

Тургенев «Бирюк»

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали  <…>  Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели <…> Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

___________________________________________________________________

Н.Заболоцкий «Гроза идет»

 Движется нахмуренная туча,

 Обложив полнеба вдалеке,

 Движется, огромна и тягуча,

 С фонарем в приподнятой руке.

 

Сколько раз она меня ловила,

 Сколько раз, сверкая серебром,

 Сломанными молниями била,

 Каменный выкатывала гром!

 

Сколько раз, ее увидев в поле,

 Замедлял я робкие шаги

 И стоял, сливаясь поневоле

 С белым блеском вольтовой дуги!

 

Вот он — кедр у нашего балкона.

 Надвое громами расщеплен,

 Он стоит, и мертвая корона

 Подпирает темный небосклон.

 

 Сквозь живое сердце древесины

 Пролегает рана от огня,

 Иглы почерневшие с вершины

 Осыпают звездами меня.

 

Пой мне песню, дерево печали!

 Я, как ты, ворвался в высоту,

 Но меня лишь молнии встречали

 И огнем сжигали на лету.

 

Почему же, надвое расколот,

 Я, как ты, не умер у крыльца,

 И в душе все тот же лютый голод,

 И любовь, и песни до конца!

Карточка

Найдите соответствия:

1. Закатилось солнце русской                                    

поэзии (вместо «Пушкин»)

1. Сравнение

2. Вечером синим, вечером лунным    

был я когда-то весёлым и юным

                       

2. Литота

3. В саду горит костёр рябины красной                    

3. Метафора  

4. Ниже тоненькой былиночки надо                          голову клонить  

4. Перефраза

5. Одни дома длиною до звёзд,  

другие – длиною до Луны

                               

5. Гипербола

6. Немного лет тому назад                                          

   Там, где, сливаяся, шумят,

   Обнявшись, будто две сестры,

   Струи Арагвы и Куры, был монастырь.

6. Эпитет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Элективный курс "Культура речи", 7 класс

Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Рабочая программа по элективному курсу «Культура речи». 11 класс.

Современные стандарты образования выдвигают новые тре­бования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставятся не только приобретение учащимся знаний орфографи­ческих и пунктуацио...

Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...