Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_6_klass.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САТИРИЧЕСКИЕ И ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ
РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА.
"ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ":
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЧИНОПОЧИТАНИЕ,
УГОДЛИВОСТЬ В РАССКАЗЕ.
Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Урок составлен
учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 80
Архиповой Еленой Александровной,
I квалификационная категория.
Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Цель: Выяснить особенности стиля А.П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
- Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, презентация, диск (серия Школьная библиотека. Рассказы. А.П. Чехов. (текст № 2).
Краткость - сестра таланта
А.П. Чехов.
Ход урока:
- Слово учителя.
Чехов – мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ "Толстый и тонкий", мы постараемся понять емкость чеховской детали, будем учиться вчитываться в текст.
Задача урока: постичь стилевые особенности рассказов Чехова, чтобы создать свой "чеховский" рассказ.
Актуализация знаний.
1.Учитель: Обратите внимание на тему урока. Сатирические и юмористические рассказы.
- Сатира и юмор – это одно и то же? (Что такое сатира? что такое юмор?)
Презентация (слайд № 1, определение сатиры и юмора).
- Викторина по произведениям.
У вас на столах лежат карточки с текстами, в которых нет автора. Но многие фрагменты мне показались знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него).
Учитель читает текст, ученики следят, отвечают на вопросы.
Вопросы викторины:
- "…У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы…" ("Лошадиная фамилия" А.П. Чехов).
- "…Он разинул рот, поглядел на вареники: в это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот…" ("Ночь перед рождеством" Н.В. Гоголь).
- " Толстый только что пообедал… и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни…". ("Толстый и тонкий" А.П. Чехов)
- – Ааа, мое вам! – сказал фельдмаршал. - С чем пожаловали? ("Хирургия" А.П. Чехов).
- Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тот час же, и генерал успокоился. ("Лошадиная фамилия" А.П. Чехов)
- Увидев рядом с играющими ребятами сидящего на обгорелом бревне древнего деда, он подошел к нему и спросил: "Деда! А у тебя зубы есть? дед засмеялся впалыми губами и сказал: "Нет." - Тогда подержи, пожалуйста, косточки, а я с ребятами поиграю".
Мораль: в стране с беззубыми жителями всегда изобилие пищи!!!
3. Беседа по вопросам викторины:
- Как вы узнали чеховские строки среди других писателей?
- Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А, может быть, еще что-то подсказало вам?
- Именно приметы и позволили вам отнести последний фрагмент к чеховскому рассказу. А ведь это не Чехов! Это "чеховский рассказ "Беловой Лизы, ученицы 6 класса, написанный ею по мотивам рассказа А.П. Чехова.
- Изучение рассказа "Толстый и тонкий".
1. Работа со словарем:
флердоранж - "цветок апельсина", здесь: настой цветов, применяемый в качестве одеколона.
херес – марка дорогого сухого вина.
вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на животных; сумка для такой поклажи.
2. Прослушивание аудиокниги: серия Школьная библиотека. Рассказы. А.П. Чехов (текст № 2).
- Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?
- Работа над выявлением стилевых особенностей рассказа А.П. Чехова.
-Давайте обратимся к заглавию. Что должно отражать заглавие (тему или основную мысль?).
Учитель: По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
- Вспомните названия рассказов, которые вы читали у Чехова, проверьте, так ли на самом деле.
Вот мы подошли с вами к первой стилевой особенности рассказов А.П. Чехова, давайте ее сейчас сформулируем и запишем в свою тетрадь.
Слайд № 2 (Стилевые особенности рассказов А.П. Чехова: 1. Простое, предельно краткое заглавие.)
- Вы уже знакомы с понятием композиции. Перечислите основные компоненты композиции: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
- Определите композицию рассказа "Толстый и тонкий". Найдите завязку рассказа ("На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий"). Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица.
- Кто уже нашел кульминацию? ("Я уже до тайного дослужился").
- Найдите развязку рассказа. ("На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило").
В чем особенность композиции данного рассказа? (в нем отсутствует развитие действия).
- Давайте запишем еще одну стилевую особенность в тетрадь
Слайд № 3 (Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка).
- Ребята, а вы обратили внимание на построение рассказа? Что лежит в основе построения рассказа? (Диалог). Это еще одна особенность рассказов Чехова.
Слайд № 4 (Диалоговое построение рассказа).
Поработайте с текстом рассказа. В чем особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет вперед? (Это рассказы-сценки).
Давайте обратимся к речевым характеристикам героев. Что вы можете о них сказать? (Речь неповторима, индивидуальна). Давайте оформим и эту особенность.
Слайд № 5 (Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их неповторимости).
Обратите внимание на диалог. В чем своеобразие чеховской фразы?
Слайд № 6 (Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов).
- Как еще знакомит нас писатель со своими героями?
- Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.
- Не показались ли вам эти описания странными? Это художественные детали ("говорящие детали").
Слайд № 7 ("Говорящая деталь" заменяет подробное описание).
- Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей). Сколько встреч вы нашли? (1-я: два школьных товарища, 2-я: начальник и подчиненный). И сразу же невидимая пропасть пролегла между ними.
Проанализировав особенности языка писателя, переходим к идее произведения.
- Что же хотел сказать Чехов своим рассказом? (Высмеять такие человеческие качества как чинопочитание, угодничество, желание унижаться, подхалимство).
III. Обобщение.
- Можете вы теперь сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала именно это высказывание Чехова?
М. Горький так писал о Чехове: "Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно".
А сейчас вашему вниманию предлагается небольшой тест.
Задание: Выберите из синонимичного ряда глаголов "чеховский".
Слайд № 8.("Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13, (качает, трясет, толкает) колыбель, в которой (располагается, лежит, посапывает) ребенок, и чуть слышно (поет, бормочет, мурлычет):
Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...")
Качает, лежит – глаголы нейтральные, об эмоциях Варьки по отношению к ребенку ничего не говорят. А вот глагол "поет" – действительно чеховский.
Учитель: Молодцы, с заданием вы справились очень легко.
Давайте подведем итог нашего урока и сделаем вывод.
Каковы же стилевые особенности рассказов А.П. Чехова?
IV. Домашнее задание: Подумать, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Написать рассказ от лица толстого, соблюдая стилевые особенности чеховского рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...