Технологическая карта урока "Ворон к ворону летит"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку по работе с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_lisitsyna_t.n.rar | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
«Смысл названия произведения А.С.Пушкина «Ворон к ворону летит»
(5 класс)
Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции.
Обучение методике «медленного чтения» поэтического текста.
Цели введения техники понимания:
- формирование умения учащихся самостоятельно учиться;
- развитие рефлексивных способностей школьников;
- воспитание вдумчивого читателя.
Образовательные задачи урока:
- Дать понятие о способе «медленного чтения», о фольклорной символике в тексте Пушкина, теме и идее произведения.
- Через этапы работы с текстом систематизировать информацию,
полученную в ходе урока, в форме инсталляции.
Развивающие задачи урока:
Формировать умения работать с толковым словарём, справочной литературой, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами
Развивать:
- способность учащихся преобразовывать информацию (текст – в инсталляцию),
анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
- умения и навыки самостоятельного применения знания в нестандартных ситуациях, самоконтроля, самооценивания.
Воспитательные задачи урока:
- способствовать воспитанию коллективизма, товарищества, делового партнёрства;
- создать условия для формирования интереса к литературе (поэзии), формирования нравственной позиции.
В ходе диалога («заочного») между автором и читателем через художественный текст решаются следующие задачи читателя:
1. Понять произведение так, как понимал его автор, постараться
увидеть картину мира, ситуацию, героев «глазами автора».
2.Включить произведение в свой, отличный от авторского, жизненный культурный контекст (выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор, увидеть условный мир произведения своими «глазами» - глазами читателя).
Основные понятия: тема, идея произведения, жанр, анализ художественного текста, инсталляция.
Межпредметные связи: русский язык, математика, история.
Технологии
Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова-Ершовой, идея С.Плахотникова с использованием задачной формы обучения.
Форма проведения урока
Групповой способ обучения
Оборудование: мультимедиа, карточки – задания для работы в группах, рефлексивные карточки, ватман для инсталляции, иллюстрации, маркеры, клей.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание | Формируемые УУД |
I. До чтения. | |||
1.Оргмомент (1 мин.) | Выявление эмоционального настроя | Учитель: Здравствуйте, все те, кто пришел на урок с удовольствием! Здравствуйте, все те, кто любит поэзию! Здравствуйте, все те, кто способен отличить добро от зла, любовь и дружбу от предательства! | |
2. Введение в тему и формулирование цели урока (2 мин.) | Создание условий для включения учеников в учебную деятельность; постановка цели. | Послушайте: 1. Подруга дней моих суровых, Есть название стихотворения, вполне определенное «Няне», и это «Послание». 2. Мороз и солнце; день чудесный! Есть название «Зимнее утро», но мы легко узнаем это стихотворение и по первой строчке и часто называем «Мороз и солнце – день чудесный». 3. Я вас любил: любовь еще, быть может, Стихотворение без названия, и мы его легко узнаем по первой строчке «Я вас любил». Михаил Гершензон: "Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. …Пойдите пешком по Пушкину - какие чудесные цветы у дороги!"- Почему так происходит: некоторые стихотворения с названием, некоторые – без названия, и запоминаются по первой строчке? И это можно понять только при вдумчивом чтении. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. |
II. По ходу чтения. | |||
1. Чтение произведения (1 минута) | Перед вами стихотворение А.С.Пушкина.
Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение. А.С.Пушкин Ворон к ворону летит, Ворон ворону в ответ: Кем убит и отчего, Сокол в рощу улетел, 1828 | Познавательные УУД : умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; | |
2. Первичное прочтение. (2 минуты) | Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие). | Ребята по группам пишут, о чем это стихотворение. Выдвигают свои версии. | познавательные УУД:умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, |
| Формирование вопроса. | Учитель: - Получается, что если судить по названию, то это стихотворение о двух воронах, захотевших пообедать? Но так ли это? Очень много непонятного в этом произведении. И почему автор оставил без названия? | познавательные УУД :умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором; умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности; регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, |
4. Диалог с текстом: (2 минуты + 3 минуты +2 минуты) | Возникновение вопроса; прогнозирование возможных ответов; подтверждение или опровержение текстом. | Учитель. Очень много непонятного в этом произведении. В самом начале мы уже познакомились с двумя героями – это ворон и ворон. А сколько всего – героев этого произведения? Поработайте в группах, посчитайте и запишите. (Вы – математики). .(Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг - семь героев.) А милой? Вопрос: Как же так? Почему получилось неодинаково? У кого 7, у кого 8? Давайте попробуем пересказать это стихотворение. (Вы – рассказчики) Рассказчики готовят пересказ стихотворения. Сообщения рассказчиков. Внимательно слушаем прозаические пересказы стихотворения. Какие недочёты вы заметили? У вас на партах карточки. Но перепутаны действия героев. Восстановите. Богатырь… … «В рощу улетел…» Хозяйка… … «Ворон! Где б нам отобедать?» Сокол… … «На кобылку …сел» Вороны… … «Ждет милого». Недруг… … «В чистом поле под ракитой…» Кобылка знает … … «Кем убит и отчего». | познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором; умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности. регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её. |
5. Проникновение в текст (6 минут) | Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? Для чего? О чем рассказывает текст? Выявление главной мысли текста – авторской позиции. | Задание. Интересно, почему А.С.Пушкин оставил это произведение без названия? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, погрузившись в текст и задав автору вопросы. Задаём вопросы автору и сами же ищем ответы. Запишите на листе три ответа на три вопроса: Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?). Каждая группа доказывает свою точку зрения. Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка? Давайте прочитаем, кем убит и отчего….Почему сокол не полетел домой? Почему он знает, кем убит богатырь? Кто же подослал недруга? (Хозяйка?) Выводы: О чём это стихотворение? Вы по-прежнему считаете, что о двух воронах? (Измена жены и убийство мужа.) А в чём основная мысль? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди. “Злодейство и любовь несовместимы”). “Построить счастье ценою жизни другого человека невозможно!” Учитель: - Вы поняли, ребята, как важно вдумчиво читать стихи, как важно размышлять над прочитанным. Вы уже догадались, почему в произведении Пушкина нет заголовка? ( Ответ. – Заголовок отражает тему – тогда такой интриги бы не получилось. А первые две строчки «Ворон к ворону летит» очень поэтичны и подсказывают еще один смысл: Они как бы накликают горе…С первых же строк становится ясно, что здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Вороны вещуньи (помните, у Крылова «вещуньина с похвал вскружилась голова», правда, у баснописца чувствуется ирония), у Пушкина – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение, тревогу). Учитель. – Вот теперь, когда тайна разгадана, можете придумать заглавие («Тайна убийства», «Тайна гибели богатыря», «Злодейство», «Хозяйка- злодейка»). | познавательные УУД: умение строить логическую цепь рассуждения; находить доказательства; коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы, вести диалог с текстом, диалог с автором); умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; умение слушать одноклассников и вести диалог; личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности. регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её. |
6. Рефлексия. Понимание. (4 минуты) | Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом. | Учитель. – Вот мы и завершили анализ грустной истории, которую поведал А. С. Пушкин. Перед вами иллюстрации: хозяйка, убитый богатырь, два ворона. Как вы поняли произведение? Какой образ помог нам понять основную мысль автора? Кого вы разместите в центре? (Хозяйку?) Хозяйка – центр всей трагедии. Справа – убитый богатырь, а слева – два ворона, накликающих беду (именно эти пространства обозначены у Пушкина). Получилась у нас такая картина - инсталляция Но есть наиболее значимые образы-символы, которые помогают нам в нравственном осмыслении текста. Сокол – верный друг, не пожелавший вернуться к предательнице-хозяйке – символ чести и преданности. Вороны – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение. Кобылка вороная – молодая, неопытная, она лишь свидетель убийства, а не соучастник, вот она и позволила недругу сесть в седло, поэтому ей все равно, кто будет ею править. И если сегодняшнее занятие оставило вас равнодушными, если вы считаете, что каждый вправе поступать так, как диктуют ему его желания, даже совершать неблаговидные поступки, то добавьте к вашей инсталляции ворона. Если же вы можете безразлично отнестись к злым поступкам и продолжать жить и общаться с теми, кто готов даже убить, то наклейте кобылку. Но если вы считаете, что предательство и любовь, предательство и дружба несовместимы, то наклейте сокола. – Вывесите на доске ваши работы. | коммуникативные УУД: владение различными видами речевой деятельности умение слушать одноклассников и вести диалог; регулятивные: умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её. |
7. Домашнее задание. (1 минута) | Написать мини-сочинение “Чем обогатил меня урок литературы по произведению “Ворон к ворону летит…” Исследуйте творчество А.С.Пушкина: найдите 1-3 стихотворения с названием и 1-3 с названием по первой строчке. Обоснуйте правильность выбора поэта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" к УМК "Немецкий язык. Первые шаги."И.Л.Бим для 4 класса общеобразовательной школы.
Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" с указанием цели, планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные), специальных учебных умений, с технологией изучения темы, объе...
Технологическая карта к уроку математики в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями", посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне
План-конспект к уроку математики в 6классе по теме "Действия с десятичными дробями" в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, презентация к у...
Технологическая карта урока английского языка во 2 классе на тему: «WE LOVE SUMMER! My Holidays! Weather and Clothes» («Мы любим лето! Мои каникулы! Погода и одежда»)
Технологическая карта урока во 2-А классе Тема«WE LOVE SUMMER! My Holidays! Weather and Clothes» («Мы любим лето! Мои каникулы! Погода и одежда»)Цель урока:учить детей говорить о погоде и об одеж...
Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»
Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Прощай лето" УМК Forward
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Прощай лето" УМК Forward...
Урок по теме «Смысл названия произведения А.С.Пушкина «Ворон к ворону летит»».
Файл содержит сценарий урока и технологическую карту....
Карта урока Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.
Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.Предмет: литература.Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х ч...