Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф. И. Тютчев. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
1. О.Н.У.
2. Проверка д/задания
3. Актуализация знаний
Продолжите стихотворные строки:
«Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора) «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)
«Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)
«Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)
«Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)
Кто автор этих стихотворений?
Попробуйте определить тему и цели урока.
4. Работа по теме урока
1) Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии (с. 292).Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник».
2) Чтение статьи в учебнике о Ф.И. Тютчеве. Закрепление прочитанного по деформированному тексту.
3) Слушание стихотворения « Неохотно и несмело » по фонохрестоматии.
5. Закрепление
1) анализ текста
Приложение 2 ( таблица для анализа)
- Ребята, что интересное вы заметили в стихотворении?
-2 строфа не содержит глаголов, поэт рисует картинку, это описание
- сравните 1 и 5 строфы, какую картинку вы видите? Почему солнце смотрит «неохотно и несмело» ? Почему оно взглянуло «исподлобья»?
- Какое настроение передает нам поэт?
- Попробуйте определить главную тему поэзии Ф.И.Тютчева ( Природа)
2) Выразительное чтение стихотворения
«Листья» и анализ ( работа с таблицей)
6. Подведение итогов. Рефлексия
- Расскажите, какие картинки вы вообразили себе после чтения и анализа стихотворений?
7. Д/з
Выучить наизусть «Неохотно и несмело»
Приложение 1
__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в ______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством, радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева была умной и _______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был поэт _____________________. Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.
В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.
Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.
Приложение 1
__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в ______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством, радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева была умной и _______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был поэт _____________________. Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.
В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.
Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.
Приложение 1
__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в ______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством, радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева была умной и _______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был поэт _____________________. Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.
В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.
Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»
Заполните таблицу
Композиция, план событий | Динамичность (глаголы) | Художественные средства, создающие образы | Звукопись (какие звуки повторяются в строфе) |
1 строфа. | |||
2 строфа. | |||
3 строфа. | |||
4 строфа. | |||
5 строфа |
Анализ стихотворения «Листья»
- Заполните таблицу
Композиция, план событий | Динамичность (глаголы) | Художественные средства, создающие образы | Звукопись (какие звуки повторяются в строфе) |
1 строфа. | |||
2 строфа. | |||
3 строфа. | |||
4 строфа. |
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»
Заполните таблицу
Композиция, план событий | Динамичность (глаголы) | Художественные средства, создающие образы | Звукопись (какие звуки повторяются в строфе) |
1 строфа. | |||
2 строфа. | |||
3 строфа. | |||
4 строфа. | |||
5 строфа |
Анализ стихотворения «Листья»
- Заполните таблицу
Композиция, план событий | Динамичность (глаголы) | Художественные средства, создающие образы | Звукопись (какие звуки повторяются в строфе) |
1 строфа. | |||
2 строфа. | |||
3 строфа. | |||
4 строфа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Урок литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...
Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»
На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...
Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело"
Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело"...
анализ стихотворения " Неохотно и несмело" Ф.И.Тютчева
В помощь учителю к уроку литературы в 6 классе анализ стихотворения "Неохотно и несмело"...
Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"
Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...