Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"
рабочая программа по литературе (10 класс)

Малышева Татьяна  Максимовна

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и на основе авторской рабочей программы по литературе для 10 – 11 классов и рассчитана на 105 часов. Для реализации данной рабочей программы используется учебник Б.А.Ланина, Л.Ю. Устиновой, В.М. Шамчиковой «Литература. 10 класс» издательского центра «Вентана-Граф».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_10_klass.docx64.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей

_____________________________________

(указывается направление)

руководитель ШМО

_______________    / ____________________/

(подпись)                      (фамилия, инициалы)

Протокол от «____» августа 2017 г.№ __

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по ________

_____________    / ____________________/

(подпись)                      (фамилия, инициалы)

«______» августа 2017 г.                  

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»

от «____» августа 2017 г. №___

___________________ /_________/

Рабочая программа

по учебному предмету «Литература»

10 класс (базовый уровень)

на 2017 ‒ 2018 учебный год

Малышевой Татьяны Максимовны,

учителя русского языка и литературы

Г. о. Балашиха – 2017 г.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования[1] и на основе авторской рабочей программы по литературе для 10 – 11 классов[2].

Для реализации данной рабочей программы используется учебник Б.А.Ланина, Л.Ю. Устиновой, В.М. Шамчиковой «Литература. 10 класс» издательского центра «Вентана-Граф».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, на изучение учебного предмета «Литература» в 10-11 классах отводится 210 часов. Таким образом, на изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе отводится 105 часов, в том числе на следующие виды работ:

Виды контроля

I полугодие

II полугодие

Год

Уроки развития речи (классные сочинения)

6 ч.

6 ч.

12 ч.

Итого

6 ч.

6ч.

12 ч.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует знания учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Поставленные цели способствует решению следующих задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.

Структурно-содержательной особенностью программы является познание закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

Рабочая программа предлагает содержание и технологию реализации курса литературы, направленного на включение обучающихся в активную литературно-творческую и читательскую деятельность.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Введение – 1 часа

Русская литература XIX века.

Золотой век русской поэзии (обзор).

Литературные направления.

Русская и зарубежная литература первой половины XIX века – 11 часов

Русская литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин – 9 часов

Жизнь и творчество (повторение и обобщение). «Борис Годунов». Историческая основа трагедии, её композиция и проблематика. Образ Бориса Годунова, тема власти. Образ самозванца. Тема народа в трагедии. Поэма «Медный всадник». Историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как преобразователя России и как «медного истукана». Пётр и Евгений. Психологизм переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра и картины наводнения. Два бунта в повести ‒ стихии и человека. Трагический финал.

Литература Николаевской эпохи. Литературная критика. Западники и славянофилы. Романтизм и реализм.

Из зарубежной литературы – 2 часа

Г. Флобер– 2 часа

Из биографии писателя. Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы. Эмма Бовари и её зависимость от воззрений и обычаев среды. Любовный треугольник: Шарль, Родольф и Эмма Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.  разное отношение к любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы.

Расцвет русского реализма –38 часов

А. Н. Островский – 10 часов

Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становление русского театра. Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной жизни. Своеобразие завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.). «Жестокие нравы» «тёмного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Самодуры в пьесе: Кабаниха, Дикой. Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Внутренняя борьба героини, незаурядность её характера. Трагедия Катерины. Анализ ключевых сцен. Конфликт драмы, символика названия, споры о пьесе. Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве».

Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.

И. А. Гончаров – 10 часов

Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа, его композиционные, художественные особенности. Точность и ёмкость художественной детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенных персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор у Гончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавного героя. Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца и созерцательность Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия в романе. Обломов и обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальные корни обломовщины. Споры о романе. Д. И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова».

Тема для обсуждения: Поиски положительных начал в русской жизни и в русском национальном характере.

Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.

И. С. Тургенев – 11 часов

Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям русской общественной жизни. Система персонажей. Образ Базарова. Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов ‒ антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в изображении Тургенева. Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова». Женские образы в романе, А. С. Одинцова. Роль заключительных страниц романа эпилога / финала в романе. Базаров как трагический герой. Споры вокруг романа (статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция.

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм.

М. Е. Салтыков-Щедрин – 4 часа

Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» (обзор). Замысел романа «История одного города», его художественные особенности.Позиция повествователя, способы её выражения. Авторская оценка происходящих в романе событий. Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приём. Народ и власть в романе.

Тема для обсуждения: Патриотичен ли сатирический взгляд на русскую историю?

Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.

Лесков – 3 часа

Очерк жизни и творчества писателя. Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования.

Наедине с поэтом: из русской поэзии середины и второй половины XIX века – 19 часов

Ф. И. Тютчев - 5 часов

Жизнь и творчество поэта. Художественные особенностилирики. Антитеза как один из основных художественных приёмов. Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева. Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». Философские мотивы и тема России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева.

Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.

А. А. Фет - 5 часов

Жизнь и творчество поэта. Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы ‒ природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни». Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета.

Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.

Н. А. Некрасов – 8 часов

Очерк жизни и творчества поэта. Лирика Некрасова, её художественные особенности. Гражданский пафос лирики Некрасова. Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворённости жизнью. «Панаевский цикл» как роман в стихах. Трагизм любовной лирики, её диалогичность и экспрессивность. Тема ответственности поэта за своё творчество. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет и композиция поэмы. Поэма Некрасова как «эпопея современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия, пролог и картина пира в роли развязки поэмы. Герои поэмы и тема народного счастья. Различное понимание счастья героями. Народная точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность, мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление. Язык и стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о поэме.

Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

Эпоха великих романов – 32 часа

Л. Н. Толстой – 17 часов

Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования. Система персонажей. Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторское комментирование событий в романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские. Образ князя Андрея Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны в романе. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма». Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон. Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев. Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа.

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.

Ф. М. Достоевский – 14 часов

Жизнь и творчество. Почвенничество. Роман «Преступление и наказание». История создания романа «Преступление и наказание», психологизм произведения. Теория Раскольникова и его преступление. Сон первый. Анализ эпизода. Образ Петербурга. Униженные и оскорблённые. Преступление Раскольникова. Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович. Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения. Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе.

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

Уроки самостоятельного чтения – 2 часа

Василь Быков «Обелиск»

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»

Повторение – 3 часа

Нравственные уроки русской литературы 19 века.


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

№ урока

№ урока

в теме

Тема урока

Основные понятия и термины

Дата

по плану

Дата

по факту

1

2

3

4

5

6

ВВЕДЕНИЕ - 1ЧАС

1

1

Введение.

Золотой век русской поэзии

Творчество писателей 18-начала 19 века. Обзорное знакомство. Русская литература XIX века. Золотой век русской поэзии (обзор).Литературные направления

1 учебная неделя

РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА –11 ЧАСОВ

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

А. С. ПУШКИН – 9 ЧАСОВ

2

1

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (повторение и обобщение)

Жизнь и творчество поэта (повторение и обобщение)

2 учебная неделя

3

2

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский)

«Борис Годунов». Историческая основа пьесы. («Пьеса без героя»)

2 учебная неделя

4

3

Композиция и проблематика драмы

Особенности композиции

2 учебная неделя

5

4

Образ Бориса Годунова, тема власти

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества

 3учебная неделя

6

5

Образ самозванца. Тема народа в трагедии

Характеристика образа самозванца. Образ народа в трагедии и средства его создания

3 учебная неделя

7

6

Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина. историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как преобразователя России и как «медного истукана»

Особенности жанра поэмы.

Два лика Петра в поэме

3 учебная неделя

8

7

Петр и Евгений. Психологизм переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра и картины наводнения

Судьба Евгения. Образ «маленького человека» в русской литературе»

4 учебная неделя

9

8

Два бунта в повести – стихии и человека. Трагический финал

Тема бунта в поэме

4 учебная неделя

10

9

Литература Николаевской эпохи. Литературная критика. Западники и славянофилы. Романтизм и реализм

Основные литературные направления эпохи. Взгляды западников и славянофилов.

4 учебная неделя

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ЧАСА

11

1

Г. Флобер. Из биографии писателя

Мир идей. Историческая эпоха в России и мире, предопределившая развитие русской литературы. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века

5 учебная неделя

12

2

Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы. Эмма Бовари

Зависимость Эммы Бовари от воззрений и обычаев среды.

Любовный треугольник: Шарль, Рудольф и Эмма – разной отношение к любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы

5 учебная неделя

РАСЦВЕТ РУССКОГО РЕАЛИЗМА – 38 ЧАСОВ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ –10ЧАСОВ

13

1

А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества писателя. Становление русского театра

Биографические сведения о писателе, периоды его творчества; произведения. Становления национального театра в России

5 учебная неделя

14

2

Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной пьесы.

Творческая история пьесы «Гроза». Сюжет, система персонажей. Конфликт. Особенности композиции. Драма как жанр

6 учебная неделя

15

3

Своеобразие завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.)Анализ 1 действия пьесы

Герой, характер, тип. Герои пьесы, их идейно-смысловая нагрузка. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

6 учебная неделя

16

4

Жестокие нравы «темного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Анализ 2 действия пьесы

Художественный образ. Самодуры в пьесе: Кабаниха, Дикой

6 учебная неделя

17

5

Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Анализ 3действия пьесы

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Катерина в борьбе за человеческие права. Идея, пафос Трагическое. Катерина в борьбе за человеческие права Сила и слабость характера Катерины

7 учебная неделя

18

6

Внутренняя борьба героини, незаурядность ее характера. Трагедия Катерины. Анализ 4 действия пьесы

«Она освобождена» (Добролюбов).

Статья Гончарова «Луч света в темном царстве»

7учебная неделя

19

7

Конфликт драмы, символика названия, споры о пьесе. Анализ 5 действия пьесы

«Она освобождена» (Добролюбов).

Статья Гончарова «Луч света в темном царстве»

7 учебная неделя

20

8

Зачетный урок по пьесе «Гроза»

Проблематика пьесы

21

9

Р/р. Классное сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Сочинение по пьесе А.Н. Островского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

8 учебная неделя

22

10

Р/р. Классное сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Сочинение по пьесе А.Н. Островского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

8 учебная неделя

И.А. ГОНЧАРОВ – 10ЧАСОВ

23

1

И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества

И. А. Гончаров: русский писатель критик

9 учебная неделя

24

2

Роман «Обломов». История создания, композиционные, художественные особенности романа

Точность и емкость художественной детали

9 учебная неделя

25

3

Анализ эпизода «Посетители Обломова».

Сюжетная роль второстепенных персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор И.А. Гончарова

9 учебная неделя

26

4

Анализ эпизода «Сон Обломова»

Формирование характера главного героя

10 учебная неделя

27

5

Обломов и Штольц как контрастные образы

Рационализм Штольца и созерцательность Обломова

10 учебная неделя

28

6

Обломов и Ольга. Тема любви

Любовная линия в романе

10 учебная неделя

29

7

Обломов и «обломовщина». Проблематика романа

Исторические и социальные корни «обломовщины». Споры о романе

11 учебная неделя

30

8

Зачет. Проблематика романа «Обломов»

Анализ эпизода

31

9

Р/р. Классное сочинение

Структура сочинения. Отбор материала

11 учебная неделя

32

10

Р/р. Классное сочинение

Структура сочинения. Отбор материала

11 учебная неделя

И.С. ТУРГЕНЕВ - 11 ЧАСОВ

33

1

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества писателя

Биография писателя, его художественный мир И. С. Тургенев – создатель русского романа

12 учебная неделя

34

2

Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр

История создания романа «Отцы и дети»

12 учебная неделя

35

3

Система персонажей. Образ Базарова

«Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов.  Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста.

Базаров и родители

12 учебная неделя

36

4

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов ‒ антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в изображении Тургенева

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Базаров и Аркадий и Н.П. и П.П. Кирсановы

13 учебная неделя

37

5

Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова»

Взаимоотношения Базарова с Н. П. Кирсановы и П.П. Кирсановым (гл. 3-7, 5-11, 9,10, 16)

13 учебная неделя

38

6

Женские образы в романе, А. С. Одинцова.

Базаров и Одинцова, А. Кирсанов (гл. 13-19, 25-27, 17)

13 учебная неделя

39

7

Роль заключительных страниц романа эпилога / финала в романе. Базаров как трагический герой

Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм

14 учебная неделя

40

8

Споры вокруг романа (статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция.

Оценка романа Антоновичем, Минаевым, Страховым. Знакомство с положениями статьи Писарева «Базаров»

Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм

14 учебная неделя

41

9

Зачёт по творчеству И.С. Тургенева

«Отцы и дети»: система художественных образов

14 учебная неделя

42

10

Р/р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение по роману И.С. Тургенева; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

15 учебная неделя

43

11

Р/р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение по роману И.С. Тургенева; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

15 учебная неделя

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН - 4ЧАСА

44

1

М. Е. Салтыков-Щедрин.Очерк жизни и творчества писателя

Биографические сведения

15учебная неделя

45

2

«История одного города» (обзор). Замысел романа «История одного города», его художественные особенности. Позиция повествователя, способы её выражения. Авторская оценка происходящих в романе событий

Композиция, идейный смысл произведения. Город-гротеск в изображении писателя.

Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола

16 учебная неделя

46

3

Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приём7

Образы градоначальников как обобщенный образ страны.

Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола

16 учебная неделя

47

4

Народ и власть в романе

Народ на страницах истории города Глупова.

Тема для обсуждения: Патриотичен ли сатирический взгляд на русскую историю?

16учебная неделя

Н. С. ЛЕСКОВ – 3 ЧАСА

16 учебная неделя

48

1

Очерк жизни и творчества писателя

Биографические сведения о писателе и художественны мир

17 учебная неделя

49

2

Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования

Тема и идея произведения. Проблематика. Особенности повествования. Жанр сказа

17 учебная неделя

50

3

Защита проектов

Проектные задания и их презентация

17 учебная неделя

НАЕДИНЕ С ПОЭТОМ: ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

СЕРЕДИНЫИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА – 18 ЧАСОВ

Ф.И. ТЮТЧЕВ – 5 ЧАСОВ

51

1

Ф.И. Тютчев.Жизнь и творчество поэта. Художественные особенностилирики. Антитеза как один из основных художественных приёмов.

Этапы биографии. Основные мотивы лирики

18 учебная неделя

52

2

Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева.

Природа в лирике поэта

18учебная неделя

53

3

Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой».

Личная жизнь поэта и ее отображение в его поэтических произведениях

18 учебная неделя

54

4

Философские мотивы и тема России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека.

Освоение навыков анализа философской лирики

19 учебная неделя

55

5

Зачёт.Выразительное чтение и анализ стихотворений

Лирика Ф. Тютчева. Анализ стихотворения.

Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции

19 учебная неделя

А.А. ФЕТ - 5 ЧАСОВ

56

1

А.А. Фет.Жизнь и творчество поэта.

Биография поэта, ее влияние на настроения и мотивы лирики

19 учебная неделя

57

2

Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы ‒ природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет).

Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А. А. Фета

20 учебная неделя

58

3

Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы

Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А. А. Фета.

20 учебная неделя

59

4

Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни». Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета.

А. Фет и эстетика «чистого искусства»

20 учебная неделя

60

5

Зачёт.Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета

Лирика А.Фета. Анализ стихотворения.

Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции

21 учебная неделя

Н.А.НЕКРАСОВ –8 ЧАСОВ

61

1

Н.А. Некрасов.Очерк жизни и творчества поэта.

Биография писателя Основные темы, мотивы и образы поэзии

21 учебная неделя

62

2

Лирика Некрасова, её художественные особенности. Гражданский пафос лирики Некрасова

Художественные особенности лирики Гражданский пафос лирики Некрасова

21 учебная неделя

63

3

Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворённости жизнью. «Панаевский цикл» как роман в стихах. Трагизм любовной лирики, её диалогичность и экспрессивность. Тема ответственности поэта за своё творчество

Основные темы. Тема поэта и поэзии в изображении Н. Некрасова «Элегия», «Поэт и гражданин» и др.

Любовная лирика.

Героика и жертвенность в образе разночинца-народолюбца Добролюбов, Белинский

22 учебная неделя

64

4

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет и композиция поэмы. Поэма Некрасова как «эпопея современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия, пролог и картина пира в роли развязки поэмы

Социальная и нравственная проблематика поэмы.

Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

22 учебная неделя

65

5

Герои поэмы и тема народного счастья. Различное понимание счастья героями. Народная точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность, мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление

Образы крестьян.

Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

22 учебная неделя

66

6

Язык и стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о поэме.

Образы крестьян и помещиков. Дореформенная ипослереформенная Россия в поэме. Тема социального идуховного рабства.

23 учебная неделя

67

7

Р/р.Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение по поэме Н.А. Некрасова; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

23 учебная неделя

68

8

Р/р.Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

23 учебная неделя

ЭПОХА ВЕЛИКИХ РОМАНОВ – 31ЧАС

Л.Н. ТОЛСТОЙ –17 ЧАСОВ

69

1

Л.Н. Толстой.Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

История создания романа. Проблематика, образы, жанр

24 учебная неделя

70

2

Система персонажей

Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог

24 учебная неделя

71

3

Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторское комментирование событий в романе

Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика

24 учебная неделя

72

4

Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Семейный мир Ростовых и семейный мир Болконских. Семья Курагиных

25 учебная неделя

73

5

Образ князя Андрея Болконского

Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания А. Болконского. Исторические процессы и судьбы героев, поиск смысла жизни. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог

Анализ военных действий за пределами страны. Поведение солдат, офицеров

25 учебная неделя

74

6

Образ графа Пьера Безухова

Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания Пьера Безухова. Исторические процессы и судьбы героев, поиск смысла жизни. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог

25 учебная неделя

75

7

Тема войны в романе. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма»

Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания А. Болконского. Исторические процессы через судьбы героев, поиск смысла жизни. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог

26 учебная неделя

76

8

Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон

Кутузов и Наполеон. Тема исторической личности в ходе истории

26 учебная неделя

77

9

Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода

Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», Оставление русскими своих земель (ч.2-3), бунт крестьян в Богучарове, батарея Раевского

26 учебная неделя

78

10

Мысль народная. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Углубление замысла романа «Мысль народная» - главная. Изображение партизанской войны

27 учебная неделя

79

11

Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой

Бессмертие романа

27 учебная неделя

80

12

Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев

Образы Наташи Ростовой, кн. Марьи, Элен Курагиной и др.

27 учебная неделя

81

13

Философия истории в романе

Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза

28 учебная неделя

82

14

Смысл эпилога. Символика названия романа

Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза

28 учебная неделя

83

15

Зачёт. Побор цитатного материала к сочинению

Работа с текстом

28 учебная неделя

84

16

Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение по роману Л.Н. Толстого; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

29 учебная неделя

85

17

Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение по роману Л.Н. Толстого; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

29 учебная неделя

Урок самостоятельного чтения – 1 час

86

1

Урок самостоятельного чтения. Василь Быков «Обелиск»

Работа с текстом

29 учебная неделя

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ – 14 ЧАСОВ

87

1

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Почвенничество

Этапы биографии и творчества Ф. Достоевского Петербург Достоевского

30 учебная неделя

89

2

Роман «Преступление и наказание». История создания романа, психологизм произведения

История создания романа «Преступление и наказание»

30 учебная неделя

90

3

Теория Раскольникова и его преступление

Раскольников среди униженных и оскорбленных Семьи Мармеладова, Раскольникова

Теория Раскольникова. Идея о праве сильной личности. Преступление Раскольникова

30учебная неделя

91

4

Сон первый. Анализ эпизода

Стиль повествования

31 учебная неделя

92

5

Образ Петербурга. Униженные и оскорблённые

Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

31 учебная неделя

93

6

Преступление Раскольникова

Теория Раскольникова. Идея о праве сильной личности. Преступление Раскольникова.Тема. Проблематика. Психологизм

31 учебная неделя

94

7

Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова, Раскольникова и Лужина. Герой. Характер.

32 учебная неделя

95

8

Раскольников и Порфирий Петрович. Мастерство диалога

Герой. Характер. Выразительное чтение и анализ эпизода

32 учебная неделя

96

9

Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе.

Раскольников и Соня. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя

32 учебная неделя

97

10

Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения

Воскрешение человека в Раскольникове любовью Роль эпилога в романе

33 учебная неделя

98

11

Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе

Что помешало Раскольникову жить по теории, им созданной? Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?

33учебная неделя

99

12

Зачётный урок. Подбор цитатного материала из романа Ф.М. Достоевского

Работа с текстом

33 учебная неделя

100

13

Р/р. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

34 учебная неделя

101

14

Р/р. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы

34 учебная неделя

Урок самостоятельного чтения - 1 час

102

1

Урок самостоятельного чтения.

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»

Выразительное чтение и пересказ эпизодов с комментариями и анализом

34 учебная неделя

ПОВТОРЕНИЕ – 3 ЧАСА

103

1

Обобщающий урок «Нравственные уроки русской литературы 19 века»

Герои русской литературы 19 века. Нравственные идеалы. Жизненные ценности

35 учебная неделя

104

2

Обобщающий урок «Нравственные уроки русской литературы 19 века»

Герои русской литературы 19 века. Нравственные идеалы. Жизненные ценности

35 учебная неделя

105

3

Обобщающий урок «Нравственные уроки русской литературы 19 века»

Герои русской литературы 19 века. Нравственные идеалы. Жизненные ценности

35 учебная неделя


5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс 10-1

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


[1] Приказ  Минобразования  РФ  от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).

[2] Литература. 10 - 11 классы: рабочая программа/Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса

Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...