Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы составлен для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Урок построен на стратегии "Чтение с остановками".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения
в 5 классе
по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
Автор: Картавая Галина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
2017-2018 учебный год
Урок внеклассного чтения
по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
в 5в классе
Цель урока:
- обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии «чтение с остановками».
Задачи урока:
- познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»;
- активизировать деятельность учащихся с помощью приемов смыслового чтения;
- развивать мыслительную деятельность.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, распечатанный текст рассказа «Подснежник» , разделенный на 4 части (по количеству «остановок»),
информационная таблица, алгоритм составления синквейна.
Ход урока:
I. Ассоциации
Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.
- Скажите, дети, при упоминании о подснежнике , о чем вы подумали? Что вам представилось?
- Вы знаете, что такое подснежник?
- Видели вы этот цветок? Какого он цвета?
- На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?
- Знаете ли вы, где растет подснежник?
- В какое время года появляются подснежники?
Учащиеся : отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы можно оформить в виде кластера.
Учитель:
- Можете ли вы по названию рассказа определить его содержание?
- Можете ли назвать героя рассказа?
- Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?
- Значит, вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?
- Запишите свои предположения в тетрадь.
Учащиеся записывают свои предположения :
Я думаю, что рассказ «Подснежник» о…. Главный герой рассказа…
II. Работа над содержанием рассказа.
Стратегия «Чтение с остановками».
- Во время работы над текстом заполняется информационная таблица, в которой фиксируется самое основное из содержания рассказа
Герои | События | |
Учитель: Итак, предположения сделаны. Они разные, но объединены ваши читательские прогнозы названием рассказа «Подснежник».
Сейчас вы услышите рассказ, и мы проверим, насколько ваши предположения оказались верны. Обратимся к тексту.
Чтение 1 части текста учителем
Подснежник
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
1 остановка
- Не правда ли, неожиданное начало рассказа?
- Что именно оказалось неожиданным?
- Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?
- Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?
- Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?
Учитель: На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод
о прочитанном в конце урока.
- Предположите, о чём пойдет речь в продолжении рассказа?
Чтение 2 части текста учителем
(до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)
2 остановка
- Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?
- Понятно ли вам высказывание живет Саша "на хлебах"?
- Почему мальчик живет не с отцом?
- Расскажите, что вы узнали об отце мальчика?
- Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.
- Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?
Чтение 3 части текста учителем
(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)
3 остановка
Учитель:
- Как Саша и его отец проводят день? Чем они занимаются?
- Как вы думаете, нравится ли мальчику день, который он провёл с отцом?
- Объясните свой ответ примерами из текста.
Учащиеся находят в тексте 3 части подтверждение: как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
4 остановка
- Понравилась вам картина, которая изображена автором?
- Почему же день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина?
- Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение 4 части текста учителем ( до конца расказа)
Учитель:
- Каким настроением наполнена последняя часть рассказа? Найдите строки, подтверждающие ваши ответы.
- Почему отец торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?
- Как вы понимаете смысл слов … прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?
- Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?
- Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?
Учащиеся отвечают на вопросы, ищут в тексте примеры, заполняют таблицу на протяжении чтения рассказа.
Заполненная информационная таблица:
Саша | Отец | События |
-гимназист -ему десять лет, -ему грустно, одиноко: скучные, -одинаковые дни в чужой семье
подснежнику |
|
-переселяется с отцом на Елецкое подворье -завтрак в трактире с отцом
-отъезд отца-«великое горе» |
III стадия. Рефлексия:
1.Беседа с учащимися:
- Понравился ли вам рассказ? Поняли вы его?
- Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.
- Почему не оправдались ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?
- Всегда ли можно понять тему рассказа по его заглавию?
- Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ «Подснежник»?
- Запишите в тетради, о чем рассказ «Подснежник» и кто его герой.
Учащиеся записывают под таблицей :
«В рассказе И.А.Бунина «Подснежник» говорится о…. Главный герой-
- Творческая работа: составление синквейна.
Учитель: Так почему же рассказ назван «Подснежник»? Поможет вам в ответе кластер, составленный нами в начале урока.
Учащиеся дают ответ: Мальчик Саша своей чистотой , нежностью и вместе с тем стойкостью перед трудностями жизни напоминает первый весенний цветок подснежник.
Учитель:Я предлагаю вам составить синквейн , который объясняет смысл названия рассказа.
Саша
Открытый, простодушный.
Учится, скучает, ждёт .
Широко раскрыты лазурные детские глаза!
Подснежник.
IV. Оценивание работы учащихся на уроке
V. Домашнее задание: Перечитать текст рассказа , составить кластер, помогающий понять тему произведения.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2010.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
5. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-314924-1381667880.jpg)
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс
Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа О.Генри "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-432754-1440928945.jpg)
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"
урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-1069175-1539441173.jpg)
Открытый урок литературы в 7 классе по теме «И.А.Бунин «Подснежник»
Открытый урок литературы по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема исторического прошлого России в рассказе» (УМК: В.Ф.Чертов, Л.А....
Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс
В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....