Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и на основе авторской рабочей программы по литературе для 10 – 11 классов и рассчитана на 105 часов. Для реализации данной рабочей программы используется учебник Б.А.Ланина, Л.Ю. Устиновой, В.М. Шамчиковой «Литература. 10 класс» издательского центра «Вентана-Граф».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей _____________________________________ (указывается направление) руководитель ШМО _______________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 2017 г.№ __ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ________ _____________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) «______» августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» от «____» августа 2017 г. №___ ___________________ /_________/ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
10 класс (базовый уровень)
на 2017 ‒ 2018 учебный год
Малышевой Татьяны Максимовны,
учителя русского языка и литературы
Г. о. Балашиха – 2017 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования[1] и на основе авторской рабочей программы по литературе для 10 – 11 классов[2].
Для реализации данной рабочей программы используется учебник Б.А.Ланина, Л.Ю. Устиновой, В.М. Шамчиковой «Литература. 10 класс» издательского центра «Вентана-Граф».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, на изучение учебного предмета «Литература» в 10-11 классах отводится 210 часов. Таким образом, на изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе отводится 105 часов, в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля | I полугодие | II полугодие | Год |
Уроки развития речи (классные сочинения) | 6 ч. | 6 ч. | 12 ч. |
Итого | 6 ч. | 6ч. | 12 ч. |
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует знания учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Поставленные цели способствует решению следующих задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.
Структурно-содержательной особенностью программы является познание закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.
Рабочая программа предлагает содержание и технологию реализации курса литературы, направленного на включение обучающихся в активную литературно-творческую и читательскую деятельность.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение – 1 часа
Русская литература XIX века.
Золотой век русской поэзии (обзор).
Литературные направления.
Русская и зарубежная литература первой половины XIX века – 11 часов
Русская литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин – 9 часов
Жизнь и творчество (повторение и обобщение). «Борис Годунов». Историческая основа трагедии, её композиция и проблематика. Образ Бориса Годунова, тема власти. Образ самозванца. Тема народа в трагедии. Поэма «Медный всадник». Историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как преобразователя России и как «медного истукана». Пётр и Евгений. Психологизм переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра и картины наводнения. Два бунта в повести ‒ стихии и человека. Трагический финал.
Литература Николаевской эпохи. Литературная критика. Западники и славянофилы. Романтизм и реализм.
Из зарубежной литературы – 2 часа
Г. Флобер– 2 часа
Из биографии писателя. Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы. Эмма Бовари и её зависимость от воззрений и обычаев среды. Любовный треугольник: Шарль, Родольф и Эмма Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой. разное отношение к любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы.
Расцвет русского реализма –38 часов
А. Н. Островский – 10 часов
Очерк жизни и творчества драматурга. Островский и становление русского театра. Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной жизни. Своеобразие завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.). «Жестокие нравы» «тёмного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Самодуры в пьесе: Кабаниха, Дикой. Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Внутренняя борьба героини, незаурядность её характера. Трагедия Катерины. Анализ ключевых сцен. Конфликт драмы, символика названия, споры о пьесе. Н. А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве».
Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.
И. А. Гончаров – 10 часов
Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Обломов». История создания романа, его композиционные, художественные особенности. Точность и ёмкость художественной детали. Анализ эпизода «Посетители Обломова», сюжетная роль второстепенных персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор у Гончарова. Анализ эпизода «Сон Обломова», формирование характера заглавного героя. Обломов и Штольц как контрастные образы. Рационализм Штольца и созерцательность Обломова. Обломов и Ольга. Тема любви. Любовная линия в романе. Обломов и обломовщина. Проблематика романа. Исторические и социальные корни обломовщины. Споры о романе. Д. И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова».
Тема для обсуждения: Поиски положительных начал в русской жизни и в русском национальном характере.
Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.
И. С. Тургенев – 11 часов
Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям русской общественной жизни. Система персонажей. Образ Базарова. Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов ‒ антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в изображении Тургенева. Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова». Женские образы в романе, А. С. Одинцова. Роль заключительных страниц романа эпилога / финала в романе. Базаров как трагический герой. Споры вокруг романа (статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция.
Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм.
М. Е. Салтыков-Щедрин – 4 часа
Очерк жизни и творчества писателя. «История одного города» (обзор). Замысел романа «История одного города», его художественные особенности.Позиция повествователя, способы её выражения. Авторская оценка происходящих в романе событий. Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приём. Народ и власть в романе.
Тема для обсуждения: Патриотичен ли сатирический взгляд на русскую историю?
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
Лесков – 3 часа
Очерк жизни и творчества писателя. Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования.
Наедине с поэтом: из русской поэзии середины и второй половины XIX века – 19 часов
Ф. И. Тютчев - 5 часов
Жизнь и творчество поэта. Художественные особенностилирики. Антитеза как один из основных художественных приёмов. Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева. Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». Философские мотивы и тема России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева.
Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.
А. А. Фет - 5 часов
Жизнь и творчество поэта. Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы ‒ природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни». Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета.
Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.
Н. А. Некрасов – 8 часов
Очерк жизни и творчества поэта. Лирика Некрасова, её художественные особенности. Гражданский пафос лирики Некрасова. Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворённости жизнью. «Панаевский цикл» как роман в стихах. Трагизм любовной лирики, её диалогичность и экспрессивность. Тема ответственности поэта за своё творчество. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет и композиция поэмы. Поэма Некрасова как «эпопея современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия, пролог и картина пира в роли развязки поэмы. Герои поэмы и тема народного счастья. Различное понимание счастья героями. Народная точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность, мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление. Язык и стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о поэме.
Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.
Эпоха великих романов – 32 часа
Л. Н. Толстой – 17 часов
Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования. Система персонажей. Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторское комментирование событий в романе. Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские. Образ князя Андрея Болконского. Образ графа Пьера Безухова. Тема войны в романе. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма». Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон. Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода. Мысль народная. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой. Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев. Философия истории в романе. Смысл эпилога. Символика названия романа.
Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.
Ф. М. Достоевский – 14 часов
Жизнь и творчество. Почвенничество. Роман «Преступление и наказание». История создания романа «Преступление и наказание», психологизм произведения. Теория Раскольникова и его преступление. Сон первый. Анализ эпизода. Образ Петербурга. Униженные и оскорблённые. Преступление Раскольникова. Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович. Мастерство диалога. Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения. Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе.
Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.
Уроки самостоятельного чтения – 2 часа
Василь Быков «Обелиск»
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди»
Повторение – 3 часа
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Основные понятия и термины | Дата по плану | Дата по факту | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
ВВЕДЕНИЕ - 1ЧАС | |||||||||
1 | 1 | Введение. Золотой век русской поэзии | Творчество писателей 18-начала 19 века. Обзорное знакомство. Русская литература XIX века. Золотой век русской поэзии (обзор).Литературные направления | 1 учебная неделя | |||||
РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА –11 ЧАСОВ | |||||||||
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. А. С. ПУШКИН – 9 ЧАСОВ | |||||||||
2 | 1 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (повторение и обобщение) | Жизнь и творчество поэта (повторение и обобщение) | 2 учебная неделя | |||||
3 | 2 | «Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский) | «Борис Годунов». Историческая основа пьесы. («Пьеса без героя») | 2 учебная неделя | |||||
4 | 3 | Композиция и проблематика драмы | Особенности композиции | 2 учебная неделя | |||||
5 | 4 | Образ Бориса Годунова, тема власти | Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества | 3учебная неделя | |||||
6 | 5 | Образ самозванца. Тема народа в трагедии | Характеристика образа самозванца. Образ народа в трагедии и средства его создания | 3 учебная неделя | |||||
7 | 6 | Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина. историческая повесть и гимн городу Петра. Образ Петра как преобразователя России и как «медного истукана» | Особенности жанра поэмы. Два лика Петра в поэме | 3 учебная неделя | |||||
8 | 7 | Петр и Евгений. Психологизм переживаний Евгения, мастерство поэта в описании города Петра и картины наводнения | Судьба Евгения. Образ «маленького человека» в русской литературе» | 4 учебная неделя | |||||
9 | 8 | Два бунта в повести – стихии и человека. Трагический финал | Тема бунта в поэме | 4 учебная неделя | |||||
10 | 9 | Литература Николаевской эпохи. Литературная критика. Западники и славянофилы. Романтизм и реализм | Основные литературные направления эпохи. Взгляды западников и славянофилов. | 4 учебная неделя | |||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ЧАСА | |||||||||
11 | 1 | Г. Флобер. Из биографии писателя | Мир идей. Историческая эпоха в России и мире, предопределившая развитие русской литературы. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века | 5 учебная неделя | |||||
12 | 2 | Роман «Госпожа Бовари». Проблема пошлости жизни. Провинциальные нравы. Эмма Бовари | Зависимость Эммы Бовари от воззрений и обычаев среды. Любовный треугольник: Шарль, Рудольф и Эмма – разной отношение к любви. Игра страстей, фальшь, притворство и их жертвы | 5 учебная неделя | |||||
РАСЦВЕТ РУССКОГО РЕАЛИЗМА – 38 ЧАСОВ | |||||||||
А.Н. ОСТРОВСКИЙ –10ЧАСОВ | |||||||||
13 | 1 | А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества писателя. Становление русского театра | Биографические сведения о писателе, периоды его творчества; произведения. Становления национального театра в России | 5 учебная неделя | |||||
14 | 2 | Драма «Гроза». Проблематика пьесы. Панорама провинциальной пьесы. | Творческая история пьесы «Гроза». Сюжет, система персонажей. Конфликт. Особенности композиции. Драма как жанр | 6 учебная неделя | |||||
15 | 3 | Своеобразие завязки драмы. Система образов (Кулигин, Борис, Феклуша и др.)Анализ 1 действия пьесы | Герой, характер, тип. Герои пьесы, их идейно-смысловая нагрузка. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | 6 учебная неделя | |||||
16 | 4 | Жестокие нравы «темного царства», замкнутость и убожество калиновского мира. Анализ 2 действия пьесы | Художественный образ. Самодуры в пьесе: Кабаниха, Дикой | 6 учебная неделя | |||||
17 | 5 | Образ Катерины. Жизнь Катерины в доме родителей. Анализ 3действия пьесы | Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Катерина в борьбе за человеческие права. Идея, пафос Трагическое. Катерина в борьбе за человеческие права Сила и слабость характера Катерины | 7 учебная неделя | |||||
18 | 6 | Внутренняя борьба героини, незаурядность ее характера. Трагедия Катерины. Анализ 4 действия пьесы | «Она освобождена» (Добролюбов). Статья Гончарова «Луч света в темном царстве» | 7учебная неделя | |||||
19 | 7 | Конфликт драмы, символика названия, споры о пьесе. Анализ 5 действия пьесы | «Она освобождена» (Добролюбов). Статья Гончарова «Луч света в темном царстве» | 7 учебная неделя | |||||
20 | 8 | Зачетный урок по пьесе «Гроза» | Проблематика пьесы | ||||||
21 | 9 | Р/р. Классное сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза» | Сочинение по пьесе А.Н. Островского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 8 учебная неделя | |||||
22 | 10 | Р/р. Классное сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза» | Сочинение по пьесе А.Н. Островского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 8 учебная неделя | |||||
И.А. ГОНЧАРОВ – 10ЧАСОВ | |||||||||
23 | 1 | И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества | И. А. Гончаров: русский писатель критик | 9 учебная неделя | |||||
24 | 2 | Роман «Обломов». История создания, композиционные, художественные особенности романа | Точность и емкость художественной детали | 9 учебная неделя | |||||
25 | 3 | Анализ эпизода «Посетители Обломова». | Сюжетная роль второстепенных персонажей. Слияние комического и патетического в обрисовке Обломова. Юмор И.А. Гончарова | 9 учебная неделя | |||||
26 | 4 | Анализ эпизода «Сон Обломова» | Формирование характера главного героя | 10 учебная неделя | |||||
27 | 5 | Обломов и Штольц как контрастные образы | Рационализм Штольца и созерцательность Обломова | 10 учебная неделя | |||||
28 | 6 | Обломов и Ольга. Тема любви | Любовная линия в романе | 10 учебная неделя | |||||
29 | 7 | Обломов и «обломовщина». Проблематика романа | Исторические и социальные корни «обломовщины». Споры о романе | 11 учебная неделя | |||||
30 | 8 | Зачет. Проблематика романа «Обломов» | Анализ эпизода | ||||||
31 | 9 | Р/р. Классное сочинение | Структура сочинения. Отбор материала | 11 учебная неделя | |||||
32 | 10 | Р/р. Классное сочинение | Структура сочинения. Отбор материала | 11 учебная неделя | |||||
И.С. ТУРГЕНЕВ - 11 ЧАСОВ | |||||||||
33 | 1 | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества писателя | Биография писателя, его художественный мир И. С. Тургенев – создатель русского романа | 12 учебная неделя | |||||
34 | 2 | Роман «Отцы и дети». История создания романа, его композиция и жанр | История создания романа «Отцы и дети» | 12 учебная неделя | |||||
35 | 3 | Система персонажей. Образ Базарова | «Отцы и дети»: антитеза как основной композиционный приём; система художественных образов. Анализ 1-5 глав романа. Мастерство Тургенева-пейзажиста. Базаров и родители | 12 учебная неделя | |||||
36 | 4 | Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов ‒ антиподы, воплощающие два личностных и социальных типа. Антагонизм и преемственность поколений в изображении Тургенева | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Базаров и Аркадий и Н.П. и П.П. Кирсановы | 13 учебная неделя | |||||
37 | 5 | Анализ эпизода «Дуэль Е. Базарова и П. П. Кирсанова» | Взаимоотношения Базарова с Н. П. Кирсановы и П.П. Кирсановым (гл. 3-7, 5-11, 9,10, 16) | 13 учебная неделя | |||||
38 | 6 | Женские образы в романе, А. С. Одинцова. | Базаров и Одинцова, А. Кирсанов (гл. 13-19, 25-27, 17) | 13 учебная неделя | |||||
39 | 7 | Роль заключительных страниц романа эпилога / финала в романе. Базаров как трагический герой | Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм | 14 учебная неделя | |||||
40 | 8 | Споры вокруг романа (статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «Отцы и дети»). Авторская позиция. | Оценка романа Антоновичем, Минаевым, Страховым. Знакомство с положениями статьи Писарева «Базаров» Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм | 14 учебная неделя | |||||
41 | 9 | Зачёт по творчеству И.С. Тургенева | «Отцы и дети»: система художественных образов | 14 учебная неделя | |||||
42 | 10 | Р/р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по роману И.С. Тургенева; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 15 учебная неделя | |||||
43 | 11 | Р/р. Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по роману И.С. Тургенева; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 15 учебная неделя | |||||
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН - 4ЧАСА | |||||||||
44 | 1 | М. Е. Салтыков-Щедрин.Очерк жизни и творчества писателя | Биографические сведения | 15учебная неделя | |||||
45 | 2 | «История одного города» (обзор). Замысел романа «История одного города», его художественные особенности. Позиция повествователя, способы её выражения. Авторская оценка происходящих в романе событий | Композиция, идейный смысл произведения. Город-гротеск в изображении писателя. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола | 16 учебная неделя | |||||
46 | 3 | Образы градоначальников. Гротеск как ведущий художественный приём7 | Образы градоначальников как обобщенный образ страны. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола | 16 учебная неделя | |||||
47 | 4 | Народ и власть в романе | Народ на страницах истории города Глупова. Тема для обсуждения: Патриотичен ли сатирический взгляд на русскую историю? | 16учебная неделя | |||||
Н. С. ЛЕСКОВ – 3 ЧАСА | 16 учебная неделя | ||||||||
48 | 1 | Очерк жизни и творчества писателя | Биографические сведения о писателе и художественны мир | 17 учебная неделя | |||||
49 | 2 | Рассказ «Тупейный художник». Русский национальный характер в произведениях Лескова. Сказовая манера повествования | Тема и идея произведения. Проблематика. Особенности повествования. Жанр сказа | 17 учебная неделя | |||||
50 | 3 | Защита проектов | Проектные задания и их презентация | 17 учебная неделя | |||||
НАЕДИНЕ С ПОЭТОМ: ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА – 18 ЧАСОВ | |||||||||
Ф.И. ТЮТЧЕВ – 5 ЧАСОВ | |||||||||
51 | 1 | Ф.И. Тютчев.Жизнь и творчество поэта. Художественные особенностилирики. Антитеза как один из основных художественных приёмов. | Этапы биографии. Основные мотивы лирики | 18 учебная неделя | |||||
52 | 2 | Тема природы в лирике Тютчева. Пантеизм Тютчева. | Природа в лирике поэта | 18учебная неделя | |||||
53 | 3 | Тема любви в лирике поэта. Любовь как «поединок роковой». | Личная жизнь поэта и ее отображение в его поэтических произведениях | 18 учебная неделя | |||||
54 | 4 | Философские мотивы и тема России в лирике Тютчева. Трагическое ощущение мимолётности бытия; мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. | Освоение навыков анализа философской лирики | 19 учебная неделя | |||||
55 | 5 | Зачёт.Выразительное чтение и анализ стихотворений | Лирика Ф. Тютчева. Анализ стихотворения. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции | 19 учебная неделя | |||||
А.А. ФЕТ - 5 ЧАСОВ | |||||||||
56 | 1 | А.А. Фет.Жизнь и творчество поэта. | Биография поэта, ее влияние на настроения и мотивы лирики | 19 учебная неделя | |||||
57 | 2 | Поэзия Фета и теория «чистого искусства». Традиционные поэтические темы ‒ природа, любовь, творчество и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). | Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А. А. Фета | 20 учебная неделя | |||||
58 | 3 | Ранняя лирика Фета: темы и образы. Изображение мимолётных, изменяющихся состояний человеческой души и природы | Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А. А. Фета. | 20 учебная неделя | |||||
59 | 4 | Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни». Музыкальность и импрессионизм поэзии Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета. | А. Фет и эстетика «чистого искусства» | 20 учебная неделя | |||||
60 | 5 | Зачёт.Выразительное чтение и анализ стихотворений Фета | Лирика А.Фета. Анализ стихотворения. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции | 21 учебная неделя | |||||
Н.А.НЕКРАСОВ –8 ЧАСОВ | |||||||||
61 | 1 | Н.А. Некрасов.Очерк жизни и творчества поэта. | Биография писателя Основные темы, мотивы и образы поэзии | 21 учебная неделя | |||||
62 | 2 | Лирика Некрасова, её художественные особенности. Гражданский пафос лирики Некрасова | Художественные особенности лирики Гражданский пафос лирики Некрасова | 21 учебная неделя | |||||
63 | 3 | Основные темы лирики Некрасова: тема народной жизни, любви, поэта и поэзии. Мотивы тоски и неудовлетворённости жизнью. «Панаевский цикл» как роман в стихах. Трагизм любовной лирики, её диалогичность и экспрессивность. Тема ответственности поэта за своё творчество | Основные темы. Тема поэта и поэзии в изображении Н. Некрасова «Элегия», «Поэт и гражданин» и др. Любовная лирика. Героика и жертвенность в образе разночинца-народолюбца Добролюбов, Белинский | 22 учебная неделя | |||||
64 | 4 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, сюжет и композиция поэмы. Поэма Некрасова как «эпопея современной крестьянской жизни» (Н. А. Некрасов). Образ дороги и путешествия, пролог и картина пира в роли развязки поэмы | Социальная и нравственная проблематика поэмы. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция. | 22 учебная неделя | |||||
65 | 5 | Герои поэмы и тема народного счастья. Различное понимание счастья героями. Народная точка зрения на события поэмы. Правдоискательство, совестливость, непокорность, мятежность русского характера. Христианские мотивы и их переосмысление | Образы крестьян. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция. | 22 учебная неделя | |||||
66 | 6 | Язык и стиль поэмы. Фольклорные мотивы. Хоровое начало и песенность как художественные особенности народной эпопеи. Речевые обороты и стилистика народной речи. Критика о поэме. | Образы крестьян и помещиков. Дореформенная ипослереформенная Россия в поэме. Тема социального идуховного рабства. | 23 учебная неделя | |||||
67 | 7 | Р/р.Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Сочинение по поэме Н.А. Некрасова; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 23 учебная неделя | |||||
68 | 8 | Р/р.Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция. | 23 учебная неделя | |||||
ЭПОХА ВЕЛИКИХ РОМАНОВ – 31ЧАС Л.Н. ТОЛСТОЙ –17 ЧАСОВ | |||||||||
69 | 1 | Л.Н. Толстой.Жизнь и творчество. Роман «Война и мир». История создания романа; композиция, жанровые особенности. Первый русский роман-эпопея. Экспозиция романа. Завязка исторического повествования | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. История создания романа. Проблематика, образы, жанр | 24 учебная неделя | |||||
70 | 2 | Система персонажей | Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог | 24 учебная неделя | |||||
71 | 3 | Психологизм Толстого. Диалектика души. Объективность и авторское комментирование событий в романе | Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика | 24 учебная неделя | |||||
72 | 4 | Тема семьи в романе: Ростовы и Болконские | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Семейный мир Ростовых и семейный мир Болконских. Семья Курагиных | 25 учебная неделя | |||||
73 | 5 | Образ князя Андрея Болконского | Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания А. Болконского. Исторические процессы и судьбы героев, поиск смысла жизни. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог Анализ военных действий за пределами страны. Поведение солдат, офицеров | 25 учебная неделя | |||||
74 | 6 | Образ графа Пьера Безухова | Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания Пьера Безухова. Исторические процессы и судьбы героев, поиск смысла жизни. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог | 25 учебная неделя | |||||
75 | 7 | Тема войны в романе. Роль батальных сцен: Шенграбен, Аустерлиц, Бородино. «Скрытая теплота патриотизма» | Жизненный путь и духовные искания героя. Нравственные искания А. Болконского. Исторические процессы через судьбы героев, поиск смысла жизни. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог | 26 учебная неделя | |||||
76 | 8 | Исторические персонажи в романе. Два типа полководцев: Кутузов и Наполеон | Кутузов и Наполеон. Тема исторической личности в ходе истории | 26 учебная неделя | |||||
77 | 9 | Бородинское сражение как кульминация романа. Анализ эпизода | Анализ эпизодов «Переправа французов через Неман», Оставление русскими своих земель (ч.2-3), бунт крестьян в Богучарове, батарея Раевского | 26 учебная неделя | |||||
78 | 10 | Мысль народная. Платон Каратаев и Тихон Щербатый | Углубление замысла романа «Мысль народная» - главная. Изображение партизанской войны | 27 учебная неделя | |||||
79 | 11 | Женские образы в романе. Образ Наташи Ростовой | Бессмертие романа | 27 учебная неделя | |||||
80 | 12 | Нравственные искания героев романа. Ум и чувство толстовских героев | Образы Наташи Ростовой, кн. Марьи, Элен Курагиной и др. | 27 учебная неделя | |||||
81 | 13 | Философия истории в романе | Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза | 28 учебная неделя | |||||
82 | 14 | Смысл эпилога. Символика названия романа | Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза | 28 учебная неделя | |||||
83 | 15 | Зачёт. Побор цитатного материала к сочинению | Работа с текстом | 28 учебная неделя | |||||
84 | 16 | Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по роману Л.Н. Толстого; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 29 учебная неделя | |||||
85 | 17 | Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по роману Л.Н. Толстого; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 29 учебная неделя | |||||
Урок самостоятельного чтения – 1 час | |||||||||
86 | 1 | Урок самостоятельного чтения. Василь Быков «Обелиск» | Работа с текстом | 29 учебная неделя | |||||
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ – 14 ЧАСОВ | |||||||||
87 | 1 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Почвенничество | Этапы биографии и творчества Ф. Достоевского Петербург Достоевского | 30 учебная неделя | |||||
89 | 2 | Роман «Преступление и наказание». История создания романа, психологизм произведения | История создания романа «Преступление и наказание» | 30 учебная неделя | |||||
90 | 3 | Теория Раскольникова и его преступление | Раскольников среди униженных и оскорбленных Семьи Мармеладова, Раскольникова Теория Раскольникова. Идея о праве сильной личности. Преступление Раскольникова | 30учебная неделя | |||||
91 | 4 | Сон первый. Анализ эпизода | Стиль повествования | 31 учебная неделя | |||||
92 | 5 | Образ Петербурга. Униженные и оскорблённые | Петербург на страницах романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» | 31 учебная неделя | |||||
93 | 6 | Преступление Раскольникова | Теория Раскольникова. Идея о праве сильной личности. Преступление Раскольникова.Тема. Проблематика. Психологизм | 31 учебная неделя | |||||
94 | 7 | Двойники Раскольникова. Лужин и Свидригайлов | Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова, Раскольникова и Лужина. Герой. Характер. | 32 учебная неделя | |||||
95 | 8 | Раскольников и Порфирий Петрович. Мастерство диалога | Герой. Характер. Выразительное чтение и анализ эпизода | 32 учебная неделя | |||||
96 | 9 | Образ Сони Мармеладовой. Евангельские мотивы в романе. | Раскольников и Соня. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя | 32 учебная неделя | |||||
97 | 10 | Роль эпилога. Нравственная проблематика романа. Тема нравственного воскрешения | Воскрешение человека в Раскольникове любовью Роль эпилога в романе | 33 учебная неделя | |||||
98 | 11 | Полифония романа. Тонкость психологического анализа и глубина философского содержания. Авторская позиция. Споры о романе | Что помешало Раскольникову жить по теории, им созданной? Почему Раскольников «сделал явку с повинной»? | 33учебная неделя | |||||
99 | 12 | Зачётный урок. Подбор цитатного материала из романа Ф.М. Достоевского | Работа с текстом | 33 учебная неделя | |||||
100 | 13 | Р/р. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по роману Ф.М. Достоевского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 34 учебная неделя | |||||
101 | 14 | Р/р. Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение по роману Ф.М. Достоевского; уметь сравнивать, соизмерять части сочинения, делать выводы | 34 учебная неделя | |||||
Урок самостоятельного чтения - 1 час | |||||||||
102 | 1 | Урок самостоятельного чтения. Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» | Выразительное чтение и пересказ эпизодов с комментариями и анализом | 34 учебная неделя | |||||
ПОВТОРЕНИЕ – 3 ЧАСА | |||||||||
103 | 1 | Обобщающий урок «Нравственные уроки русской литературы 19 века» | Герои русской литературы 19 века. Нравственные идеалы. Жизненные ценности | 35 учебная неделя | |||||
104 | 2 | Обобщающий урок «Нравственные уроки русской литературы 19 века» | Герои русской литературы 19 века. Нравственные идеалы. Жизненные ценности | 35 учебная неделя | |||||
105 | 3 | Обобщающий урок «Нравственные уроки русской литературы 19 века» | Герои русской литературы 19 века. Нравственные идеалы. Жизненные ценности | 35 учебная неделя |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс 10-1
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
[1] Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
[2] Литература. 10 - 11 классы: рабочая программа/Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Т.Ф.Курдюмовой для 5 класса
Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю, кроме того в нее включен региональный компонент (Литература Дона). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, календарно-те...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-358746-1388754475.jpg)
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-358746-1388754475.jpg)
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/03/picture-358746-1388754475.jpg)
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-363603-1391671731.jpg)
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-97779-1355246960.jpg)
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-97779-1355246960.jpg)
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...