Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
статья по литературе на тему
Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 28.29 КБ |
duhovno-nravstvennoe_vospitanie2.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
- 1.В проекте ФГОС процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.
Почему же духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности ?
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и искажении нравственных ориентиров .Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
2 В словаре С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.
В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.
Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там ,где нет духовности, падает нравственность.
3.Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) всегда являлись
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность– свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество– мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. .
4 И кто как не учитель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, защищая наших детей от мира насилия, делая их невосприимчивыми к злу и способными творить добро И в первую очередь, это касается учителей русского языка и литературы.
.. Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе. Человека
Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка
5Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Отвечая на этот вопрос ,я прислушалась к словам известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства».
Я уверена, что основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся.,т. е. учителю литературы необходимо стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказавшись от навязывания однозначных оценок, .формируя правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе
6.Программа 5 класса по литературе тесно связана с таким любимым детьми жанром,как сказки. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания,они являются своеобразным "учебником жизни".
Изучая их , обязательно с учениками беседовала о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора
и пыталась пробудить в учениках стремление к творчеству, к самостоятельной работе, к самовыражению.
Так и возникла идея написать Сборник сказок класса .Сказки получились разные. Сюжеты навеяны как знакомыми и любимыми всеми произведениями, так и совершенно оригинальные, современные .Но объединяет их одно-_они, несомненно ,добрые
(Знакомство с книгой и чтение обращения к детям)
После выхода сборника несколько ребят приняли участие в конкурсе исследовательских работ ,и работа Львовой Насти «Сказка ложь, да в ней намек» заняла призовое место
7.Продолжая работу по духовно-нравственному воспитанию .в 6классе, я поставила литературно-_музыкальную композицию об осени со сказочным сюжетом. Ребята с радостью принимали активное участие в ней, и не только играли .пели ,танцевали,
8.Программа по литературе 6класса имеет благодатный материал для воспитания лучших нравственных качеств
Рассуждая на уроках о таких понятиях, как доброта, отзывчивость, сострадание, мужество.., при изучении рассказов «Уроки французского» Распутина, »Конь с розовой гривой «Астафьева, »Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера, .дети написали несколько творческих работ и создали презентации »Нравственные вопросы в литературе»
9.На уроках русского языка ребята писали сочинение рассуждение (в рамках подготовки к ОГЭ)»Что такое дружба? Какого друга можно назвать настоящим? « Раскрывали тему на материале произведений художественной литературы и жизненного опыта
Через учебный диалог учителя и ученика происходило культурное, нравственное и духовное взаимообогащение Причем, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся
10. Я уверена, что если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным
Учителю поручена высокая духовная миссия: Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековЕдением
Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними
Но верится, что он будет верным.
Предварительный просмотр:
- Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
- 1.В проекте ФГОС процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.
Почему же духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности ?
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и искажении нравственных ориентиров .Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
2 В словаре С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.
В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.
Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там ,где нет духовности, падает нравственность.
3.Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) всегда являлись
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность– свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество– мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. .
4 И кто как не учитель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, защищая наших детей от мира насилия, делая их невосприимчивыми к злу и способными творить добро И в первую очередь, это касается учителей русского языка и литературы.
.. Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе. Человека
Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках
-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка
5Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Отвечая на этот вопрос ,я прислушалась к словам известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства».
Я уверена, что основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся.,т. е. учителю литературы необходимо стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказавшись от навязывания однозначных оценок, .формируя правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе
6.Программа 5 класса по литературе тесно связана с таким любимым детьми жанром,как сказки. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания,они являются своеобразным "учебником жизни".
Изучая их , обязательно с учениками беседовала о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора
и пыталась пробудить в учениках стремление к творчеству, к самостоятельной работе, к самовыражению.
Так и возникла идея написать Сборник сказок класса .Сказки получились разные. Сюжеты навеяны как знакомыми и любимыми всеми произведениями, так и совершенно оригинальные, современные .Но объединяет их одно-_они, несомненно ,добрые
(Знакомство с книгой и чтение обращения к детям)
После выхода сборника несколько ребят приняли участие в конкурсе исследовательских работ ,и работа Львовой Насти «Сказка ложь, да в ней намек» заняла призовое место
7.Продолжая работу по духовно-нравственному воспитанию .в 6классе, я поставила литературно-_музыкальную композицию об осени со сказочным сюжетом. Ребята с радостью принимали активное участие в ней, и не только играли .пели ,танцевали,
8.Программа по литературе 6класса имеет благодатный материал для воспитания лучших нравственных качеств
Рассуждая на уроках о таких понятиях, как доброта, отзывчивость, сострадание, мужество.., при изучении рассказов «Уроки французского» Распутина, »Конь с розовой гривой «Астафьева, »Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера, .дети написали несколько творческих работ и создали презентации »Нравственные вопросы в литературе»
9.На уроках русского языка ребята писали сочинение рассуждение (в рамках подготовки к ОГЭ)»Что такое дружба? Какого друга можно назвать настоящим? « Раскрывали тему на материале произведений художественной литературы и жизненного опыта
Через учебный диалог учителя и ученика происходило культурное, нравственное и духовное взаимообогащение Причем, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся
10. Я уверена, что если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным
Учителю поручена высокая духовная миссия: Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековЕдением
Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними
Но верится, что он будет верным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...
Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"
С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...
- Мне нравится (1)