Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Ф. И. Тютчев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_36_literatura.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. Тютчев. Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

1. О.Н.У.

2. Проверка д/задания

3. Актуализация знаний

Продолжите стихотворные строки:

«Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора) «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

«Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

«Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

«Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

Кто автор этих стихотворений?

Попробуйте определить тему и цели урока.

4. Работа по теме  урока

1) Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии (с. 292).Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник».

2) Чтение статьи в учебнике о Ф.И. Тютчеве. Закрепление прочитанного по деформированному тексту.

3) Слушание стихотворения « Неохотно и несмело » по фонохрестоматии.

5. Закрепление

1) анализ текста

Приложение 2 ( таблица для анализа)

- Ребята, что интересное вы заметили в стихотворении?

-2 строфа не содержит глаголов, поэт рисует картинку, это описание

- сравните 1 и 5 строфы, какую картинку вы видите? Почему солнце смотрит «неохотно и несмело» ? Почему оно взглянуло «исподлобья»?

- Какое настроение передает нам поэт?

- Попробуйте определить главную тему поэзии Ф.И.Тютчева ( Природа)

2) Выразительное чтение стихотворения

«Листья» и анализ ( работа с таблицей)

6. Подведение итогов. Рефлексия

- Расскажите, какие картинки вы вообразили себе после чтения и анализа стихотворений?

7. Д/з

Выучить наизусть «Неохотно и несмело»

Приложение 1

__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в ______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством, радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева  была умной и _______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был поэт _____________________. Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.

 В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.

Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.

Приложение 1

__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в ______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством, радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева  была умной и _______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был поэт _____________________. Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.

 В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.

Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.

Приложение 1

__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в ______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством, радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева  была умной и _______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был поэт _____________________. Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.

 В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.

Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.


Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Заполните таблицу

Композиция, план событий

Динамичность (глаголы)

Художественные средства, создающие образы

Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)

1 строфа.

2 строфа.

3 строфа.

4 строфа.

5 строфа

Анализ стихотворения «Листья»

  1. Заполните таблицу

Композиция, план событий

Динамичность (глаголы)

Художественные средства, создающие образы

Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)

1 строфа.

2 строфа.

3 строфа.

4 строфа.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Заполните таблицу

Композиция, план событий

Динамичность (глаголы)

Художественные средства, создающие образы

Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)

1 строфа.

2 строфа.

3 строфа.

4 строфа.

5 строфа

Анализ стихотворения «Листья»

  1. Заполните таблицу

Композиция, план событий

Динамичность (глаголы)

Художественные средства, создающие образы

Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)

1 строфа.

2 строфа.

3 строфа.

4 строфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...

Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»

На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело"

Ф.И. Тютчев "Неохотно и несмело"...

анализ стихотворения " Неохотно и несмело" Ф.И.Тютчева

В помощь учителю к уроку литературы в 6 классе анализ стихотворения "Неохотно и несмело"...

Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"

Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...