Творческие мастерские
методическая разработка по литературе на тему

Заколенкина Надежда Викторовна

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

А еще бы я хотела в своей работе остановиться на уроках-мастерских, которые способствуют развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся, пониманию литературных произведений.

        В 20-е годы 20 века во Франции возникла Группа нового образования, поставившая своей целью разработку и внедрение в практику интенсивных методов обучения и развития ребенка. На русской почве французская методика привилась, но «зазвучала» своеобразно. Наши «Мастерские» более приближены к изучению школьных предметам, к конкретным темам и урокам.

        Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.

        Многие основные положения звучат как вызов традиционной педагогике. Предлагаю для размышления несколько таких тезисов:

Ребенок выучивается не благодаря школе, а вопреки ей.

Школьные упражнения не дают знаний, они только дисциплинируют и рождают послушных солдатиков.

Традиционное образование есть, по существу, обучение пассивности… Дети обходятся без собственного опыта, без собственного пути к знанию и потому лишены наслаждения и радости собственных открытий и побед. Но последствия еще более суровы. При таком образовании человек становится послушным и пассивным.

Похвала и порицание рождает рабство. (То есть оценку должны заменить самооценка, самокоррекция и самовоспитание.)

Таблицу умножения зубрить не нужно. Лучше ее «открыть». Забудет ли автор свое изобретение?

Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

Способны все!

Последний тезис, наверное, главный. Все теоретические выкладки кажутся мертвыми по сравнению с живой работой в «мастерских». Стоит раз погрузиться в эту атмосферу – и … либо сразу решаешь, что это «не твое», либо «заболеваешь» этой методикой всерьез.

        «Мастерские» бывают различных типов. Самые распространенные, пожалуй, «мастерская построения знаний» и «мастерская обучения творческому письму». В «Мастерской» каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинается светиться неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым. Оно обретает цвет, запах, становится шероховатым и скользким, влажным и колющим… «Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» - не спрашивает, а утверждает один из основателей «Мастерских» Пьер Колен. Не случайно многие «мастерские» начинаются с игры ассоциаций, вызванных словом.

        Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. Каждый человек – загадка, мир наш – тоже загадка, только не надо забывать об этом. На данном этапе часто предлагается слово к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей. Что-то начинает раскручиваться  в уме, строятся какие-то тонкие мостки, соединяющие «Я» каждого участника «мастерской», его сознание и рабочий материал.

        Второй этап – работа  с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное - на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивает нечто новое. Это «реконструкция» - создание своего мира на основе «разобранных деталей».

        В ходе работы  из текста выписываются отдельные слова и словосочетания – не более. Но это ключи к новому, еще недостроенному дому. На основе этих обрывков пишется новый текст. Каждый пишет сове. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается и смысл. Каждый человек – индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.

        Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется, поскольку некому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять  к уже написанному.

        Кульминация творческого процесса «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в «Мастерских» идет в быстром темпе, и главное выделяется уже за счет этого темпа – нет времени «растекаться мыслью по древу».

        После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

        Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо»,  а анализ движения мысли.

        Основной алгоритм работы в «Мастерской» - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ними, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации. В «Мастерской2 учат главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других. Группа – радуга, где каждый участник – носитель своего мнения, своего знания, индивидуального и неповторимого, непохожего ни на чье другое, как не похожи между собой цветовые полосы спектра. Истина – белый свет, объединение многоцветных полос – иначе просто ее нет. Рефлексия – осмысление себя, социализация – радостный выход к обращению. Они сменяют друг друга, как волны  в море…

        Методика «Мастерских» не так уж нова. Какие-то элементы из них учителя используют, даже не догадываясь об этом. Без творческой работы в школе не обойтись. Эта методика ломает привычные стереотипы. Знание представляется не сложившейся системой, не чем-то устойчивым и незыблемым, а бесконечным поиском, построением без окончательного завершения. Ведь всегда находятся сторонники догматов, на которых написано: «Неприкосновенность!», - те, кто претендует на владение абсолютной истиной. В методике «Мастерской» не совсем привычным для традиционной школы оказывается положение  учителя. Он не всезнающий мэтр, не источник абсолютных знаний, вешающий с кафедры и карающий за недостаточное точное усвоение материала, а старший сотрудник «Мастерской. Он, конечно, более опытен, но вовсе не обязан быть самым талантливым и даже самым умным. Старый афоризм: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было  у кого тебе учиться» - выполняется здесь новым и конкретным смыслом.

        Может быть, опыты «Мастерских» в какой-то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные  строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет свое мнение?

        Для учащихся разных классов разработаны «Рабочие тетради по литературе», работа с которыми строится на принципах методики «Мастерских». В них содержится богатый материал – иллюстрации, фотографии, фрагменты статей, посвященных писателям.

        Мне показалось, что при постоянном наличии этих тетрадей в руках у ребят теряется важный элемент работы творческой «Мастерской» - неожиданность заданий. Не всегда находится и финансовая возможность обеспечить тетрадями всех поголовно. Кроме того,  материал тетрадей обширен. Даже на спаренном уроке все охватить невозможно. Конечно, можно что-то оставлять на дом, продолжить на следующий день, но тогда теряется такой элемент «Мастерской», как ее целостность, законченность. Поэтому я предпочитаю иметь только одну «Рабочую тетрадь» - у себя дома. Необходимые для раздачи на уроке материалы при сегодняшнем развитии множительной техники нетрудно скопировать. Зато можно варьировать их количество и составлять свои задания по отдельным их фрагментам. То есть я использую материалы «Рабочих тетрадей» и основные приемы и задания, предложенные в них, но получаю большую свободу, реорганизую ход урока.

        Сейчас мой класс, т.е.  класс, в котором я стала классным руководителем, учится в 11 классе.. бесспорно, это дети творческие, инициативные, артистичные, яркие, добрые.

        Я очень благодарна родителям, потому что я постоянно находила у них поддержку, понимание, добрые советы.

        В пятом классе я предложила детям организовать работу театра-студии «Изольда» и выпуск газеты «Классная кампания». Откликнулись все:  дети, родители, друзья. Первым нашим спектаклем был спектакль «Путешествие в страну Мульти-Пульти». Учили слова, шили костюмы, рисовали декорации. Бежали на репетиции, спорили, смеялись, расстраивались, но домой шли вместе, не хотели расходиться. И вот премьера – выступление на родительском собрании. Потом выступили в начальной школе, после – в двух городских садиках. В детском садике «Березка» мы сами, по своей инициативе, стали шефами. С 5 класса по 10 класс всем коллективом делали новогодние праздники, выпускные вечера, снежные городки. В шестом классе решили со своим спектаклем «Пока бьется сердце» (романтическая сказка) съездить в город Белорецк, в детский приют, в п. Серменево, в детский дом. Откликнулись родители, приготовили детям-сиротам подарки – книги, сладости, учебные принадлежности. Мы, конечно, волновались. После выступления очень много говорили, плакали и решили, что в эти детские дома будем ездить постоянно. А вот когда мы всем классом находились в гуманитарном лагере, то подарки – мягкие игрушки  сделали сами. Как то раз мы приготовили целую концертную программу, в которую входили эстрадные и народные танцы, выступление агитбригады, спектакли «Муха-цокотуха» на современный лад (писали сценарий сами), представили демонстрацию моделей одежды (деловой костюм для мальчиков и девочек, наряд для дискотек и молодежных вечеринок, бальные платья, пляжные костюмы и т.д.), фрагменты балета «Лебединое озеро», приветствие КВН-ской команды «Оба-на», инсценирование басни Крылова. С этим концертом мы поехали в д. Бердагулово. Нас ждали, на концерт в местный клуб пришли все, как говорится, от мала до велика. Мы работали без микрофонов, но они и не были нужны. Принимали нас доброжелательно, каждый номер сопровождался аплодисментами. Вечером для артистов приготовили дискотеку. Ночевали в школьной столовой, а на другой день, в обед, опять собрались вместе только уже на спортивном состязании.

        Нас провожали всей деревней. Самая главная награда за наше творчество – это слова благодарности и приглашение с новым концертом.

        Сначала я писала сценарии сама, а потом дети сами стали предлагать свои версии. Класс мы поделили на творческие команды, по субботам стали проводить вечера отдыха (по творчеству и жизни тех или иных писателей и поэтов, по устному народному творчеству, по басням, по стихам собственного сочинения). Это были целые литературные мастерские. С удовольствием дети принимали участие в городском конкурсе юных поэтов. Мы выступили с программой «Человеком стань человек».

        Нравится нам принимать участие и в конкурсе  «Умники и умницы» по творчеству А.П. Чехова и Н.А. Блока. Много читали, писали, спорили. Готовили спектакль  по водевилю А.П. Чехова «Медведь», по рассказам «дочь Альбиноса», «Хирургия», по поэме Блока «Двенадцать».

        Репетиции, обсуждение ролей, игра на сцене – эта творческая атмосфера. Нам захотелось познакомиться с настоящей профессиональной атмосферой театра города Белорецка. Встреча с театром-студией «Дефицит». Нас встретили настоящие артисты, провели экскурсию по студии, напоили чаем. А потом спектакль… Восторг, переживание, слезы… слезы… Ведь спектакль о брошенной собаке. Много говорили, писали отзывы. Мечтали так играть. Со студией стали дружить, посмотрели все спектакли, общались с артистами.

А также посетили в г. Уфе башкирский Государственный театр оперы и балета . Были на  балете  «Лебединое озеро», на опере «Евгений Онегин»,на оперетте «Голландочка» и на мюзикле «Бременские музыканты». В г. Магнитогорске,в    Драматическом театре имени А.С. Пушкина смотрели спектакль «41».  А в г. Межгорье дружим с театром-студией «Экспромт». Любим театр, нравится… Спасибо родителям, школе – за автобус.

         И еще у нас в классе стало традицией проводить Выпускные вечера для детского сада, четвероклассников и одиннадцатиклассников. Пишем сценарий сами, берем интервью у классных руководителей, и вот сюрприз… Вспоминают домовые, тараканы, Боги с Олимпа, юные спортсмены, Бабки-Ежки и Лешие, крутая молодежь, банщики с тазиками для грешников. Да разве всех перечислишь.

        Мне приятно, что это ребятишкам – артистам – нравится. Ведь репетиции, изготовление реквизита проходит на каникулах, на летних каникулах, и все в это время разъезжаются к бабушкам и дедушкам.

         Я думаю, что эти творческие мастерские не прошли даром: научили детей серьезно относиться к делу, работать в коллективе, приносить радость людям, много читать, умению выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...