Карта урока Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Бесолова Рита Казбековна

Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.

Предмет: литература.

Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС

Название раздела, темы: Басня. Творчество И.А.Крылова.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать навык  распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам, знакомство с основными фактами биографий авторов художественных произведений.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью;
  • формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.

 Предметные:

  • распознавать басни как жанр литературы по характерным признакам;
  • формировать умение распознавать средства художественной выразительности в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему, задачи, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, соблюдать правила речевого поведения;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_5_kl.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная   школа № 13 им.К.Хетагурова

Технологическая карта

урока литературы

в 5 классе

Составила

Бесолова Рита Казбековна,

учитель русского языка и литературы

Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». Сравнительный анализ басен.

Предмет: литература.

Учебник: Коровина, Коровин, Журавлев: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС

Название раздела, темы: Басня. Творчество И.А.Крылова.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать навык  распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам, знакомство с основными фактами биографий авторов художественных произведений.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
  • создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью;
  • формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.

 Предметные:

  • распознавать басни как жанр литературы по характерным признакам;
  • формировать умение распознавать средства художественной выразительности в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему, задачи, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, соблюдать правила речевого поведения;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

  • формировать умение работать с баснями разных писателей;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию и применять её;
  • развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Оборудование:

  • портрет писателей (Эзоп, Крылов);
  • выставка книг баснописцев;
  • выставка иллюстраций к произведению и рисунков обучающихся;
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой;
  • карточка-информатор для работы с текстом;
  • заготовленный раздаточный материал;
  • ПК с подключением к сети Интернет;
  • презентация;
  • проектор;
  • мобильный компьютерный класс.

Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя (с названием используемых ЭОР)

Деятельность ученика

Плани-руемое время

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, фиксирование отсутствующих, проверка готовности к уроку

Приветствие, проверка готовности к уроку

1 мин

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблем-ный, метод фронталь-ной организа-ции учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование духовно-нравственных качеств

регулятивные УУД: целеполагание

Продолжите крылатые слова.

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

Из произведений какого автора взяты данные строки?

Какие произведения он писал?

Откуда они вам известны?

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Дети отвечают на вопросы, дают монологические ответы, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2 мин.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Словарная работа.

Проблем-ный, метод фронталь-ной организа-ции учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Как звучит тема нашего урока?

В начальной школе вы уже знакомились с различными баснями. Что вы знаете о басне?

Сегодня нам предстоит расширить наши знания об этом жанре, мы познакомимся с удивительными произведениями Эзопа и Крылова.

Вернемся к теме урока. Взгляните еще раз на доску и определите ключевые слова.

 Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Какова наша задача?

Правильно, сегодня мы будем учиться сравнивать басни.

А что значит «сравнивать»? Как вы понимаете значение слов «сравнивать», «сопоставлять»?

Скажите, а нам знакома такая работа? Что мы постоянно сравнивали, когда изучали сказки?

 О каком отличии вы сразу можете сказать, глядя на тему урока?

Откройте тетради, запишите число, тему урока

Работа с эпиграфом к уроку.

Давайте вспомним, что такое эпиграф

(Эпи́граф  — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т.п)

Прочтите его выразительно. Как он связан с темой урока?

Люблю, где случай есть, пороки пощипать

Лексическая работа: https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207

Ребята, а что значит «порок». Как вы его понимаете?

Давайте посмотрим, правильно ли мы определили значение этого слова. Проверим себя по словарю.

Порок* - 1. Тяжелый, предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Лживость – большой порок

2. Развратное поведение

Предаться пороку

3. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния

Пороки речи, пороки сердца

Какое из значений подходит для нашего варианта? (1).

Давайте запишем значение слова в тетради.

Жанр басни очень древний. Родоначальником его считается Эзоп, который жил и творил в 6 в. до н.э. Позже басенные традиции развивал  французский писатель XVII в. Жан де Лафонтен, русские мастера слова Александр Петрович Сумароков, Василий Кириллович Тредиаковский, которые творили в XVIIIв,  неподражаемый Иван Андреевич Крылов, автор XIX века. Современные писатели также уделяют большое внимание данному жанру, например, Сергей Владимирович Михалков. Вам ни о чем это имя не говорит?  (автор гимна Российской Федерации).

Вы заметили, что басней интересовались на протяжении многих тысячелетий и в самых разных странах.

 Как вы считаете, с чем связан такой интерес к басне?

А теперь настало самое время для знакомства с нашими баснописцами.

Запись темы  в  тетради.

Восприятие визуальной информации.

Знакомство с заданием

Выполнение заданий. Размещение результатов их выполнения.

10 мин.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

  1. Прослушивание аудиозаписи

  1. Реализация индивидуального домашнего задания

Словесный, познава-тельный, эвристичес-кий

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно

 выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: умение находить ответ на вопрос «Какое значение

имеет для меня учение? »

регулятивные УУД:

прогнозирование и  получение конкретного результата.

Вам необходимо внимательно слушать, чтобы потом устно ответить на вопросы. Перечень вопросов у вас на карточках (раздаточный материал)

  1. Знакомство с биографией Эзопа.

http://fcior.edu.ru/card/9109/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html 

(Самостоятельная работа с приложением или выступление заранее подготовленного ученика).

  1. Знакомство с биографией И.А. Крылова (выступление заранее подготовленного ученика)

Слушание аудиозаписи

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь ответы

Восприятие визуальной информации

Восприятие визуальной информации.

5мин.

Этап 4. Проверка первичного усвоения знаний на основе исследовательской работы:

Проверка усвоения знаний

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно

 выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение

имеет для меня учение? »

регулятивные УУД:

прогнозирование и  получение конкретного результата.

Крылов всегда был очень близок к народу. Недаром его ласково  называют «дедушка Крылов»

Ну что ж, вы внимательно слушали, пришло время подвести итоги. Внимание на экран. Ответьте на вопросы.

Обобщающий вопрос: Что общего в биографиях двух баснописцев вы увидели?

Устно выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

1 мин.

Инсценировка*

Метод театрализации

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи

Мы познакомились с биографиями писателей, живших так давно…

Но у нас есть возможность перенестись на несколько сот лет назад и увидеть маленький фрагмент из жизни Ивана Андреевича.

Будьте внимательны к тому, что говорит автор, он расскажет вам много интересного.

Инсценировка «Что расскажет нам дедушка Крылов»

О каких особенностях своих произведений нам рассказал Крылов?

Смотрят инсценировку, отвечают на вопросы учителя. Формирование артистических способностей через творческое задание;  оценка выступлений.

3мин.

Физминутка. Зрительная гимнастика

Этап 5. Этап открытия новых знаний

Аналитическая работа с текстом.

Словесный, наглядный, практичес-кий

регулятивные УУД:

1.Формируем умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

2. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

коммуникативные УУД:

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной речи.

личностные УУД:

1.Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Еще  педагог Ушинский говорил, что «Сравнение – есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем, не иначе, как через сравнение».

Правильность этого суждения мы сейчас докажем. Но сначала познакомимся с текстами басен. Внимательно послушайте, вдумайтесь в смысл каждого произведения. Нам нужно будет сравнить басни.

Выразительное чтение басни Эзопа

Просмотр мультфильма по басне Крылова https://www.youtube.com/watch?v=mFWOHQpYhjk

Итак, мы приступаем к групповой работе. Это значит, что работать вам предстоит вместе, вы сами решите, кто возьмет на себя роль организатора работы в группе.

Перед вами Карточка-информатор. Вам необходимо произвести сравнительный анализ по вопросам в таблице. Обратите внимание карточку – информатор, которая называется «Структура басни»

Перед тем, как приступить к работе еще раз внимательно прочитайте тексты басен. Две группы работают с басней Эзопа, и две – с басней Крылова И.А.

(Раздаточный материал №2)

Оценивают выступления одноклассников, сравнивают басни, заполняют таблицу. Работа в группах и парах. Ищут выразительные средства в басне.

10 мин.

Этап 6. Применение знаний.

Словесный, эвристический

коммуникативные УУД:

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной речи

личностные УУД:

1. Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Ребята, в своих таблицах вы совершенно верно определили мораль каждой из басен. А что же это такое?

Мораль* – нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни.

Давайте подведем итоги вашей исследовательской работы с текстом.

Вам понравились басни? Чем? Какие же пороки осуждают авторы?

Скажите, в чем же сходство басен писателей?

А различие?

Ваши предшественники тоже пытались ответить на эти вопросы, только они свои наблюдения оформляли в виде таблицы. Давайте сравним, а все ли мы отразили в своих ответах. Сопоставление своих ответов с образцом.

(Раздаточный материал №3)

Отвечают на вопросы,

работают с текстом, оценивают ответы товарищей.

Этап 7. Подведение итогов

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Итог: Что же общего в баснях двух авторов? – Поучение

Какие отличия Вы заметили?

Давайте узнаем, что же такое Аллегория. Поможет нам в этом учебник. Найдите в статье, посвященной басням, определение этого термина.

Аллегория* - иносказание. Под видом животных, птиц, растений автор имел ввиду людей, их черты характера.

Теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, посмотрим внимательно на наши таблицы и попробуем самостоятельно сформулировать ТЕРМИН.

Мы весь урок исследовали, сравнивали, искали ответы на самые разные вопросы. Пришло время ответить на самый важный вопрос: Что же такое басня?        

Попробуйте самостоятельно прочитать термин и вставить недостающие слова, а затем озвучите получившийся вариант вслух.

Ба́сня* — стихотворное или прозаическое литературное произведение _________________________________ характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — _____________________________________________ Действующими лицами обычно выступают ____________________________________.

В басне высмеиваются _______________________ людей. Басня — один из _____________________________литературных жанров.

Прочтем в учебнике определение.

2.Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

(Раздаточный материал №3)

- Письменный ответ на вопрос: Чему меня учит басня Эзопа и Крылова

- Индивидуальное сообщение на тему: Отечественная война 1812 года

- Задание по желанию: тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html

Запись задания в дневники.

4. Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-

рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия,

коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

«Незаконченные предложения…»

Я узнал, что…

Больше всего мне понравилось…

Меня поразило…

Мне осталось непонятным…

Итоговый комментарий.

Пожелание успехов.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют таблицу результативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« И. А. Крылов. Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для обучающихся 3 класса. Урок объяснения нового материала с использованием презентации....

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения....

История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".

ФГОС.  История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"...

Литературная гостиная:" И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Конспект по чтению поможет Вам познакомить ребят с биографией Крылова, с басней, с ее моралью....

И.А. Крылов " Ворона и Лисица"

конспект урока по литературе с использованием приемов: Ромашка Блума и Кубик Блума...

Конспект урока литературы. И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ.

И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ», «ВОРОНА И ЛИСИЦА». ОЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКОВ В БАСНЯХ....

Открытый урок литературы в 5классе И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс

Урок - сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова. Все структуры урока сформированы исходя из поставленных целей и задач и были направлены на освоение новой темы.На уроке обучающиеся знакомятся с новы...