Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Каспирская Надежда Олеговна

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Основные сведения об уроке

Дата

19.01.2017

Количество учащихся на уроке

5

Раздел ФГОС по русскому языку

Русская литература 19 века

Тема урока

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вариант урока

Урок наблюдений и сбора материала

Вид урока

Урок исследовательского типа

Цель деятельности учителя

Образовательные: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева; определить мастерство поэта  в стихотворениях, разбираемых в классе;

Развивающие: способствовать  развитию умений применять полученные знания на практике; логическому мышлению, памяти, внимания; навыков выразительного чтения;

Воспитательные: способствовать воспитанию потребностей давать самостоятельную оценку своей деятельности,  любви к родному краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  научиться анализировать поэтический текст;

Метапредметные: Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт;

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Личностные:  формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Основные понятия на уроке

Анализ, лирика, пейзаж

Методы обучения

Наглядный, словесный,  эвристический

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Аудиовизуальные средства

презентация

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор; экран

Образовательные ресурсы

Другое


Организационная структура урока

Этап

урока

Обучающие

компоненты.

Виды заданий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Контроль

на уроке

  1. Организация начала занятия (1 мин)

Словесный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.  

Настрой на урок

фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку

  1. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание (3 мин)

Словесный

Ребята, сегодня мы будем говорить о замечательном поэте – Федоре Ивановиче Тютчеве. Какие стихи этого поэта вы уже знаете?

 

Хорошо, ребята, посмотрите на тему урока. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой?

Верно!

«Люблю грозу в начале мая», «Чародейкою зимою» и т.д.

Прочитать стихотворения, проанализировать их.

Фронтальная

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

  1. Актуализация знаний (6 мин)

Словесный

Но прежде чем мы приступим к анализу стихотворений, давайте послушаем доклады ребят о самом поэте.

Спасибо, ребята.

Выступление учеников с докладами о биографии Ф.И. Тютчева.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

Словесный, эвристический

Теперь ответьте мне на несколько вопросов по биографии поэта.

Когда и где родился Ф.И. Тютчев?

Где прошло детство поэта?

Какое образование получил  Ф.И. Тютчев?

Какой поэт оказал на него большее влияние?

Где Тютчев продолжил свое дальнейшее образование?

Сколько лет провел Тютчев на дипломатической работе?

Что лежит в основе тютчевской лирики?

Хорошо, молодцы!

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Физминутка (3 мин)

Наглядный

А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь.

Выполняют физминутку

Групповая

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками

  1. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

Словесный, эвристический

Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (читает стихотворение).

Ребята, какие картины природы возникают перед нами при чтении этого стихотворения?

По каким признакам можно определить, что это ранняя весна?

Какими художественными приемами пользуется поэт при описании весенней грозы?

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какое стихотворение Тютчева созвучно только что прочитанному стихотворению?

Хорошо, ребята.

Прочитайте выразительно стихотворение «С поляны коршун поднялся…»

Ребята, найдите в стихотворении сравнение.

Верно. А в чем смысл этого сравнения?

Ребята, в чем заключен философский смысл этого произведения?

Хорошо, ребята. А теперь прочитайте выразительно стихотворение «Листья» и попробуйте ответить на вопросы, которые вы видите на слайде.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

«Люблю грозу в начале мая…»

Читают стихотворение.

Человек сравнивается с коршуном.

Природа дала коршуну два мощных крыла, чтобы парить в высоте, а человек, лишенный крыльев, словно «прирос к земле» - ему не подняться в небо.

Ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделенный крылатой мыслью, он остается приросшим к земле.

Читают, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Включение в систему знаний и повторение (4 мин)

Словесный

Итак, ребята, вы большие молодцы!

Скажите, какая одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева?

А какая это лирика?

Действительно, ребята, но точнее будет – пейзажно-философская лирика.

Лирика

Пейзажная.

Фронтальная

Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы.

  1. Домашнее задание (1 мин)

Словесный

Выучить наизусть одно из стихотворений Ф.И. Тютчева.

Записывают домашнее задание

Групповая

Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. Рефлексия (2 мин)

Наглядный

А теперь, ребята, посмотрите на слайд и дополните предложения:

Я узнал …

Я знал …

 Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Спасибо за урок!

Дополняют предложения

групповая

Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов

Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...