Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уроке звучит выразительное чтение подготовленного ученика, запись чтения из Фонохрестоматии, музыка Вивальди. Используется репродукции картин Васильева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 6 классе по программе В.Я.Коровиной.
Учебник В.П.Полухиной «Литература 6 класс»
Тема:
«Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№2» г.Кирова Калужской обл. Балалаева Е.В.
Цели:
- познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и произвести его анализ;
- развивать умение сопоставлять сходные по теме стихотворения одного автора;
- развивать умение сравнивать произведения литературы, живописи и музыки;
- повторить основные художественные приёмы;
- развивать умение подбирать синонимы к заданному слову;
- формировать умение использовать Толковый словарь.
Предшествующее домашнее задание:
- повторить стихотворение «Люблю грозу в начале мая…»
- нарисовать к нему иллюстрацию;
- индивидуальное задание – подготовить выразительное чтение наизусть «Люблю грозу в начале мая…».
Оборудование:
- портрет поэта на слайде (источник – Интернет);
- репродукции картин Васильева «Мокрый луг» и «Перед дождём»;
- иллюстрации учеников к стихотворению «Люблю грозу в начале мая…»;
- диск к учебнику «Фонохрестоматия. Литература 6 класс»;
- музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна. Аллегро»(источник –Интернет);
- Толковый словарь;
- на каждой парте текст стихотворения «Весенняя гроза» (распечатан).
Слайд 2: В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя:
Человек – часть природы. Мы не можем жить без запаха листьев, звонкого журчания ручья, синего неба над головой. У каждого человека есть чувство, будто его связывает незримая нить с лесной чащей или морским ветром. Красоту родной природы особенно чувствуют художники, поэты, композиторы – люди искусства. Звуки, запахи, цвета природы чудесным образом проникли в искусство. Природа здесь – живое существо, которое радуется и страдает, боится и любит.
Наша задача как читателей, зрителей и слушателей – уловить те чувства и настроения, которые передают нам произведения искусства, и насладиться их красотой.
- Работа с эпиграфом.
Сегодня мы продолжаем разговор о стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева (демонстрируется портрет на слайде 1). Эпиграфом к нашему уроку стали его слова (слайд 2). Прочитайте выразительно.
- Как вы понимаете эти строки?
4. Сообщение темы и целей.
Мы посвящаем этот урок описанию одного из самых ярких и бурных явлений природы – весенней грозы. Мы обратимся к ранее изученному стихотворению «Весенняя гроза», познакомимся со стихотворением «Неохотно и несмело…», которое есть у вас в учебнике, попытаемся их сравнить, не забывая, что за каждым произведением стоит видение автора. А также обратимся к другим произведениям искусства. Я желаю вам приятного путешествия в мир искусства.
5. Работа со стихотворением «Весенняя гроза».
- Начнём свой путь со стихотворения «Весенняя гроза», оно есть на каждой парте. Давайте прослушаем его исполнение (подготовленный ученик).
Беседа:
- Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? (устное словесное рисование)- 3 человека.
- Какую роль играет смена картин в стихотворении? (показано движение)
- Каково настроение стихотворения? Докажите текстом.
- Какие художественные средства помогают нам увидеть картину весенней грозы? (эпитеты, олицетворения, аллитерация)
- Как воспринимает грозу собеседница лирического героя? Какое настроение подчёркивается? (обращение к древнему мифу подчёркивает мысль о вечности природы).
- Посмотрите на доску. Вот как вы увидели грозу Тютчева. Какой рисунок вам кажется наиболее удачным? (рассматриваем рисунки учащихся на доске)
6. Работа со стихотворением «Неохотно и несмело...»
-А теперь обратимся к другому описанию весенней грозы на с.202 учебника. В первой публикации оно имело заголовок «Гроза».
Выразительное чтение учителем.
Беседа:
- Каково общее впечатление от стихотворения?
- Обратимся к тексту. Каково состояние природы в первом четверостишии? (солнце смотрит неохотно и несмело, земля принахмурилась – настороженность, грусть). Какой приём использует автор? (олицетворение).
- Как начинается гроза? (второе четверостишие).
- Для чего здесь однокоренные слова? (тонкое наблюдение поэта)
- Третье и четвёртое четверостишия – разгар грозы. Что вы видите?
- Какими цветами Тютчев изображает молнию?
- Какой приём используется? Для этого прочтите ещё раз описание грозы. (аллитерация)
- С каким чувством вы закончите стихотворение?
Словарная работа.
- Как вы понимаете образ: «И в сиянье потонула вся смятенная земля»?
- Что значит «смятенная»? Подберите синонимы к этому слову. Проверим себя по словарю. Это сделает « Научный консультант» (один из учеников).
Продолжаем беседу:
- Какие строчки вас особенно взволновали?
- Страшной ли оказалась гроза?
- Что происходит с природой после грозы? (обновление, очищение)
- Посмотрите на репродукции картин Васильева «Мокрый луг» и «Перед дождём» (на доске). Каким частям стихотворения они соответствуют? Почему?
7. Прослушивание исполнения стихотворения на диске.
- Давайте ещё раз прослушаем это произведение, но теперь в исполнении профессионального чтеца Артёма Тынкасова (2мин.)
8. Сравнение двух изученных стихотворений.
- Мы прослушали и проанализировали оба стихотворения. Что общего между ними? (тема)
- В чём разница?
(В первом – гроза неожиданная, налетевшая и скоропроходящая. Картина грозы – радостна и светла, весёлая катастрофа. Во втором – не неожиданная, нарастает постепенное напряжение. Гроза всколыхнула природу, но не нарушила гармонии. Если в первом природа «вторит весело громам», то во втором с тревогой ожидает грозу: «принахмурилась земля».)
9.Прослушивание Вивальди «Весна. Аллегро».(4 мин.)
- Я предлагаю вам ещё одно видение весны. Прослушайте музыку Вивальди, которая носит название «Времена года. Весна».
- К какому стихотворению вы бы отнесли музыку Вивальди?
- Какие картины вы увидели при прослушивании?
10. Итоги. Слово учителя.
Итак, Ф.И.Тютчев – могучий колдун слова. Он великолепный певец природы. Несколькими чертами он может описать живое, возвышенное существо – природу. Прочувствовать и понять природу нам помогают и живопись, и музыка.
11. Домашнее задание.
Вам предстоит передать своё видение грозы на следующем уроке – дома вы выучите стихотворение «Неохотно и несмело…» наизусть.
12.Рефлексия.
Я надеюсь, что вы получили сегодня и новые знания, и массу положительных эмоций. Охарактеризуйте своё настроение в конце урока тремя эпитетами.(Проверка.)
Спасибо всем за работу.
Используемые материалы:
- Интернет.
- Фонохрестоматия к учебнику литературы.
- «Литература в школе» №10/ 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Урок литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...