Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы составлен для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Урок построен на стратегии "Чтение с остановками".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 88.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения
в 5 классе
по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
Автор: Картавая Галина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
2017-2018 учебный год
Урок внеклассного чтения
по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
в 5в классе
Цель урока:
- обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии «чтение с остановками».
Задачи урока:
- познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»;
- активизировать деятельность учащихся с помощью приемов смыслового чтения;
- развивать мыслительную деятельность.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, распечатанный текст рассказа «Подснежник» , разделенный на 4 части (по количеству «остановок»),
информационная таблица, алгоритм составления синквейна.
Ход урока:
I. Ассоциации
Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.
- Скажите, дети, при упоминании о подснежнике , о чем вы подумали? Что вам представилось?
- Вы знаете, что такое подснежник?
- Видели вы этот цветок? Какого он цвета?
- На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?
- Знаете ли вы, где растет подснежник?
- В какое время года появляются подснежники?
Учащиеся : отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы можно оформить в виде кластера.
Учитель:
- Можете ли вы по названию рассказа определить его содержание?
- Можете ли назвать героя рассказа?
- Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?
- Значит, вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?
- Запишите свои предположения в тетрадь.
Учащиеся записывают свои предположения :
Я думаю, что рассказ «Подснежник» о…. Главный герой рассказа…
II. Работа над содержанием рассказа.
Стратегия «Чтение с остановками».
- Во время работы над текстом заполняется информационная таблица, в которой фиксируется самое основное из содержания рассказа
Герои | События | |
Учитель: Итак, предположения сделаны. Они разные, но объединены ваши читательские прогнозы названием рассказа «Подснежник».
Сейчас вы услышите рассказ, и мы проверим, насколько ваши предположения оказались верны. Обратимся к тексту.
Чтение 1 части текста учителем
Подснежник
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
1 остановка
- Не правда ли, неожиданное начало рассказа?
- Что именно оказалось неожиданным?
- Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?
- Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?
- Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?
Учитель: На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод
о прочитанном в конце урока.
- Предположите, о чём пойдет речь в продолжении рассказа?
Чтение 2 части текста учителем
(до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)
2 остановка
- Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?
- Понятно ли вам высказывание живет Саша "на хлебах"?
- Почему мальчик живет не с отцом?
- Расскажите, что вы узнали об отце мальчика?
- Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.
- Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?
Чтение 3 части текста учителем
(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)
3 остановка
Учитель:
- Как Саша и его отец проводят день? Чем они занимаются?
- Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?
- Объясните свой ответ примерами из текста.
Учащиеся находят в тексте 3 части подтверждение: как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
4 остановка
- Понравилась вам картина, которая изображена автором?
- Почему же день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина?
- Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение 4 части текста учителем ( до конца расказа)
Учитель:
- Каким настроением наполнена последняя часть рассказа? Найдите строки, подтверждающие ваши ответы.
- Почему отец торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?
- Как вы понимаете смысл слов … прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?
- Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?
- Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?
Учащиеся отвечают на вопросы, ищут в тексте примеры, заполняют таблицу на протяжении чтения рассказа.
Заполненная информационная таблица:
Саша | Отец | События |
-гимназист -ему десять лет, -ему грустно, одиноко: скучные, -одинаковые дни в чужой семье
подснежнику |
|
-переселяется с отцом на Елецкое подворье -завтрак в трактире с отцом
-отъезд отца-«великое горе» |
III стадия. Рефлексия:
1.Беседа с учащимися:
- Понравился ли вам рассказ? Поняли вы его?
- Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.
- Почему не оправдались ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?
- Всегда ли можно понять тему рассказа по его заглавию?
- Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ «Подснежник»?
- Запишите в тетради, о чем рассказ «Подснежник» и кто его герой.
Учащиеся записывают под таблицей :
«В рассказе И.А.Бунина «Подснежник» говорится о…. Главный герой-
- Творческая работа: составление синквейна.
Учитель: Так почему же рассказ назван «Подснежник»? Поможет вам в ответе кластер, составленный нами в начале урока.
Учащиеся дают ответ: Мальчик Саша своей чистотой , нежностью и вместе с тем стойкостью перед трудностями жизни напоминает первый весенний цветок подснежник.
Учитель:Я предлагаю вам составить синквейн , который объясняет смысл названия рассказа.
Саша
Открытый, простодушный.
Учится, скучает, ждёт .
Широко раскрыты лазурные детские глаза!
Подснежник.
IV. Оценивание работы учащихся на уроке
V. Домашнее задание: Перечитать текст рассказа , составить кластер, помогающий понять тему произведения.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2010.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
5. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу А.Куприна «Гамбринус»
Аналитическая беседа...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"
урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...
Открытый урок литературы в 7 классе по теме «И.А.Бунин «Подснежник»
Открытый урок литературы по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема исторического прошлого России в рассказе» (УМК: В.Ф.Чертов, Л.А....
Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс
В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....