Тема урока «В мастерской художника слова: А.П. Чехов. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Толстый и тонкий». Цели урока: 1) обучающая – продолжить формирование умения анализа эпического произведения: постичь стилевые особенности рассказа Чехова; 2) развивающая – стимулировать у каждого уч-ся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно, самостоятельно4 3) воспитательная – формировать у уч-ся понятие о чувстве собственного достоинства Ход урока I. Выявление читательских ожиданий и первоначального восприятия.
Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них - мелкий, бедный чиновник. Другой - состоятельный человек, дослужившийся до большого чина.
- Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете? Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом совсем изменил сюжет...
- Почему Чехов так существенно изменил сюжет рассказа? Как изменился от этого смысл рассказа? - Какие моменты вызывали у вас смех? Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа? III. Вступление к анализу рассказа.
Писатель и художник, каждый своими средствами, высмеивает отрицательных героев. - Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? - Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя? Психологический портрет литературного героя
Внешность манера голос, речь (черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика) взгляд, фигура, поза, мимика, жесты, одежда) Задача урока: а теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа. -2- СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА. I. Слово учителя Жанр рассказа (малая эпическая форма) Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х г.г. 19 в. Из писем Чехова: «Краткость – сестра таланта». «Искусство писать – это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко»… Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам. Лаконизм – и огромное социальное содержание. - Как этого достигает Чехов? II. Анализ стилистических особенностей рассказа 1) Заглавие рассказа - Что должно отражать заглавие: тему или основную мысль пр-я? (У Чехова Заглавие почти всегда имеет точное идейное звучание) - По мнению Ч., заглавие – это смысловой стержень пр-я, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и…скромным. - Всегда ли это удавалось Чехову? Приведите примеры известных вам рассказов, подходящих под определение тезисов Чехова. ❖ Запись в тетрадях: 1. «Простое, предельно краткое заглавие» 2) Композиция рассказа? Каковы ее основные элементы? ❖ Запись в тетрадях: 2. «Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка» 3) Вступление к рассказу. - Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа: пространно? Обстоятельно? Вступление? (1-2 фразы) - Найдите завязку рассказа. ( «На вокзале Николаевской Железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий») - Прочитайте похожие завязки из др. рассказов Чехова. - Чем характеризуется завязка рассказов Чехова? ❖ Запись в тетрадях 3. «Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица; острое, динамичное действие, сосредоточенное обычно около одного события или лица; неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа» 4) Диалог - Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога? ❖ Запись в тетрадях: 4.«Диалоговое построение рассказа». - В чем особенность диалогов Ч.? (Очень много говорят о героях. Это рассказы-сценки). - Какими вы увидели героев рассказа?
ИНСЦЕНИРОВКА
-3- III. Работа в группах (карточки-задания).
1-я группа: Портреты героев - Рисует ли Чехов портреты своих героев? Чем необычны эти портретные зарисовки? Прочитайте. - На какие детали в портретах героев обращает наше внимание автор? - О чем говорят эти детали в описании героев? (От портрета остались только объемы героев да губы толстого… Зато писатель в одинаково построенных предложениях обращает наше внимание на то, откуда выходят герои: ресторан вокзала и вагон поезда, и на то, чем от них пахнет: херес. Флердоранж и кофейная гуща, ветчина) Д/з: Флердоранж – цветок апельсина, здесь: настой цветов, применяемый в качестве одеколона; Херес – марка дорогого сухого вина ❖ Запись в тетрадях:5 «Говорящая деталь, заменяющая подробное описание». 2-я группа: Речь героев - Чехов умеет перевоплощаться в своего героя: видеть его глазами, говорить его языком, интонациями. - Лакействующий чиновник подличает и пресмыкается перед «власть имущими». Как это отражается в его речи ? - Восторженные слова искренней радости……………………. - Слова, свидетельствующие о чинопочитании, угодничестве……………. - В начале встречи – восклицания и незаконченные фразы, обращения (радость)…………………. - В конце рассказа – подобные же фразы (растерянность, смятение чувств, суетливая почтительность)………………………… - В начале рассказа: уверенный смех человека, довольного жизнью, семьей, продвижением по службе……………………………… В конце: подобострастный смех человека, заискивающего перед высшим чином………………… Д/з (инд.) Речь и поведение героев. ❖ Запись в тетради: 6. «Индивидуальная неповторимость речи герое, 3-я группа: Две встречи в рассказе. - В рассказе происходит не одна, а две встречи бывших однокашников. Докажите. Какие это встречи? - И…сразу же невидимая пропасть пролегла между ними… Как это показывает Чехов? Прочтите. (Сначала толстый и тонкий свиделись как два приятеля, а потом… как начальник и подчиненный… как два чина. «Тонкий вдруг побледнел…Его чемоданы…Нафанаил вытянулся во фрунт…)
4-я группа Своеобразие чеховской фразы Для рассказов Чехова более характерен диалог. В чем своеобразие чеховской фразы? А) Какие предложения употребляют герои: сложные или простые? Б) Много ли эпитетов, сравнений, считающихся приметой художественного стиля? Почему автор избегает эпитетов, красивых сравнений? В) Любимая часть речи у Чехова? Г) Слова вычурные, непонятные… или простые? (Простые предложения, любимая часть речи – глагол, простые и точные слова, эпитетов и красивых сравнений Чехов избегает: уж очень неприглядно выглядит то, о чем он пишет… Тут не до красивостей, поэтому он выбирает слова обыденные, предложения простые) ❖ Запись в тетрадях: 7 «Простота и лаконизм (краткость) фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол – любимая часть речи, точность словоупотребления». ОБОБЩЕНИЕ Каковы стилевые особенности рассказов Чехова? -4- IV. Исследовательская работа «Словам… тесно, мыслям – просторно…» - Какие слова чаще всего повторялись в высказываниях одноклассников?(просто, кратко, традиционно) - И что же? Рассказы Чехова просты, традиционны, лишены «красивостей» и ,может быть, малохудожественны, скучны? Ваше мнение? - Горький так сказал о манере письма Чехова: «Чехов… умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». - Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Ч. Сказано очень многое? - Что изумило вас особенно? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим различные редакции вариантов рассказа «Толстый и тонкий». Может быть, это натолкнет вас на интересную мысль? Журнальный вариант рассказа: Рассказ "Толстый и тонкий" вначале строится так: "толстый", узнав, что друг его детства "тонкий" переведен в его департамент, тотчас надувается, как "индейский петух": "Поздно, милостивый государь, на службу являетесь". Но спустя несколько лет, готовя рассказ для сборника "Пестрые рассказы", Чехов переделал конец: толстый уже не надувается, не делает тонкому выговора. Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. В журнальном варианте рассказа толстый вел себя грубо и напыщенно*, вдруг надувался, как «индейский петух», делал тонкому выговор. Так что униженность тонкого, запуганного грозным начальником, была вполне оправдана. Включая рассказ в сборник, Чехов переделал концовку. Как? - Грубит ли толстый? - Почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели? -Рядом с некоторыми словами через дефис стоит С (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику. - Когда и почему оно появилось в речи тонкого? - Роль гиперболы в изображении страха Тонкого? - Какое человеческое качество высмеивает Чехов? ❖ Словарная работа: Черты: По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство. По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства. Итог: - Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая, как соединение смешного и грустного? - Одинаково ли вы расстались с каждым из героев? Какие чувства вызвал у вас каждый из них? V. Работа с синквейнами и рисунками к уроку. VI. Работа с эпиграфом «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (К.Чуковский) Вывод: Толстый и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу "съежились". Снова - привычка, с которой герой "уже совладать не может". Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Чеховские рассказы 80-х годов говорят о той атмосфере социальной подлости, о том искажении человеческой личности, которое определяло жизнь самодержавной бюрократической России. VII. Д/з вопрос №8 (мини-сочинение) |