Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Краткость-сестра таланта
А.П. Чехов.
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Мотивация к деятельности
1) Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет?
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
- Молодцы, вспомнили биографию писателя. Теперь давайте вспомним произведения А.П.Чехова, изученные ранее. Каковы их особенности?
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.
4. Определение целей и задач урока
- Назовите особенности рассказов А.П.Чехова.
- Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор. Тема нашего урока «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация."
Какую цель мы ставим? Какие задачи?
Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” будем расширять знания о творчестве А.П.Чехова, познакомимся с новым произведением, акцентируя внимание на особенностях чеховского комизма, прививать чувство юмора и его понимание.
5.Актуализация знаний
Запись в тетрадях:
Комическое в искусстве - это средство раскрытия противоречий путем их сравнения с идеалами.
Комическое имеет 2 основных вида. Это сатира и юмор. Сатира - злая насмешка, юмор - дружелюбный смех. Между ними целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.
- Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех.
6.Работа по теме урока
Можно ли говорить об юмористической ситуации в рассказе? На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования: 1)неожиданность;2)несоответствие;3)гипербола, литота.
Эвристическая беседа
-Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу, литоту. Делаем вывод: неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей(противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание? (лицо кривится от чего-то кислого, когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «лицо его расплылось в улыбке».
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
– Как обращаются друг к другу герои? ( рассматривание таблицы «Создание речевых приемов комического»).
Работа в парах."Речь героев рассказа как источник юмора"
Герои | Речь в начале рассказа. | Речь в конце рассказа. |
Толстый | "Порфирий!..Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!" | "Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чем тут это чинопочитание!" |
Тонкий | "Батюшки!..Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?" | "Помилуйте...Что вы-с...Милостивое внимание вашего превосходительства...вроде как бы живительной влаги..." |
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.). В речи Тонкого появляется раболепно-почтительное - С).
7. Обобщение и систематизация знаний
Вывод. Рассказ сатирический. Речь героев меняется на протяжении рассказа: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику ("голубчик", "батюшки"), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение. И это тоже несоответствие: речь тонкого не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий. Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: "лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры" (искры обычно сыплются лбом обо что-то, и это бывает больно). Гиперболы в произведении: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: Хи-хи-хи». В ремарках автора, поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие. Литота: «Сам он съежился, сгорбился , сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»
8. Д/задание по выбору: 1) Придумать продолжение рассказа;
2) Рассказать забавную историю, которую вы слышали от других людей или которая произошла с вами
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....
Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".
Структура и содержание урока1. Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»2. Цель. Цели урока:1) Познавательная:•...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Урок-исследование по рассказу Чехова "Толстый и Тонкий"
Цели урока:1) обучающая – продолжить формирование умения анализа эпического произведения: постичь стилевые особенности рассказа Чехова;2)...
МАСТЕР-КЛАСС ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ" (Профильная ярмарка для родителей)
Урок по рассказу А.П. Чехова "Толстый и Тонкий" (технология РКМЧП)...
Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"...