Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как групповую работу, так и индивидуальную. Во время урока учащиеся обращаются и к творчеству известных русских художников, что способствует развитию интереса учащихся к искусству. Работе со словом уделяется много внимания, что на сегодняшний день является главной задачей, стоящей перед учителем-словесником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 86 КБ |
Презентация к уроку | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы для 6 класса
по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Цели урока:
- обучение анализу лирического произведения поэта XIX века Ф.И.Тютчева
- развитие творческого воображения, навыков изучающего чтения
- воспитание вдумчивого читателя, умеющего видеть красоту природы
Форма - поэтическая мастерская
Время проведения – 90 минут.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
Ф.И.Тютчев
Ход урока
I. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит интересная исследовательская работа. Готовы? Будьте внимательны! Итак…
Индуктор.
C:\Users\user\Desktop\Звуки грозы.mp3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Как вы думаете, что это за звуки? О чем эти звуки нас заставляют вспомнить? | Примерные ответы учеников: Это звуки грозы. На улице начался дождь. |
- А теперь на листочках, лежащих перед вами, попробуйте составить ассоциативный ряд, начинающийся со слова «гроза». | 1. Самоконструкция: каждый учащийся работает на листочке 2. Социоконструкция: учащиеся делятся на 5 групп, 1 из команды зачитывает то, что получилось. Происходит обсуждение, дополнение ассоциативных рядов. 3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу. Гроза – гром – молния – раскаты. Страх – волнение – тревога. Гроза – первая, летняя, сильная, страшная…. |
- Очень хорошо, предлагаю перейти к следующему виду задании. Задание по группам: отразите на воем рисунке картину, которая возникла в вашем воображении. Группа 1 нарисует небо, 2 группа – травы и цветы, группа 3 – человека во время грозы, группа 4 – деревья, группа – 5 – трезубцы молнии. | 1. Самоконструкция: каждый учащийся работает на листочке 2. Социоконструкция: в команде происходит обсуждение работ, выбор лучшей. 3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу, и сообща они пытаются собрать целостную картину грозы. |
II. Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Попробуйте предположить, о чем будет стихотворение, которое нам предстоит сегодня исследовать? | Примерные ответы учеников: В стихотворении говорится о природе. В стихотворении мы найдем описание грозы. |
- Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся со стихотворения. Для этого предлагаю прослушать исполнение стихотворения мастером художественного слова (Записываем тему урока в тетради). C:\Users\user\Desktop\25 - Неохотно и несмело.... Ф. И. Тютчев.mp3 | |
- Пришло время приступить к исследованию. Откроем наш учебник, найдем стихотворение «Неохотно и несмело…» и прочитаем про себя. Читаем вдумчиво, медленно, стараясь не упустить ни одной детали. | Учащиеся читают стихотворение про себя. |
- Ответьте коротко на вопрос: описанию чего посвящено это стихотворение? | Учащиеся ответят: описанию грозы (или приближению грозы). |
- Теперь нам предстоит выполнить интересную работу. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Строки взяты из стихотворения Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». -Для чего используется эпиграф? Строки эпиграфа говорят нам о том, что природа, если быть к ней внимательным, может рассказать нам многое. Попытаемся понять язык природы. Для этого выполним следующие задания. | Эпиграф отражает основную мысль. 1. Самоконструкция: каждая группа работает над своим заданием. 2. Социоконструкция: в команде происходит совместная работа по заданию. 3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу. |
Задание для 1 группы: Попробуйте составить план-таблицу, в которой по строфам будет отражена последовательность происходящих событий | Приложение 1. Работа представлена на доске. Учащиеся переносят все записи с доски в тетрадь. |
Задание для 2 группы: - Определите лексическое значение слов «нивы», «струя», «вихрь», «смятенье», «кайма» по толковому словарю С.И.Ожегова. - В каком значении: прямом или косвенном – использованы эти в тексте? - Как вы думаете, с какой целью Ф.И.Тютчев использует слово «чу»? Попробуйте определить его значение. | Социализация. Нива - большое поле, засеянное хлебом. Струя - струя узкий поток жидкости. Вихрь - сильный ветер; порывистое, стремительное круговое движение воздуха. Смятенье – растерянность, тревога. Кайма - полоса по краю ткани. Слова «нивы», «вихрь» использованы в прямом значении, а все остальные слова – в переносном значении. Струя здесь - струя света. Смятенье – растерянность, тревога (о земле). Кайма здесь - то, что окаймляет, окружает небо. Думаем, что слова использованы в переносном значении, так как речь в стихотворении идет о состоянии окружающей среды, о природе, о земле, как о живом существе. Слово «чу» будет использовано для того, чтобы мы насторожились, обратили внимание. (Для учителя: по словарю В.И.Даля образовано от слова «чуй» - слышь.) |
Задание для 3 группы: Какие части речи использованы в стихотворении. Проведите их количественный анализ. Как вы считаете, почему тех или иных частей речи больше или меньше? В каком значении использовано большинство глаголов в этом стихотворении? Может быть задан вспомогательный вопрос: нет ли в стихотворении слов, обозначающих состояние природы? (слова категории состояния) | Социализация. Имен существительных – 24, имен прилагательных – 10 (причастий – 2) (ученики, не знакомы с причастием, поэтому отнесут его к прилагательным) = 12, глаголов – 8. Имена существительные используются для обозначений предметов («капли», «солнце», «земля»), явлений природы (« порывы ветра», «молнии струя», пыль» и т.д.) Имена прилагательные (и причастия) служат для описания ярких признаков предметов. Глаголы служат для обозначения действий предметов. Большинство глаголов использовано в переносном значении, потому что природа одушевлена. Мы видим, что имен существительных в три раза больше, чем глаголов, в два раза больше, чем прилагательных (и причастий). Наверное, для Ф.И.Тютчева важно показать перемены в природе. |
Задание для 4 группы: Вам предстоит найти в тексте изобразительно-выразительные средства (ИВС), определить их роль. Для вас это эпитеты и сравнения. Напоминаю вам, что изобразительно-выразительные средства построены на переносном значении слов. Можно задать вспомогательный вопрос, если учащиеся затрудняются найти сравнение, выраженное существительным в творительном падеже. Определения ИВС даны на слайде для учеников в качестве подсказок. | Социализация. Эпитет – ИВС, художественное определение, прилагательное в переносном значении. Эпитеты: «(ветра) теплого», «дальний (гром)», «синей (молнии)», «(пламень) белый и летучий», «смятенная (земля)». Они используются для описания происходящих в природе явлений, для создания более яркой картины. Сравнение - это выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Здесь мы видим сравнение «вихрем» \, то есть летит пыль, как вихрь. |
Задание для 5 группы: Вам предстоит найти в тексте изобразительно-выразительные средства (ИВС), определить их роль. Для вас это метафоры и олицетворения. Напоминаю вам, что изобразительно-выразительные средства построены на переносном значении слов. Определения ИВС даны на слайде для учеников в качестве подсказок. | Социализация. Метафора – ИВС, скрытое сравнение, уподобление одного понятия или представления другому на основе переноса признаков. Примеры метафор: «...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» — края тучи осветились ярким светом, похожим на летучее белое пламя; «...И в сиянье потонула / Вся смятенная земля» - свет вспыхивающих молний настолько ярок, что кажется, будто земля — небольшой островок, который тонет в море синего света молний. Олицетворение – ИВС, в котором видим приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Пример олицетворения: «Неохотно и несмело / Солнце смотрит...», «принахмурилась земля», «Солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля» (роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживые существа и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство). |
- Хочется обратить ваше внимание на то, что Ф.И.Тютчев в 1821 году окончил университет, уехал в Петербург, потом за границу, где провел 22 года на дипломатической службе. Вернулся он в Россию только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг. Эта часть будет проведена на втором уроке. Для сохранения интереса учащихся 6 класса к работе нужно продемонстрировать еще один индуктор. В качестве такого индуктора можно представить презентацию, в которой будут представлены работы известных художников и изображения молнии. Индуктор №2. Педагогическая мастерская Неохотно и несмело.. Ф.И.Тютчев.ppt | Учащиеся делятся своими впечатлениями от просмотра картин русских художников и фотографии, на которых изображена молния. |
Разрыв. Задание группам учащихся. -Что же нам поможет лучше понять авторский замысел? Это выделение ключевых слов в произведении великого мастера. А выявить их нам поможет определение размера стиха по строфам. | 1. Самоконструкция: учащиеся работают со своим заданием: расставляют ударения в строфах, составляют схему строфы, выделяют ключевые слова, на которые попадает пиррихий (два расположенных рядом безударных слога). 2. Социоконструкция: в команде происходит совместная работа по заданию. 3. Социализация: каждая группа подходит к доске и в таблицу вписывает свой вариант в графу «Ключевые слова». |
-Хочу обратить ваше внимание на то, что большинство наших ключевых слов является средствами изобразительности. Случайно ли это? | Учащимся предстоит осознать, что стихотворение построено таким образом, чтобы выделить важные для автора и читателя слова и выражения. Они внимательно рассматривают таблицу. |
-Ребята, как вы думаете, есть ли в стихотворении действующий герой – человек? Учащиеся в таких стихотворениях часто не замечают присутствия лирического героя. Важно обратить на этот момент внимание учеников. - В стихотворениях Тютчева мы всегда находим пример единения человека с природой. Это блаженство, доступное человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Безусловно, лирический герой здесь есть. Это человек, чьими глазами мы наблюдаем изменения в природе перед грозой, во время грозы и после ее окончания. А если есть герой, значит, он что-то чувствует, что-то переживает, чему-то удивляется. Попробуйте понять, какие чувства испытывает лирический герой, свой результат запишите по группам в таблицу в графу «Движения души лирического героя». | Возможные ответы учеников: -Нет, здесь нет героя. Тютчев описывает то, что происходит в природе. - Да, кто-то явно здесь присутствует, ведь мы же видим картину чьими-то глазами. Задание: 1. Самоконструкция: учащиеся работают со своим заданием. 2. Социоконструкция: в команде происходит совместное обсуждение, каждый делится своими переживаниями. 3. Социализация: каждая группа подходит к доске и в таблицу вписывают свой вариант в графу «Движения души лирического героя». |
Афиширование. Учитель вместе с учениками просматривает результаты работы на уроке, представленные в таблице. | |
Разрыв. Обобщающее слово учителя. Стихотворение «Неохотно и несмело…» - одно из стихотворений, которое заставляет нас, читателей, не только внимательнее взглянуть на то, что происходит на лоне природы, часто без нашего присутствия, но и почувствовать свою принадлежность к богатому на события миру природы. Закончить обсуждение стихотворения хотелось бы словами: «Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы». | |
Рефлексия. -Понравилась ли вам сегодняшняя работа? - Помогло ли вам исследование углубиться в полотно стихотворения, открыть для себя то, что, на первый взгляд, было скрыто? | Ученики работают на листочках, отражают свои впечатления. |
Домашнее задание. У нас осталась не сделана одна часть работы. Ее вам предстоит выполнить самостоятельно дома. Для этого даю вам несколько домашних заданий. Вопросы: - Использована ли в стихотворении звукопись? Если звукопись использована, то с какой целью? Опираясь на таблицу, которая будет прикреплена на странице виртуального факультатива, попробуйте определить роль гласных и согласных звуков. Символика цвета для звуков русского языка.doc Оформите свои записи в таблице в графе «Звукопись в стихотворении». Познакомьтесь со стихотворением Ф.И.Тютчева «С неба коршун поднялся…», сделать анализ ИВС и звукописи в тетради. |
Библиографический список:
- История русской литературы XIX века. В 3ч. Ч.3 (1870-1890): учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / А.П.Ауэр и др.; под ред. В.И.Коровина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 543 с.
- Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008 – 320 с.
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/В.П.Полухина, В.Я.Коровина, в.П.Журавле, В.И.Коровин/ под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012 – 304 с.
- Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т. 6. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 193–208.
Приложение 1.
Картинный план | Движение души лирического героя | Ключевые слова | Изобразительно-выразительные средства | Роль изобразительно-выразительных средств | Звукопись в стихотворении |
«Неохотно и несмело солнце смотрит…» | Тревога, ожидание чего-то нового | неохотно и несмело на поля прогремело принахмурилась земля | «смотрит солнце» (олицетворение), «принахмурилась земля» (олицетворение) | Одушевление природы с давних времен свойственно человеку. Природа живет, дышит… | |
«Ветра..порывы… дальный гром…» | Наблюдение над красками природы, ожидание грозы | теплого порывы - зеленеющие нивы зеленее под грозой | «(ветра) теплого» (эпитет), «дальный (гром)» - эпитет, «зеленеющие (нивы)» - эпитет. | Передают не только состояние окружающей среды, но и цветовую характеристику природы перед грозой. | |
«Синей молнии струя» | Напряжение, страх | пробилась из-за тучи молнии струя белый пламень окаймил | «Пробилась молнии струя» (метафора»; словно струя света – скрытое сравнение) «...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» (метафора; молния словно кайма – скрытое сравнение) «(Пламень белый и летучий» - эпитеты. | С помощью метафор Тютчев дает нам почувствовать красоту и ужас, которые сопутствуют грозе. Цветовые эпитеты создают яркую образную картину событий. | |
«Чаще капли дождевые…» | Ощущение своей слабости перед стихией природы | дождевые - раскаты громовые сердитей смелей | «Вихрем пыль летит…» - сравнение (пыль словно вихрь) | Позволяет сравнить вихрь с движением пыли во время грозы. | |
«…И в сиянье потонула …земля» | Радость, обновление вместе с природой | - исподлобья на поля в сиянье потонула вся смятенная земля | «Солнце …взглянуло / Исподлобья» -олицетворение, «смятенная (земля)» - эпитет, «земля потонула» - метафора. | Природа дышит, чувствует, радуется. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык! Ф.И.Тютчев
Гроза глазами русских художников А. Яковлев «Перед грозой»
Ф.Васильев «Перед грозой»
И.Левитан «Бурный день»
А.Немирович «День грозы»
Г.Исаев «После грозы»
С.Малярчук «После грозы»
Молнии во время гроз
Источники: 1.Картинная галерея http://unity.stroyinf.ru/cgi-bin/unity/gallery.cgi?a=15\u0026i=240 2. ArtNow.ru http://artnow.ru/ru/gallery/3/4624/picture/0/74258.html?comments http://artnow.ru/ru/gallery/3/24711/picture/0/585779.html http://artnow.ru/ru/gallery/2/16474/picture/0/401596.html 3 . Молнии http://go.mail.ru/search
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новогодний сувенир». Урок – мастерская для 5-го класса
Украшать интерьер эффективными аксессуарами стало модно. Из различных материалов можно выполнить разные поделки. Мы своими руками из самого простого и доступного материала можем выполнить ...
Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»
На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уро...
Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.
Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...
Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
анализ стихотворения " Неохотно и несмело" Ф.И.Тютчева
В помощь учителю к уроку литературы в 6 классе анализ стихотворения "Неохотно и несмело"...
Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"
Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...