Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сергеева Ирина Юрьевна

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как групповую работу, так и индивидуальную. Во время урока учащиеся обращаются и к творчеству известных русских художников, что способствует развитию интереса учащихся к искусству. Работе со словом уделяется много внимания, что на сегодняшний день является главной задачей, стоящей перед учителем-словесником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока86 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы для 6 класса

по анализу стихотворения  Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Сергеева Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ

Цели урока:

- обучение анализу лирического произведения поэта XIX века Ф.И.Тютчева

- развитие творческого воображения, навыков изучающего чтения

- воспитание вдумчивого читателя, умеющего видеть красоту природы

Форма - поэтическая мастерская

Время проведения – 90 минут.

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!

Ф.И.Тютчев

Ход урока

I. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит интересная исследовательская работа. Готовы? Будьте внимательны! Итак…

Индуктор.

C:\Users\user\Desktop\Звуки грозы.mp3 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Как вы думаете, что это за звуки? О чем эти звуки нас заставляют вспомнить?

Примерные ответы учеников:

Это звуки грозы. На улице начался дождь.

- А теперь на листочках, лежащих перед вами, попробуйте составить ассоциативный ряд, начинающийся со слова «гроза».

1. Самоконструкция: каждый учащийся работает  на листочке

2. Социоконструкция: учащиеся делятся на 5 групп, 1 из команды зачитывает то, что получилось. Происходит обсуждение, дополнение ассоциативных рядов.

3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу.

Гроза – гром – молния – раскаты.

Страх – волнение – тревога.

Гроза – первая, летняя, сильная, страшная….

- Очень хорошо, предлагаю перейти к следующему виду задании.

Задание по группам: отразите на воем рисунке картину, которая возникла в вашем воображении.

Группа 1 нарисует небо, 2 группа – травы и цветы, группа 3 – человека во время грозы, группа 4 – деревья, группа – 5 – трезубцы молнии.

1. Самоконструкция: каждый учащийся работает  на листочке

2. Социоконструкция: в команде происходит обсуждение работ, выбор лучшей.

3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу, и сообща они пытаются собрать целостную картину грозы.

II. Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Попробуйте предположить, о чем будет стихотворение, которое нам предстоит сегодня исследовать?

Примерные ответы учеников:

В стихотворении говорится о природе. В стихотворении  мы найдем описание грозы.

- Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе  отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.

Познакомимся со стихотворения. Для этого предлагаю прослушать исполнение стихотворения мастером художественного слова (Записываем тему урока в тетради).

C:\Users\user\Desktop\25 - Неохотно и несмело.... Ф. И. Тютчев.mp3

- Пришло время приступить к исследованию. Откроем наш учебник, найдем стихотворение «Неохотно и несмело…» и прочитаем про себя. Читаем вдумчиво, медленно, стараясь не упустить ни одной детали.

Учащиеся читают стихотворение про себя.

- Ответьте коротко на вопрос: описанию чего посвящено это стихотворение?      

Учащиеся ответят: описанию грозы (или приближению грозы).

- Теперь нам предстоит выполнить интересную работу.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Строки взяты из стихотворения Ф.И.Тютчева  «Не то, что мните вы, природа…».

-Для чего используется эпиграф?

Строки эпиграфа говорят нам о том, что природа, если быть к ней внимательным, может рассказать нам многое. Попытаемся понять язык природы. Для этого выполним следующие задания.

Эпиграф отражает основную мысль.

1. Самоконструкция: каждая группа работает над своим заданием.

2. Социоконструкция: в команде происходит совместная работа по заданию.

3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу.

Задание для 1 группы:

Попробуйте составить план-таблицу, в которой  по строфам будет отражена последовательность происходящих событий

Приложение 1.

Работа представлена на доске. Учащиеся переносят все записи с доски в тетрадь.

Задание для 2 группы:

- Определите лексическое значение слов «нивы», «струя», «вихрь», «смятенье», «кайма» по толковому словарю С.И.Ожегова.

- В каком значении: прямом или косвенном – использованы эти в тексте?

- Как вы думаете, с какой целью Ф.И.Тютчев использует слово «чу»? Попробуйте определить его значение.

Социализация.

Нива -  большое поле, засеянное хлебом.

Струя - струя узкий поток жидкости.

Вихрь - сильный ветер; порывистое, стремительное круговое движение воздуха.

Смятенье – растерянность, тревога.

Кайма - полоса по краю ткани.

Слова «нивы», «вихрь» использованы в прямом значении, а все остальные слова – в переносном значении.

Струя  здесь - струя света.

Смятенье – растерянность, тревога (о земле).

Кайма здесь  - то, что окаймляет, окружает небо.

Думаем, что слова использованы в переносном значении, так как речь в стихотворении идет о состоянии окружающей среды, о природе, о земле, как о живом существе.

Слово «чу» будет использовано для того, чтобы мы насторожились, обратили внимание.  (Для учителя: по словарю  В.И.Даля образовано от слова «чуй» - слышь.)

Задание для 3 группы:

Какие части речи использованы в стихотворении. Проведите их количественный анализ. Как вы считаете, почему тех или иных частей речи больше или меньше?  

В каком значении использовано большинство глаголов в этом стихотворении?

Может быть задан вспомогательный вопрос: нет ли в стихотворении слов, обозначающих состояние природы? (слова категории состояния)

Социализация.

Имен существительных – 24, имен прилагательных – 10 (причастий – 2) (ученики, не знакомы с причастием, поэтому отнесут его к прилагательным) = 12, глаголов – 8.

Имена существительные используются для обозначений предметов («капли», «солнце», «земля»), явлений природы (« порывы ветра», «молнии струя», пыль» и т.д.)

Имена прилагательные (и причастия) служат для описания ярких признаков предметов.

Глаголы служат для обозначения действий предметов. Большинство глаголов использовано в переносном значении, потому что природа одушевлена.

Мы видим, что имен существительных в три раза больше, чем глаголов, в два раза больше, чем прилагательных (и  причастий). Наверное, для Ф.И.Тютчева важно показать перемены в природе.

Задание для 4 группы:

Вам предстоит найти в тексте изобразительно-выразительные средства (ИВС), определить их роль. Для вас это эпитеты и сравнения.  Напоминаю вам, что изобразительно-выразительные средства построены на переносном значении слов.

Можно задать вспомогательный вопрос, если учащиеся затрудняются найти сравнение, выраженное существительным в творительном падеже.

Определения ИВС даны на слайде для учеников в качестве подсказок.

Социализация.

Эпитет – ИВС, художественное определение, прилагательное в переносном значении.  

Эпитеты: «(ветра) теплого», «дальний (гром)», «синей (молнии)», «(пламень) белый и летучий», «смятенная (земля)».

Они используются для описания происходящих в природе явлений, для создания более яркой картины.

Сравнение - это выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Здесь мы видим сравнение «вихрем» \, то есть летит пыль, как вихрь.

Задание для 5 группы:

Вам предстоит найти в тексте изобразительно-выразительные средства (ИВС), определить их роль. Для вас это метафоры и олицетворения.  Напоминаю вам, что изобразительно-выразительные средства построены на переносном значении слов.

Определения ИВС даны на слайде для учеников в качестве подсказок.

Социализация.

Метафора – ИВС, скрытое сравнение, уподобление одного понятия или представления другому на основе переноса признаков.

Примеры метафор: «...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» — края тучи осветились ярким светом, похожим на летучее белое пламя; «...И в сиянье потонула / Вся смятенная земля»  - свет вспыхивающих молний настолько ярок, что кажется, будто земля — небольшой островок, который тонет в море синего света молний.

Олицетворение – ИВС, в котором видим приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Пример олицетворения: «Неохотно и несмело / Солнце смотрит...», «принахмурилась земля», «Солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля» (роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживые существа и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство).

- Хочется обратить ваше внимание на то, что Ф.И.Тютчев в 1821 году окончил университет, уехал в Петербург, потом за границу, где провел 22 года на дипломатической службе. Вернулся он в Россию только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть.

 Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.

Эта часть будет проведена на втором уроке. Для сохранения интереса учащихся 6 класса к работе нужно продемонстрировать еще один индуктор. В качестве такого индуктора можно представить презентацию, в которой будут представлены работы известных художников и изображения молнии.

Индуктор №2.

Педагогическая мастерская Неохотно и несмело.. Ф.И.Тютчев.ppt

 Учащиеся делятся своими впечатлениями от просмотра картин русских художников и фотографии, на которых изображена молния.

Разрыв.

Задание группам учащихся.

-Что же нам поможет лучше понять авторский замысел? Это выделение ключевых слов в произведении великого мастера. А выявить их нам поможет определение размера стиха по строфам.

1. Самоконструкция: учащиеся работают со своим заданием: расставляют ударения в строфах, составляют схему строфы, выделяют ключевые слова, на которые попадает пиррихий (два расположенных рядом безударных слога).

2. Социоконструкция: в команде происходит совместная работа по заданию.

3. Социализация: каждая группа подходит к доске и в таблицу вписывает свой вариант в графу «Ключевые слова».

-Хочу обратить ваше внимание на то, что большинство наших ключевых слов является средствами изобразительности. Случайно ли это?

Учащимся предстоит осознать, что стихотворение построено таким образом, чтобы выделить важные для автора и читателя слова и выражения. Они внимательно рассматривают таблицу.

-Ребята, как вы думаете, есть ли в стихотворении действующий герой – человек?

Учащиеся в таких стихотворениях часто не замечают присутствия лирического героя. Важно обратить на этот момент внимание учеников.

- В стихотворениях Тютчева мы всегда находим пример единения человека с природой. Это блаженство, доступное человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Безусловно, лирический герой здесь есть. Это человек, чьими глазами мы наблюдаем изменения в природе перед грозой, во время грозы и после ее окончания. А если есть герой, значит, он что-то чувствует, что-то переживает, чему-то удивляется. Попробуйте понять, какие чувства испытывает лирический герой, свой результат запишите по группам в таблицу в графу «Движения души лирического героя».

Возможные ответы учеников:

-Нет, здесь нет героя. Тютчев описывает то, что происходит в природе.

- Да, кто-то явно здесь присутствует, ведь мы же видим картину чьими-то глазами.

Задание:

1. Самоконструкция: учащиеся работают со своим заданием.

 2. Социоконструкция: в команде происходит совместное обсуждение, каждый делится своими переживаниями.

3. Социализация: каждая группа подходит к доске и в таблицу вписывают свой вариант в графу «Движения души лирического героя».

Афиширование. 

Учитель вместе с учениками просматривает результаты работы на уроке, представленные в таблице.

Разрыв. Обобщающее слово учителя.

Стихотворение «Неохотно и несмело…» -  одно из стихотворений, которое заставляет нас, читателей, не только внимательнее взглянуть на то, что происходит на лоне природы, часто без нашего присутствия, но и почувствовать свою принадлежность к богатому на события миру природы. Закончить обсуждение стихотворения хотелось бы словами:      «Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

      Рефлексия.

-Понравилась ли вам сегодняшняя работа?

- Помогло ли вам исследование углубиться в полотно стихотворения, открыть для себя то, что, на первый взгляд, было скрыто?

Ученики работают на листочках, отражают свои впечатления.

Домашнее задание.

У нас осталась не сделана одна часть работы. Ее вам предстоит выполнить самостоятельно дома. Для этого даю вам несколько домашних заданий.

Вопросы:

- Использована ли в стихотворении звукопись?

Если звукопись использована, то с какой целью?

Опираясь на таблицу, которая будет прикреплена на странице виртуального факультатива, попробуйте определить роль гласных и согласных звуков. Символика цвета для звуков русского языка.doc

Оформите свои записи в таблице в графе «Звукопись в стихотворении».

Познакомьтесь со стихотворением Ф.И.Тютчева «С неба коршун поднялся…», сделать анализ ИВС и звукописи в тетради.

Библиографический список:

  1. История русской литературы XIX века. В 3ч. Ч.3 (1870-1890): учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / А.П.Ауэр и др.; под ред. В.И.Коровина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 543 с.
  2. Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008 – 320 с.
  3. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном  носителе. В 2 ч. Ч.1/В.П.Полухина, В.Я.Коровина, в.П.Журавле, В.И.Коровин/ под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012 – 304 с.
  4. Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т. 6. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 193–208.


Приложение 1.

Картинный план

Движение души лирического героя

Ключевые слова

Изобразительно-выразительные средства

Роль изобразительно-выразительных средств

Звукопись в стихотворении

«Неохотно и несмело солнце смотрит…»

Тревога, ожидание чего-то нового

неохотно и несмело

на поля

прогремело

принахмурилась земля

«смотрит солнце» (олицетворение),

«принахмурилась земля» (олицетворение)

 Одушевление природы с давних времен свойственно человеку. Природа живет, дышит…

«Ветра..порывы… дальный гром…»

Наблюдение над красками природы, ожидание грозы

теплого порывы

-

зеленеющие нивы

зеленее под грозой

«(ветра) теплого» (эпитет), «дальный (гром)» -  эпитет,

«зеленеющие (нивы)» - эпитет.

Передают не только состояние окружающей среды, но и цветовую характеристику природы перед грозой.

«Синей молнии струя»

Напряжение, страх

пробилась из-за тучи

молнии струя

белый пламень

окаймил

«Пробилась  молнии струя» (метафора»; словно струя света – скрытое сравнение)

«...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» (метафора; молния словно кайма – скрытое сравнение)

«(Пламень белый и летучий» - эпитеты.

С помощью метафор Тютчев дает нам почувствовать красоту и ужас, которые сопутствуют грозе. Цветовые эпитеты создают яркую образную картину событий.

«Чаще капли дождевые…»

Ощущение своей слабости перед стихией природы

дождевые

-

раскаты громовые

сердитей смелей

«Вихрем пыль летит…» - сравнение (пыль словно вихрь)

Позволяет сравнить вихрь с движением пыли во время грозы.

«…И в сиянье потонула …земля»

Радость, обновление вместе с природой

-

исподлобья на поля

в сиянье потонула

вся смятенная земля

«Солнце …взглянуло / Исподлобья» -олицетворение,

«смятенная (земля)» - эпитет, «земля потонула» - метафора.

Природа дышит, чувствует, радуется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Педагогическая мастерская Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» Подготовила учитель русского языка и литературы Сергеева Ирина Юрьевна Нижнекамск, 2014

Слайд 2

Эпиграф к уроку: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык! Ф.И.Тютчев

Слайд 3

Гроза глазами русских художников А. Яковлев «Перед грозой»

Слайд 4

Ф.Васильев «Перед грозой»

Слайд 5

И.Левитан «Бурный день»

Слайд 6

А.Немирович «День грозы»

Слайд 7

Г.Исаев «После грозы»

Слайд 8

С.Малярчук «После грозы»

Слайд 9

Молнии во время гроз

Слайд 11

Источники: 1.Картинная галерея http://unity.stroyinf.ru/cgi-bin/unity/gallery.cgi?a=15\u0026i=240 2. ArtNow.ru http://artnow.ru/ru/gallery/3/4624/picture/0/74258.html?comments http://artnow.ru/ru/gallery/3/24711/picture/0/585779.html http://artnow.ru/ru/gallery/2/16474/picture/0/401596.html 3 . Молнии http://go.mail.ru/search


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новогодний сувенир». Урок – мастерская для 5-го класса

Украшать интерьер эффективными аксессуарами стало модно. Из различных материалов можно выполнить разные поделки. Мы  своими руками из самого простого и доступного  материала можем выполнить ...

Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»

На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...

анализ стихотворения " Неохотно и несмело" Ф.И.Тютчева

В помощь учителю к уроку литературы в 6 классе анализ стихотворения "Неохотно и несмело"...

Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"

Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...