Использование А.С.Пушкиным переносного значения слова в поэтических тропах. (По роману в стихах “Евгений Онегин”)
проект по литературе (9 класс)

Королькова Светлана Дмитриевна

Интересно, как изобразительно-выразительные средства помогли А.С.Пушкину реалистично изобразить жизнь и характеры лучших представителей первой трети XIX века? Обратимся к страницам классики - роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование А.С.Пушкиным переносного значения слова в поэтических тропах. (По роману в стихах “Евгений Онегин”) Автор проекта: Мясников Александр Руководитель: Королькова Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовский район

Слайд 2

Актуальность «Евгений Онегин» - самый великий роман А.С.Пушкина – является одновременно и самым загадочным. Наша задача – дать несколько исследовательских «этюдов» о знаменитом творении великого Пушкина .

Слайд 3

Цель : Выявить значение переносного значения в поэтических тропах:метафоре,гиперболе,эпитете,олицетворение, сравнении в романе “Евгений Онегин” Задачи: Изучить теоретический материал. Провести анкетирование. Анализ результатов анкетирования Сформулировать вывод.

Слайд 4

Гипотеза И зобразительно-выразительные средства играют важную роль для раскрытия характеров героев

Слайд 5

Методы исследования Изучение лингвистической литературы, посвященной проблеме исследования. Языковой анализ текста романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Наблюдение над языком, анализ и синтез примеров использования изобразительно-выразительных средств. Проведение социологического исследования. Анализ результатов.

Слайд 6

Теоретическая часть

Слайд 7

Тропы Тропы - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком – то отношении

Слайд 8

Эпитет Эпитет - художественное определение, которое является средством характеристики предмета или явления и выражения авторского отношения к ним. Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности.

Слайд 9

Сравнение Сравнение- сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. В основе может лежать внешнее и внутреннее свойство явлений. Стилистическая функция сравнения проявляется в художественной выразительности, которую оно создает в тексте.

Слайд 10

Практическая часть. Изобразительный э питет И зобразительный – выражающий конкретный признак предмета: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов. Что шевельнулось в глубине Души холодной и ленивой?

Слайд 11

Выразительный эпитет В ыразительный – выражающий отношение к предмету: Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Татьяна, милая Татьяна!

Слайд 12

Простое сравнение Простое – выражено сравнительным оборотом с помощью союзов: как, будто, словно, точно. И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух из уст Эола… Дика, печальна, молчалива ...

Слайд 13

Сравнение выражено формой творительного падежа без предлога Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег… Прямым Онегин Чильд Гарольдом Вдался в задумчивую лень…

Слайд 14

Сравнение выражено сравнительной степенью прилагательного, наречия Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета...

Слайд 15

Отрицательное сравнение Отрицательное – выражено с помощью частицы НЕ или НИ Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей.

Слайд 16

Развернутое сравнение Развернутое – дается подробное описание одного из сопоставляемых явлений, в результате чего возникает целая картина И в сердце дума заронилась; Пришла пора, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено.

Слайд 17

Метафора Метафора- это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора - одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. В основе метафоры – скрытое сравнение.

Слайд 18

Метафора может быть выражена : прилагательными; причастиями; существительными -прилагательными:…Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым -причастиями:И мягко устланные горы Зимы блистающим ковром. -существительными: Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин.

Слайд 19

Олицетворение Олицетворение – разновидность метафоры – перенос действия или признака живого существа на неодушевленные предметы, отвлеченные понятия. Судьба Евгения хранила И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. Пугая робкую любовь, Ее привлечь умели вновь.

Слайд 20

Социологическое исследование.

Слайд 21

Анкетирование. Кто ваш любимый герой романа «Евгений Онегин» ? Какие изобразительные средства использовал А.С Пушкин ? Помогают ли эти средства раскрыть характер героев ?

Слайд 23

Результаты социологического опроса. В романе «Евгений Онегин» любимый герой большинства опрошенных – Евгений Онегин А.С.Пушкин использовал метафоры, эпитеты,сравнение и т.д Большинство опрошенных считают, что эти средства не помогают раскрыть характер героев.

Слайд 24

Вывод Изучил использование переносного значения в поэтических тропах в произведении “Евгений Онегин ”. И зобразительно-выразительные средства играют важную роль для раскрытия характера героев. С помощью слов переносного значения А.С.Пушкин дополняет характер литературных героев, полнее изображает их внутренний мир, стремления.

Слайд 25

Литература Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе: Эссе.-Л.: Дет.лит., 1985 Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада»// ЛВШ.- 1998. - №8 Краткий словарь литературоведческих терминов/ Книга для учащихся/ Редакторы-составители: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- М.: Просвещение, 1985 Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Дуэль.// ЛВШ.- 1999.- №2 Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. – Волгоград. : Учитель, 2007 Павлова О.А. Комплексный анализ художественного текста на уроках литературы: дидактические материалы. – Белгород, 2002 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т.Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М. : Худож. Лит., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.

  Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

Роман в стихах "Евгений Онегин"

Материалы к урокам по роману "Евгений Онегин"...

Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»

Название предмета: литератураКласс: 9УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина...