Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Воробьева Марина Отаровна

Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_geroev_rasskaza_tolstyy_i_tonkiy.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Слайд 3

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Слайд 4

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие? По каким деталям текста можно определить историческое время ? Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.

Слайд 6

Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

Слайд 7

Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Слайд 8

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью . Флёрдоранж Херес

Слайд 9

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

Слайд 10

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа? Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. « Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз» Толстый Тонкий «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

Слайд 11

Что изменилось в Тонком внешне и внутренне? Какова причина перемены настроения Тонкого? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого ? Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым ? Зачем же он унижается?

Слайд 12

Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев? Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?

Слайд 13

Нафанаил немного подумал и снял шапку. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира… Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

Слайд 14

Что изменилось в героях к концу рассказа?

Слайд 15

Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку… «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…» На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

Слайд 16

В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком . Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником .

Слайд 17

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Слайд 18

Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник? Что позволяет так думать? Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?

Слайд 19

Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Слайд 20

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. Выводы по рассказу

Слайд 21

Герои и их характеристики Толстый Тонкий Имя Внешность в начале рассказа Внешность в конце рассказа Чем пахнут герои Семейное положение Должность Награды Поведение в начале и конце рассказа

Слайд 22

П р о ч и т а т ь л ю б о й ю м о р и с т и ч е с к и й р а с с к а з А . П . Ч е х о в а , с о с т а в и т ь к н е м у п р е з е н т а ц и ю ( н е м е н е е 5 с л а й д о в п о т е к с т у ) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»

Цели урока:Образовательный аспект:продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»

        Тип урока: комбинированныйВид урока: традиционныйМетоды ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательскийФормы организации познаватель...

Рассказы А. П. Чехова о тонких и толстых

В этом учебном году на уроке литературы прочитали рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий ». Меня  очень заинтересовала проблема толстых и тонких. А....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....