Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

Класс

6

Тема урока

 Тема: «Особенности пейзажной лирики

в творчестве Ф.И.Тютчева».

Обучение анализу стихотворения

«Неохотно и несмело».
«Весенняя гроза»

«С  поляны  коршун  поднялся…»

Тип урока

Интегрированный урок с элементами мастерской.

Цели урока

♦     Обучающие: формирование навыков анализа лирического стихотворения;

    выявление мотивов и темы лирического произведения; расширение  теоретико-литературных представлений.

♦     Развивающие: создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся,

    развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся,

    развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков; развитие навыков выразительного чтения.

♦     Воспитательные: способствование процессу духовного развития;

    формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса;

    воспитание стремления к знаниям, изучению классических литературных произведений.

♦     Метапредметные: формирование представлений о внутреннем состоянии человека через восприятие лирического произведения;

    формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей.

Планируемые образовательные результаты

♦     Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.

     Умение выразительно читать лирическое произведение.

     Навык анализа лирического стихотворения.

    Умение выявить мотивы и темы лирического произведения.

    Расширение  теоретико-литературные представления.

    Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

♦     Межпредметные: Умение определить соответствие цвета теме и идее лирического произведения.

      Умение соотносить музыкальные и словесные образы.

♦     Метапредметные: Смысловое чтение.

      Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),

последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письмен  ной форме.

     Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

♦     Личностные: Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.

      Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

      Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Методы

обучения

Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Виды деятельности  учителя

 

Пропедевтическая беседа; консультирование по вопросам, возникающим в ходе самостоятельной работы учащихся.

 

 

Виды

деятельности  учащихся

Сопоставительный анализ предложенных художественных текстов, словарная работа, сбор литературоведческих данных и комментарий результатов  групповой работы.

Вид

используемых ИКТ

Презентация

Методическое назначение ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.

Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev.html 

https://ru.wikisource.org/wiki/

Материалы

и оборудование:

 

♦        учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература. 6 класс» (автор-составитель В.Я. Коровиной);

♦        словари (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь     русского языка»,  Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка»);

♦        иллюстрации к произведениям Ф.И.Тютчева;

♦        рабочие листы.

♦        аудиозапись с музыкой Чайковского , чтение стихов Тютчева актёрами


АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ЭТАПЫ

МАСТЕРСКОЙ

Группа «Неохотно и несмело».
 

Группа «Весенняя гроза»

Группа «С  поляны  коршун  поднялся…»

1.     Индукция

(= проблемный вопрос)

Звучит музыка: П.И.Чайковский «Времена года» («Весна»).

На ее фоне - профессиональная декламация стихотворений Ф.И.Тютчева «С  поляны  коршун  поднялся…». «Весенняя гроза»  «Неохотно и несмело».

Сейчас вы слушали великие стихи в исполнении великих артистов. Я уверена, что в это время каждый из вас представил картины природы, изображённые художником - поэтом  . Вы слышали шум ветра, ощутили ощутили его тёплые порывы, услышали громовые раскаты, просветы солнца… А задумывались ли вы над тем, как удалось поэту проникнуть в ваше сознание, переместить вас из классной комнаты в иные миры, заставить ваше сердце пережить то, что пережил лирический герой этих стихов?..  Почему поэту удается передать в словесном образе  звук, цвет, настроение, эмоции – все богатство нашего мироощущения? Я приглашаю вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как рождается образ.

(СЛАЙД ГИПОТЕЗА (предположение) группового исследования: Мироощущение лирического героя Ф,И, Тютчева выражается в словесных, звуковых, цветовых образах.)

 


2. Самоконструкция (= диалог ученика с самим собой, индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…)

*            Найдите в стихотворении основные образы?

Предполагаемый ответ: Основные образы: солнце, туча, земля, гроза

Автор включат себя в мир природы, он как бы часть её.
 

Найдите в стихотворении основные образы?Предполагаемый ответ: Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце

*    Найдите в стихотворении основные образы?Предполагаемый ответ:

земля    и   небо,    коршун     и   человек

* Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.

Предполагаемый ответ: 

Окаймил, смятенная

* . Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.

Предполагаемый ответ: 

перлы

* Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.

Предполагаемый ответ: 

В поте (форма в поту)

 

* Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями

* Предполагаемый ответ: Земля – небо, дождь - пламень

* Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями

* .

Предполагаемый ответ: солнце- гром, резвится - грохочет

 

* Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями

Предполагаемый ответ:

Небо – земля, поднялся - прирос

 

 

 

 

 

* Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?

Предполагаемый ответ: смятенный, несмелый, принахмурилось, исподлобья

* Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?

Предполагаемый ответ: люблю гром, ракаты молодые, резвяся, играя

* Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?

Предполагаемый ответ: царь земли прирос к земле в пыли, мощные крылья

* Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Предполагаемый ответ: гроза

* Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Предполагаемый ответ: гром

* Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Предполагаемый ответ: сожаление

* Найдите в «пейзажных» строках смысловое противоречие.

Предполагаемый ответ:

Несмело – смелей, пламень белый - синей молнии струя, ветра теплого порывы - раскаты громовые
 

* Выпишите цветовые образы. Определите общую цветовую гамму стихотворения.

Предполагаемый ответ:

Голубой, золотой,весенний, тоо есть зелёный, молодой.

 

Найдите в строках смысловое противоречие

Предполагаемый ответ:

Коршун – лирический герой – царь земли,

свобода, полёт в небо – прирос к земле

* Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.

Предполагаемый ответ:

Антитеза (противопоставление): несмело - смелей

 Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится

 Эпитеты: сердитый, смелый

 

 

 

* Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.

Предполагаемый ответ:

Олицетворение: гром резвится, играет

Эпитеты: молодые

Метафора: перлы дождевые

* Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.

Предполагаемый ответ:

Антитеза (противопоставление): взвился - прирос

Метафора: в поте и в пыли

Эпитеты: мощные, живые

3.Социоконструкция (= выполнение задания в группах, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы, построение результата)

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

Предполагаемый ответ:

см,  злгр  й

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

Предполагаемый ответ:

мл зл резв

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику лирического героя?

Предполагаемый ответ:

В первой части: вз,  вс, (взмылся, ввысь)

Во второй части: пт  пр (прирос в поту)

*                 Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.

*                 Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.

*                 Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.

Деконструкция - реконструкция (= превращение материала в хаос – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, определения…)

* Разбейте стихотворение на строки «пейзажные» и строки, передающие состояние лирического героя.

Предполагаемый ответ:

 

Гремят раскаты молодые!                          

Вот дождик брызнул , пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

 

Люблю грозу вначале мая,

 

Деконструкция - реконструкция (= превращение материала в хаос – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, определения…)

* Разбейте стихотворение на строки «пейзажные» и строки, передающие состояние лирического героя.

Предполагаемый ответ:

 Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вся смятенная земля.Неохотно и несмело

 

 

Деконструкция - реконструкция (= превращение материала в хаос – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, определения…)

* В стихотворении две строфы и два поэтических мира . Дайте названия этим мирам.

Предполагаемый ответ:

В стихотворении важны образы 

неба,  земли,  сильного,  мощного,  свободного  коршуна  и  человека,  привязанного  к  земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли. 

         Итоги: Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), 

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

4.Социализация (= «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного и окончательного результата)

 

В отчете

задействованы все!

Добрый,  чуткий  человек  любит  природу;

природа - это огромный мир, он нас принимает, если человек  поступает   разумно,

и не принимает, если мы живем неправильно

(Далее учащиеся демонстрируют иллюстрацию, которая, по их мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее).

 

Поэту присуще описание душевных переживаний человека, его чувств, созвучных состоянию природы. Поэтическая речь и Тютчева гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Русская природа в их стихотворениях живёт своей “чудной жизнью”.

(Далее учащиеся демонстрируют иллюстрацию, которая, по их мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее).

 

Природа  в  стихотворениях  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,  а  человек  -    в  статичном  состоянии,  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него 

исключается (прирос).

Природа – сильная, свободная (небо, небосклон), 

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

 (Далее учащиеся демонстрируют иллюстрацию, которая, по их мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее).

 

8.Рефлексия

(= самоанализ, анализ собственной мысли и чувства в процессе и результате мастерской)

Сегодня я узнал(а)…                                 Я задумался(ась), о том                                  Я меня получилось…

Было интересно…                                     Я научился(ась)…                                           Теперь я могу…

Было трудно…                                           Мне захотелось…                                           Я почувствовал(а), что…

Я выполнял(а) задания и …                      Урок дал мне для жизни…                            Я попробую…

Я понял(а), что…                                       Меня удивило, что…                                     Я смог(ла)…

9.Афиширование творческих работ

План анализа лирического стихотворения

Предполагаемый ответ:

1.          Тема и идея произведения.

2.          Система образов.

3.          Средства художественной выразительности (в том числе фонические).

4.           Мое восприятие стихотворения.

 

 

 

Домашнее задание

Самостоятельно проанализировать стихотворение Ф.И. Тютчева «Листок»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_konkurs_fgos.docx201.97 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Лупырь,

МБОУ СОШ №42

МО Абинский район,

учитель литературы и

русского языка,

проживающей по адресу:

ул. Железнодорожная, 12

 посёлок Ахтырский

Абинского района

 Краснодарского края

Урок литературы в 6 классе.

Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева».

Обучение анализу  стихотворения (   «Неохотно и несмело»,      «Весенняя гроза», «С  поляны  коршун  поднялся…»)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

Класс

6

Тема урока

 Тема: «Особенности пейзажной лирики

в творчестве Ф.И.Тютчева».

Обучение анализу стихотворения

«Неохотно и несмело».
«Весенняя гроза»

«С  поляны  коршун  поднялся…»

Тип урока

Интегрированный урок с элементами мастерской.

Цели урока

  • Обучающие: формирование навыков анализа лирического стихотворения;

    выявление мотивов и темы лирического произведения; расширение  теоретико-литературных представлений.

  • Развивающие: создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся,

    развитие ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся,

    развитие устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков; развитие навыков выразительного чтения.

  • Воспитательные: способствование процессу духовного развития;

    формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса;

    воспитание стремления к знаниям, изучению классических литературных произведений.

  • Метапредметные: формирование представлений о внутреннем состоянии человека через восприятие лирического произведения;

    формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.

     Умение выразительно читать лирическое произведение.

     Навык анализа лирического стихотворения.

    Умение выявить мотивы и темы лирического произведения.

    Расширение  теоретико-литературные представления.

    Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

  • Межпредметные: Умение определить соответствие цвета теме и идее лирического произведения.

      Умение соотносить музыкальные и словесные образы.

  • Метапредметные: Смысловое чтение.

      Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),

последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письмен  ной форме.

     Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

  • Личностные: Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.

      Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

      Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Методы

обучения

Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Виды деятельности  учителя

Пропедевтическая беседа; консультирование по вопросам, возникающим в ходе самостоятельной работы учащихся.

Виды

деятельности  учащихся

Сопоставительный анализ предложенных художественных текстов, словарная работа, сбор литературоведческих данных и комментарий результатов  групповой работы.

Вид

используемых ИКТ

Презентация

Методическое назначение ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.

Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev.html  

https://ru.wikisource.org/wiki/

Материалы

и оборудование:

  • учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература. 6 класс» (автор-составитель В.Я. Коровиной);
  • словари (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь     русского языка»,  Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка»);
  • иллюстрации к произведениям Ф.И.Тютчева;
  • рабочие листы.
  • аудиозапись с музыкой Чайковского , чтение стихов Тютчева актёрами

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ЭТАПЫ

МАСТЕРСКОЙ

Группа «Неохотно и несмело».

Группа «Весенняя гроза»

Группа «С  поляны  коршун  поднялся…»

  1. Индукция

(= проблемный вопрос)

Звучит музыка: П.И.Чайковский «Времена года» («Весна»).

На ее фоне - профессиональная декламация стихотворений Ф.И.Тютчева «С  поляны  коршун  поднялся…». «Весенняя гроза»  «Неохотно и несмело».

Сейчас вы слушали великие стихи в исполнении великих артистов. Я уверена, что в это время каждый из вас представил картины природы, изображённые художником - поэтом  . Вы слышали шум ветра, ощутили ощутили его тёплые порывы, услышали громовые раскаты, просветы солнца… А задумывались ли вы над тем, как удалось поэту проникнуть в ваше сознание, переместить вас из классной комнаты в иные миры, заставить ваше сердце пережить то, что пережил лирический герой этих стихов?..  Почему поэту удается передать в словесном образе  звук, цвет, настроение, эмоции – все богатство нашего мироощущения? Я приглашаю вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как рождается образ.

(СЛАЙД ГИПОТЕЗА (предположение) группового исследования: Мироощущение лирического героя Ф,И, Тютчева выражается в словесных, звуковых, цветовых образах.)

2. Самоконструкция (= диалог ученика с самим собой, индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…)

  • Найдите в стихотворении основные образы?

    Предполагаемый ответ: Основные образы: солнце, туча, земля, гроза

    Автор включат себя в мир природы, он как бы часть её.

Найдите в стихотворении основные образы?Предполагаемый ответ: Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце

  • Найдите в стихотворении основные образы?Предполагаемый ответ:

земля    и   небо,    коршун     и   человек

  • Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.

Предполагаемый ответ: 

Окаймил, смятенная

  • . Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.

Предполагаемый ответ: 

перлы

  • Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.

Предполагаемый ответ: 

В поте (форма в поту)

  • Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями
  • Предполагаемый ответ: Земля – небо, дождь - пламень
  • Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями
  • .

Предполагаемый ответ: солнце- гром, резвится - грохочет

  • Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями

Предполагаемый ответ:

Небо – земля, поднялся - прирос

  • Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?

Предполагаемый ответ: смятенный, несмелый, принахмурилось, исподлобья

  • Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?

Предполагаемый ответ: люблю гром, ракаты молодые, резвяся, играя

  • Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?

Предполагаемый ответ: царь земли прирос к земле в пыли, мощные крылья

  • Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Предполагаемый ответ: гроза

  • Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Предполагаемый ответ: гром

  • Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?

Предполагаемый ответ: сожаление

  • Найдите в «пейзажных» строках смысловое противоречие.

Предполагаемый ответ:

Несмело – смелей, пламень белый - синей молнии струя, ветра теплого порывы - раскаты громовые

  • Выпишите цветовые образы. Определите общую цветовую гамму стихотворения.

Предполагаемый ответ:

Голубой, золотой,весенний, тоо есть зелёный, молодой.

Найдите в строках смысловое противоречие

Предполагаемый ответ:

Коршун – лирический герой – царь земли,

свобода, полёт в небо – прирос к земле

  • Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.

Предполагаемый ответ:

Антитеза (противопоставление): несмело - смелей

 Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится

 Эпитеты: сердитый, смелый

  • Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.

Предполагаемый ответ:

Олицетворение: гром резвится, играет

Эпитеты: молодые

Метафора: перлы дождевые

  • Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.

Предполагаемый ответ:

Антитеза (противопоставление): взвился - прирос

Метафора: в поте и в пыли

Эпитеты: мощные, живые

3.Социоконструкция (= выполнение задания в группах, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы, построение результата)

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

Предполагаемый ответ:

см,  зл,  гр  й

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

Предполагаемый ответ:

мл зл резв

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику лирического героя?

Предполагаемый ответ:

В первой части: вз,  вс, (взмылся, ввысь)

Во второй части: пт  пр (прирос в поту)

  • Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.
  • Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.
  • Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.

Деконструкция - реконструкция (= превращение материала в хаос – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, определения…)

  • Разбейте стихотворение на строки «пейзажные» и строки, передающие состояние лирического героя.

Предполагаемый ответ:

Гремят раскаты молодые!                          

Вот дождик брызнул , пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

Люблю грозу вначале мая,

Деконструкция - реконструкция (= превращение материала в хаос – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, определения…)

  • Разбейте стихотворение на строки «пейзажные» и строки, передающие состояние лирического героя.

Предполагаемый ответ:

 Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вся смятенная земля.Неохотно и несмело

Деконструкция - реконструкция (= превращение материала в хаос – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, определения…)

  • В стихотворении две строфы и два поэтических мира . Дайте названия этим мирам.

Предполагаемый ответ:

В стихотворении важны образы  

неба,  земли,  сильного,  мощного,  свободного  коршуна  и  человека,  привязанного  к  земле, даже как будто придавленного к земле в поте и в пыли.  

         Итоги: Образы: человек, коршун. Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),  

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

4.Социализация (= «обнародование», защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного и окончательного результата)

В отчете

задействованы все!

Добрый,  чуткий  человек  любит  природу;

природа - это огромный мир, он нас принимает, если человек  поступает   разумно,

и не принимает, если мы живем неправильно

(Далее учащиеся демонстрируют иллюстрацию, которая, по их мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее).

Поэту присуще описание душевных переживаний человека, его чувств, созвучных состоянию природы. Поэтическая речь и Тютчева гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Русская природа в их стихотворениях живёт своей “чудной жизнью”.

(Далее учащиеся демонстрируют иллюстрацию, которая, по их мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее).

Природа  в  стихотворениях  Тютчева  -  живая,  динамичная,  находится  в  движении,  а  человек  -    в  статичном  состоянии,  в  покое,  сама  возможность  движения  для  него  

исключается (прирос).

Природа – сильная, свободная (небо, небосклон),  

огромный мир, человек - не царь земли, а маленькая ее часть.

 (Далее учащиеся демонстрируют иллюстрацию, которая, по их мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее).

8.Рефлексия

(= самоанализ, анализ собственной мысли и чувства в процессе и результате мастерской)

Сегодня я узнал(а)…                                 Я задумался(ась), о том                                  Я меня получилось…

Было интересно…                                     Я научился(ась)…                                           Теперь я могу…

Было трудно…                                           Мне захотелось…                                           Я почувствовал(а), что…

Я выполнял(а) задания и …                      Урок дал мне для жизни…                            Я попробую…

Я понял(а), что…                                       Меня удивило, что…                                     Я смог(ла)…

9.Афиширование творческих работ

План анализа лирического стихотворения

Предполагаемый ответ:

  1. Тема и идея произведения.
  2. Система образов.
  3. Средства художественной выразительности (в том числе фонические).
  4. Мое восприятие стихотворения.

Домашнее задание

Самостоятельно проанализировать стихотворение Ф.И. Тютчева «Листок»

Список использованной литературы

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч./ (В.П.Полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин); под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Стихи. Ф.И.Тютчев. Русская поэзия второй половины XIX века.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. –с.18 - 48




КАРТА-ЗАДАНИЕ

(Группа «Неохотно и несмело».

ГИПОТЕЗА (предположение) группового исследования: Мироощущение лирического героя Ф,И, Тютчева выражается в словесных, звуковых, цветовых образах.)

  1. Найдите в стихотворении основные образы?
  2. Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их значения.
  3. Стихотворение наполнено образами-противопоставлениями
  4. Найти и выписать слова (словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя».  Каково же настроение?
  5. Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?
  6. Найдите в «пейзажных» строках смысловое противоречие.
  7. Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.
  8. Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?
  9. Выберите из предложенных иллюстраций одну, которая, по вашему мнению, наиболее  соответствует настроению стихотворения, его идее.
  10. Разбейте стихотворение на строки «пейзажные» и строки, передающие состояние лирического героя
  11. План анализа лирического стихотворения

***

КАРТА-РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите одно из предложений (по выбору)

Сегодня я узнал(а)…

Я задумался(ась), о том…

Я меня получилось…

Было интересно…

Я научился(ась)…

Теперь я могу…

Было трудно…

Мне захотелось…

Я почувствовал(а), что…

Я выполнял(а) задания и …

Урок дал мне для жизни…

Я попробую…

Я понял(а), что…

Меня удивило, что…

Я смог(ла)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Особенности пейзажной лирики"

Методическая разработка урока литературы в 6 классе (программа В.Я. Коровиной)Тема урока: «Особенности пейзажной лирики»(«Пейзажная лирика поэтов XIX века»)Цели урока: способствовать осознанию об...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...