Урок литературы в 6 классе на тему «Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна

На уроке сопоставляются 2 стихотворения Тютчева, посвящённые одной теме. Стихотворение "Весенняя гроза" было изучено в 5 классе, поэтому в течение урока идёт сравнительный анализ стихотворений. на уроке звучит выразительное чтение подготовленного ученика, запись чтения из Фонохрестоматии, музыка Вивальди. Используется репродукции картин Васильева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 6 классе по программе В.Я.Коровиной.

Учебник В.П.Полухиной «Литература 6 класс»

                                 Тема:

«Стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и «Весенняя гроза»

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№2» г.Кирова Калужской обл. Балалаева Е.В.

Цели:

  1. познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и произвести его анализ;
  2. развивать умение сопоставлять сходные по теме стихотворения одного автора;
  3. развивать умение сравнивать произведения литературы, живописи и музыки;
  4. повторить основные художественные приёмы;
  5. развивать умение подбирать синонимы к заданному слову;
  6. формировать умение использовать Толковый словарь.

 

Предшествующее домашнее задание:

  1. повторить стихотворение «Люблю грозу в начале мая…»
  2. нарисовать к нему иллюстрацию;
  3. индивидуальное задание – подготовить выразительное чтение наизусть «Люблю грозу в начале мая…».

 

Оборудование:

  1. портрет поэта на слайде (источник – Интернет);
  2. репродукции картин  Васильева «Мокрый луг» и «Перед дождём»;
  3. иллюстрации учеников к стихотворению «Люблю грозу в начале мая…»;
  4. диск к учебнику «Фонохрестоматия. Литература 6 класс»;
  5. музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна. Аллегро»(источник –Интернет);
  6. Толковый словарь;
  7. на каждой парте текст стихотворения «Весенняя гроза» (распечатан).

Слайд 2:                                        В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                        Ф.И.Тютчев.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.

 

  1. Вступительное слово учителя:

 Человек – часть природы. Мы не можем жить без запаха листьев, звонкого журчания ручья, синего неба над головой. У каждого человека есть чувство, будто его связывает  незримая нить с лесной чащей или морским ветром. Красоту родной природы особенно чувствуют художники, поэты, композиторы – люди искусства. Звуки, запахи, цвета природы чудесным образом проникли в искусство. Природа здесь – живое существо, которое радуется и страдает, боится и любит.

        Наша задача как читателей, зрителей и слушателей – уловить те чувства и настроения, которые передают нам произведения искусства, и насладиться их красотой.

  1. Работа с эпиграфом.

Сегодня мы продолжаем разговор о стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева (демонстрируется портрет на слайде 1). Эпиграфом к нашему уроку стали его слова (слайд 2). Прочитайте выразительно.

 - Как вы понимаете эти строки?

                

4. Сообщение темы и целей.

 Мы посвящаем этот урок описанию одного из самых ярких и бурных явлений природы – весенней грозы. Мы обратимся к ранее изученному стихотворению «Весенняя гроза», познакомимся со стихотворением «Неохотно и несмело…», которое есть у вас в учебнике, попытаемся их сравнить, не забывая, что за каждым произведением стоит видение   автора. А также обратимся к другим произведениям искусства. Я желаю вам приятного путешествия в мир искусства.

                

5. Работа со стихотворением «Весенняя гроза».

- Начнём свой путь со стихотворения «Весенняя гроза», оно есть на каждой парте. Давайте прослушаем его исполнение (подготовленный ученик).

Беседа:

- Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? (устное словесное рисование)- 3 человека.

- Какую роль играет смена картин в стихотворении? (показано движение)

- Каково настроение стихотворения? Докажите текстом.

- Какие художественные средства помогают нам увидеть картину весенней грозы?  (эпитеты, олицетворения, аллитерация)

- Как воспринимает грозу собеседница лирического героя? Какое настроение подчёркивается? (обращение к древнему мифу подчёркивает мысль о вечности природы).

- Посмотрите на доску. Вот как вы увидели грозу Тютчева. Какой рисунок вам кажется наиболее удачным? (рассматриваем рисунки учащихся на доске)

 

                 6. Работа со стихотворением «Неохотно и несмело...»

-А теперь обратимся к другому описанию весенней грозы на с.202 учебника. В первой публикации оно имело заголовок «Гроза».

        Выразительное чтение учителем.

Беседа:

- Каково общее впечатление от стихотворения?

- Обратимся к тексту. Каково состояние природы в первом четверостишии? (солнце смотрит неохотно и несмело, земля принахмурилась – настороженность, грусть). Какой приём использует автор? (олицетворение).

- Как начинается гроза? (второе четверостишие).

- Для чего здесь однокоренные слова? (тонкое наблюдение поэта)

- Третье и четвёртое четверостишия – разгар грозы. Что вы видите?

- Какими цветами Тютчев изображает молнию?

- Какой приём используется? Для этого прочтите ещё раз описание грозы. (аллитерация)

- С каким чувством вы закончите стихотворение?

        

Словарная работа.

- Как вы понимаете образ: «И в сиянье потонула вся смятенная земля»?

- Что значит «смятенная»? Подберите синонимы к этому слову. Проверим себя по словарю. Это сделает « Научный консультант» (один из учеников).

Продолжаем беседу:

- Какие строчки вас особенно взволновали?

- Страшной ли оказалась гроза?

- Что происходит с природой после грозы? (обновление, очищение)

- Посмотрите на репродукции картин  Васильева «Мокрый луг» и «Перед дождём» (на доске). Каким частям стихотворения они соответствуют? Почему?

                

7. Прослушивание исполнения стихотворения на диске.

- Давайте ещё раз прослушаем это произведение, но теперь в исполнении профессионального чтеца Артёма Тынкасова (2мин.)

                

8. Сравнение двух изученных стихотворений.

- Мы прослушали и проанализировали оба стихотворения. Что общего между ними? (тема)

- В чём разница?

 (В первом – гроза неожиданная, налетевшая и скоропроходящая. Картина грозы – радостна и светла, весёлая катастрофа. Во втором – не неожиданная, нарастает постепенное напряжение. Гроза всколыхнула природу, но не нарушила гармонии. Если в первом природа «вторит весело громам», то во втором с тревогой ожидает грозу: «принахмурилась земля».)

                

9.Прослушивание Вивальди «Весна. Аллегро».(4 мин.)

- Я предлагаю вам ещё одно видение весны. Прослушайте музыку Вивальди, которая носит название «Времена года. Весна».

- К какому стихотворению вы бы отнесли музыку Вивальди?

- Какие картины вы увидели при прослушивании?

                

10. Итоги. Слово учителя.

Итак, Ф.И.Тютчев – могучий колдун слова. Он великолепный певец природы. Несколькими чертами он может описать живое, возвышенное существо – природу. Прочувствовать и понять природу нам помогают и живопись, и музыка.

                

11. Домашнее задание.

Вам предстоит передать своё видение грозы на следующем уроке – дома вы выучите стихотворение «Неохотно и несмело…» наизусть.

                

12.Рефлексия.

 Я надеюсь, что вы получили сегодня и новые знания, и массу положительных эмоций. Охарактеризуйте своё настроение в конце урока тремя эпитетами.(Проверка.)

Спасибо всем за работу.

Используемые материалы:

  1. Интернет.
  2. Фонохрестоматия к учебнику литературы.
  3. «Литература в школе» №10/ 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...

Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...