Технологическая карта урока "Ворон к ворону летит"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Технологическая карта к уроку по работе с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_lisitsyna_t.n.rar17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы  

«Смысл названия произведения А.С.Пушкина «Ворон к ворону летит»

(5 класс)

Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции.

Обучение  методике «медленного чтения» поэтического текста.

Цели введения техники понимания:

  • формирование умения учащихся самостоятельно учиться;
  • развитие рефлексивных способностей школьников;
  • воспитание вдумчивого читателя.

       Образовательные задачи урока:

  • Дать понятие о способе «медленного чтения», о фольклорной символике в тексте Пушкина, теме и идее произведения.

  • Через этапы  работы с текстом  систематизировать информацию,

полученную в ходе урока,  в форме  инсталляции.

          Развивающие задачи урока:

Формировать умения работать с толковым словарём, справочной литературой, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами

Развивать:

 - способность учащихся преобразовывать информацию (текст – в инсталляцию),

анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

 - умения и навыки самостоятельного применения знания в нестандартных ситуациях, самоконтроля, самооценивания.

  Воспитательные задачи урока:

- способствовать воспитанию коллективизма, товарищества, делового партнёрства;

- создать условия для формирования интереса к литературе (поэзии), формирования нравственной позиции.

В ходе диалога («заочного») между автором и читателем через художественный текст решаются следующие задачи читателя:

1. Понять произведение так, как понимал его автор, постараться

увидеть картину мира, ситуацию, героев «глазами автора».

 2.Включить произведение в свой, отличный от авторского,  жизненный культурный контекст  (выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор,  согласиться с ним или вступить в спор,   увидеть условный мир произведения своими «глазами» - глазами читателя).

Основные понятия: тема, идея произведения,  жанр,  анализ художественного текста, инсталляция.

Межпредметные связи: русский язык,  математика, история.    

Технологии

Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова-Ершовой, идея С.Плахотникова с использованием задачной формы обучения.

Форма проведения урока

      Групповой способ обучения

Оборудование: мультимедиа, карточки – задания для работы в  группах, рефлексивные карточки, ватман для инсталляции, иллюстрации, маркеры, клей.

   

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание

Формируемые УУД

I. До чтения.

1.Оргмомент

(1 мин.)

Выявление эмоционального настроя

Учитель: Здравствуйте, все те, кто пришел на урок с удовольствием!

                 Здравствуйте, все те, кто любит поэзию!

                 Здравствуйте, все те, кто способен отличить добро от зла, любовь и дружбу от предательства!

2. Введение в тему и формулирование цели урока (2 мин.)

Создание условий для включения учеников в учебную деятельность; постановка цели.

Послушайте:

1. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Есть название стихотворения, вполне определенное «Няне», и это «Послание».

2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Есть название «Зимнее утро», но мы легко узнаем это стихотворение и по первой строчке и часто называем «Мороз и солнце – день чудесный».

 3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Стихотворение без названия, и мы его легко узнаем по первой строчке «Я вас любил».

Михаил Гершензон: "Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. …Пойдите пешком по Пушкину - какие чудесные цветы у дороги!"- Почему так происходит: некоторые  стихотворения с названием, некоторые – без названия, и запоминаются по первой строчке? И это можно понять только при вдумчивом чтении.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

  II.  По ходу  чтения.

1. Чтение произведения   (1 минута)

Перед вами   стихотворение А.С.Пушкина.  

  • Название стихотворения  по первой строчке - "Ворон к ворону летит..." Ваш прогноз: о чём это стихотворение?

Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение.

А.С.Пушкин

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
«Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?»

Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая».

Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого,
Не убитого, живого.

                 1828

Познавательные УУД : умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

2. Первичное прочтение. (2 минуты)

Определение собственного отношения (эмоциональное восприятие).

Ребята по группам пишут, о чем это стихотворение.

 Выдвигают свои версии.

 познавательные УУД:умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

регулятивные:   умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её,

 

  1. Выявление странного, непонятного. (1 минута)

Формирование вопроса.

Учитель: - Получается, что если судить по названию, то это стихотворение о двух воронах, захотевших пообедать? Но так ли это?

Очень много непонятного в этом произведении.  И почему автор оставил без названия?

 познавательные УУД :умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:  владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором;    умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;  умение слушать одноклассников и вести диалог;  

   личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся;  способность к самооценке; развитие моральных качеств личности;

регулятивные:

умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её,

4. Диалог с текстом: (2 минуты + 3 минуты +2 минуты)

Возникновение вопроса; прогнозирование возможных ответов; подтверждение или опровержение текстом.

Учитель. Очень много непонятного в этом произведении.  В самом начале мы уже познакомились с двумя героями – это ворон и ворон. А сколько всего – героев этого произведения? Поработайте в группах, посчитайте и запишите. (Вы – математики).

.(Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг - семь героев.) А милой?

Вопрос: Как же так? Почему получилось неодинаково? У кого 7, у кого 8?

Давайте попробуем пересказать это стихотворение. (Вы – рассказчики)

Рассказчики готовят пересказ стихотворения.

Сообщения рассказчиков.

Внимательно слушаем прозаические пересказы стихотворения.

   Какие недочёты вы заметили?

У вас на партах карточки. Но перепутаны действия героев. Восстановите.

Богатырь…              … «В рощу улетел…»

Хозяйка…                … «Ворон! Где б нам отобедать?»

Сокол…                   …  «На кобылку …сел»

Вороны…               …   «Ждет милого».

Недруг…                 … «В чистом поле под ракитой…»

Кобылка  знает …   … «Кем убит и отчего».

 познавательные УУД: умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:  владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором;    

умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;

умение слушать одноклассников и вести диалог;

личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности.

регулятивные: умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

5. Проникновение в текст (6 минут) 

 Понимание прочитанного как единого целого. Все элементы текста смыкаются в единую систему, дающую ответ: как? Для чего? О чем рассказывает текст? Выявление главной мысли текста – авторской позиции.

Задание. Интересно, почему А.С.Пушкин оставил это произведение без названия?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос, погрузившись в текст и  задав автору вопросы.

Задаём вопросы автору и сами же ищем ответы.

Запишите  на листе три ответа на три вопроса: Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?).  Каждая группа доказывает свою точку зрения.

Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

Давайте прочитаем, кем убит и отчего….Почему сокол не полетел домой? Почему он знает, кем убит богатырь?

Кто же подослал недруга?  (Хозяйка?)

Выводы: О чём это стихотворение?  Вы по-прежнему считаете, что о двух воронах? (Измена жены и убийство мужа.)

 А в чём основная мысль? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди. “Злодейство и любовь несовместимы”). “Построить счастье ценою жизни другого человека невозможно!”

Учитель: - Вы поняли, ребята, как важно вдумчиво читать стихи, как важно размышлять над прочитанным. Вы уже догадались, почему в произведении Пушкина нет заголовка? ( Ответ. – Заголовок отражает тему – тогда такой интриги бы не получилось.  А первые две строчки «Ворон к ворону летит» очень поэтичны и подсказывают еще один смысл: Они как бы накликают горе…С первых же строк становится ясно, что здесь происходит что-то зловещее, нечистое.  Вороны вещуньи (помните, у Крылова «вещуньина с похвал вскружилась голова», правда, у баснописца чувствуется ирония), у Пушкина   – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение, тревогу).

 Учитель. – Вот теперь, когда тайна разгадана, можете придумать заглавие  («Тайна убийства», «Тайна гибели богатыря», «Злодейство», «Хозяйка- злодейка»).

 познавательные УУД: умение строить логическую цепь  рассуждения; находить доказательства;

 коммуникативные УУД:  владение различными видами речевой деятельности (видеть проблемные  текстовые  ситуации и скрытые  вопросы, вести  диалог  с  текстом, диалог с автором);    умение логично, точно излагать свою точку зрения   по поставленной проблеме;  умение слушать одноклассников и вести диалог;

личностные УУД: расширение словарного запаса учащихся; способность к самооценке; развитие моральных качеств личности.

регулятивные: умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

6. Рефлексия.   Понимание. (4 минуты) 

Что я принимаю, а что опровергаю, что изменилось во мне после знакомства с текстом.  

Учитель. – Вот мы и завершили анализ грустной истории, которую поведал А. С. Пушкин. Перед вами иллюстрации: хозяйка, убитый богатырь, два ворона.  Как вы поняли произведение?  Какой образ помог нам понять основную мысль автора? Кого вы разместите в центре? (Хозяйку?)

Хозяйка – центр всей трагедии.  Справа – убитый богатырь, а слева – два ворона, накликающих беду (именно эти пространства обозначены у Пушкина).  Получилась у нас такая  картина -  инсталляция

Но есть наиболее значимые образы-символы, которые помогают нам в нравственном осмыслении текста.

Сокол – верный друг, не пожелавший вернуться к предательнице-хозяйке – символ чести и преданности.

Вороны – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение.

Кобылка вороная – молодая, неопытная, она лишь свидетель убийства, а не соучастник, вот она и позволила недругу сесть в седло, поэтому ей все равно, кто будет ею править.

И если сегодняшнее занятие оставило вас равнодушными, если вы считаете, что каждый вправе поступать так, как диктуют ему его желания, даже совершать неблаговидные поступки, то добавьте к вашей инсталляции  ворона.

Если же вы можете безразлично отнестись к злым поступкам и продолжать жить и общаться с теми, кто готов даже убить, то наклейте  кобылку.

Но если вы считаете, что предательство и любовь, предательство и дружба несовместимы, то наклейте сокола.

– Вывесите на доске  ваши работы.

 коммуникативные УУД:          владение различными видами речевой деятельности умение слушать одноклассников и вести диалог;

регулятивные:  умение планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её.

7. Домашнее задание. (1 минута)

Написать мини-сочинение “Чем обогатил меня урок литературы по  произведению “Ворон к ворону летит…” Исследуйте творчество А.С.Пушкина: найдите 1-3 стихотворения с названием и 1-3  с названием по первой строчке.  Обоснуйте правильность выбора поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" к УМК "Немецкий язык. Первые шаги."И.Л.Бим для 4 класса общеобразовательной школы.

Технологическая карта к блоку "Каким было лето?" с указанием цели, планируемых результатов (личностные, метапредметные, предметные), специальных учебных умений, с технологией изучения  темы, объе...

Технологическая карта к уроку математики в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями", посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне

План-конспект к уроку математики в 6классе по теме "Действия с десятичными дробями"  в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, презентация к у...

Технологическая карта урока английского языка во 2 классе на тему: «WE LOVE SUMMER! My Holidays! Weather and Clothes» («Мы любим лето! Мои каникулы! Погода и одежда»)

Технологическая карта урока во 2-А классе Тема«WE LOVE SUMMER! My Holidays! Weather and Clothes» («Мы любим лето! Мои каникулы! Погода и одежда»)Цель урока:учить детей говорить о погоде и об одеж...

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Прощай лето" УМК Forward

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Прощай лето" УМК Forward...

Урок по теме «Смысл названия произведения А.С.Пушкина «Ворон к ворону летит»».

Файл содержит сценарий урока и технологическую карту....

Карта урока Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.

Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.Предмет: литература.Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х ч...