Конспект урока внеклассного чтения по рассказу А.Куприна «Гамбринус»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Корикова Валентина Павловна

Аналитическая беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_rasskaz_kuprina_gambrinus.rar15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу А.Куприна «Гамбринус»

Класс: 8.

Тема: «Рассказ Куприна «Гамбринус».

Учитель: Корикова Валентина Павловна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: аналитическое исследование.

Оборудование: тексты рассказа, видеоряд с портретом писателя А.И.Куприна, материалами для демонстрации с 10 информационными блоками.

Методическая цель открытого урока: продемонстрировать содержательную сторону изучаемого материала, продемонстрировать ключевые аспекты анализа рассказа.

Цели: 1. Составить представление об особенностях художественного мира Куприна, знать идейное содержание, тематику, художественное своеобразие рассказа Куприна «Гамбринус».

2. Уметь видеть биографические сведения в тематике произведения, анализировать, рассуждать.

3. Формировать уважительное отношение к людям с богатым внутренним миром, таланами и душевными качествами.

Методы и приёмы: самостоятельная подготовка небольших сообщений обзорного плана по самостоятельно проанализированным главам. Чтение и обсуждение эпизодов произведения.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Тема урока - «Рассказ А.И.Куприна «Гамбринус». Странное название, малоизвестный для нас писатель… Сегодня мы попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа А.И.Куприна, понять  тематику, идейную суть, особенности произведения, а может, и составим представление об особенностях художественного слова этого писателя.

Как известно, именно в фактах биографии нужно искать интерес писателя к той или иной тематике.

 2.Проверка домашнего  задания (дома ребята самостоятельно знакомились с биографией писателя, составляли план.)

Восстановить правильную последовательность биографических сведений о Куприне

(План на экране, затем с целью оперативного контроля за знаниями –«ключ» к проверке)  

А.И.Куприн.

(1870-1838)

1. Род. в г.Наровчатов Пензенской губернии в семье мелкого чиновника – письмоводителя.

2. Детство и юность - в Москве (с 6 лет:  Московский сиротский Разумовский пансион, Московский кадетский корпус – до18 лет).

3. 1888-89 гг. - Александровское военное училище («казённый мальчик»).

4. 1890-94 гг. - служба в Днепровском военном полку.

5. Отставка. Поездки по России (зубной врач, грузчик, суфлёр, рыбак, землемер). Знакомство с Чеховым.

6. Петербургский период. Женитьба на Давыдовой, дочь Лидия. «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус» -1907 год. Встречи с А.М.Горьким, Л.Н.Толстым, И.А.Буниным.

7. 1907 год. Брак с Генрих, сестрой милосердия, дочь Ксения.

8. Не приемлет политику «военного коммунизма», посещает Ленина.

9. 1919-1937.Эмиграция.

10. Возвращение в Россию(1938 год). Смерть от рака пищевода.

(План приблизительный, без нарушения хронологии, которая может быть изменена по усмотрению учителя)

-Как вы успели заметить, рассказ написан в 1907 году. Что это за эпоха в жизни России?

(ответы учащихся)

3. Сообщения по частям рассказа (по принципу: «вслед за автором». Необходимо направить анализ текста в нужное русло, предварительно проконсультировав, либо оговорив  элементы анализа текста, в процессе обсуждения глав материал дополняется новыми сведениями).

Таким образом, учащиеся, которые выступают с сообщением,  готовятся по плану:

-Озаглавить эпизод.

-Пересказать его.

-Выявить художественные особенности.

-Раскрыть значимость главы для понимания идейного замысла всего рассказа.

А) 1 сообщение. Заголовок: «Заведение и его прислуга».

(Пересказ ученика, его выступление с анализом главы. Затем- информация на экране. Не названо конкретно ни города, ни точного местонахождения заведения «Гамбринус»: «где-то на юге России», т.е. это мог быть любой портовый город, но что особо значимо для писателя - заведение находится ниже уровня земной поверхности, на самом дне, чуть не в преисподней, за гранью допустимого. Тем самым автор подчёркивает типичность, обобщённость подобного рода явлений, это ничем не примечательное место, одна из многих, которая обслуживает отнюдь не высокую публику… Экспозиция представляет собой описание интерьера пивного заведения: используется множество эпитетов с негативным оттенком: «низкие сводчатые залы», «узкая лестница», «избитые ступени», в пивной нет окон, и сюда стекает влага.

Необычно здесь то, что на стене во весь рост изображён лихой король Гамбринус да то, что каждый вечер неизменно публику развлекает «музыкант Сашка – еврей, кроткий, весёлый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределённых лет»).

Б) 2 сообщение. «Обитатели портового города».

(Пересказ ученика, его выступление с анализом  главы. Затем- информация на экране Описание во 2  главе построено по принципу от малого к большому: от маленького заведения – к описанию крупного портового города. Приём расширения пространства.

В этом городе, как и в любом другом, есть всё: и кварталы для нищих, и роскошные праздничные улицы. Антитеза звучит в эпизодах: «Город соединялся с портом узкими, крутыми, коленчатыми улицами, по которым порядочные люди избегали ходить ночью. На каждом шагу здесь попадались ночлежные дома с грязными, забранными решёткой окнами, с мрачным светом одинокой лампы внутри», и другое описание: «Здешние буйные обитатели редко подымались наверх в нарядный, всегда праздничный город с его зеркальными стёклами, гордыми памятниками, сиянием электричества, асфальтовыми тротуарами, аллеями белой акации, величественными полицейскими, со всей его показной чистотой и благоустройством»  

Само собой разумеется, что населяет этот портовый город самая разношёрстная публика. Но что знаменательно: Сашку, здесь знают даже больше, чем архиерея или губернатора, и всему причиной - его талант!)

  В) 3 сообщение. «Сашка – мастер – виртуоз».

(Пересказ ученика, его выступление с анализом главы. Затем- информация на экране. Описание игры Сашки построено по принципу градации. Поначалу он медленно играет странные, длительные, тоскливые пьесы, затем по мере появления посетителей, его игра всё более оживляется- меняется ритм, темп игры - меняется мимика лица Сашки (снова по принципу градации) (см. по тексту). Причём, портретная характеристика, детали портрета находятся в контрасте с внутренними ощущениями, испытываемыми от музыки. Тут используется экспрессивная лексика: метафоры, сравнения, олицетворения…

Профессор музыкального училища не смог оценить искусство Сашки, потому что он, очевидно, оторван от этой среды, далёк от неё, ведь мастер- виртуоз создаёт музыку, которая существует в сознании каждого отдельно взятого посетителя. Эта музыка живая, такая же, как и сам Сашка. Антитеза живого и неживого здесь ярко показана на примере вполне респектабельного с виду профессора и обычного Сашки, в котором живут абсолютная доброта и красота души).

Г) 4 сообщение.  «Чудесная сила музыки».

(Пересказ ученика, его выступление с анализом главы. Затем- информация на экране Вся глава построена на противопоставлениях. «Орфей, усмирявший волны», Сашка мог растревожить музыкой сердце любого, даже самого «бородатого, всего обветренного, звероподобного мужчинища», так, что тот заливался слезами. Многие подвыпившие моряки, расчувствовавшись, пели, плясали, часто Сашка предотвращал назревающие драки. Здесь автор пытается найти секрет воздействия Сашки на людей: «Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта, весело лучившаяся из его глаз, спрятанных под покатым черепом? Может быть, своеобразное уважение к таланту и что- то вроде благодарности?...» Вне зависимости от национальной принадлежности и рода занятий каждый из посетителей считает трактирного музыканта частью Гамбринуса.

Важная деталь раскрывает суть характера Сашки, его щедрость, бескорыстие, его независимость от накопительства: Сашка всем без исключения даёт в долг любую сумму, не требуя при этом возвращения денег. Таким образом, человек этот живёт в мире, который его во всём устраивает, в гармонии с самим собой и окружающими его людьми, он наслаждается своей работой, общением с людьми, он здесь, на этом дне жизни» нашёл себя и своё призвание, и весь смысл своего существования…

Д) 5 собщение. «Сашка уходит на войну».

(Пересказ ученика, его выступление с анализом  главы. Затем- информация на экране В этой главе можно легко найти приметы времени, о которых мы говорили в начале урока (находим). Л.Н.Толстой утверждал, что «война - противоестественное природе человека состояние», она калечит судьбы людей, вносит в их жизнь изменения. 46- летнего Сашку призывают на войну с японцами, он растерян, подавлен, «из его кротких смешных глаз глядят грусть и ужас».

Е) 6 сообщение. «Возвращение музыканта»

(Пересказ ученика, его выступление с анализом  главы. Затем- информация на экране. Гамбринус  опустел, и это  является лишним подтверждением того, что именно Сашка придавал ему свой статус популярного, наиболее посещаемого места в городе. Когда он неожиданно возвращается, то в заведении собирается так много народа, что «большинству приходилось стоять, кружки с пивом передавались через головы …и Гамбринус торговал, как никогда»).

Д) 7 сообщение.  «В вихре революционной борьбы»      

(Пересказ ученика, его выступление с анализом  главы. Затем- информация на экране И снова приметы времени. В революционной неразберихе, которая не должна коснуться  Сашки, сметается всё, и хотя для героя наступает время бессмысленной неразберихи, хаоса, насилия, но он не боится происходящего, т.к. считает, что его знают и не  тронут, в нём живёт «та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека. Лучше всяких браунингов».  Нарастание напряжения сравнивается с «клаокой» (в Древнем Риме – Подземная канализация для выведения нечистот): в городе происходят  революционные митинги, погромы, становится всё хуже и хуже, меняется привычный порядок вещей. Сашка подвергся смертельной опасности, но в последний момент кто-то, узнав, заступился за него. Не пощадили его собачку. В эпизоде, описывающем действия убийцы собаки, обращаем внимание на слова глагольного ряда: «осклабился», «сплюнул», «наклонившись», «поймал», «поднял», «ударил», «побежал»…- здесь характеристика грубого, бездушного человека, для автора  не важно, кто это, как его зовут, важно то, что он олицетворяет новое движение и его действия.. Сашка только что лишился самого дорогого существа, но он лишь «отёр пятно крови платком». Не описано его состояние- всё понятно без слов, сделал он это чисто машинально. Так продолжает раскрывать антитезу живого и неживого, разрушительные революция, война отражение мёртвого царства.).

Е) 8 сообщение.  «Кроткий» Сашка выражает протест».

(Пересказ ученика, его выступление с анализом  главы. Затем- информация на экране Здесь Сашка продемонстрировал чувство собственного достоинства, выразил протест, не струсил и не смалодушничал. Очевидно, вся эта смелость и отвага,  до поры до времени дремавшая в нём, проявилась потому, что он потерял свою любимую собачку, а может, к этому привели события, произошедшие с ним в последнее время, но только в результате протеста и драки Сашка оказался в полицейском участке).

Ж) 9 сообщение. «Искусство победило!»

(Пересказ ученика, его выступление с анализом главы. Затем- информация на экране. Можно искалечить Сашку - человека, но сломить его волю, дух, его любовь к музыке – никогда. Именно эта мысль является главной в заключительной главе. Снова появляется Гамбринус, сквозной образ, это и есть сам Сашка, «гадкий утёнок», отмеченный волшебным даром.

Сашка неотделим от Гамбринуса, созданного при помощи такого же контраста.

«Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит», - эти слова сказаны кем-то из посетителей трактира, но их можно приписать и Сашке, и можно считать выражением авторской позиции. Идеал автора - победа смерти над убожеством, которая живёт  в собственной душе каждого человека, и если душа эта крепка, то не властно над ней ни время, ни человеческое зло, глупость и ханжество. Тема всепобеждающего искусства, силы духа и смелого протеста «маленького человека» против чёрных сил звучит в этом замечательном рассказе И.А.Куприна.).

 

4. Домашнее задание по выбору: 1.  Составить тесты по теме

2. Письменная работа по одному из вопросов: «Новое и традиционное в изображении героя рассказа Куприна» или «Знаком ли вам  тип такого человека, как Сашка?»                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».Цели: 1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, повествующего об эпохе прошлого века, разобраться в описанных в нём событиях, судьбах и поступках герое...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу О.Генри «Последний лист» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по УМК "В мире литературы" (под ред. А.Кутузова). Анализ рассказа  О.Генри  "Последний лист" проведен в проблемной технологии. Использованы межпредметные связи (жи...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"

урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А.Бунина «Подснежник»

Конспект  урока литературы составлен для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Урок ...