Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
статья (5 класс)

Боброва Елена Анатольевна
 В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.
Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения.
В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

Составил: Боброва Елена Анатольевна, воспитатель школа-интернат №18 Невского района г. Санкт-Петербург

        В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения.

В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Воспитывать в себе творческие способности– возможно ли это? Может быть, одним это дано природой, а другим – нет? Учиться этому можно. Во-первых, искренне хочешь; во-вторых, накапливаешь знания, расширяешь кругозор. В-третьих, ко всем старым и новым знаниям подходишь творчески – сравниваешь, отбираешь, соединяешь. А главное – работаешь много, не падая духом при неудачах, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Творческая деятельность младших школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе – интернате.

Образовательные программы и вся воспитательная работа ориентируется на коррекцию недостатков личностного развития, на снятие вторичных дефектов и наслоений, осложняющий процесс социальной адаптации воспитанников коррекционных школ-интернатов. Такой широкий диапазон использования программ объясняется очень просто: в основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через различные виды деятельности.

С помощью таких форм работы, как творческая мастерская, индивидуальная работа, часы общения, занятия-упражнения, экскурсии, информационные часы, уроки делового общения воспитанники приобретают навыки, необходимые для жизни в современном обществе, где происходит осознанное внутренне само принуждение творить добро, проявляя внутреннюю культуру при общении с окружающими людьми.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья -сложная педагогическая и социальная проблема. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Дефект развития не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка.

Важно воспитать у ребенка оптимизм, уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности.

Перед воспитателями встала проблема более эффективного формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской .

Для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Правильнее всего составить методическую разработку развития творческих способностей детей. Методическая разработка должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях

Воспитателю, на наш взгляд, необходимо четко знать, какие мотивы (потребности, желания) являются наиболее значимым для каждой возрастной группы, чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности.

В основу предлагаемой методической разработки были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей.

Работа в коррекционной школе-интернате специфична. Многие воспитанники отличаются социальным инфантилизмом. Режим дня, строгая регламентация всего уклада жизни в школе-интернате ведут зачастую к тому, что потом ребята не могут организовать свой быт, позаботиться о своём профессиональном и социальном самоутверждении. Чтобы воспитанник, выйдя за стены школы – интерната не стал «нытиком», «просителем», чтобы мог с достоинством справиться с любыми трудностями, он должен иметь хорошую социальную ориентировку, практический ум, быть общительным, уметь всё делать самостоятельно, а также быть способным к творчеству в иной сфере, которую он изберет для себя. На занятиях творческой мастерской созданы для этого эмоционально комфортные условия, в течение всей работы сложилась творческая, доброжелательная атмосфера. Ребята учатся здесь не только творчески работать, но и общаться.

Детям нашей школы – интернат наиболее доступны эстетические и общественно полезные цели, созданные на занятиях творческой мастерской. Интересная работа всегда вызывает положительные эмоции, дети становятся увереннее, общительнее. Все навыки, полученные на занятиях творческой мастерской, способствуют усиленной социализации детей.

Творческая деятельность младших школьников – это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом

Каждый вид изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, сюжетно-ролевая игра) позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития творческого воображения.

Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

В процессе созидательного творчества происходит следующее:

Осуществляется интересный и плодотворный досуг, что само по себе хорошо как вид позитивной привычки.

Развивается стремление к созиданию.

В процессе творчества происходит самовыражение, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний, например страхов, избавиться от разрушительных тенденций и негативных накоплений, невольно получаемых от общества или в процессе внутреннего роста.

При этом возникает чувство единения в общей деятельности с детьми и педагогом, сближение реальностей, чувство сопричастности, общего дела.

Формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы.

Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект.

При работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бережное отношение к ее дарам.

Продукты творчества могут стать участниками ролевой игры, героями настольного театра.

В творчестве развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному.

Способы стимулирования творческого потенциала.

1.Благоприятная атмосфера в классе.

2. Доброжелательность со стороны педагога.

3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности.

4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать.

Коммуникативные умения — это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни воспитанника школы – интернат. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Данные выводы определяют цель методической разработки.

Цель: – создать комфортные условия, способствующие социализации воспитанников посредством формирования коммуникативной активности, творческой деятельности, воспитание художественного вкуса.

Задачи:

Коррекционно - обучающая:

- формирование у воспитанников определённых социальных установок и коммуникативных умений;

- формирование прочных навыков творческой деятельности.

Коррекционно - развивающая:

- развитие определённых особенностей мышления и речи воспитанников

- развитие творческого потенциала воспитанников;

- развитие коммуникативных способностей у воспитанников, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

Коррекционно - воспитывающая:

- воспитание художественного вкуса;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности.

Отличительные особенности методической разработки:

Большую роль по развитию творческого потенциала у детей играют систематизированные занятия на творческих мастерских. Поэтому в разработке есть последовательность, системность и методичность. Методическая разработка включает в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. Занятия разработаны с учётом интересов и возможностей детей. На занятиях ведется индивидуальная работа с воспитанниками, т.к. после фронтального показа и объяснения у них могут возникать трудности. Для начала работы педагогом предварительно выполняется образец, подбирается материал, продумывается композиция. Очень важно, чтобы ребёнок не только научился выполнять определённую работу, но и понял её «нужность».

Методическая разработка занятий по творческой мастерской основывается на следующих принципах:

- уважение личности воспитанников;

- демократический стиль взаимоотношений педагога и воспитанников;

- доступность обучения, основанная на изложении материала от известного к неизвестному и подборе объёма работ, отвечающих возрастным и познавательным возможностям воспитанников;

- последовательность и систематичность обучения, заключающаяся в формировании целостной системы знаний по теме, усвоению материала на основе ранее полученных знаний;

- наглядность обучения, предполагающая применение иллюстраций и наглядных пособий, сочетание показа с объяснениями;

- индивидуальный подход, включающий в себя сочетание фронтальной и индивидуальной форм обучения, организацию самостоятельных работ учащихся, индивидуальные беседы;

- связь теории с практикой, предполагающая формирование практических умений и навыков на основе полученных знаний.

Воплощение всех перечисленных принципов методической разработки позволяет в наиболее полной мере достичь поставленных целей, решить обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.

Содержание методической разработки может меняться в зависимости от интересов детей и запросов школы – интернат.

Ожидаемые результаты:

- у воспитанников должно быть развито эстетическое восприятие, формируются первоначальные основы социально-активной личности;

- воспитанники должны видеть и понимать красоту окружающей жизни;

- воспитанники должны правильно подбирать цветовые сочетания, грамотно составлять композицию добиваться улучшения изображения;

- воспитанники овладевают разнообразными формирующими движениями, позволяющими рисовать, лепить, и вырезать различные предметы, составлять изображения по частям и слитно;

- воспитанники должны уметь использовать разные изобразительные материалы и их сочетания, разнообразные способы рисования, лепки, аппликации, овладеть доступными им средствами выразительности: в рисунке – линии разного характера, различные штрихи, цветовые пятна; в аппликации – вырезание по частям, силуэтное; в лепке – передача пропорций, позы, движения фигуры и т.п.;

-воспитанники должны уметь мыслить самостоятельно, творчески, применять свою логику, полученную в творчестве;

- у воспитанников формируются умения контролировать свои действия, , оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других детей в соответствии с задачей изображения;

- воспитанники должны уметь задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, обосновывать свою позицию, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Достижение ожидаемого результата способствует выполнение всех мероприятий, предложенных методической разработкой.

Контроль знаний, умений и навыков

Предметом контроля является уровень усвоения материала по выбранным темам и развития творческих способностей учащихся. Основными видами отслеживания результатов усвоения материала являются начальный, текущий, промежуточный и итоговый контроли.

Начальный контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности воспитанников. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются задания, если это необходимо.

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения воспитанниками нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведётся поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребёнка обращается на чёткое выполнение работы и формирование творческих навыков.

Формы проведения:

- опрос учащихся;

- собеседование;

- наблюдение во время проведения занятий;

- оценка работы.

Промежуточный контроль подводит итог работы за 1-ое полугодие. Его цель:

- выявление степени обученности детей и проведение корректировки тематических планов по результатам контроля.

Формы проведения:

- наблюдение и выставка работ.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения – определение уровня усвоения знаний и умений каждым воспитанником.

Формы проведения:

- наблюдение и опрос воспитанников;

- выставка работ в школе – интернате.

Результатами образовательной деятельности можно считать:

- изделия, изготовленные детьми для подарков, сувениров родным и друзьям;

- участие в выставках, конкурсах различных уровней.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования и поощрения воспитанников за творчество, старания прирост мастерства, что поддержит их стремление к новым успехам.

В процессе обучения в творческой мастерской ребята принимают участие в выпуске праздничных газет: ко дню учителя, Новый год, день рожденье школы, День Защитника, Международный женский день, День защиты детей. Также участвуют в ежегодных Рождественских выставках, как в школе – интернате, так и в различных конкурсах. Под руководством воспитателей дети делают новогодние игрушки и украшения. Знания воспитанников воплощаются в творческих работах. Участие в выставках, конкурсах имеет большое воспитательное значение, оно выводит ребят за стены школы – интернат и даёт почувствовать себя причастным к общему большому делу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано ...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»

Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»...

Из опыта работы "Метод проектов в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей"

  Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество этапов.  Их характер и динамика движени...