анализ стихотворения " Неохотно и несмело" Ф.И.Тютчева
план-конспект урока по литературе (6 класс)
В помощь учителю к уроку литературы в 6 классе анализ стихотворения "Неохотно и несмело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotv_neohotno_i_2.docx | 14.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело…» Ф.И.Тютчева. Урок в 6 классе
История создания
В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».
Тема
В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли.
Основная мысль: природа прекрасна во время грозы;
За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика. В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.
Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги, и поэтому становятся ещё зеленее.
Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя её края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты чем-то рассержены, поэтому раздаются всё сильнее.
Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает исподлобья взгляд на поля. Гроза заканчивается, и земля, обновлённая, умытая, утопает в сиянии солнечных лучей.
Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.
Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Едва уловимы и философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо.
Композиция
Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определённому образу природы.
Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в четвёртом она вовсю бушует над землей, а в последнем мы уже видим не грозу, а образ земли после грозы.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Строки произведения объединены перекрёстной рифмовкой.
Жанр стихотворения –лирическое стихотворение. Явно виден лирический герой – созерцатель данной картины природы. Это его видение мира природы, его мысли и чувства, навеянные грозой.
Средства выразительности
Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей», метафоры: «в сиянье потонула вся смятённая земля», «Пламень окаймил её края».
Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля». эпитет (ветра тёплого), эпитет (зеленеющие нивы), инверсия (синей молнии струя), эпитет (пламень летучий), эпитет (пламень белый), эпитет и инверсия (капли дождевые), эпитеты (раскаты сердитей, смелей),
Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней». (Неохотно и Несмело; Солнце Смотрит; ветРа тёплого поРывы; Дальний гРом и ДожДь поРой; Зеленеющие нивы Зеленее под гроЗой и так далее);
Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в
Моё впечатление: в этом стихотворении моё внимание особенно привлекло то, как автор отображает в природе постепенное приближение грозы: начиная от несмелого взгляда на солнце, на поля, переходя постепенно к сердитым, всё более усиливающимся раскатам грома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Урок литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...
Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Урок по литературе в 6 классе. Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения "Неохотно и несмело"
Цель урока: развивать умение анализировать стихотворный текст в единстве формы и содержания, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся.Урок с использованием технологии Скрайбинга,...