Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект  урока литературы составлен для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Урок построен на стратегии "Чтение с остановками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx88.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу бунин обложка рассказа подснежник

 

Конспект урока внеклассного чтения

в 5 классе  

по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

                       

                             

 http://awesomeworld.ru/wp-content/uploads/2015/03/snowdrops-2423185_1280-700x400.jpg

Автор: Картавая Галина Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

Урок внеклассного чтения  

по рассказу И.А.Бунина «Подснежник» 

в 5в классе

Цель урока: 

  • обучение осмысленному восприятию текста во время его чтения с помощью стратегии  «чтение с остановками».

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с рассказом И.А.Бунина «Подснежник»;
  • активизировать деятельность учащихся с помощью приемов смыслового чтения;
  • развивать  мыслительную деятельность.

Оборудование: портрет И.А.Бунина,  распечатанный текст рассказа «Подснежник» , разделенный на 4 части (по количеству «остановок»),

информационная таблица, алгоритм составления синквейна.

Ход урока:

I. Ассоциации

Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать  над содержанием  незнакомого вам рассказа И.А.Бунина «Подснежник». Запишите в тетрадях тему урока.

  • Скажите, дети, при упоминании о  подснежнике , о чем вы подумали? Что вам представилось?
  • Вы знаете, что такое подснежник?
  • Видели вы этот цветок? Какого он цвета?
  • На что похож подснежник? Сможете нарисовать его?
  • Знаете ли вы, где  растет подснежник?
  • В какое время года появляются подснежники?

Учащиеся : отвечают на вопросы. На доске и в тетрадях ответы можно оформить в виде кластера.

Учитель: 

  • Можете ли вы  по названию рассказа определить его содержание?
  • Можете ли назвать героя рассказа?
  • Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием?
  • Значит,  вы думаете, что рассказ посвящен цветку. И главный герой-цветок подснежник?
  • Запишите свои предположения в тетрадь.

Учащиеся записывают свои предположения :

Я думаю, что рассказ «Подснежник» о….   Главный герой рассказа…

II. Работа над содержанием рассказа.

Стратегия «Чтение с остановками».

  • Во время работы над текстом заполняется информационная таблица, в которой фиксируется самое основное из содержания рассказа

Герои

События

Учитель: Итак, предположения сделаны. Они разные, но объединены ваши читательские прогнозы названием рассказа «Подснежник».

Сейчас вы услышите рассказ,  и мы проверим, насколько ваши предположения оказались верны. Обратимся к тексту.

Чтение 1 части текста учителем

Подснежник

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

1 остановка

  • Не правда ли, неожиданное начало рассказа?
  • Что именно оказалось неожиданным?
  • Кто герой рассказа? Где он жил? Как его называла тетушка?
  • Смог кто-нибудь из вас подумать, что речь пойдет о мальчике?
  • Догадываетесь ли вы, почему рассказ назван «Подснежник»?

Учитель: На столе перед каждым из вас лежит таблица, которую мы будем заполнять по мере работы над рассказом, чтобы было проще сделать вывод

о прочитанном в конце урока.

  • Предположите, о чём пойдет речь в продолжении рассказа?

Чтение 2 части текста учителем

(до слов «Отец просыпается рано, наполняет весь номер…»)

2 остановка

  • Что узнали из этой части рассказа? Все ли слова поняли?
  • Понятно ли вам  высказывание  живет Саша "на хлебах"?
  • Почему мальчик живет не с отцом?
  • Расскажите, что вы узнали об  отце мальчика?
  • Какие отношения были между Сашей и его отцом? Примеры.
  • Предположите, как будут проводить время мальчик и его отец?

Чтение 3 части текста учителем

(до слов «Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров…»)

3 остановка

Учитель:

  • Как  Саша и его отец проводят день? Чем они занимаются?
  • Как вы думаете, нравится ли мальчику  день, который он провёл с отцом?
  • Объясните свой ответ примерами из текста.

Учащиеся находят в тексте 3 части подтверждение: как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

4 остановка

  • Понравилась вам картина, которая изображена автором?
  • Почему  же день назван счастливым, хотя перед нами предстаёт не очень приятная картина?
  • Осталась последняя часть рассказа. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение 4 части текста учителем ( до конца расказа)

Учитель:

  • Каким настроением наполнена последняя часть рассказа? Найдите строки, подтверждающие ваши ответы.

  • Почему  отец  торопливо прощается с Сашей? Что он ему говорит?
  • Как вы понимаете  смысл слов прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!?
  • Что чувствовал Саша, прощаясь с отцом?
  • Было ли расставание с отцом «горем» для Саши или это образное выражение?

Учащиеся отвечают на вопросы, ищут в тексте примеры, заполняют таблицу на протяжении чтения рассказа.

Заполненная  информационная таблица:

Саша

           Отец

События

-гимназист

-ему  десять лет,

-ему грустно, одиноко: скучные, -одинаковые дни в чужой семье

  • у  него ясные глаза, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.
  • подобен  небесно-голубому

подснежнику

  • большой ,
  • сильный и моложавый
  • шумный
  • щедрый
  • ласковый
  • любит сына
  • человек-праздник
  • приезд отца из деревни

-переселяется с отцом на  Елецкое подворье

-завтрак в трактире с отцом

  • счастливый день!
  • как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

-отъезд отца-«великое горе»

III стадия. Рефлексия:

1.Беседа с учащимися:

  • Понравился ли вам рассказ? Поняли вы его?
  • Посмотрите на свои записи до чтения рассказа и сравните их с теми, что вы сделали, заполняя таблицу.
  • Почему не оправдались  ваши предположения? Что оказалось для вас открытием в рассказе?
  • Всегда ли можно понять тему рассказа  по его заглавию?
  • Сможете ответить, почему писатель назвал свой рассказ  «Подснежник»?
  • Запишите в тетради, о чем рассказ «Подснежник» и кто его герой.

Учащиеся записывают под таблицей :  

«В рассказе И.А.Бунина «Подснежник»   говорится  о….  Главный герой-

  1. Творческая работа: составление синквейна.

Учитель: Так почему же рассказ назван  «Подснежник»? Поможет вам в ответе кластер, составленный нами в начале урока.

Учащиеся дают ответ: Мальчик Саша своей чистотой , нежностью и вместе с тем стойкостью перед трудностями жизни напоминает первый весенний цветок подснежник.

Учитель:Я предлагаю вам составить синквейн , который объясняет смысл названия рассказа.

Саша

Открытый, простодушный.

Учится, скучает, ждёт .

 Широко раскрыты лазурные детские глаза!

Подснежник.

IV. Оценивание работы учащихся на уроке

V. Домашнее задание: Перечитать текст рассказа , составить кластер, помогающий понять тему произведения.

                                                 

Литература:

1.      Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2010.        

2.  Сметанникова Н.Н.  Стратегиальный подход к обучению чтению.Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

3.      Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

4.    Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения».   [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.

5. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"

урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...

Открытый урок литературы в 7 классе по теме «И.А.Бунин «Подснежник»

Открытый урок литературы по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема исторического прошлого России в рассказе» (УМК: В.Ф.Чертов, Л.А....

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....